Разработка урока по биологии "Борьба за существование"
Оценка 5

Разработка урока по биологии "Борьба за существование"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
9 кл
25.02.2017
Разработка урока по биологии "Борьба за существование"
Данный урок позволять сформировать знания об естественном отборе, его формах и методах борьбы за существования; изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции; показать значение теории Ч.Дарвина для современной науки; укрепить понимание взаимосвязи организмов и окружающей среды.Конспект урока
Борьба за существование.docx
Борьба за существование и естественный отбор.   Цель урока:  формирование знаний об естественном отборе, его формах и методах  борьбы за существования. Задачи урока:  Образовательная: изучить сущность естественного отбора и борьбы за  существование как основных факторов эволюции; показать значение теории  Ч.Дарвина для современной науки; укрепить понимание взаимосвязи организмов и  окружающей среды. Развивающая: личностноориентированая мотивация учащихся, выделять главное, уметь оформлять план ­ конспект, сформировать умение анализировать и оценивать  презентацию учащихся по темам. Воспитательная: воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу,   экологическое воспитание, чувства гражданской ответственности. Тип урока: изучение нового материала. Методы обучения: проблемный метод изложения материала урока, применение ИКТ,  словесный. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Средства обучения: учебник автора А.А.Каменского, В.В.Пасечника п.7.4, таблицы  "Форма борьбы за существование", Естественный отбор". 1. Оргмомент Проблема урока. Ход урока Полна, полна чудес могучая природа. (А.С.Пушкин) О каких чудесах природы говорится? Учащиеся предлагают разные версии. На вопрос урока ответим, изучив тему  урока. 1. Формы борьбы за существование: Одним из условий естественного отбора в природе Ч. Дарвин считал возможное перенаселение   видов,   возникающее   как   следствие   геометрической   прогрессии размножения. Например, аскарида продуцирует в сутки до 200тыс. яиц, самка трески выметывает до 10 млн. икринок, одно растение осота дает до 19тыс. семян, а белена ­ более   400тыс.   И   так,   плодовитость   организмов   в   целом   очень   велика,   но   до половозрелого состояния доживают не все. Значительная часть потомства гибнет по различным причинам. Дарвин делает заключение, что между организмами возникает борьба   за   существование. Борьба   за   существование ­   сложные   и   многообразные внутривидовые   и   межвидовые   отношения,   а   также   взаимоотношения   организмов   с факторами среды. Задание. Заполните таблицу "Формы борьбы за существование", используя текст  параграфа. Сравнитель­ Внутривидовая борьба Межвидовая борьба Борьба с неблагоприятными ные условиями среды признаки 1.Формы  проявления  борьбы за  существование 1 Соревнование (конкуренция). 2 Взаимопомощь. 3 Прямая борьба. 2. Результаты     борьбы за  существование Приводит к сохранению  популяции и вида за счет  гибели или неучастия в  размножении наименее   приспособленных особей  данного вида, то есть  ведет к процветанию вида в целом, способствует  его совершенствованию. 3. Примеры ­ борьба за территорию; ­ состязание за добычу; ­ внутривидовой  каннибализм (поедание  особей своего вида); ­борьба за главенство в  стае; ­ борьба за обладание  самкой. 1. Соревнование  (конкуренция). 2 Одностороннее  использование одного вида  другим а) хищник­жертва; б) паразит­хозяин. Приводит к победе более  жизнеспособной особи, к  эволюции обоих  взаимодействующих видов, к развитию у них взаимных  приспособлений. Средства нападения­клыки,  когти, быстрое движение,  подстерегающее поведение. Средства защиты­шипы,  панцири, иглы, ядовитые  вещества, маскировочная  окраска и др. ­ один вид вытесняет другой; ­делят территорию; ­ переход на разное питание; ­ паразитизм; ­ хищничество. Воздействие абиотических  факторов (морозы, жара,  ливни, метели, наводнение,  засуха), которые  могут  усилить или ослабить  внутривидовую и межвидовую борьбу. Приводит к выживанию в  изменившихся условиях  неживой природы наиболее  приспособленных особей,  популяций, видов. ­сезонная смена меха (у  млекопитающих); ­ летняя и зимняя спячка у  животных; ­ сезонные перелеты и кочевки у птиц; ­ приспособленность  животных и растений к  условиям пустыни и тундры  (развита корневая система,  редуцированны листья, запас  воды и жира в организме,  низкорослость растений  тундры и др.) В   результате   борьбы   за   существование   выживают   особи,   наиболее приспособленные к условиям окружающей среды. Ч.