Разработка урока по биологии на тему « Витамины» (8 класс, биология)
Оценка 4.6

Разработка урока по биологии на тему « Витамины» (8 класс, биология)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
11.03.2018
Разработка урока по биологии на тему  « Витамины»  (8 класс, биология)
Цели урока: раскрыть значение основных витаминов, роль витаминов в обмене веществ, их связь с ферментами, описать основные авитаминозы, способы их предупреждения и лечения; продолжить формирование умения работать в коллективе, умение выбора нужной информации из разных источников; создавать комфортную здоровьесберегающую среду, формировать коммуникативную компетентность и толерантность: принимать собственное и совместное решение, оценивать работу товарищей.
Витамины 9 класс.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа­интернат для обучающихся с  тяжелыми нарушениями речи» городского округа Подольск Московской области                                Разработка урока по биологии  на тему: «Витамины» 9 класс                                                                                                   Подготовила:          учитель  биологии высшей квалификационной категории Молоканова Лариса Владимировна Подольск 2018г.                                             Развернутый конспект урока с примерами заданий и вопросов, используемых на разных этапах урока                                                          « Витамины»                                                           Цель урока:   рассмотреть свойства основных витаминов, их биологическую роль и влияние на организм. Задачи урока.  Образовательные:  обобщить знания об обмене веществ и энергии в организме человека;  сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах;  сформировать у учащихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе;    раскрыть   роль   витаминов   для   организма   человека   (в   обмене   веществ),   нормы   их потребления и содержания в продуктах питания;    расширить представление о ферментах, роли органов пищеварения в обмене веществ. Развивающие:  развивать   познавательный   интерес   к   изучению   биологических   вопросов,   логическому мышлению, умение анализировать информацию, представлять свои  творческие  работы;  развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся обосновывать свою точку зрения, делать выводы;   развить умения и навыки самостоятельной работы;  формировать понятие о здоровой пище. Воспитательные:  воспитывать культуру питания и научить применять теоретические знания на практике;   показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;  прививать навыки здорового образа жизни;   формировать убеждение о вреде алкоголя и никотина для здоровья человека;    воспитывать   у   детей   осознанное   отношение   к   необходимости   закаляться,   заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням. Коррекционная работа: витамины, ферменты, авитаминоз, гиповитаминоз,   гипервитаминоз, пеллагра, цинга, бери­бери, «куриная слепота», рахит, дерматит. Тип урока:  урок изучения нового материала. Методы:  Словесный:   рассказ учителя,   сообщения учащихся,   беседа,   чтение текстов слайдов и учебника,   работа с таблицами. Наглядный:    Работа с интерактивной  доской,   работа с муляжами фруктов и овощей,   картинками, таблицами, опорными  схемами. Частично­поисковый:  Нахождение ответов на предлагаемые проблемные ситуации,    работа по заполнению схем, таблиц. Формы организации урока:   фронтальная,    индивидуальная,   групповая. Оборудование:  интерактивная доска, презентации по теме, учебники, рабочие тетради, таблица «Витамины»,   витаминные   препараты,  плакаты   с   изображением   овощей,   плакаты   о   витаминах, рисунки, муляжи овощей и фруктов, раздаточный материал, овощи и фрукты, свежие и вареные для салата, кухонный инвентарь.                                                                                             I. Организационный момент                                                                                                                                         Слайд 1 Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о витаминах, познакомимся с основными группами витаминов, решим несколько логически задач, заполним таблицу и в конце урока проведем биологический диктант. Так что будьте внимательны! Откройте   свои  тетради,  запишите  на  полях   сегодняшнее   число,   в  центре    тему  урока   ­ “Витамины”. Каждый из нас не раз слышал это слово. Каждый из нас употреблял препараты витаминов, а что означает это слово? Как вы думаете, что нам предстоит выяснить о витаминах сегодня? Почему всё чаще о них говорят с экранов телевидения? А какая разнообразная информация размещена в Интернете, сколько разных предложений: приобретите, купите, выиграйте, получите в подарок. А что нам предлагают и зачем? После ответов 2 ­3 учащихся  обобщаю  их ответы и называю цели урока. Слайд 2­3 . – на них размещены цели и задачи урока. В течение урока мы должны будем выяснить роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания. Но прежде давайте вспомним, что мы уже знаем. II. Актуализация опорных знаний, повторение ранее изученного материала, решение логических задач. (4ученика получают каточки с логическими задачами, и пока идет беседа, готовят ответы) А)  беседа по вопросам: ­Что такое пищевой рацион? ­Из чего состоит пища человека? Питательные вещества и их значение? ­Рассматриваем правила питания.   