Разработка урока по биологии на тему "Наука о живой природе"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
08.10.2017
Разработка урока по биологии на тему "Наука о живой природе". Составлена для УМК А. А. Плешаков, Н. И. Сонин и соответствует требованиям ФГОС. Урок биологии разработан для учащихся 5 класса. Может использоваться как вводный урок или для повторения и систематизации о биологии как о науке.
Наука о живой природе.docx
УРОК №2
Тема урока: «Наука о живой природе»
Цели урока:
Сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой
природы, о роли биологических знаний в жизни человека.
Развивать представление о многообразии биологических дисциплин,
изучающих живую природу.
Пробудить интерес к изучению нового предмета.
Воспитывать ответственное отношение к окружающей среде.
Оборудование: учебник, компьютер; экран; презентация.
Ход урока
I. Мотивация и целеполагание
Добрый день ребята!
Давайте с вами вспомним, что мы с вами изучили на прошлом уроке?
Откроем стр. 11 вашего учебника, и посмотрим, как вы освоили первую тему.
Сегодня нам предстоит выяснить, что же изучает биология?
Послушайте стихотворение и попытайтесь ответить на данный вопрос (Слайд
2).
Биология – наука
О букашках и лесах,
Рыбах, птицах и прудах.
О грибочках на пеньке,
О цветочках на лужке.
Обо всем живом на свете,
Кто проживает у нас на планете. Ответы учащихся.
Да, действительно. Биология изучает живую природу (Слайд 3).
Название науки происходит от двух греческих слов «биос» жизнь, «логос»
наука. Биология – наука о жизни, о живой природе. Запись в тетрадь.
Наш урок так и называется «Наука о живой природе».
II. Изложение нового материала
Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Учёные
насчитывают более 3,5 млн. видов живых организмов. Они живут на суше, в
воде, в воздухе. Все живые организмы делятся на большие группы, которые
называют царствами.
Какие же существуют царства живой природы? Отгадайте загадки и
ребусы, и вы узнаете о них (Слайд 4).
1. Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас. И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной. Ответы учащихся.
Итак, первое царство – царство бактерии.
2. Под сосною у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка,
Шляпка есть –
Нет головы. Ответы учащихся.
Второе царство грибы.
3. Ребус, в котором зашифровано слово «растение». Ответы учащихся.
Третье царство – растения.
4. Ребус, в котором зашифровано слово «животное». Ответы учащихся.
Четвертое царство животные.
Учащиеся записывают царства живой природы в тетрадь (Слайд 5).
Современная биология – это «семья», состоящая из множества
биологических наук (Слайд 6).
Каждая наука о природе состоит из многих отдельных наук.
Познакомимся с ними на примере семьи биологических наук.
Живую природу изучает биология. В ее семью входят науки, изучающие
как отдельные царства: бактериология, протистология, микология, ботаника,
зоология, так и особенности строения и функционирования живых
организмов: цитология, анатомия и физиология.
Наука о клетке – цитология. Наука о простейших – протистология.
Наука о растениях – ботаника. Наука о строении организмов – анатомия.
Наука о жизнедеятельности организмов – физиология. Наука о грибах –
микология. Наука о бактериях – бактериология. Наука о животных –
зоология.
Каждая из них состоит из отдельных наук. Так в зоологии выделяют
науку о млекопитающих – териология; наука о птицах – орнитология; наука о
рыбах – ихтиология; наука о насекомых – энтомология. Каждая, из которых
состоит из отдельных наук.
Изучая биологию, мы будем знакомиться с основами разных
биологических наук.
Учащиеся записывают в тетрадь названия основных биологических
дисциплин.
III. Физкультминутка
Сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру «Угадай царство».
Я буду называть живые организмы, а вы будете показывать движениями, к
какому царству они принадлежат.
Какими движениями?
Царство растения – наклон вправовлево.
Царство животные – прыжки на месте.
Царство грибы – 2 приседания. Живые организмы:
1) мухомор;
2) олень;
3) заяц;
4) картофель;
5) опята;
6) петух;
7) грузди;
8) каштан;
9) лебедь;
10) бабочка.
IV. Продолжение изучения нового материала
Частью живой природы являемся и мы с вами. Человек тесно связан с
другими живыми организмами планеты растениями, животными.
Какова роль животных и растений в жизни человека? Ответы
учащихся.
Прежде всего, растения и животные обеспечивают человека продуктами
питания, сырьем для промышленности, лекарствами и т.д.
Ребята, зачем нам нужно изучать биологию? Ответы учащихся.
Рассказ учителя. Биология тесно связана со многими сторонами
практической деятельности человека — сельским хозяйством, различными
отраслями промышленности, медициной.
Успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом
зависит от биологовселекционеров,
занимающихся улучшением
существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород
домашних животных.
Благодаря достижениям биологии была создана и успешно развивается
микробиологическая промышленность. Например, кефир, простокваша,
йогурты, сыры, квас и многие другие продукты человек получает благодаря
деятельности определённых видов грибов и бактерий. С помощью
современных биотехнологий предприятия выпускают лекарства, витамины,
высокоэффективные кормовые добавки для сельскохозяйственных животных,
микробиологические средства защиты растений от вредителей и болезней,
бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой,
текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных
целей.
Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни
человека.
С каждым годом человек всё шире использует природные ресурсы.
Мощная техника, которой обладают люди, так быстро преобразует мир, что
сейчас на Земле почти уже не осталось уголков с нетронутой природой.
Чтобы сохранить нормальные условия для жизни человека, приходится
восстанавливать разрушенную природную среду. Сделать это могут лишь люди, хорошо знающие законы природы. Знание биологии помогает решить
проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.
V. Подведение итогов
Давайте подведем итоги. Что изучает биология? Какие царства живой
природы вы знаете? Какие биологические науки вы знаете?
Учитель выставляет оценки в журнал и проверяет успеваемость.
VI. Домашнее задание (Слайд 7).
Параграф 2.
Составить кроссворд из новых слов (минимум 5 слов).
Используемые источники:
Загадки:
http://zagadochki.ru/zagadkiprobakterii.html
http://www.teremoc.ru/zagadki/zagadk_grib.htm
Материал:
http://www.tepka.ru/biologiya_5/1.html
Разработка урока по биологии на тему "Наука о живой природе"
Разработка урока по биологии на тему "Наука о живой природе"
Разработка урока по биологии на тему "Наука о живой природе"
Разработка урока по биологии на тему "Наука о живой природе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.