Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
11.03.2018
Цель урока: сформировать познавательные, регулятивные,
коммуникативные и личностные УУД в соответствии с требованиями ФГОС; создать условия для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение заданий, поиска решений проблемных вопросов.
Планируемые образовательные результаты урока:
1. Личностные:
- проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу класса
- формировать экологическую культуру школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов
2. Метапредметные:
- регулятивные:
- умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
-определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели.
- умение работать по плану,
- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- коммуникативные:
- обсуждать вместе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:
- работать с учебником;
- находить отличия;
- работать с информационными текстами, таблицами, видеоматериалами;
- объяснять значения новых слов;
-умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
-смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста,
-определение основной и второстепенной информации.
- сравнивать и выделять признаки.
3. Предметные: знать строение лишайника как особой группы симбиотических организмов;
- рассмотреть особенности питания, дыхания и размножения лишайников;
- уметь отличать виды лишайников и их значение.
Разработка урока по биологии по теме Лишайники 6 класс.docx
Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных,
коммуникативных и личностных УУД в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: «Лишайники»
6 класс
Выполнила: учитель биологии
Молоканова Лариса Владимировна,
МКОУ «Школа интернат для обучающихся с ТНР»
Подольск 2017
1 Разработка урока по биологии в 6 классе по теме: «Лишайники»
Цель: 1. Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение заданий,
поиска решений проблемных вопросов.
2. Предметнодидактическая: формирование представлений об отличительных признаках лишайников и их значении в природе и в
жизни человека.
Планируемые образовательные результаты урока:
1. Личностные:
осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
оценивать собственный вклад в работу класса
формировать экологическую культуру школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов
2. Метапредметные:
регулятивные:
умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели.
умение работать по плану,
сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
коммуникативные:
обсуждать вместе информацию;
слушать товарища и обосновывать свое мнение;
2 выражать свои мысли и идеи.
познавательные:
работать с учебником;
находить отличия;
работать с информационными текстами, таблицами, видеоматериалами;
объяснять значения новых слов;
умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста,
определение основной и второстепенной информации.
сравнивать и выделять признаки.
3. Предметные: знать строение лишайника как особой группы симбиотических организмов;
рассмотреть особенности питания, дыхания и размножения лишайников;
уметь отличать виды лишайников и их значение.
Этапы урока
Методы
обучения,
приемы
Виды деятельности
учителя
Виды
деятельности
учащихся
Планируемые образовательные результаты
Предметные
УУД:
Личностные
Технологическая карта урока
1
Организационн
ый момент
2
Прием
привлечения
внимания
3
Приветствую учащихся,
проверяю их готовность
к уроку, желаю успеха.
4
Ученики встали,
настроились на
работу, проверили
на столах наличие
учебных
принадлежностей
Регулятивные (Р),
Познавательные (П),
Коммуникативные
(П)
5
6
7
Регулятивная:
демонстрируют
готовность к уроку,
Личностные:
умение
соблюдать
дисциплину
3 словесные
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и
тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно
глядят?
На уроках биологии
мы будем знакомиться
с различными группами
организмов.
Поднимают руки,
кто готов отвечать
готовят рабочее
место к уроку
на уроке,
уважительно
относиться к
учителю и
одноклассник
ам
Познавательные:
общеучебные умения
структурировать
знания, контроль и
оценка процесса и
результатов
деятельности.
Мотивация
к учебной
деятельности
словесные,
наглядные
мотивационная
подготовка учащихся к
усвоению изучаемого
материала.
Посмотрите
Смотрят видеоряд,
Продолжить
формирование
системы научных
знаний о живой
природе.
Коммуникативные:
работают в парах
(обмениваются
Личностные:
осознают свои
возможности в
учении;
способны
4 эвристический
иллюстративный
применяется
фронтальный
метод
организации
деятельности
внимательно на экран.
(Слайды. Тундра).
Для того, чтобы узнать,
о чем мы будем
говорить на уроке,
я предлагаю вам
совершить мини
виртуальную экскурсию
в тундру
отличается ли фауна и
флора тундры от
нашего региона? Чем?
что вам показалось
необычным?
( вы увидели
организмы, с которыми
еще незнакомы?)
Побуждает к
высказыванию своего
мнения
А вы хотели бы узнать,
что это за организмы?
Ребята, что вам
известно о лишайниках?