Что такое аппетит? ­Как рассчитываются рационы питания в зависимости от физической нагрузки, профессии? ­Если в питании главные белки, жиры и углеводы, то для чего человеку витамины и где они находятся? ­Часто   в   научно­популярной   литературе   можно   встретить   выражение:   «чудесная   азбука здоровья». Что скрывается за этим словосочетанием?  Б)  Работа с таблицей. ­  Рассмотрите   таблицу   и   ответьте   на   вопрос:   почему   нельзя   использовать   витаминные препараты вместо конфет, хотя многие из них обладают приятным вкусом? ­   Если   в   пище   отсутствует   хотя   бы   один   витамин,   нарушается   вся   цепочка   обменных реакций. Избыток витаминов приводит к чрезмерному ускорению обменных процессов или направляет их по другому пути. В обоих случаях происходит нарушение обмена веществ. Как мы видим из приведенной таблицы, недостаток или избыток витаминов оказываются небезразличными для нашего здоровья. Полное отсутствие витамина обозначают термином авитаминоз.  Вывод:  для восполнения суточной потребности в витаминах нужно съедать очень много натуральных продуктов или принимать искусственные витамины, но необходимо помнить при этом, что витамины – это лекарственные препараты, употреблять их без меры нельзя. В) Решение логических задач. Обсуждение. Оценивание. 1. Днем, когда человек активен, у него в организме идет интенсивный обмен веществ и тратится много энергии. А тратится ли энергия, когда человек спит? 2.   Конечные   продукты   веществ,   избыток   воды   и   солей   выделяются   из   организма несколькими   путями   –   через   почки,   потовые   железы,   кожу,   легкие.   Какое   это   имеет значение? 3.   Оказывается,   в   нормах   питания   для   работников   тяжелого   физического   труда предусматривается относительное увеличение углеводов. Почему? 4. Известно, когда человеку холодно, он начинает непроизвольно дрожать. Дайте объяснение этому явлению. Слайд 4           Ответы к логическим задачам. 1.Когда человек спит, то энергия затрачивается на работу сердца, мозга, дыхания и т.д. 2.Выделение   вредных   и   ненужных   веществ   необходимо   для   поддержания   постоянства внутренней среды, предупреждения  отравления клеток 3.Углеводы – главный источник энергии, а работникам физического труда  ее необходимо очень много. 4.Дрожь – мелкие непроизвольные сокращения мышц. Таким образом,  организм увеличивает образование тепла, так как при работе мышц часть энергии превращается в тепловую. Тестирование  (Работа в парах, листы с тестами на каждом столе) 1.Обмен веществ: А) совокупность процессов представляющих основу жизни; Б) Механическая обработка пищи; В) активное взаимодействие с окружающей средой; 2.К органическим веществам относятся:  А) белки;  Б) вода;  В) жиры;  Г) углеводы. 3.Пластический обмен: А) превращение энергии;  Б) биологическое окисление; В) создание в клетках новых соединений и структур. 4.Энергетический обмен:  А) превращение энергии; Б) процесс усвоения организмом веществ; В) транспортировка питательных веществ. 5.Белки расщепляются до: А) глицерина; Б) аминокислот;  В) глюкозы. 6.Жиры расщепляются до:  А) глицерина;  Б) аминокислот;  В) простых сахаров. 7.Сложные углеводы распадаются в ротовой полости:  А) пепсина;  Б) амилазы;  В) трипсина. В рабочую карту выставляем самооценку. Ответы: 1 – А; 2 – А, В, Г ; 3 – В; 4 – А; 5 – Б; 6 – А; 7 – Б.  III. Изучение нового материала В настоящее время известно около 80 витаминов. В большинстве случаев это различные органические вещества. А как же все начиналось? А) История открытия витаминов.   демонстрацией слайдов презентации)  Слайд 5 (краткие   сообщения   заранее   подготовленных   учащихся   об   истории   витаминов,   с Витамины   были   открыты   в   1881   году   нашим   соотечественником   Николаем   Ивановичем Луниным. Он провел оригинальный эксперимент. Взял две группы мышей и поместил в одинаковые   условия,   но   кормил   по­разному:   одних   –   натуральным   молоком,   других   – искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли), причем в том же соотношении, что и в молоке. Вскоре мыши второй группы переставали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют еще какие­то вещества, которые он не включил в свою смесь.  Так       впервые научно было доказано, что в состав пищи входят неизвестные  вещества,  позже названные витаминами. 1880 год ­ Лунин Н. экспериментально установил наличие БАД в  натуральных продуктах. УЧИТЕЛЬ:   Исследования   Н.И.Лунина   долгое   время   были   малоизвестны,   и   их   забыли. Опыты  Лунина были повторены позже в России,  Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были  те же,  правильность и точность опытов    подтвердились. ФУНК  Казимеж (1884­1967), биохимик. Родился в Польше. Жил Слайд 6  и работал в Швейцарии, Франции, Великобритании, Польше, США. Впервые выделил (1912) из рисовых отрубей вещество, излечивающее от бери­бери, и назвал его витамином (от лат. «виталис»   ­   животворный),   «амин»   жизни,   класс   органических   соединений,   т.к.   одно   из веществ, выделенное и изученное им, содержало аминогруппу. Ввел термин «авитаминоз».  УЧИТЕЛЬ: Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.                                                                                                                           Слайд 7 Историческая справка ЛУНИН   Николай   Иванович   (1853­1937)   необходимость для организма особых веществ, названных позднее витаминами.   ,  российский   врач­педиатр.   Впервые   (1880)   показал )     Роберт (1886­1965 ЭЙКМАН  Христиан  (1858­1930),  нидерландский врач. В 1886­98 в  Индонезии.  Установил, что витаминная   недостаточность   —   причина   ряда   заболеваний.   Открыл   витамин   В1.   Нобелевская премия (1929).  