Цель, деятельность учителя
Тип урока
Планируемые образовательные
результаты
Методы и формы обучения
Технологическая карта урока «Строение и работа сердца»
Дать представление о строение и работе сердца, актуализировать знания о здоровом образе жизни,
здоровом сердце
Урок «открытия» нового знания .
Предметные: Описывать расположение сердца в организме, строение сердца
Узнавать по немому рисунку структурные компоненты строения сердца
Знать свойства сердечной мышцы
Раскрывать взаимосвязь между строением сердца и механизмом сердечного цикла
Характеризовать механизм нервногуморальной регуляции работы сердца
Характеризовать сущность автоматизма сердечной мышцы.
Метапредметные : диалектически анализировать учебный или любой другой материал; сравнивать
объекты, факты, явления; обобщать, делать выводы. Умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально, в группе и в паре
Личностные: Готовность к самообразованию, выраженная устойчивая учебнопознавательная
мотивация и интерес к учебе. Формирование бережного отношение к своему здоровью через осознание
влияния вредных факторов на строение и функционирование сердца, потребности в соблюдении и
пропагандировании правил и норм ЗОЖ.
Воспитывание культуры общения при участии в беседе, в работе в парах и группах.
Формирование нравственных качеств у учащихся: чувство доброты, внимания к окружающим и др.
Методы:
словесный (беседа, рассказ);
наглядный (демонстрация презентации, видеофильма, работа с рисунками, схемами);
практический (выполнение заданий, создание образовательного продукта).
частичнопоисковый (эвристическая беседа);
проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера).
символического видения (ассоциация объекта с рисунком, с цифрами)
сравнения версий (сравнение своей работы с работами других и аналогом, представленным учителем)
стимулирования и мотивации учения (познавательные и занимательные факты, создание ситуаций
успеха);
самоконтроля и самооценки (самопроверка ответов на заданные вопросы и задания и самооценка знаний).
Формы:
фронтальная (демонстрация наглядностей по теме, беседа, решение проблемных задач)
групповая ( работа в группах)
работа в парах (выполнение заданий в парах).
В.В.Пасечник и др. Биология. 8 класс (учебник)
В.В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 8 класс
www.bio.1septevber.ru – газета «Биология» приложение к 1 сентября
www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.
www.km.ru/education
Технические:
ПК на базе процессора не ниже Pentium IV
Мультимедийный проектор
Принтер (на подготовительном этапе)
Экран (или интерактивная доска)
Программные:
Приложения Microsoft Office PowerPoint
Программа Мedia player
Таблица «Кровеносная и лимфатическая системы», модель сердца
«сердечный цикл», «систола», «диастола», «автоматизм сердца», «миокард», «сердечные клапаны».
Образовательные ресурсы
Оборудование
Нагляднодемонстрационный
материал
Основные понятия Организационная структура ( сценарий) урока
Этапы урока
1.Организацио
нный момент.
Создание
ситуации
«Успеха»
2.Актуализаци
я знаний
учащихся.
Деятельность учителя
Обучающие и
развивающие
компоненты,
задания и
упражнения
Проверяет присутствующих, готовит к работе на
уроке, проверяет подготовленность рабочего места
учащихся к уроку; организует внимание класса к
работе на уроке, включает в учебный ритм;
создаёт положительный, эмоциональный настрой у
обучающихся.
Приветствие учителя на данном этапе усиливает
мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую
деятельность.
Перед изучением нового материала нам необходимо
повторить термины и понятия по теме
«Кровеносная система человека». Для успешного
изучения темы урока мы проведем
терминологическую разминку, которая поможет нам
успешно усвоить новый материал и поможет
настроиться на хорошую работу.
Выполнение
познавательны
х заданий.
Установите
соответствие
между
биологическим
и терминами и
определением.
Терминологиче
ская разминка
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Эмоционально
настраиваются на
предстоящую
учебную
деятельность.
Формируемые умения
( универсальные учебные
действия)
Промежут
очный
контроль
Формы
организац
ии
взаимодей
ствия
Коммуникативные УУД:
учатся культуре общения.
Личностные УУД:
самоопределение,
смыслообразование
Слушают учителя,
отвечают на вопросы.
Вспоминают ранее
изученный материал.
Выполняют
самостоятельную
работу и
взаимопроверку
Индивиду
альное,впо
лнениезад
ание
парное
взаимопро
верка
ответов
Устные
ответы,
письменны
й тест
Познавательные УУД:
учатся строить
высказывания; учатся
анализировать, сравнивать,
обобщать.
Предметные УУД:
применяют ранее изученный
материал для решения
практических задач
Коммуникативные УУД:
учатся культуре общения.
Личностные УУД:
смыслообразование и
личностное
самоопределение. Учитель подводит к теме и целям урока
Греки считали его вместилищем духа
Китайцы верили, что в нем сосредоточено счастье
Египтяне полагали, что в нем рождаются эмоции и
интеллект и изображали в виде сосуда
Этот орган ежедневно вырабатывает энергию,
достаточную, чтобы проехать на машине 32 км.