Сформулируйте тему
готовятся к ответу
Отвечают на
вопросы
Называют
представителей
растительного и
животного мира
тундры и
связывают
характерные
признаки с
мнениями, учатся
понимать позицию
партнера, в том числе
и отличную от своей),
высказывают свою
точку зрения,
вступают в диалог,
обмениваются
мнениями
адекватно
рассуждать о
причинах
своего успеха
или неуспеха в
учении,
связывая
успехи с
усилиями,
трудолюбием
Научить
выражать
грамотно и
корректно свои
мысли,
уважать мнение
других, умело
дискутировать
Сформировать
умение
вычленять
главное.
5 урока.
Запишите.
климатическими
особенностями
Высказывают свое
мнение
Развивать
умение
выстраивать
логические
цепочки,
самостоятельно
учиться и
развиваться.
работа с
технологической
картой
Записывают тему
(Лишайники)
Актуализация
знаний.
Определение
целей и задач
урока.
Целеполагание
.
Проблемный
Демонстрация
видеоролика о
лишайнике
информационные
Начиная любую
работу, нужно
обязательно видеть
конечную цель.
Что бы вы хотели
узнать о лишайниках на
уроке? На какие
вопросы получить от
веты?
Уточняет понимание
учащимися
Учащиеся
самостоятельно
формулируют цели
урока
23 ученика
зачитывают
поставленные
цели.
Предоставить
ученику
возможность
работать на
уроке не только
с материалом
учебника, но и
интернет
Регулятивные:
самостоятельное
формулирование
цели и задач,
планирование,
прогнозирование,
контролируют
учебные действия,
замечают
допущенные ошибки;
6 технологии
поставленных целей
урока.
ресурсами.
Дают свое
определение: что
такое лишайники?
осознают правило
контроля и успешно
используют его в
решении учебной
задачи
Коммуникативные:
умение
воспринимать
информацию на слух,
отвечать на вопросы
учителя и учеников.
Частично
поисковый
Работа по тексту
учебника и с
интернетом
А поможет вам узнать
больше о лишайниках
интернет, учебник,
который вы изучите в
дальнейшем,
вернувшись в класс из
миниэкскурсии.
Что вам известно о
легенде, в которой
говорится о смерти
Ученик: мы
изучили
особенности
растений,
грибов, бактерий,
а на последнем
слайде мы
увидели
организмы о
строении,
которых еще
ничего не знаем,
хотя в лесу их
видели; нам
интересно узнать,
что у них внутри,
как они питаются,
дышат,
• выделение
существенных
признаков
лишайников
(отличительных
признаков живых
организмов;
питание,
дыхание,
выделение,
размножение,
определение
принадлежности
биологических
объектов к
определенной
систематической
группе;
Познавательные:
могут составить
произвольное речевое
высказывание в
устной и письменной
форме о новых
понятиях;
умеют извлечь
существенную
информацию из
материала учебника,
других источников
Коммуникативные:
умение
7 размножаются.
Показать роль
лишайников в
жизни человека и
природы
воспринимать
информацию на слух,
отвечать на вопросы
учителя и учеников.
Работа в парах по
заданию учителя.
людей в бесплодной
пустыне? Что же спасло
народ от голодной
смерти в пустыне?
Для этого поработаем
с Интернет –
ресурсами, откройте
страничку Википедии и
найдите объяснение
термину «Манна
небесная» и в учебнике
в рубрике
дополнительного
материала.
Диалог
Работа по тексту с
использованием
электронного
приложения к
учебнику
4.Информацио
нный блок
(работа в
Слайд.
Послушайте
внимательно, о чем
научить детей
работать с
информацией:
анализировать и
Познавательные:
могут составить
произвольное речевое
8 группах по
заданию
учителя)
пойдет речь.
Существует легенда о
том, как однажды
много дней и ночей
древнееврейский народ
шёл по пустыне, по
колено, утопая в
сыпучем песке. Все
припасы, взятые с
собой, были съедены.
Люди падали от
изнеможения и
истощения на горячий
песок и уже готовились
к смерти. Утром, когда
солнце стало накалять
пустыню, неожиданно
поднялся ветер. И
вдруг путешественники
заметили, как по песку,
подгоняемые ветром,
катятся серые комочки.
Ветер поднимал их
кверху, и казалось, что
они падают с неба.