ВИНДАУС Адольф (1876­1959),  немецкий химик и биохимик. Исследовал структуру стероидов. Открыл образование витамина D из эргостерина под действием ультрафиолетовых лучей. Первым синтезировал гистамин. Нобелевская премия (1928).  УИЛЬЯМС (  ),  американский химик. Труды по изучению строения и  Williams     синтезу сложных органических соединений. Синтезировал (1936) тиамин (витамин В1), установил его   структуру   и   свойства.   Разработал   метод   подводной   изоляции   кабеля,   занимался исследованиями свойств каучуков синтетических. Слайд 8 (из полученной информации в тетради делается запись) 1920 г.­ открыты витамины группы  А 1921г. ­ открыт и выделен в чистом виде витамин Д  1922 г.­ открыты витамины группы   В,  витамины группы Е (Евинсом), русский ученый Бессонов выделил витамин С в чистом виде 1938 г.­ Каррер синтезировал  витамин Е Б)  Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье ­ это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой. Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы ­ это питание. Всем хорошо известно мудрое изречение: «Человек есть то, что он ест». В составе пищи, которую мы едим,   содержаться   различные   вещества,   необходимые   для   нормальной   работы   всех   органов, способствующие   укреплению   организма,   исцелению,   а   также   наносящие   вред   здоровью.   К незаменимым, жизненно важным компонентам питания наряду с белками, жирами и углеводами относятся витамины. В организме витамины не служат ни «стройматериалом», ни «топливом» ­ они регулируют обмен веществ. Мы с вами познакомимся с воздействием витаминов  на организм на примере нескольких групп. Витамины обозначают латинскими буквами: А, В, С, Д, РР и др. Большинство витаминов образуется   в   растениях,   лишь   некоторые   имеют   животное   происхождение.   Витамины   не обеспечивают  организм  энергией,  они  являются   катализаторами,  ускорителями  реакций  обмена веществ. Слайд 8                            (Определения записываем в тетрадь) Витамины  –   это   биологически   активные   вещества,   действующие   в   очень   небольших количествах. Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, то есть обмену веществ.  ­  Почему так велико влияние витаминов на обмен веществ? Ферменты  –   это   белки,   которые   образуются   клетками   и   тканями   нашего   организма. Витамины   входят   в   состав   почти   всех   ферментов   и   вместе   с   ними   являются   ускорителями процессов обмена веществ, влияют на превращения питательных веществ в клетках и тканях.  В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей.  Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, функционирующими в нашем кишечнике. Все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов. Слайд 9 В) Классификация витаминов. ВОДОРАСТВОРИМЫЕ ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ В1, В2, В6, В5, В9, В12 РР, С,                  А, Д, Е, К   Г)  Дефицит витаминов. Избыток витаминов.             Слайд 10­12                  Недостаток   витаминов   в   пище   ведет   к   снижению   работоспособности,   сопротивляемости организма инфекциям и действию неблагоприятных факторов окружающей среды. Недостаток того или иного витамина в организме – гиповитаминоз, состояние, которое чаще всего выражается   в   ослаблении   иммунитета.   Избыток   витаминов   –  гипервитаминоз.   Существенный недостаток   витамина   или   его   полное   отсутствие   приводит   уже   к   более   тяжелому   состоянию   – авитаминозу.   При   авитаминозе   возникают   глубокие   нарушения   обмена   веществ,   ведущие   к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма. (Приложение №1 «Заболевания, вызванные авитаминозом на каждой парте). Слайд 13                                Запись на доске и в тетрадях: Авитаминоз – полное отсутствие  витаминов в организме; Гиповитаминоз – недостаточное содержание витаминов; Гипервитаминоз – избыточное содержание  витаминов в организме Гипервитаминоз  возникает  при  избыточном потреблении  витаминов. Проявляется  в  виде интоксикации (отравления) организма. Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме. Гипервитаминоз очень часто наблюдается у людей, которые занимаются  культуризмом – бодибилдингом  и нередко без меры  употребляют  пищевые  добавки    и витамины.  В результате может развиться аллергия, кожные сыпи, тошнота, понос. Гипервитаминоз – передозировка витаминов, проявляющаяся как тяжелое отравление. Чтобы этого   не   происходило   поступление   витаминов   должно   строго   соответствовать   физиологическим потребностям организма. При   гиповитаминозах   почти   всегда   наблюдается   снижение   физической   и   умственной трудоспособности.   Зная   об   этом,   некоторые   люди   полагают,   что   витамины   «не   повредят»   и принимают их в избыточных количествах. Необходимо знать, что формула «чем больше – тем лучше» неприменима к таким биологическим веществам. Явление гиповитаминоза может наступить в результате неправильной кулинарной обработки или хранения пищевых продуктов (при  нагревании,  консервировании или  долгом хранении  пищи витамины разрушаются). Но свежие овощи доступны не всегда, да и не все растительные продукты можно употреблять в сыром виде. Как же сохранить витамины при их хранении и при приготовлении блюд? К   следующему   уроку   можно   подготовить   сообщения   по   теме:   «Как   сохранить витамины в пище». Д)  Витамины объединены в отдельную группу природных органических соединений по признаку абсолютной необходимости в качестве дополнительной к белкам, жирам, углеводам и минеральным веществам составной части пищи. В количественном отношении потребность в витаминах в сутки ничтожна 0,1­0,2 граммов.  