Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)
Оценка 4.6

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
11.03.2018
Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)
Цель урока: сформировать познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные УУД в соответствии с требованиями ФГОС; создать условия для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение заданий, поиска решений проблемных вопросов. Планируемые образовательные результаты урока: 1. Личностные: - проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу класса - формировать экологическую культуру школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов 2. Метапредметные: - регулятивные: - умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, -определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели. - умение работать по плану, - сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. - коммуникативные: - обсуждать вместе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. - познавательные: - работать с учебником; - находить отличия; - работать с информационными текстами, таблицами, видеоматериалами; - объяснять значения новых слов; -умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме -смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, -определение основной и второстепенной информации. - сравнивать и выделять признаки. 3. Предметные: знать строение лишайника как особой группы симбиотических организмов; - рассмотреть особенности питания, дыхания и размножения лишайников; - уметь отличать виды лишайников и их значение.
Разработка урока по биологии по теме Лишайники 6 класс.docx
Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных,  коммуникативных и личностных УУД в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: «Лишайники»  6 класс Выполнила: учитель биологии Молоканова Лариса Владимировна, МКОУ  «Школа ­ интернат для обучающихся с ТНР» Подольск 2017 1 Разработка урока по биологии в 6 классе по теме:  «Лишайники» Цель:  1. Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение заданий,  поиска решений проблемных вопросов. 2.   Предметно­дидактическая: формирование представлений об отличительных признаках лишайников и их значении в природе и в жизни человека. Планируемые образовательные результаты урока: 1. Личностные:  ­ осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; ­ устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; ­ оценивать собственный вклад в работу класса ­ формировать  экологическую культуру школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов  2. Метапредметные: ­ регулятивные: ­ умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, ­определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели.                                                                        ­ умение работать по плану, ­ сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. ­ коммуникативные: ­ обсуждать вместе  информацию;  ­ слушать товарища и обосновывать свое мнение; 2 ­ выражать свои мысли и идеи. ­ познавательные: ­ работать  с учебником; ­  находить отличия; ­ работать с информационными текстами, таблицами, видеоматериалами; ­ объяснять значения новых слов; ­умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме  ­смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста,  ­определение основной и второстепенной информации. ­ сравнивать и выделять признаки. 3. Предметные: знать  строение лишайника как особой группы симбиотических организмов; ­ рассмотреть особенности питания, дыхания и размножения лишайников; ­ уметь отличать  виды лишайников и их значение.  Этапы урока Методы обучения, приемы Виды деятельности учителя Виды деятельности учащихся Планируемые образовательные результаты Предметные УУД: Личностные Технологическая карта урока 1 Организационн ый момент 2 Прием  привлечения  внимания 3 Приветствую учащихся, проверяю их готовность к уроку, желаю успеха.   4 Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебных  принадлежностей Регулятивные (Р), Познавательные (П), Коммуникативные (П) 5 6 7 Регулятивная:  демонстрируют  готовность к уроку,  Личностные: умение  соблюдать дисциплину  3 словесные  Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и  тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно  глядят? На уроках биологии  мы будем знакомиться  с различными группами  организмов. Поднимают руки,  кто готов отвечать готовят рабочее  место к уроку на уроке,  уважительно  относиться к  учителю и  одноклассник ам Познавательные:  общеучебные умения  структурировать  знания, контроль и  оценка процесса и  результатов  деятельности. Мотивация к учебной деятельности словесные,  наглядные  мотивационная  подготовка учащихся к  усвоению изучаемого  материала. ­Посмотрите  Смотрят видеоряд, Продолжить  формирование  системы научных знаний о живой  природе. Коммуникативные:  работают в парах  (обмениваются  Личностные:  осознают свои  возможности в учении;  способны  4 эвристический иллюстративный применяется  фронтальный  метод  организации  деятельности внимательно на экран. (Слайды. Тундра).  