Знакомство с особенностями строения кровеносной системы и крови у различных представителей систематических таксонов. Строение сердца,кровеносных сосудов.
Кровь как соединительная ткань. Разновидности клеток крови и выполняемые ими функции( эритроциты,лейкоциты, тромбоциты).Понятие плазмы крови и её функциях. Развитие кровеносной системы в процессе эволюции,усложнение организации животных.
Тема урока: "Кровеносная система. Кровь"
Цель: сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения животных;
Задачи: показать особенности строения кровеносной системы у животных разных систематических
групп, познакомить с составом крови и ее значением для организма; формировать умение работать с
моделями, сравнивать и делать выводы; воспитывать убеждения в познаваемости живой природы.
Тип урока: формирование знаний. Вид: урокпанорама.
Методы: иллюстративнообъяснительный, поисковый.
Форма организации: беседа, самостоятельная работа, фронтальная, групповая.
Средства обучения:таблицы « Эволюция животного мира», «Кровь», «Кровеносная система
позвоночных»; тесты «Органы дыхания»;наборы для моделирования «Состав крови»
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ход урока
1.
Организация
Приветствие учеников.
Эмоциональный настрой.
Приветствие учителя
2.Проверка
домашнего
задания,
воспроизведен
ие и
коррекция
опорных
знаний
учащихся
3. Сообщение
т/у,
постановка
цели и задач
? Какую тему закончили
изучать?
Проверочная работа (тест)
Органы дыхания.
Индивидуальная работа в тетрадях для
проверочных работ
Краткие ответы.
Эволюция строения и функций органов и их
систем (глава 3) стр.189.
Кровеносная система. Кровь. (§ 41)
(Запись темы урока в тетрадь)
Беседа:
? Какую главу мы начали
изучать?
? Какую тему мы начали
изучать?
Итак, сегодня мы обобщим
знания о строении и функциях
кровеносных систем животных
и узнаем новое о строении и
значении крови (озвучивает
цель и задачи) (
Врем
я
1 мин.
7 мин.
1 мин. Устные краткие определения (при неверных
ответах всего класса запись грамотного
определения термина в тетрадь)
3 мин.
4.Актуализаци
я знаний
Давайте выясним, что вы уже
знаете.
Дополните определения
(устный тренинг по цепочке):
1.Сердце – это …2.Артерия
это …3.Вена это …
4.Капилляры – это …
5.Артериальная кровь – это …
6.Венозная кровь это …
7.Смешанная кровь это
5.Введение
новых знаний
1. Эволюция кровеносной
системы (Поисковая
фронтальная беседа)
Я приглашаю вас
путешествовать. По древу
эволюции.
Но гидами будете вы,
поскольку многое по маршруту
вы знаете, а по знакомым
«тропинкам» идти веселее
вместе.
28
мин.
? Слайд 3.Подцарство
Простейшие. Первая боковая
веточка на нашем древе?
Почему наш помощник
человечек «отдыхает » от
подъема вверх?
? Слайд 4. Тип
Кишечнополостные
Человечек опять отдыхает?!
? Слайд 5. Тип Плоские черви.
Что скажете о кровеносной
системе этих животных?
Почему простейшие,
кишечнополостные, плоские и
круглые черви обходятся без
кровеносной системы?
? Слайд 6. Тип Кольчатые
черви.Озвучьте (выноски на
фото)...
? Почему наш помощник
человечек показывает дорогу
вверх?
У простейших нет крови и кровеносной
системы.
У кишечнополостных нет крови и кровеносной
системы.
У плоских червей нет крови и кровеносной
системы.
Вывод: (стр. 215 1 абзац §41) животные этих
групп имеют малые размеры тела и посредник
между внешней средой и системами органов
просто не нужен (запись в тетрадь).
Спинной сосуд. Брюшной сосуд.
Кольцевые сосуды («сердца)».
Строение кровеносной системы сложное: есть 3
вида сосудов, кровеносная система замкнутая.? Слайд 7. Тип Моллюски
Почему человечек опять
движется наверх?
Слайд 8. Тип
Членистоногие.Класс
Ракообразные.
? Слайд 9. Тип
Членистоногие.Класс
Насекомые
Почему человечек радуется?
У моллюсков впервые появляется настоящее
сердце двигатель крови, но кровеносная система
незамкнута кровь изливается в полость тела для
обмена веществами, а потом собирается вновь в
сосуды.
Сердце в виде звезды на спинной стороне тела,
кровеносная система незамкнута.
Мы добрались до вершины
эволюции беспозвоночных. Насекомые имеют
сердце в виде трубки из многих камер и
единственный, головной сосуд. Кровеносная
система незамкнута.
(Рис. 163 стр.217)
Вывод:увеличение размеров тела приводит к
изоляции центральных клеток от стенок тела,
поэтому необходима кровеносная система как
транспорт. Эволюция кровеносной системы у
беспозвоночных идет от появления сосудов до
появления сердца и незамкнутой кровеносной
системы (запись в тетрадь)
Продолжаем путешествие по
ветвям позвоночных
животных.
? Слайд 10. Тип Хордовые.
Надкласс Рыбы
2хкамерное сердце.1 круг кровообращения,
замкнутый
(Рис. 164 стр. 217)
? Слайд 11. Тип
Хордовые.Класс Земноводные
3хкамерное сердце.2 круга кровообращения,
замкнутая кровеносная система.
? Слайд 12. Тип Хордовые.
Класс Рептилии
3хкамерное с неполной перегородкой в
сердце.2 круга кровообращения, замкнутая
кровеносная система.
? Слайд 13. Тип Хордовые.
Класс Птицы
4хкамерное с полной перегородкой в сердце.2
круга кровообращения, замкнутая кровеносная
система.
? Слайд 14. Тип Хордовые.
Класс Звери (Млекопитающие)
4хкамерное с полной перегородкой в сердце.2
круга кровообращения, замкнутая кровеносная
система.Почему наш человечек снова
радуется?
Мы добрались до вершины
эволюции позвоночных.
Вывод: эволюция кровеносной системы
позвоночных шла по пути
1) увеличения числа камер сердца
2) образования 3х видов сосудов
3) образования замкнутой транспортной системы
внутри организма.
(Запись в тетрадь)
Физкультминутка
Упражнения для глаз
2.Строение кровеносной
системы (беседа, заполнение
схемы)
Слайд 15. (демонстрация на
закрепление)
Дополни предложение: Круги
кровообращения начинаются в
… , а заканчиваются всегда в …
(Запись в тетрадь.)
Чтение.
Объяснить слайд 163. Что такое кровь?
(в. 2 стр.215 перед §41)
(Самостоятельная работа с
учебником 2 статья §41)
Заполнить схему, используя
модели (групповая работа по
раздаточному материалу
«Состав крови)»
6.Обобщение,
первичное
закрепление и
систематизаци
я знаний
7.Анализ и
оценка итогов
работы
8.Определение
и разъяснение
дом. задания
Объяснить слайд17.
Функции крови (запись в тетрадь)
Просмотр слайдов 18,19,20
Ответы на вопросы с пояснениями
3 мин.
!Обсудить результаты работы и
объявить отметки
Запись в дневники
д/ з §41Найдите ответ на любой
из вопросов (по желанию)
1. Голубая кровь. Правда, иль
вымысел?
2. Гемолимфа вид крови?
1мин.
1 мин.