Табл. Суточная потребность (мг) в некоторых витаминах для детей и подростков. Возраст В1 В2 В6 С РР 7­10 лет 11­13 лет 14­17 лет (юноши) 14­17 лет (девушки) 1,4 1,7 1,9 1,7 1,9 2,3 2,5 2,2 1,7 2,0 2,2 1,9 60 72 79 69 15 19 21 18 Потребности человека в витаминах возрастают во время физической работы и после нее, а также при многих заболеваниях.      (Слайд14) При работе потребности в энергии увеличиваются больше, чем потребности в витаминах, поэтому, если человек потребляет достаточно пищи, чтобы покрыть увеличенное энерготраты, то он автоматически получает необходимое дополнительное количество витаминов. Е) О витаминах и их биологической роли рассказывают учащиеся, заранее готовившие эти вопросы.  Рассмотрим   некоторые   примеры   влияния   витаминов   на   организм   человека   и   заполним таблицу. Разделите лист тетради на три столбца. В первом мы будем указывать название витамина, во втором – его описание, а в третьем – продукты, в которых он содержится.  (Слайд 15) Как мы уже знаем, витамины делятся на жирорастворимые и водорастворимые. Рассмотрим сначала водорастворимые. Слайды 16­24 Витамин С или аскорбиновая кислота. Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям.  При недостатке развивается и заболевание – цинга, которая сопровождается общей слабостью, утомляемостью, поражением стенок кровеносных сосудов, кровоточивостью и разрыхлением десен, расшатыванием и выпадением зубов. Следует отметить, что витамин С разрушается при длительной варке и при длительном хранении овощей. Витамин С содержится в плодах шиповника,  капусте, картофеле, грейпфрутах, петрушке, щавеле. Витамин В1 или тиамин.  Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене. При недостатке развивается болезнь бери­бери. А кто сможет объяснить, в чем выражается болезнь бери – бери? Ребята: параличи и атрофия мышц, поражение нервной системы, нарушение работы кишечника. Витамин В1 содержится в печени, орехах, яйцах, зеленом горошке, отрубях. У многих из нас хоть иногда возникали трещины или "заеды" в уголках рта, ­ это как раз и является причиной недостатка витамина В2. Итак, записываем ­ Витамин В2 – рибофлавин. Находится во всех   клетках   организма   и   катализирует   протекающие   там   окислительно­восстановительные реакции. При недостатке – катаракта, поражаются слизистые оболочки рта. А кто знает, что это за болезнь? Ребята: Катаракта­помутнение хрусталика. Заполняем третий столбец: витамин В2 содержится в печени, молоке, дрожжах, томатах, бобовых. Витамин В6 – пиридоксин.  Участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов. При недостатке ­ анемия (малокровие), судороги. Содержится в курином мясе, орехах, хлебе из муки грубого помола, бананах. Витамин В12 или цианокоболамин. Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке ­ анемия. Содержится в мясе, печени, рыбе. Витамин РР – никотиновая кислота. Регулирует кровообращение и уровень холестерина. При недостатке – пеллагра. Кто нам расскажет про эту болезнь? Ребята: Пеллагра ­ воспаление кожи, понос, разрушение слизистой кишечника, нарушение нервных функций, слабоумие. Обычно, к пеллагре приводит длительное голодание. Этот витамин содержится в арахисе, рисе, отрубях, зернах ячменя. Итак, мы рассмотрели основные жизненно необходимые водорастворимые витамины, переходим к жирорастворимым. Витамин   А.   Необходим   для   роста   и   размножения   клеток.   Замедляет   старение   организма   и помогает   долго   сохранять   кожу   гладкой   и   упругой.   При   недостатке   развивается     "куриная слепота". А что это за болезнь? Ребята: снижение способности видеть в темноте. Витамин А содержится в мясе, молоке, печени, рыбьем жире, яичном желтке, моркови, помидорах. Еще раз оговоримся, что витамин А является жирорастворимым витамином, поэтому свое полезное воздействие оказывает только при употреблении с растительным и сливочным маслом, сметаной, майонезом. Витамин  D.   Регулирует   обмен   кальция   и   фосфора.   Может   образовываться   под   влиянием ультрафиолетовых лучей.  При   недостатке   –   рахит.   Рахит   это   заболевание,   возникающее   только   в   детском   возрасте, характеризующееся необратимыми изменениями костного скелета, что приводит к искривлению ног, неправильному развитию грудной клетки, костей черепа. Взрослых витамин Д предохраняет от переломов   и   размягчений   костей.   Наш   организм   сам   способен   к   выработке   витамина   Д   под влиянием ультрафиолетовых лучей. Витамин D содержится в рыбьем жире, сливочном масле, сливках, яичном желтке. Витамин   Е.Влияет   на   функции   половых   и   эндокринных   желез.   Необходим   для   правильного усвоения организмом витаминов всех других групп.  Он важен для поддержания энергетического баланса. Поэтому витамин Е чрезвычайно необходим тем, кто занимается силовыми тренировками. При недостатке ­ дистрофия мышечной ткани. Содержится в оливковом, кукурузном, подсолнечном масле, арахисе. Витамин К. Регулирует свертываемость крови.  При   недостатке   –   носовые   кровотечения.   В   норме   витамин   К   способен   вырабатываться   в кишечнике, под действием кишечных бактерий, поэтому возможен гиповитаминоз при длительном использовании  некоторых антибиотиков, которые изменяют состав кишечной микрофлоры.  Витамин К содержится в соевом масле, печени, орехах, салате, капусте. Итак, мы познакомились только с несколькими витаминами. Их функции очень многообразны, но в их действии на организм много общего. Например, все они влияют на организм в ничтожно малых количествах.   