Разработка урока по биологии на тему "Методы изучения природы"
Оценка 4.8

Разработка урока по биологии на тему "Методы изучения природы"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
08.10.2017
Разработка урока по биологии на тему "Методы изучения природы"
Разработка урока по биологии на тему "Методы изучения природы". Составлена для УМК А. А. Плешаков, Н. И. Сонин и соответствует требованиям ФГОС. Урок биологии разработан для учащихся 5 класса. Может использоваться как завершающий урок в изучении темы "Методы познания природы".
Методы изучения природы.docx
Урок №3 Тема урока «Методы изучения природы» Цели урока: Образовательные:   расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы;   обеспечить   образовательные   потребности   каждого   обучающегося   с учетом его склонностей, возможностей и интереса.  Развивающие:   развивать умения анализировать, устанавливать причинно­следственные связи между организмами и окружающей природой;   развивать умения сравнивать, обосновывать свою точку зрения;   развивать в детях способность к логическому мышлению;   развивать творческую активность, внимательность.  Воспитательные:   прививать практические навыки коммуникативного общения;   научить применять теоретические знания на практике;  Задачи урока:   организовать групповую работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата;   содействовать формированию представления о причинно­следственных связей   явлений,   о   познаваемости   мира   и   этическому   воспитанию учащихся;   познакомить учащихся с методами изучения природы, их использование в практической деятельности.  Оборудование:  Увеличительные   приборы:   микроскоп,  лупа.  Измерительные приборы:   часы,   мерный   цилиндр,   весы,   градусник,   линейка.   Лабораторное оборудование: колба, пробирка, фарфоровая чашечка, штатив, спиртовка. Ход урока 1. Организация начала урока.  Проверка готовности учащихся к уроку, опрос по прошлой теме. Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами узнали насколько важно знать и изучать биологию. Кто приготовил кроссворды и готов их сдать на проверку? А   сейчас   проверим   ваши   знания   и   выполним   одно   задание.   Вам предстоит   распределить   живые   организмы   по   царствам,   записывая   их названия. Начертите таблицу, вам хватит 3 строчки и заголовок. (Слайд 2­3) В   первом   столбике   напишите   ­   царство   бактерии,   во   втором   –   грибы,   в третьем – растения, в четвертом – животные. На   слайде   10   возникают   фотографии   с   названиями   живых организмов   (мухомор,   дрозд,   холерный   вибрион,   бабочка,   дуб, ламинария, трутовик, стрептококк, кит, лотос). Учащиеся записывают названия в тетради, распределяя по царствам.  А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверим правильные ответы. Царство бактерии: холерный вибрион, стрептококк. Царство грибы: мухомор, трутовик. Царство растения: дуб, ламинария, лотос. Царство животные: дрозд, бабочка, кит. II. Изучение нового материала урока. Природа нас окружает везде, мы сами – частички природы. Ещё великий Гёте   сказал,   что   «Природа   –   это   единственная   книга,   каждая   страница которой полна глубокого содержания». Как же прочесть это содержание? Как поподробнее с ним познакомиться и узнать все тайны и загадки природы? Каким   же   образом   изучают   природу   и   учёные,   и   ученики   школ,   и   любой другой человек, который захотел поближе познакомиться с ней? Именно это мы   и   должны   сегодня   выяснить.   Наш   урок   называется   «Методы   изучения природы». Как   сказал   мудрец,   всё   гениальное   просто!   Поэтому   важную   и серьёзную тему я бы хотела начать, в качестве разминки, с лёгких и простых загадок. (Слайд 4) 1 Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на лес. Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез. (Снег) 2 Невидимкой, осторожно он является ко мне, И рисует, как художник, он узоры на окне. Это – клён, а это – ива, вот и пальма предо мной. Как рисует он красиво белой краскою одной! (Мороз) 3 У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдёт – гвоздь упадёт. (Сосулька) 4 В тихую погоду нет нас нигде, А ветер подует – бежим по воде. (Волны) Молодцы, ребята! С этим вы легко справились.  Люди,   прежде   чем   составить   такие   загадки,   сначала   внимательно наблюдали   за   природой.   А   что,   по­вашему,   значит   –   наблюдать?   Это     ­ вмешиваться   в   природу   своими   действиями,   что­то   изменять   или   просто смотреть,   возможно,   записывать,   а   потом   делать   выводы?   Правильно, наблюдение   –   это   метод   изучения   природы,   при   котором   просто рассматривают,   изучают   природу,   не   вмешиваясь   в   естественный   ход событий.  