Он может работать даже вне тела человека.
25 сентября люди всего мира отмечают его День.
Секундная стрелка в часах была изобретена
специально для изучения его работы.
В честь него в г. Пермь установлен памятник из
красного гранита
3.Целеполаган
ие и мотивации
Дополняют У
отчаянного,
смелого
человека
сердце…
У доброго,
хорошего
человека –
сердце…
У
равнодушного,
жестокого
человека
сердце….
С глаз долой,
из…
Сердцу не…
Сердце не…
Индивиду
альные
ответы на
вопросы
Вступая в диалог с
учителем (выполняя
задание) выявляют
проблему –
проговаривают и
осознают её.
Отвечают на вопросы,
высказывают свои
предположения. В
коммуникативной
форме формулируют
конкретную цель
своих будущих
учебных действий,
устраняющих
причину возникшего
затруднения (т.е
формулируют, какие
знания им нужны, и
чему им надо
научиться).
Предлагают и
согласовывают с
учителем цель
(главный вопрос)
урока.
Осознают цель
предстоящей работы.
Формулируют тему ,
цели и задачи урока
Устные
ответы,
Предметные УУД: учатся
определять частоту
сердечных сокращений и
причины ее изменений;
учатся понимать смысл
биологических терминов.
Личностные УУД:
смыслообразование и
личностное
самоопределение.
Коммуникативные УУД:
учатся слушать и понимать
речь другого человека;
учатся ставить вопросы,
выражать свои мысли.
Познавательные УУД:
учатся строить
высказывания; учатся
анализировать, сравнивать,
обобщать, выделять главное.
Предметные УУД: учатся
понимать биологические
термины: живой организм.
Регулятивные УУД: учатся
самостоятельно
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему, определять цель
учебной деятельности
(формулировка вопроса
урока)
4. Открытие
новых знаний.
Работа в
группах
ответить на
поставленные
вопросы
карточке
Учитель побуждает к высказыванию предложений о
том, как и с помощью чего можно достичь
поставленной цели. Нет такого другого органа,
который был бы изучен так же хорошо, как сердце,
но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не
решенные и по сей день. Знания о строении,
Высказывают свои
предположения.
Выбирают способ
(как?) и средства для
построения нового
знания (с помощью
Групповая
работа
Дайте
краткую
характери
стику
Предметные УУД: учатся
составлять описание
строения сердца
Познавательные УУД:
учатся ориентироваться в
учебнике, находить и
Ответ
эксперта
группы на
вопросы
,выполнен
ие задания Заполнение
рабочей
тетради
функциях и болезнях сердца накапливались
постепенно.
Класс делится на 4 группы, и каждая
группа получает задание. Давайте
вспомним особенности строения сердца
разных представителей типа Хордовых.
Мы выслушали представителей 4-х
групп, давайте теперь вместе сделаем
вывод о том, как шла эволюция сердца.
Сводная таблица «Кровеносная система
позвоночных»
Это интересно о сердце
Как вы думаете, почему сердце так
называется?
Верно, слово «сердце» (лат. соr, греч.
cardia) происходит от слова «середина».
- А где расположено сердце?
Сердце - полый мышечный орган,
расположенный в середине грудной
клетке между двумя легкими и лежащий
на диафрагме (слайд №24)
- Каковы размеры сердца?
Размеры сердца человека примерно
равны размерам его кулака
Форма – конус.
Сердце работает постоянно, и днем и ночью,
независимо от сознания.
Вы знаете, что любая мышца, сокращаясь,
постепенно утомляется, и ей необходим отдых,
чтобы восстановить работоспособность. А наше
сердце работает круглосуточно, всю жизнь.
Возникает вопрос: Почему сердце может
сокращаться в течение всей жизни? Когда оно
отдыхает?
Видеофрагмент «Работа сердца»
в рабочей
тетради
использовать нужную
информацию (смысловое
чтение); учатся
преобразовывать
информацию в соответствии
с заданием; учатся строить
высказывания; учатся
анализировать, сравнивать,
обобщать, устанавливать
причинноследственные
связи.
Коммуникативные УУД:
учатся слушать и понимать
речь другого человека;
учатся самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие при работе в
паре; учатся выражать свои
мысли.
Личностные УУД:
формирование личностного и
жизненного
самоопределения.
Регулятивные УУД: учатся
осуществлять самоконтроль
и коррекцию;
чего?).
Обсуждают и
составляют описание
строения сердца .
Высказывают свои
предположения
(гипотезы)
Применяют
выбранный способ
действия для
решения задачи,
вызвавшей
затруднение.
Фиксируют в
тетрадях своё
«открытие».
Сообщают о
результатах
выполненной работы.
Отвечают на вопросы.
Осуществляют
самоконтроль.
Корректируют свои
записи. Выполняют
упражнения.
особеннос
тям
строения
кровеносн
ой
системы
полученно
го вами
животного
. 1 группа
– рыбы, 2
группа –
земноводн
ые, 3
группа –
пресмыка
ющиеся, 4
группа –
птицы,
млекопита
ющие.