Дарвин при сопоставлении фактов борьбы   за   существование   и   всеобщей   изменчивости   признаков   и   свойств   пришел   к заключению о неизбежности в природе избирательного уничтожения одних особей и размножению других ­ естественного отбора. Естественный   отбор ­   процесс   дифференцированного   (неслучайного, избирательного) выживания и воспроизведения организмов в ходе эволюции. Затем учащиеся по ходу урока проводят свою презентацию. Естественный отбор реализуется через действие естественных факторов среды (температура,   влажность,   свет,   паразиты,   конкуренты,   враги,   трудности   добывания пищи   и   т.п.),   а   также   через   сохранение     и   накопление   мелких   наследственных изменений.  Естественный   отбор   Дарвин   считал   главной   движущей   силой   эволюции. Результаты действия этой силы являются такие феномены: 1) 2) постепенное   усложнение   и   повышение   уровня   организации   живых существ; приспособленность организмов к условиям окружающей среды; многообразие видов. 3) Отбор   происходит   непрерывно   на   протяжении   бесконечного   рода   следующих друг за другом поколений и сохраняет главным образом формы, которые в большей мере соответствуют данным условиям. 2.       Формы естественного отбора:   форма   –   обычен   там,   где   условия   жизни   остаются Стабилизирующая  постоянными в течение длительного периода жизни Движущая  форма – способствует изменению генотипа (привести пример с бабочками в промышленных районах). 3. Закрепление: проводится беседа по заполненной таблице. Заполните таблицу "Сравнение естественного и искусственного отбора". Вопросы  для сравнения Определение Естественный  отбор Искусственный  отбор Процесс, в результате которого выживают   и   оставляют потомство особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями   Отбор   особей   с   нужными человеку   хозяйственными признаками для последующего их разведения       поставляет Что материал для отбора Отбирающий фактор Условия среды Отбираемые признаки Полезные   для   выживания   в Наследственная изменчивость Результат отбора данных условиях среды Новые   подвиды   и   виды,   более совершенные   данных   условиях среды в   Потребности человека Нужные хозяйственные признаки Новые породы животных и сорта растений человеку 4.   Итог   урока:  отвечаем   на   проблему   урока:   в   результате   борьбы   за существование   происходит   естественный   отбор,   приспособленные   организмы   к окружающей среде дают чудо природы ­ многообразие видов! Мы ответили на вопрос урока? Ч.Дарвин вывел основные законы природы. 5. Домашнее задание: 7.4, 7.5 _________________________________________________________________________ Борьба за существование ­ ______________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Инструкционная карта  Сравнитель­ ные признаки 1.Формы  проявления  борьбы за  существование 2. Результаты     борьбы за  существование 3. Примеры Внутривидовая борьба Межвидовая борьба 1. Соревнование  (конкуренция). 2 Одностороннее  использование одного вида  другим а) хищник­жертва; б) паразит­хозяин. Приводит к победе более  жизнеспособной особи, к  эволюции обоих  взаимодействующих видов, к развитию у них взаимных  приспособлений. Средства нападения­клыки,  когти, быстрое движение,  подстерегающее поведение. Средства защиты­шипы,  панцири, иглы, ядовитые  вещества, маскировочная  окраска и др. ­ один вид вытесняет другой; ­делят территорию; ­ переход на разное питание; ­ паразитизм; ­ хищничество. 1 Соревнование (конкуренция). 2 Взаимопомощь. 