Например, в вашем учебнике описан такой случай. Сборщицы винограда шли рано утром  на свою работу. У дороги они заметили человека в чёрной широкополой шляпе. Он склонился над землёй и что­то рассматривал. Каково же было удивление женщин, когда вечером, возвращаясь, домой, они застали этого человека там же, в той же позе. Кто был этот странный человек, и чем он занимался весь день? Это был замечательный французский учёный Жан Анри Фабр. В тот день он наблюдал за повадками маленькой осы, устроившей себе   норку   возле   дороги.   Надо   сказать,   что   изучению   насекомых   Фабр посвятил всю свою долгую жизнь. Не жалея времени и сил для наблюдений за осами,   пчёлами,   бабочками,   жуками,   он   стал   лучшим   в   мире   знатоком насекомых.   (Его   портрет   можно   посмотреть   на   стр.   17  в   учебнике.)   Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются учёные и любители природы разных стран.  Но не только исследователи животных или растений пользуются в своей работе методом наблюдения. Давайте зачитаем последний абзац на стр. 17 (чтение).  Скажите,   пожалуйста,   какие   учёные   в   данном   примере   использовали метод   наблюдения?   Какими   приборами   они   при   этом   пользовались? Правильно, если наблюдаешь за удалённым объектом, то необходим телескоп. А если объект находится близко, но он очень маленький – какие приборы могут помочь при наблюдении? (показ лупы и микроскопа). При их помощи можно рассмотреть даже мельчайшие отдельные клетки. (Слайд 5) Вот какими разными бывают наблюдения. Скажите, а в начальной школе вы   проводили   наблюдения   за   чем­либо,   например,   за   погодой?   А   какие наблюдения   за   погодой   можно   провести,   глядя   в   окно?   Кто   может прокомментировать, какая сегодня погода? Ясно или пасмурно? Есть осадки или нет? Есть ли ветер и если есть, то в каком направлении он дует? Итак, облачность,   осадки,   ветер.   А   чем   ещё   очень   часто   дополняют   сведения   о погоде?   Конечно,   температурой.   А   её   тоже   можно   определить,   просто посмотрев сейчас в окно? А градусник, ребята, ­ это уже измерительный прибор. Любые приборы, на   которых   есть   какая­либо   измерительная   шкала   или   градация,   можно отнести   к   измерительным.   Некоторые   измерительные   приборы   вы   можете увидеть на стр. 20 в своём учебнике. А какие измерительные приборы вы видите у меня на столе? Для измерения чего они используются?  Раз вы так много знаете об измерениях, то, скорее всего, этим методом вы уже давно умеете пользоваться, а вот то, что это метод изучения природы – вы, наверное, узнали только сегодня. Я   опять   хочу   вернуться   к   загадкам.   А   вы   должны   не   только   их разгадать, но и ответить на вопрос – чем пользовался автор для проведения своих измерений? (Слайд 6) 1 Ночью на небе один золотистый апельсин. Миновали две недели, апельсина мы не ели,  Но осталась в небе только апельсиновая долька. (Луна и месяц) 2 На странице букваря 33 богатыря. (Буквы) 3.  Ножек четыре, шляпок одна.       Нужен, коль станет обедать семья. (Стол) 4. Стучит, гремит, вертится. Ничего не боится, считает наш век, а не человек? (Часы) Итак, пользовался ли автор загадок для своих подсчётов какими­нибудь измерительными   приборами?   Да,   ребята,   измерения   иногда   проводят   при помощи   обычного   подсчёта.   Например,   когда   нужно   знать   численность какого­либо животного на данной территории, то подсчитывают, сколько раз встретились его следы, норы или гнёзда на определённом участке.  Итак, измерение – это метод изучения природы, при котором изучаемый объект исследуется при помощи измерительных приборов.  (Слайд 7) И раз уж мы ведём речь об измерениях, то давайте проведём некоторые из них (у доски)  ­ при помощи часов – время ­ при помощи мерного цилиндра – объём ­ при помощи весов – массу ­ при помощи градусника – температуру ­ при помощи линейки – высоту растения. Ну что ж, ребята, все измерения вы сделали правильно, а я не зря к доске вызывала каждого из вас. Таким образом, вы немножко подвигались, отдохнули. И теперь с новыми силами можно приступать к знакомству   с третьим   методом   изучения   природы.   А   я   опять   возвращаюсь   к   загадкам. Будьте внимательны, – постарайтесь понять, что помогло человеку составить такие загадки: (Слайд 8) 1 По снегу покатите, – я подрасту. На костре согреете, – я пропаду. (Снежный ком)  2 Кинешь в речку – не тонет. Бьёшь о стенку – не стонет. Будешь оземь кидать, – станет кверху летать. (Мяч) 3 Лежит на земле: ни закрасить, Ни соскоблить, ни завалить. (Тень) 4 Прозрачное стекло – В воде не тонет, в огне не горит. (Лед) Так что же человеку необходимо было сделать, прежде чем составить такие   загадки?   Скорее   всего,   он   не   только   наблюдал   за   объектом,   но   и пробовал   что­либо   изменить,  поэкспериментировать.  