Для того, чтобы узнать, о чем мы будем  говорить на уроке, ­я предлагаю вам  совершить мини ­  виртуальную экскурсию в тундру ­отличается ли фауна и  флора тундры от  нашего региона? Чем? ­ что вам показалось  необычным? (­ вы увидели  организмы, с которыми  еще незнакомы?)  Побуждает к  высказыванию своего  мнения ­А вы хотели бы узнать, что это за организмы? Ребята, что вам  известно о лишайниках? Сформулируйте тему  готовятся к ответу Отвечают на  вопросы  Называют  представителей  растительного и  животного мира  тундры и  связывают характерные  признаки   с  мнениями, учатся  понимать позицию  партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою  точку зрения,  вступают в диалог,  обмениваются  мнениями адекватно  рассуждать о  причинах  своего успеха  или неуспеха в учении,  связывая  успехи с  усилиями,  трудолюбием Научить  выражать  грамотно и  корректно свои  мысли,  уважать мнение  других, умело  дискутировать  Сформировать  умение  вычленять  главное. 5 урока.  Запишите. климатическими  особенностями   Высказывают свое мнение Развивать  умение  выстраивать  логические  цепочки, самостоятельно  учиться и  развиваться.  работа с  технологической  картой Записывают тему  (Лишайники) Актуализация знаний.  Определение  целей и задач  урока.  Целеполагание . Проблемный Демонстрация видеоролика о  лишайнике  информационные  ­Начиная любую  работу, нужно  обязательно видеть  конечную цель.  Что бы вы хотели  узнать о лишайниках  на уроке? На какие  вопросы получить от­ веты? ­Уточняет понимание  учащимися  Учащиеся  самостоятельно  формулируют цели урока 2­3 ученика  зачитывают  поставленные  цели. Предоставить  ученику  возможность  работать на  уроке не только  с материалом  учебника, но и  интернет  Регулятивные: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование,  контролируют  учебные действия,  замечают  допущенные ошибки; 6 технологии поставленных целей  урока. ресурсами.   Дают свое  определение: что  такое лишайники?  осознают правило  контроля и успешно  используют его в  решении учебной  задачи Коммуникативные: умение  воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя и учеников. Частично­ поисковый Работа по тексту  учебника и с  интернетом ­А поможет вам узнать  больше о лишайниках  интернет, учебник,  который вы изучите в  дальнейшем,  вернувшись в класс из  мини­экскурсии. Что вам известно о  легенде, в которой  говорится о  смерти   ­Ученик: мы  изучили  особенности  растений,    грибов, бактерий,  а на последнем  слайде мы  увидели  организмы  о  строении,  которых еще  ничего  не знаем,  хотя в лесу их  видели; нам  интересно узнать,  что у них внутри,  как они питаются, дышат,  • выделение  существенных  признаков  лишайников  (отличительных  признаков живых организмов; питание,  дыхание,  выделение,  размножение, определение  принадлежности  биологических  объектов к  определенной  систематической группе; Познавательные:  могут составить  произвольное речевое высказывание в  устной и письменной  форме о новых  понятиях; умеют извлечь  существенную  информацию из материала учебника,  других источников Коммуникативные: умение  7 размножаются. Показать роль  лишайников в  жизни человека и природы воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя и учеников. Работа в парах по  заданию учителя. людей в бесплодной  пустыне? Что же спасло народ от голодной  смерти в пустыне? ­Для этого  поработаем  с Интернет –  ресурсами, откройте  страничку  Википедии и найдите объяснение  термину «Манна  небесная» и в учебнике  в рубрике  дополнительного  материала. Диалог Работа по тексту  с использованием  электронного  приложения к  учебнику 4.Информацио нный блок  (работа в  Слайд.   Послушайте  внимательно, о чем  научить детей  работать с  информацией:  анализировать и  Познавательные:  могут составить  произвольное речевое 8 группах по  заданию  учителя) пойдет речь.  Существует легенда о  том, как однажды  много дней и ночей  древнееврейский народ  шёл по пустыне, по  колено, утопая в  сыпучем песке. Все  припасы, взятые с  собой, были съедены.  