систематизирова
ть ее,
критически
оценивать,
обобщать,
творчески
перерабатывать
высказывание в
устной и письменной
форме о новых
понятиях;
умеют извлечь
существенную
информацию из
разных источников
(материала учебника,
электронного
приложения)
Коммуникативные:
работают в группах
(обмениваются
мнениями, учатся
понимать позицию
партнера, в том числе
и отличную от своей),
высказывают свою
точку зрения,
вступают в диалог,
обмениваются
мнениями
(СЛАЙД) – Манна,
Выступления
9 манна! С неба падает
манна! Все бросились
собирать эту “манну”:
брали серые комочки,
ели их сухими, варили
кашу и пекли лепешки.
Какую информацию вы
узнали?
Что же спасло народ
от голодной смерти в
пустыне?
Что же бросились
собирать люди?
(лишайники)
Для более
эффективного изучения
отдела лишайники я
предлагаю вам
поработать в группах.
1 группа – строение
лишайника,
2 группа – питание
лишайника, значение
3 группа – размножение
учащихся о
результатах
работы
Работа в группах
по заданию
учителя
учащиеся
самостоятельно
выполняют
задания нового
типа и
осуществляют их
самопроверку,
показать
воспитанникам
значимость
эколого
биологических
знаний,
возможность их
применения в
повседневной
жизни на
Личностные:
проявляют
интерес к
предмету,
стремятся к
приобретению
новых знаний.
10 и рост лишайника.
примере
лишайников
пошагово
сравнивая с
эталоном на
слайде,
исправляют
ошибки.
Организуется для
учащихся
ситуации
успешности.
Отчет
представителей
каждой группы.
Музыкальная
физминутка.
Выполняют под
музыку
Обобщение
полученных на
уроке сведений
(Слайд с тестом)
– А теперь я вам
предложу выполнить
Личностные:
формируется
экологическая
культура на
основании
изучения
лишайников
как
биоиндикатор
ов
Познавательные:
ориентируются
в своей системе
Личностные:
проявляют
интерес к
предмету,
11 Прием тесты
проверочную работу и
оценить себя. Рядом с
суждением вы должны
поставить «+» или «–».
Верно ли суждение?
1. Лишайник имеет
стебель с листьями.
2. В лишайнике гриб
снабжает водоросль
водой и минеральными
солями.
3. Водоросли
лишайника
вырабатывают
органические вещества
в процессе
фотосинтеза.
4. Лишайники могут
поселяться на голых
скалах и могут
поглощать влагу всей
поверхностью тела.
5. Лишайники –
первичные разрушители
горных пород, в
результате чего
формируется почва для
поселения других
растений.
6. лишайники не
стремятся
показать
приобретенны
е новые
знания.
знаний – отличают
новое от уже
известного.
Регулятивные:
оценивают
собственную
деятельность
12 выносят загрязнения
воздуха (дым, копоть,
газ) и произрастают
там, где воздух
особенно чистый,
поэтому их называют
индикаторами чистоты.
Прошу вас проверить
свои работы и
поставить оценку.
(Слайд)
1) – 2) + 3) + 4) +
5) + 6) +
Поставьте себе оценку
за выполненную работу:
если все задания
выполнены, верно
– «5»;
если 1 ошибка – «4»;
если 2 ошибки – «3»;
если 3 и более ошибки
– необходимо еще раз
изучить материал.
Выполняют тест.
Самоконтроль.
Взаимоконтроль.
Объявление своих
результатов
учащимися.
13 Вывод: Лишайники –
удивительные
организмы,
образованные
симбиозом зеленой
водоросли,
преобразующей с
помощью солнечной
энергии углекислый газ
воздуха в органическое
вещество, и гриба,
который питается
только готовым
органическим
веществом. Гриб
получает от водоросли
органические вещества,
снабжая ее водой и
минеральными
веществами.
14 Рефлексия
Прием создания
ситуации успеха
использование
методики
незаконченных
предложений
Прием оценивания
Какая проблема была
сформулирована в
начале нашего урока?
Вы достигли решения
той проблемы, которая
была поставлена в
начале урока?
(Слайд)
– Ребята, я Вас
попрошу закончить
следующие
предложения:
Я узнал..
Я умею…
У меня есть вопросы.
Лишайники
особая группа
симбиотических
организмов
Коммуникативные:
умение выражать свои
мысли
оценивать
собственный вклад в
работу класса.