Многие   витамины   входят   в   состав   ферментов   или   сами   являются   ферментами. Поэтому понятно, что их недостаток сейчас же вызывает нарушение обмена веществ. Объяснение учителя: Медицинская   промышленность   выпускает   огромное   количество   витаминов   и   витаминных препаратов.   Перед   вами   –   только   небольшая   часть   того,   что   можно   встретить   в   аптеках.   Как разобраться в этом обилии? Современные витаминные комплексы можно разделить на профилактические и лечебные. Первые удовлетворяют 50% суточной потребности организма – их принимают с учетом того, что вторую половину мы получаем с едой. Что касается других, то они дают организму все 100% витаминов. Помимо этого, все витаминные препараты различаются по составу. Препараты   первого   поколения  состоят   из   одного   компонента.   Это   такие   препараты,   как аскорбиновая кислота, витамины А, Е, D. В основном их назначают в лечебных целях, например, витамин  А – при  ухудшении зрения, витамин  D – для профилактики  и комплексного лечения рахита.  Препараты   второго   поколения  –   это   поливитаминные   комплексы,   содержащие   еще   и микроэлементы,   а   также   определенные   минеральные   соли,   улучшающие   усвоение   и   действие витаминов. Например, для нормального усвоения кальция организм должен получать необходимые количества не только витамина D, но и солей магния.  Препараты третьего поколения содержат не только витамины, микро­ и макроэлементы, но и другие   добавки:   экстракты   лекарственных   растений,   фруктовые   соки,   а   также   различные ферменты. Для   обогащения   витаминами   продуктов   и   готовой   пищи   на   предприятиях   пищевой промышленности   специально   производится   витаминизация   муки,   сахара­рафинада,   маргарина, молочных продуктов и др. Но лучше всего получать витамины из натуральных продуктов. Овощи обеспечивают   нас   и   витаминами,   и   минеральными   веществами   –   кальцием,   калием,   железом, фосфором, магнием. Необходимо, по возможности, больше есть свежих овощей и фруктов. Витаминной   недостаточности   способствует   однообразное   питание,   использование   хорошо очищенных   и   обработанных   –   рафинированных   –   продуктов.   А   к   развитию   рахита   и   других гиповитаминозов у грудных детей приводит отсутствие или недостаток материнского молока. Итак,   мы   стараемся,   есть   больше   продуктов,   содержащих   витамины,   покупаем   и   витаминные препараты.   Но   есть   факторы,   которые   вызывают   недостаточность   витаминов   даже   при   их поступлении в организм в необходимом количестве. Это стрессы – при них интенсивно расходуются витамины В1; В2; В3; В6; Р8; Н. Это загрязненная окружающая   среда,   воздействие   радиоактивных   и   химических   веществ,   ядов.   Это   длительный прием антибиотиков. Это недостаточное пребывание на свежем воздухе. И, наконец, алкоголь и табакокурение. Алкоголь   и   продукт   его   распада   –   уксусный   альдегид   –   способны   угнетать   активность   ряда витамин зависимых ферментов, а также вытеснять витамины А, Е, D, К. Самую большую опасность для витаминного обеспечения организма представляет алкогольное поражение печени. Ядовитые компоненты   табачного   дыма   разрушают   витамин   С,   угнетают   действие   витамин   зависимых ферментов. У курильщиков потребность в витаминах возрастает в 1,5–2 раза.  IV. Закрепление и обобщение пройденного материала. Для закрепления полученных знаний проведем биологический диктант по теме “Обмен веществ и энергии. Витамины”. Я буду зачитывать вопросы, а вы должны выбрать и записать правильный ответ из тех, что написаны на доске. Будьте внимательны! В некоторых вопросах может быть несколько правильных ответов. А)  Задания: 1.Источник энергии в организме человека. 2.Самое энергетически ценное органическое вещество. 3.Всасывается без расщепления при пищеварении. 4.Биологически активные вещества. 5.Обязательные вещества в составе пищи человека. 6.Участвуют в образовании ферментов в обмене веществ. 7.Разрушается при кипячении. 8.Отсутствие вызывает цингу. 9.Отсутствие вызывает паралич нервной системы, болезнь бери­бери. 10.Отсутствие вызывает пеллагру. 11.Какой витамин необходимо включить в рацион больного рахитом? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Б) Работа в парах (каждому предлагается по 1 загадке и по 1 вопросу): ­ Я вам буду загадывать загадки о продуктах питания, а вы должны будете их отгадать, и назвать какие витамины они содержат. 1) И зелен, и густ На грядке вырос куст. Покапай немножко: Под кустом… (картошка, витамин С) 2) Скинули с Егорушки Золотые перышки – Заставил Егорушка  Плакать без горюшка (лук, витамины А, В, С). 3) В огороде вырастаю, А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут. И так едят (помидоры, витамины А, С). 4) Сидит барыня Федосья,  Прирастрепаны волосья (капуста, витамины В, С). 5) Дом зеленый тесноват,  Узкий, длинный, гладкий, В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда – Треснул домик гладкий,  Поскакали кто куда Круглые ребятки (горох, витамин А). 6) Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая (морковь, витамины А, В, С). 7) С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица (рыба, витамин В2). ­ Что такое авитаминозы?  ­ Что такое витамины? ­ Назовите три последовательных этапа обмена веществ в организме.  ­ Через какие системы органов происходит поступление в клетки воды, пищевых веществ и кислорода?      ­ Можно ли считать, что поступление пищевых веществ и питание одно и то же? ­ Какие изменения происходят  с пищевыми веществами в печени после всасывания?  ­ Что такое ассимиляция? С какими структурными образованиями клетки она связана? ­ Что такое диссимиляция? С какими структурными образованиями клетки она связана? V. VI. Домашнее   задание:  параграф   37  учебника,  пожеланию:   сообщения   по   теме:   «Как сохранить витамины в пище» или найти рецепт самого витаминизированного салата. Подведение итога и выводы Рефлексия: Еще раз прочитайте цель урока. Достигли ли мы цели урока? В какой степени? Что вы узнали для себя нового? Назовите источники витаминов зимой? Почему витамины называют чудесной азбукой?  На   сегодняшнем   уроке   мы   с   вами   узнали,   что   такое   витамины,   изучили   их   свойства, сравнительную характеристику.             Выставление отметок за урок. Оценки за урок, во­первых, получают все за выполнение теста, во вторых, кто активно отвечал на вопросы и подготовил сообщения.            На этом мы заканчиваем наш урок.            Спасибо всем! Используемая литература: 1. Учебник   и   методическое   пособие   Д.   В.   Колесов,   Р.   Д.   Маш,   И.   Н.   Беляев.   Биология «Человек», 8 класс изд. ДРОФА 2016г. 2. Рабочая тетрадь к учебнику. Биология. Человек. 8 класс. Москва, Дрофа, 2016год. 3. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6­9 классы / авт.­сост.  Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. – М.: Глобус, 2010. 4. Биология. 6­7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия / сост. Н.А.  Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. 5. Интернет информация, презентации подготовленные учителем, учащимися.                                                                           Приложение  Историческая справка        В 1881 году русский врач Николай Иванович Лунин произвел опыты над двумя группами  мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили  белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы  вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке.  Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердились. Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной  пищей? Н.И. Лунин решил, что в пище есть еще какое – то незаменимое вещество, необходимое для  поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами от латинского вита – жизнь и амин,  содержащий азот. Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название  этих веществ осталось. Важные исследования, способствовавшие открытию новых веществ и объяснявшие причину  заболеваний при особенностях питания, провел в конце XIX века русский ученый Николай  Иванович Лунин (1853­1937). Он проводил свои опыты на мышах, которых кормили искусственно приготовленной пищей. Эта  пища состояла из смеси очищенного казеина (белок молока), жира молока, молочного сахара,  солей, входящих в состав молока и воды. Казалось, что налицо все необходимые составные части  молока; между тем мыши, находившиеся на такой диете, не росли, теряли в весе, переставали  поедать даваемый им корм и, наконец, погибали. В то же время контрольная партия мышей,  получавшая натуральное молоко, развивалась совершенно нормально. На основании этих работ  Лунин в 1880году пришел к следующему заключению: “...если, как вышеупомянутые опыты учат,  невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что  в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества,  незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания”. Это было важное научное открытие, опровергавшее установившееся  положение в науке о питании. Результаты работ Лунина стали оспариваться; их пытались объяснить, например, тем, что  искусственно приготовленная пища, которой он в своих опытах кормил мышей, была очень  невкусной. В 1890 году К.А. Сосин повторил опыты Лунина с иным вариантом искусственной  диеты и полностью подтвердил сделанные им выводы. Позже, в 1911 году, польскому ученому удалось получить  вещество, которое излечивало от  паралича голубей, питавшихся очищенным рисом. Он дал ему название витамин (от лат. “виталис” – животворный)”. Витамин С          Витамин С – Аскорбиновая кислота. Содержится цитрусовых, шиповнике, черной  смородине.      В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте  даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С  содержится во всех кислых овощах и фруктах. Потребность в витамине С высока особенно зимой.  В это время молодая хвоя сосны – лучшее средство. Стакан хвойного напитка содержит в 60 раз  больше витамина, чем   стакан лимонного сока. Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина  С.  Выпадают зубы, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор,  была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в  Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего  реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали  ему заваривать иглы туи восточной. В 1747 г. врач британского флота Д. Линд предложил давать  матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас  квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой. Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Потребность в витамине С  возрастает зимой и весной. Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и  почек, вызывает аллергию. Цинга – заболевание, связано с недостатком витамина С. При этом  человек слабеет, его устойчивость к инфекциям и неблагоприятным факторам окружающей среды  снижается, десны кровоточат, зубы начинают шататься и выпадают. При длительном лишении  витамина С  человек погибает. Многие морские экспедиции в свое время оказались неудачными  именно потому, что моряки не могли во время плавания добыть свежие овощи и фрукты, в которых этот витамин содержится в большом количестве. Ежедневно человеку необходимо получать с  пищей 50– 100 мг витамина С. Во время инфекционных заболеваний эту дозу следует увеличивать в 3­5 раз, так как витамин С  участвует в работе ферментов, способствующих образованию антител. Алкоголь и продукт его распада – уксусный альдегид – способны угнетать активность ряда  ферментов, а также вытеснять витамины  А, Е, Д, К. Самую большую опасность для витаминного  обеспечения организма представляет алкогольное поражение печени. Ядовитые компоненты  табачного дыма разрушают витамин С. У курильщиков потребность в витаминах возрастает в 1,5­2  раза”. Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекциям, укрепляет кости и зубы. Витамин С препятствует образованию вредных веществ, возникающих при биологическом окислении, он  входит в состав ферментов, участвующих в образовании антител, препятствует разрушению стенок  кровеносных сосудов. Потребность в витамине С возникает зимой и весной. Для восполнения  витамина С в организме необходимо есть как можно больше свежих овощей, фруктов, квашеной  капусты. Особенно много этого витамина в шиповнике, черной смородине. При отсутствии  витамина С в пище развивается тяжелый авитаминоз – цинга. При этом человек слабеет, его  устойчивость к инфекциям и неблагоприятным условиям окружающей среды снижается, десны  кровоточат, зубы начинают шататься и выпадают. При длительном лишении витамина С человек  погибает. Витамин D.        Витамин D участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в  костях.. Участвующий в поддержании гомеостаза кальция в организме; усиливает всасывание кальция и фосфора в кишечнике и его мобилизацию из скелета; влияет на  дифференцировку клеток эпителиальной и костной ткани, кроветворной и иммунной систем”.  Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц,  молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей. Особенно важное  значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при  необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого  заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем  неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка. Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под  воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D. У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются  переломы конечностей, кариес зубов. При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови,  нарушается деятельность центральной нервной системы и почек. Рахит – заболевание детей, связанное с недостатком витамина Д. Характеризуется размягчением  костей. Как правило, наблюдается у детей от 3 месяцев до 3лет. Они становятся  раздражительными, беспокойными, боязливыми, плачут и плохо спят. На их коже развиваются  опрелости, потница и гнойчики, слабость мышц. Все это приводит к деформации грудной клетки,  позвоночника, костей черепа и конечностей, задержке прорезывания зубов и их разрушению. . Для предупреждения и лечения рахита используется облучение детей кварцевой лампой, а также  продукты, богатые витамином Д. Широко применяются и аптечные продукты этого витамина.  Суточная потребность 0,05–0,01мг ”.                                                              Витамин А      Витамин А содержится в животной пище, особенно много его в рыбьем жире, говяжьей печени,  сливочном масле, сметане, молоке.    В растениях (абрикос, морковь, томат, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А.  Каротин лучше растворяется в  жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом. Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте. Витамин А оказывает сильное  воздействие на процессы ороговения кожи, на состояние волос и ногтей. При его недостатке кожа  становится сухой, трескается темнеет, изменяется состав сальных желез. При избытке витамина А  происходят изменения кожного покрова, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли,  малокровие. Ксерофтальмия – поражение глаз, выражающееся в сухости конъюнктивы и роговицы. Одна из  главных причин заболевания – недостаток витамина А. Нарушается сумеречное и ночное зрение –  отсюда и название сопутствующей болезни – “куриная слепота”. Этот витамин участвует и в  формировании покровного эпителия кожи и слизистых оболочек. При его недостатке усиливается  ороговение кожи, затрудняется пото – и салоотделение, образуются угри, кожа становится сухой,  шероховатой, воспаляется. Чувствуется сухость слизистых оболочек. Волосы становятся  тусклыми, ногти – ломкими. Длительный недостаток витамина А в пище может привести к  отставанию детей в росте. У взрослых возникает предрасположенность к онкологическим  заболеваниям пищеварительных органов. Содержится витамин А в продуктах животного происхождения: печени, сливочном масле, сырах. В  растениях этого витамина нет, но есть вещество, из которого организм может его синтезировать.  Это желтый пигмент каротин. Он содержится в моркови и красном перце, абрикосах, тыкве, в  других овощах и фруктах красного цвета. В сутки необходимо около 1 мг витамина  А ”. Витамин А влияет на рост и развитие, повышает защитные свойства организма, улучшает в  сумерках зрение. Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения клеток кожи,  на состояние волос и ногтей. При недостатке витамина А кожа становится сухой, трескается,  темнеет, появляется плешивость, изменяется состав сальных желез. Содержится витамин А в  печени трески, морского окуня, сливочном масле, моркови, помидорах. Витамин В        Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12.      