Например,  природный лёд можно увидеть на поверхности воды. В воде он, действительно, не тонет. Человек же взял его и попробовал на прочность огнём. Если кусочек льда бросить в огонь, то гореть он там, конечно, не будет, но зато расплавится, растает. Подобные  действия  и называются, словом  опыт  или  эксперимент. Слово   «эксперимент»   в   переводе   с   латинского   языка   как   раз   и   означает «опыт», «проба». Это ещё один метод изучения природы. При проведении опыта   человек   повторяет,   воспроизводит   в   лаборатории   то   или   иное природное   явление,   при   необходимости   –   повторяет.   При   этом   он внимательно   следит   за   тем,   как   оно   происходит,   может   также   изменить условия и ещё раз пронаблюдать за изучаемым объектом. Очень широко применяет опыты в своих исследованиях наука химия. С этой интереснейшей наукой вы начнёте знакомиться в 8­ом классе, а пока давайте   попробуем   назвать   то   лабораторное   оборудование,   которое   я   вам принесла, пользуясь рисунком стр. 21. А мы с вами давайте проведем первую небольшую практическую работу, по усвоению изученного материала. Практическая работа №1.  III. Закрепление полученных знаний на уроке.  Теперь, ребята, наш урок подходит к концу, и мне бы хотелось подвести итоги.  1 Знаете   ли   вы   теперь,   какие   три   основных   метода   изучения   природы существуют? Назовите их. 2 Применяли   вы   сегодня   на   практике   наблюдение?   Измерение? Эксперимент? Понравилось? 3 Возникло ли у вас желание узнавать тайны природы, изучать её? А вообще вам   нравится   предмет   биология?   Я   очень   рада,   что   изучение   природы вызывает у вас интерес, ведь природа такая прекрасная и удивительная, как же её не любить?! IV. Домашнее задание: (Слайд 9) • § 3 прочитать; • Ответить на вопросы стр. 22. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» Цель: Знакомство с лабораторным оборудованием и физическими приборами для научных исследований, с единицами измерения. Оборудование: карточки с изображением измерительных приборов, учебник Вариант 1  1. Изобрази и подпиши название лабораторного оборудования. а) Штатив б) Колба в) Пробирка г) Спиртовка д) Лабораторный стакан 2. Экспериментальные методы получения научных знаний ­ метод измерений. Часто   наблюдения   и   эксперименты   дополняются   измерениями. Измерительными приборами мы пользуемся в повседневной жизни. Отгадайте загадки про измерительные приборы и укажите, какую физическую величину они измеряют: 1) Весь век идёт Ерёмушка, Ни сна ему, ни дрёмушки Шагам он точный счет ведет, А с места все же не сойдет. 2) Я под мышкой посижу И что делать укажу Или уложу в кровать Или разрешу гулять. Отгадки можно также зарисовать. 3. Какие единицы измерения из правого столбика соответствуют величинам, приведенным в левом столбике? 1. Длина 2. Масса 3. Температура 4. Время 5. Скорость а) градус Цельсия (С) б) метр в секунду(м/с) в) секунда(с) г) килограмм(кг) д) метр(м) Вариант 2 1. Изобрази и подпиши название лабораторного оборудования. а) Штатив б) Колба в) Пробирка г) Ступка д) Мензурка 2. Экспериментальные методы получения научных знаний ­ метод измерений. Часто   наблюдения   и   эксперименты   дополняются   измерениями. Измерительными приборами мы пользуемся в повседневной жизни. Отгадайте загадки про измерительные приборы и укажите, какую физическую величину они измеряют: 1)  Две сестры качались      Правды добивались      А когда добились, То остановились. 2)  На стене висит тарелка      По тарелке ходит стрелка      Эта стрелка наперед      Нам погоду узнает Отгадки можно также зарисовать. 3. Какие единицы измерения из правого столбика соответствуют величинам, приведенным в левом столбике? 1. Длина 2. Масса 3. Температура 4. Время 5. Скорость    а) градус Цельсия (С) б) метр в секунду(м/с) в) секунда(с) г) килограмм(кг) д) метр(м)

Разработка урока по биологии на тему "Методы изучения природы"

Разработка урока по биологии на тему "Методы изучения природы"

Разработка урока по биологии на тему "Методы изучения природы"

Разработка урока по биологии на тему "Методы изучения природы"

Разработка урока по биологии на тему "Методы изучения природы"

Разработка урока по биологии на тему "Методы изучения природы"

Разработка урока по биологии на тему "Методы изучения природы"

Разработка урока по биологии на тему "Методы изучения природы"

Разработка урока по биологии на тему "Методы изучения природы"

Разработка урока по биологии на тему "Методы изучения природы"

Разработка урока по биологии на тему "Методы изучения природы"

Разработка урока по биологии на тему "Методы изучения природы"

Разработка урока по биологии на тему "Методы изучения природы"

Разработка урока по биологии на тему "Методы изучения природы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2017