парная по
учебнику
п. 17 и в
рабочей
тетради на
печатной
основе
(стр. 43 №
4) 5.Физкультмин
утка
(дыхательная
гимнастика
6.Первичное
закрепление
знаний
Упражнение
«Верно ли
утверждение».
Самостоятельная работа в парах по учебнику п. 17
и в рабочей тетради на печатной основе (стр. 43 №
4)
Проверка таблицы
Создаёт условия для снятия переутомления у детей
У человека сердце состоит из 2 предсердий
Левая и правая части сердца разделены
У человека четырехкамерное сердце.
Различают 2 фазы сердечной деятельности:
Упражнение «Верно ли утверждение». Я вам
зачитываю утверждение – если вы согласны со мной,
поднимаете зеленую карточку, если нет – красную.
1.
и 1 желудочка.
2.
перегородкой.
3.
4.
сокращение предсердий;
сокращение желудков;
5. Работа сердца заключается в перекачивании
крови.
6. Сердце работает в трехфазовом ритме.
7. Во время сна сердце сокращается быстрее, а при
физической нагрузке медленнее.
8. Полулунные и створчатые клапаны обеспечивают
правильный ток крови.
Совместно
е
закреплен
ие знаний
Выполняют
упражнения
Осмысливают задание
(определяют
последовательность
действий).
Отвечают на вопросы
(осмысливают и
проговаривают
основные этапы своей
деятельности).
В ходе диалога
формулируют
проблему, цель и
способы её
достижения.
Объясняют
последовательность
действий при
выполнении данного
задания.
Отвечают с помощью
карточек
Личностные УУД:
умение применять
правила охраны
своего здоровья
Предметные УУД: учатся
называть особенности
сердечного цикла; учатся
понимать смысл
биологических терминов.
Познавательные УУД:
учатся ориентироваться в
учебнике, находить и
использовать нужную
информацию; учатся
строить высказывания;
учатся анализировать,
сравнивать, обобщать,
устанавливать причинно
следственные связи.
Коммуникативные УУД:
учатся слушать и понимать
речь другого человека;
учатся ставить вопросы,
выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: учатся
самостоятельно
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему, определять цель
учебной деятельности;
учатся осуществлять
самоконтроль и коррекцию;
Личностные УУД:
формирование личностного и 7. Включение
знаний в
систему
Совместная
оформление
здорового и
больного
сердца Игра
«Ромашка».
Новую тему вы усвоили неплохо. Скажите, хорошо
быть здоровым? А иметь здоровое сердце? Давайте
разберёмся, что поможет быть сердцу здоровым, а
что может ему навредить? Какие факторы
способствуют здоровья сердцу, а какие наоборот
вредят?
Игра «Ромашка».
Учащиеся
выполняют задания.
На этапе проверки
задания
формулируют свой
ответ.
Совместно
е
включений
знаний в
систему
ЗОЖ
7.Рефлексия
Рефлексивный
букет
Организует подводящий диалог.
Вернемся к цели нашего урока! Демонстрирует:
тему урока, цель, проблемный вопрос.
Сформулируйте выводы, продолжив предложения.
Составление рефлексивного букета
Совместна
я
деятельно
сть
индивидуа
льные
ответы
Определяют степень
соответствия
поставленной цели и
результатов
деятельности.
Определяют степень
своего продвижения к
цели, высказывают
оценочные суждения.
жизненного
самоопределения.
Познавательные УУД:
учатся ориентироваться в
учебнике, находить и
использовать нужную
информацию; учатся
строить высказывания;
учатся анализировать,
сравнивать, обобщать,
устанавливать причинно
следственные связи.
Коммуникативные УУД:
учатся слушать и понимать
речь другого человека и
выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
определять цель учебной
деятельности; учатся
осуществлять самоконтроль
и коррекцию;
Личностные УУД:
формирование личностного и
жизненного
самоопределения.
Предметные УУД: учатся
определять особенности
строения и работы сердца;
учатся понимать смысл
биологических терминов.
Познавательные УУД:
учатся ориентироваться в,
рабочей тетради, находить и
использовать нужную
информацию; учатся
строить высказывания;
учатся анализировать,
сравнивать, обобщать, 8.Домашнее
задание
Озвучивает домашнее задание.
Дома вам предлагается выполнить следующую
работу: Изучить §17, р.т.13
Составить синквейн о сердце;
Дополнительно : приготовить сообщение
«Достижения ученых в области кардиологии».
Записывают
домашнее задание
устанавливать причинно
следственные связи.
Коммуникативные УУД:
учатся слушать и понимать
речь другого человека;
учатся выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: учатся
осуществлять самоконтроль
и коррекцию;
Личностные УУД:
формирование личностного
самоопределения.
Личностные УУД:
формирование личностного
самоопределения.
Регулятивные УУД: ставят
самостоятельно учебную
задачу на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того,
что ещё не известно;
мобилизуют свои силы к
волевому усилию, т.е к
выбору преодоления
препятствий.
Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"
Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"
Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"
Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"
Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"
Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"
Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"
Разработка урока по биологии 8 класс " Строение и работа сердца"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.