Содержатся витамины группы В в  печени, мясе, молоке, хлебобулочных изделиях, овощах, яйцах, проросшей пшенице. В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У  больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании  парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями  скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери­бери.  Выяснить причину болезни помогло  случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он  заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки  болезни бери­бери. Многие из них, в конце концов, гибли. Куры же, которые свободно разгуливали  по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось  в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми  отрубями. Наблюдения Эйкмана, проведенные на большом количестве заключенных в тюрьмах.  Среди людей, питавшихся очищенным рисом, бери–бери заболевал в среднем 1человек из 40, тогда  как в группе людей, питавшихся неочищенным рисом, ею заболевал лишь 1 человек из 10 000.  В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания является недостаток витамина  В1. Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной  жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен. Отсутствие витамина  В2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта. Витамин В12 необходим для продуцирования  красных кровяных телец. Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.  Избыток витаминов группы В приводит к аллергии. “Бери – бери заболевание, связанное с  недостатком витамина В1. Этот витамин участвует в работе окислительных ферментов. Из – за  недостатка витамина В1 в нервной и мышечной тканях происходит накопление ядовитых  соединений. Это ведет к развитию болезни бери – бери, которая сопровождается параличами и  судорогами. Возникает также сердечная недостаточность, мышечная слабость, отеки. Болезнь  получила широкое распространение в странах Восточной и Юго – Восточной Азии в XIX веке,  когда главный пищевой продукт этих стран, рис, стали очищать от оболочки. Витамин  В1 содержится в различных продуктах, но особенно много его в оболочках зерен злаковых  растений, в таких продуктах, как черный  хлеб. Витамины группы В содержится в хлебе, фруктах и особенно в дрожжах. Они влияют на работу  мышечной и нервной системы. При недостатке витамина В1 человек быстро утомляется, становится нервозным и раздражительным. Причина в том, что нарушаются процессы биологического  окисления. При недостатке этого витамина человек заболевает болезнью бери­бери. Она протекает  с судорогами и параличами. Возникает также сердечная недостаточность, мышечная слабость.  Отеки.       Как сохранить витамины в овощах и фруктах В  процессе  приготовления   пищи,  овощи  и  фрукты  теряют  витамины.  Если  вы  хотите, чтобы ваши любимые блюда были не только вкусными, но и полезными, соблюдайте несложные правила приготовления овощей и фруктов.  Нарезанные   овощи   и   фрукты   нужно   хранить   недолго   в   закрытой   посуде   и   смешивать только перед едой.  Фрукты чистить нужно только перед едой. Нарежьте их маленькими дольками, чтобы витамины лучше усвоились.  Овощи и фрукты при варке кладите в кипящую воду и варите их при закрытой крышке, Потеря витаминов будет меньше.  Готовые вареные овощи сразу же выньте из отвара, иначе они станут водянистыми и безвкусными из­за того, что в отвар перейдут витамины и минеральные соли.

Разработка урока по биологии на тему « Витамины» (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему  « Витамины»  (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему « Витамины» (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему  « Витамины»  (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему « Витамины» (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему  « Витамины»  (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему « Витамины» (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему  « Витамины»  (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему « Витамины» (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему  « Витамины»  (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему « Витамины» (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему  « Витамины»  (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему « Витамины» (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему  « Витамины»  (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему « Витамины» (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему  « Витамины»  (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему « Витамины» (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему  « Витамины»  (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему « Витамины» (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему  « Витамины»  (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему « Витамины» (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему  « Витамины»  (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему « Витамины» (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему  « Витамины»  (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему « Витамины» (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему  « Витамины»  (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему « Витамины» (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему  « Витамины»  (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему « Витамины» (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему  « Витамины»  (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему « Витамины» (8 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему  « Витамины»  (8 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018