Разработка урока по биологии на тему "Кровеносная система. Кровь""

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Знакомство с особенностями строения кровеносной системы и крови у различных представителей систематических таксонов. Строение сердца,кровеносных сосудов. Кровь как соединительная ткань. Разновидности клеток крови и выполняемые ими функции( эритроциты,лейкоциты, тромбоциты).Понятие плазмы крови и её функциях. Развитие кровеносной системы в процессе эволюции,усложнение организации животных.
Иконка файла материала Урок.doc
Тема урока: "Кровеносная система. Кровь" Цель: сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения животных; Задачи: показать особенности строения кровеносной системы у животных разных систематических  групп, познакомить с составом крови и ее значением для организма; формировать умение работать с  моделями, сравнивать и делать выводы; воспитывать убеждения в познаваемости живой природы. Тип урока: формирование знаний.  Вид: урок­панорама. Методы: иллюстративно­объяснительный, поисковый. Форма организации: беседа, самостоятельная работа, фронтальная, групповая. Средства обучения:таблицы « Эволюция животного мира», «Кровь», «Кровеносная система  позвоночных»; тесты «Органы дыхания»;наборы для моделирования «Состав крови»  Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Ход урока 1.  Организация Приветствие учеников. Эмоциональный настрой. Приветствие учителя 2.Проверка  домашнего  задания,  воспроизведен ие и  коррекция  опорных  знаний  учащихся 3. Сообщение  т/у,  постановка  цели и задач ? Какую тему закончили  изучать? ­ Проверочная работа (тест)  ­ Органы дыхания. ­ Индивидуальная работа в тетрадях для  проверочных работ ­ Краткие ответы. ­ Эволюция строения и функций органов и их  систем (глава 3) стр.189. ­ Кровеносная система. Кровь. (§ 41) (Запись темы урока в тетрадь) Беседа: ? Какую главу мы начали  изучать? ? Какую тему мы начали  изучать? Итак, сегодня мы обобщим  знания о строении и функциях  кровеносных систем животных  и узнаем новое о строении и  значении крови (озвучивает  цель и задачи) ( Врем я 1 мин. 7 мин. 1 мин.­ Устные краткие определения (при неверных  ответах всего класса ­ запись грамотного  определения термина в тетрадь) 3 мин. 4.Актуализаци я знаний Давайте выясним, что вы уже  знаете. Дополните определения  (устный тренинг по цепочке):  1.Сердце – это …2.Артерия ­  это …3.Вена ­ это … 4.Капилляры – это … 5.Артериальная кровь – это … 6.Венозная кровь ­ это … 7.Смешанная кровь ­ это  5.Введение  новых знаний   1. Эволюция кровеносной  системы (Поисковая  фронтальная беседа) Я приглашаю вас  путешествовать. По древу  эволюции. Но гидами будете вы,  поскольку многое по маршруту  вы знаете, а по знакомым  «тропинкам» идти веселее  вместе. 28  мин. ? Слайд 3.Подцарство  Простейшие. Первая боковая  веточка на нашем древе?  Почему наш помощник­  человечек «отдыхает » от  подъема вверх? ? Слайд 4. Тип  Кишечнополостные Человечек опять отдыхает?! ? Слайд 5. Тип Плоские черви. Что скажете о кровеносной  системе этих животных? Почему простейшие,  кишечнополостные, плоские и  круглые черви обходятся без  кровеносной системы? ? Слайд 6. Тип Кольчатые  черви.Озвучьте (выноски на  фото)... ? Почему наш помощник­  человечек показывает дорогу  вверх? ­ У простейших нет крови и кровеносной  системы. ­ У кишечнополостных нет крови и кровеносной  системы. ­ У плоских червей нет крови и кровеносной  системы. Вывод: (стр. 215 1 абзац §41) животные этих  групп имеют малые размеры тела и посредник  между внешней средой и системами органов  просто не нужен (запись в тетрадь). ­ Спинной сосуд.­ Брюшной сосуд. ­ Кольцевые сосуды («сердца)». ­ Строение кровеносной системы сложное: есть 3 вида сосудов, кровеносная система замкнутая.? Слайд 7. Тип Моллюски Почему человечек опять  движется наверх? Слайд 8. Тип  Членистоногие.Класс  Ракообразные. ? Слайд 9. Тип  Членистоногие.Класс  Насекомые ­ Почему человечек радуется? ­ У моллюсков впервые появляется настоящее  сердце­ двигатель крови, но кровеносная система незамкнута ­ кровь изливается в полость тела для обмена веществами, а потом собирается вновь в  сосуды. ­ Сердце в виде звезды на спинной стороне тела,  кровеносная система незамкнута. ­ Мы добрались до вершины  эволюции беспозвоночных. Насекомые имеют  сердце в виде трубки из многих камер и  единственный, головной сосуд. Кровеносная  система незамкнута. (Рис. 163 стр.217) Вывод:увеличение размеров тела приводит к  изоляции центральных клеток от стенок тела,  поэтому необходима кровеносная система как  транспорт. Эволюция кровеносной системы у  беспозвоночных идет от появления сосудов до  появления сердца и незамкнутой кровеносной  системы (запись в тетрадь) Продолжаем путешествие по  ветвям позвоночных  животных.   ? Слайд 10. Тип Хордовые.  Надкласс Рыбы ­ 2­хкамерное сердце.1 круг кровообращения,  замкнутый (Рис. 164 стр. 217) ? Слайд 11. Тип  Хордовые.Класс Земноводные ­ 3­х­камерное сердце.2 круга кровообращения,  замкнутая кровеносная система. ? Слайд 12. Тип Хордовые.  Класс Рептилии ­ 3­х­камерное с неполной перегородкой в  сердце.2 круга кровообращения, замкнутая  кровеносная система. ? Слайд 13. Тип Хордовые.  Класс Птицы ­ 4­х­камерное с полной перегородкой в сердце.2  круга кровообращения, замкнутая кровеносная  система. ? Слайд 14. Тип Хордовые.  Класс Звери (Млекопитающие) ­ 4­хкамерное с полной перегородкой в сердце.2  круга кровообращения, замкнутая кровеносная  система.Почему наш человечек снова  радуется? ­ Мы добрались до вершины  эволюции позвоночных. Вывод: эволюция кровеносной системы  позвоночных шла по пути 1) увеличения числа камер сердца 2) образования 3­х видов сосудов 3) образования замкнутой транспортной системы  внутри организма. (Запись в тетрадь) Физкультминутка ­ Упражнения для глаз 2.Строение кровеносной  системы (беседа, заполнение  схемы) Слайд 15. (демонстрация на  закрепление) Дополни предложение: Круги  кровообращения начинаются в  … , а заканчиваются всегда в … (Запись в тетрадь.) ­ Чтение. ­ Объяснить слайд 163. Что такое кровь? ­ (в. 2 стр.215 перед §41) (Самостоятельная работа с  учебником ­ 2 статья §41) ­ Заполнить схему, используя  модели (групповая работа по  раздаточному материалу  «Состав крови)» 6.Обобщение,  первичное  закрепление и  систематизаци я знаний 7.Анализ и  оценка итогов  работы 8.Определение и разъяснение  дом. задания ­ Объяснить слайд17. Функции крови (запись в тетрадь) Просмотр слайдов 18,19,20 ­ Ответы на вопросы с пояснениями 3 мин. !Обсудить результаты работы и  объявить отметки   ­ Запись в дневники д/ з §41Найдите ответ на любой из вопросов (по желанию) 1. Голубая кровь. Правда, иль  вымысел? 2. Гемолимфа ­ вид крови? 1мин. 1 мин.