3 Прямая борьба. Приводит к сохранению  популяции и вида за счет  гибели или неучастия в  размножении наименее   приспособленных особей  данного вида, то есть  ведет к процветанию вида в целом, способствует  его совершенствованию. ­ борьба за территорию; ­ состязание за добычу; ­ внутривидовой  каннибализм (поедание  особей своего вида); ­борьба за главенство в  стае; ­ борьба за обладание  самкой. Борьба с неблагоприятными условиями среды Воздействие абиотических  факторов (морозы, жара,  ливни, метели, наводнение,  засуха), которые  могут  усилить или ослабить  внутривидовую и межвидовую борьбу. Приводит к выживанию в  изменившихся условиях  неживой природы наиболее  приспособленных особей,  популяций, видов. ­сезонная смена меха (у  млекопитающих); ­ летняя и зимняя спячка у  животных; ­ сезонные перелеты и кочевки у птиц; ­ приспособленность  животных и растений к  условиям пустыни и тундры  (развита корневая система,  редуцированны листья, запас  воды и жира в организме,  низкорослость растений тундры и др.) Естественный   отбор­   процесс   дифференцированного   (неслучайного,   избирательного) выживания и воспроизведения организмов в ходе эволюции. Затем учащиеся по ходу урока проводят свою презентацию. 2.         Формы естественного отбора: __________________________ – обычен там, где условия жизни остаются постоянными в течение длительного периода жизни __________________________ – способствует изменению генотипа (привести пример с бабочками в промышленных районах). __________________________ форма отбора – в популяции животных или растений, приводящая к появлению двух или нескольких новых форм из одной исходной. .   Дизруптивный (разрывающий) отбор осуществляется в тех случаях,  когда две или более генетически различные формы обладают преимуществом в разных условиях, например в  разные сезоны года. Дизруптивный отбор благоприятствует более чем одному фенотипу и направлен против  промежуточных форм. Он как бы разрывает популяцию по данному признаку на несколько групп,  встречающихся на одной территории, и может при участии изоляции привести к разделению популяции на две и более. Заполните   таблицу   "Сравнение   естественного   и   искусственного   отбора",   используя   текст учебника. Вопросы  для сравнения Определение Естественный  отбор Искусственный  отбор   поставляет Что материал для отбора Отбирающий фактор Отбираемые признаки Результат отбора Тест 1). Пример внутривидовой борьбы за существование: А. Конкуренция между серой и черной крысами. Д. Борьба за главенство в стае. В. Паразитизм. С. Низкорослость березы и ивы в условиях тундры. Е. Конкуренция за свет между березой и елью.       2). Наиболее напряженная борьба за существование – внутривидовая, так как особи одного вида: A. Не нуждаются в одинаковых убежищах B. Имеют одинаковое внешнее и внутреннее строение C. Питаются разной пищей D. Нуждаются в сходных условиях существования E. Размножаются в разное время. 3). Отношение хищник – жертва – это пример борьбы: D. Внутривидовой борьбы A. Дрейфа генов B. Изоляции E. Изменчивости C. Межвидовой борьбы 4). Сложные и многообразные отношения организмов между собой и с условиями окружающей среды Ч. Дарвин назвал: B. Искусственным отбором C. Борьбой за существование D. Приспособленностью 5). Конкуренция за источник пищи, территорию между особями одного вида – это пример: A. Популяционных волн E. Естественным отбором F. Наследственной изменчивостью B. Межвидовой борьбы Домашнее задание: параграф 7.4, 7.5 Самостоятельная работа по теме  «Генетическое равновесие. Изменчивость организмов» Вариант 1 1. Что такое изменчивость организмов? 2. Какие виды изменчивости вам известны? 3. Что такое генетическое равновесие? В каких условиях оно возможно? Самостоятельная работа по теме  «Генетическое равновесие. Изменчивость организмов» Вариант 2 1. Что такое наследственная изменчивость организмов? 2. Что такое генофонд популяции? 3. Какова роль естественного отбора в изменении генофонда популяции?

Разработка урока по биологии "Борьба за существование"

Разработка урока по биологии "Борьба за существование"

Разработка урока по биологии "Борьба за существование"

Разработка урока по биологии "Борьба за существование"

Разработка урока по биологии "Борьба за существование"

Разработка урока по биологии "Борьба за существование"

Разработка урока по биологии "Борьба за существование"

Разработка урока по биологии "Борьба за существование"

Разработка урока по биологии "Борьба за существование"

Разработка урока по биологии "Борьба за существование"

Разработка урока по биологии "Борьба за существование"

Разработка урока по биологии "Борьба за существование"

Разработка урока по биологии "Борьба за существование"

Разработка урока по биологии "Борьба за существование"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017