Выставляют
оценки в дневник.
Самооценка
знаний
обучающихся
15 Домашнее
задание
Регулятивные:
волевая
саморегуляция
осознание того, что
уже усвоено и что
еще подлежит
усвоению
Демонстрирует слайд с
дифференцированным
домашним заданием.
Ребята, вы сегодня
молодцы, хорошо
поработали на уроке,
было с вами приятно
общаться. Наш урок
подошел к концу.
(СЛАЙД) Спасибо всем за
внимание.
Записывают
домашнее задание
по выбору:
если оценка «4»
или «5» то
творческое
задание;
оценка «3»
проработать
материал по
учебнику,
ответить на
вопросы
16 Приложение
Приложение
дата ________________________ Тема урока: ________________________________________
Технологическая карта урока
Цель (чего я хочу добиться на уроке)
Узнать, каковы особенности строения лишайников
Узнать, что изучает наука «Лихенология»
Узнать, от чего зависит окраска лишайников
Узнать, каково значение в природе и жизни человека
Почему лишайники называют пионерами растительного покрова?
Научиться искать нужную информацию в интернете
Среда обитания лишайников
Пополнить свой словарный запас
17 Рабочий лист группы №1 ФИ учащегося_______________________ Дата _______
Строение и питание лишайников.
Цель: изучить ___________________________________________________________
Ход работы:
(прочитайте задания, распределите обязанности в группе)
1. Прочитайте в учебнике статью § 15 «Строение и питание лишайников» стр. 104 105
2. Прослушайте и просмотрите электронный ресурс «Лишайники: строение» (находится в папке Лишайники»
3. Рассмотрите рис. в учебнике и подпишите части лишайника
1_________________________
2_________________________
3_________________________
18 4_________________________
Определите слоевище лишайников
№ 1
№ 2
№ 3
19 Рабочий лист группы №2 ФИ учащегося_______________________ Дата _______
Жизненные формы лишайников. Размножение лишайников.
Цель: изучить ___________________________________________________________
________________________________________________________________________
Ход работы:
(прочитайте задания, распределите обязанности в группе)
1. Прочитайте в учебнике статью § 15 «Жизненные формы и размножение лишайников» стр. 103105
2. Прослушайте и просмотрите электронный ресурс «Лишайники: формы» (находится в папке Лишайники»).
3. Рассмотрите фотографии и натуральные лишайники, определите формы слоевищ лишайников. По каким признакам они отличаются?
4. Составьте схему «Жизненные формы лишайников», напишите представителей.
Формы лишайников
____________________ ________________________ _______________________
20 _____________________ ________________________ _______________________
5. Как размножаются лишайники?
Размножение лишайников:
____________________________________________________
1. ____________________________________________________
Вывод: слоевище лишайников бывает _____ видов ____________________
________________________________________________________________.
Размножаются лишайники с помощью _________________ или _________
21 Рабочий лист группы №3 ФИ учащегося_______________________ Дата _______
Значение лишайников в природе и жизни человека.
Цель: выяснить роль ___________________________________________________________
________________________________________________________________________
Ход работы:
(прочитайте задания, распределите обязанности в группе)
1. Прочитайте в учебнике статью § 15 «Значение лишайников» стр. 105
2. Найдите в сети Интернет области применения лишайников, используя ссылки (находятся в папке «Лишайники»). Какую роль играют
лишайники в природе? Какие экологические группы лишайников существуют?
Найдите фотографии наиболее распространенных лишайников и сохраните их в папке «Лишайники», подпишите названия файлов
биологическими названиями, например, Фисция звездчатая.
3. Подготовьте сообщение об интересных фактах про лишайники.
4. Составьте схему «Значение лишайников», назовите не менее 3х представителей.
Значение
___________________
в природе
22 Экологические группы лишайников:
1.________________________обитают на _______________________________________
2. _______________________ обитают на________________________________________
3. _______________________ обитают на _______________________________________
Задание. Установите соответствие между названиями наук и предметом их изучения:
Предмет изучения
Наука
1. Дендрология
2. Биология
3. Лихенология
4. Фенология
5. Альгология
6. Микология
A. наука о лишайниках
B. наука о деревьях
C. наука о грибах
D. наука о водорослях
E. наука о сезонном развитии растений
F. наука о живых организмах, о жизни
23
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.