Люди падали от  изнеможения и  истощения на горячий  песок и уже готовились  к смерти. Утром, когда  солнце стало накалять  пустыню, неожиданно  поднялся ветер. И  вдруг путешественники  заметили, как по песку,  подгоняемые ветром,  катятся серые комочки. Ветер поднимал их  кверху, и казалось, что  они падают с неба. систематизирова ть ее,  критически  оценивать,  обобщать,  творчески  перерабатывать высказывание в  устной и письменной  форме о новых  понятиях; умеют извлечь  существенную  информацию из  разных источников  (материала учебника,  электронного  приложения) Коммуникативные:  работают в группах  (обмениваются  мнениями, учатся  понимать позицию  партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою  точку зрения,  вступают в диалог,  обмениваются  мнениями (СЛАЙД) – Манна,  Выступления  9 манна! С неба падает  манна! Все бросились  собирать эту “манну”:  брали серые комочки,  ели их сухими, варили  кашу и пекли лепешки. Какую информацию вы  узнали?  ­Что же спасло народ  от голодной смерти в  пустыне? ­ Что же бросились  собирать люди?               (лишайники) Для более  эффективного изучения отдела лишайники я  предлагаю вам  поработать в группах. 1 группа – строение  лишайника, 2 группа – питание  лишайника, значение 3 группа – размножение учащихся о  результатах  работы Работа в группах  по заданию  учителя ­учащиеся  самостоятельно  выполняют  задания нового  типа и  осуществляют их  самопроверку,  показать  воспитанникам  значимость  эколого ­  биологических  знаний,  возможность их  применения в  повседневной  жизни на  Личностные:  проявляют  интерес к  предмету,  стремятся к  приобретению  новых знаний. 10 и рост лишайника. примере  лишайников пошагово  сравнивая с  эталоном на  слайде,  исправляют  ошибки.  Организуется для  учащихся  ситуации  успешности. Отчет  представителей  каждой группы. Музыкальная  физминутка. Выполняют под  музыку Обобщение  полученных на  уроке сведений (Слайд с тестом) – А теперь я вам  предложу выполнить  Личностные: формируется  экологическая культура на  основании  изучения  лишайников  как  биоиндикатор ов Познавательные:  ориентируются  в своей системе  Личностные:  проявляют  интерес к  предмету,  11 Прием тесты проверочную работу и  оценить себя. Рядом с  суждением вы должны  поставить «+» или  «–». Верно ли суждение? 1. Лишайник имеет  стебель с листьями.  2. В лишайнике гриб  снабжает водоросль  водой и минеральными  солями.  3. Водоросли  лишайника  вырабатывают  органические вещества  в процессе  фотосинтеза.  4. Лишайники могут  поселяться на голых  скалах и могут  поглощать влагу всей  поверхностью тела.  5. Лишайники –  первичные разрушители горных пород, в  результате чего  формируется почва для поселения других  растений.  6. лишайники не  стремятся  показать   приобретенны е  новые  знания. знаний – отличают  новое от уже  известного. Регулятивные:  оценивают  собственную  деятельность 12 выносят загрязнения  воздуха (дым, копоть,  газ) и произрастают  там, где воздух  особенно чистый,  поэтому их называют  индикаторами чистоты. Прошу вас проверить  свои работы и  поставить оценку.  (Слайд) 1) –   2) +    3) +   4) +     5) +   6)    + Поставьте себе оценку  за выполненную работу: если все задания  выполнены,           верно – «5»; если 1 ошибка – «4»; если 2 ошибки – «3»; если 3  и более ошибки  – необходимо еще раз  изучить материал. Выполняют тест. Самоконтроль.  Взаимоконтроль. Объявление своих результатов  учащимися. 13 Вывод: Лишайники –  удивительные  организмы,  образованные  симбиозом зеленой  водоросли,  преобразующей с  помощью солнечной  энергии углекислый газ  воздуха в органическое  вещество, и гриба,  который питается  только готовым  органическим  веществом. Гриб  получает от водоросли  органические вещества,  снабжая ее водой и  минеральными  веществами. 14 Рефлексия Прием создания  ситуации успеха использование  методики  незаконченных  предложений Прием оценивания Какая проблема была  сформулирована в  начале нашего урока? Вы достигли решения  той проблемы, которая  была поставлена в  начале урока?  (Слайд) – Ребята, я Вас  попрошу закончить  следующие  предложения: Я узнал.. Я умею… У меня есть вопросы. Лишайники ­  особая группа  симбиотических  организмов Коммуникативные: умение выражать свои  мысли оценивать   собственный вклад в  работу класса. Выставляют  оценки в дневник. Самооценка  знаний  обучающихся   15 Домашнее  задание   Регулятивные: ­волевая  саморегуляция ­осознание того, что  уже усвоено и что  еще подлежит усвоению Демонстрирует слайд с  дифференцированным  домашним заданием.  Ребята, вы сегодня  молодцы, хорошо  поработали на уроке,  было с вами приятно  общаться. Наш урок  подошел к концу.  (СЛАЙД) Спасибо всем за внимание. Записывают  домашнее задание  по выбору:  если оценка «4»  или «5» ­ то  творческое  задание;  оценка «3» ­  проработать  материал   по  учебнику,  ответить на  вопросы 16 Приложение  Приложение дата ________________________   Тема урока: ________________________________________ Технологическая карта урока Цель (чего я хочу добиться на уроке) Узнать, каковы особенности строения лишайников Узнать, что  изучает наука «Лихенология» Узнать, от чего зависит окраска лишайников Узнать, каково значение в природе и жизни человека  Почему лишайники называют пионерами растительного покрова? Научиться искать нужную информацию в интернете Среда обитания лишайников Пополнить свой словарный запас 17 Рабочий лист группы №1                                                         ФИ учащегося_______________________     Дата _______ Строение  и питание лишайников. Цель:  изучить ___________________________________________________________ Ход работы:  (прочитайте задания, распределите обязанности в группе)  1. Прочитайте в учебнике статью § 15 «Строение и питание лишайников» стр. 104 ­105 2. Прослушайте и просмотрите  электронный ресурс «Лишайники: строение» (находится в папке Лишайники» 3. Рассмотрите рис.   в учебнике и подпишите части лишайника 1_________________________  2_________________________       3_________________________ 18 4_________________________                                                                                                       Определите слоевище лишайников № 1 № 2                                    № 3 19 Рабочий лист группы №2                                                       ФИ учащегося_______________________     Дата _______ Жизненные формы  лишайников. Размножение лишайников. Цель:  изучить ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Ход работы: (прочитайте задания, распределите обязанности в группе) 1. Прочитайте в учебнике статью § 15  «Жизненные формы и размножение лишайников» стр. 103­105 2. Прослушайте и просмотрите электронный ресурс «Лишайники: формы» (находится в папке Лишайники»). 3. Рассмотрите  фотографии и натуральные лишайники, определите формы слоевищ лишайников. По каким признакам они отличаются? 4. Составьте схему «Жизненные формы лишайников», напишите представителей.    Формы лишайников  ____________________          ________________________           _______________________ 20 _____________________        ________________________           _______________________ 5. Как размножаются лишайники?                        Размножение лишайников:        ____________________________________________________ 1. ____________________________________________________ Вывод: слоевище лишайников бывает _____ видов  ____________________ ________________________________________________________________. Размножаются лишайники  с помощью _________________  или _________ 21 Рабочий лист группы №3                                                                               ФИ учащегося_______________________     Дата _______ Значение  лишайников в природе и жизни человека. Цель:  выяснить роль ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Ход работы: (прочитайте задания, распределите обязанности в группе) 1. Прочитайте в учебнике статью § 15  «Значение лишайников» стр. 105 2. Найдите в сети Интернет области применения лишайников, используя ссылки (находятся в папке «Лишайники»). Какую роль играют  лишайники в природе?  Какие экологические группы лишайников существуют? Найдите фотографии наиболее распространенных лишайников и сохраните их в папке «Лишайники», подпишите названия файлов  биологическими названиями, например,  Фисция звездчатая. 3. Подготовьте сообщение об интересных фактах про лишайники. 4. Составьте схему «Значение лишайников», назовите не менее 3­х представителей. Значение  ___________________ в природе 22 Экологические группы лишайников: 1.________________________обитают  на  _______________________________________ 2. _______________________ обитают  на________________________________________ 3. _______________________ обитают на _______________________________________ Задание. Установите соответствие между названиями наук и предметом их изучения: Предмет изучения Наука 1. Дендрология 2. Биология 3. Лихенология 4. Фенология 5. Альгология 6. Микология A. наука о лишайниках B. наука о деревьях  C. наука о грибах D. наука о водорослях E. наука о сезонном развитии растений F. наука о живых организмах, о жизни 23

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Лишайники»  (6 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018