Разработка урока по биологии на тему: «Строение семени двудольных растений» (6 класс, биология)
Оценка 4.6

Разработка урока по биологии на тему: «Строение семени двудольных растений» (6 класс, биология)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
11.03.2018
Разработка урока по биологии на тему: «Строение семени двудольных растений» (6 класс, биология)
Задачи урока: Образовательные: раскрыть особенности строения семян двудольных растений; развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их; формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян; развивать умение работать с учебником. Развивающие: развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать; развивать наблюдательность, речь учащихся. Воспитательная: продолжить формирование научного мировоззрения. осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.
Разработка урока Строение семени двудольных растений.docx
Разработка урока по биологии Тема урока: «Строение семени двудольных растений» 6 класс Выполнила: учитель биологии Молоканова Лариса Владимировна, МКОУ  «Школа ­ интернат для обучающихся с ТНР» Подольск 2017 Тема урока: «Строение семени двудольных растений»  6 класс Цели: научить, самостоятельно, обнаруживать и формулировать учебную проблему,  искать пути решения проблемы и средства достижения цели,                                               найти  материал для осмысления информации об особенностях строения семян растений. Задачи:  1. Помочь в раскрытии значения терминов «семя», «зародыш», «эндосперм», «семенная кожура», «семядоли», «двудольные растения». 2. Создать условия для развития у школьников умений находить и обозначать части семени   на   рисунках,   и   натуральных   объектах;   сравнивать   особенности   строения семян разных растений. 3. Способствовать   развитию   умений   выдвигать   гипотезы,   отвечая   на   проблемные вопросы, работая в паре совместно приходить к общему решению.  4. Создать   условия   для   развития   умений   работать   с   различными   источниками информации: текстом учебника, схемой, рисунками, голосовой информацией. 5. Способствовать развитию умений, выполняя лабораторную работу, действовать по инструкции,   оформлять   результаты   работы,   самостоятельно   или   при   помощи окружающих делать выводы.  Используемые   педагогические   технологии:  технология   проблемного   обучения, технология развития критического мышления, личностно­ориентированная технология, технология деятельностного подхода. Методы: словесные, наглядные, практические. Учитель:   На   протяжении   нескольких   последних   уроков   вы   изучали   особенности строения органов растения. Вспомните:  Что такое орган?  На какие две группы подразделяются органы цветкового растения?  Что такое вегетативные органы? Приведите примеры вегетативных органов.  Что   такое   репродуктивные   органы?   Приведите   примеры   изученных   нами репродуктивных органов растений. А сегодня на уроке речь пойдёт об органе, который о себе мог бы сказать следующие слова:        Во мне есть всё. Я должен стать красивым: Большим, зелёным, как родитель мой! Сейчас – покой, и я, пока, счастливый И мир вокруг хоть тесный, но живой! Почтите их про себя, прочти вслух это стихотворение. Как вы думаете, о каком органе сегодня на уроке пойдёт речь? Да, действительно о семени растения.  Учитель: Как вы думаете, что такое семя? (предположения детей) Учитель: Спасибо за предположения, вам уже многое известно о семенах, и я надеюсь, что сегодня на уроке, вы узнаете ещё больше! В литературе я нашла следующее определение понятия «семя»: семя – это зачаточное растение. Как   вы   думаете,   справедливо   ли   это   утверждение?   Почему   вы   так   считаете? Посоветуйтесь со своим соседом по парте и постарайтесь ответить на поставленный вопрос. (Через 1 минуту выслушиваются мнения детей, учитель обобщает эти предположения) В случае отсутствия предположений учитель задаёт наводящие вопросы:  Что значит «зачаточное» растение? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?  Какие органы входят в состав организма растения? Можно ли предположить наличие этих органов в миниатюре в составе семени? Учитель: Судя по вашим предположениям, семя – это растение в миниатюре, так как оно даёт начало новому организму, состоит из стебля, корня, листьев в зачаточном состоянии. Давайте сравним ваши гипотезы с научными данными Информацию о строении семян, можно представить, в виде схемы, которая сейчас появилась на экране (слайд со схемой строения семени, рисунок, таблица).  Рассмотрите её внимательно.  Перечислите главные компоненты семени растения?  Из каких частей состоит зародыш семени?  Все ли биологические термины вам понятны? В учебнике на стр. 48 найдите ответы на вопросы: что такое семядоли, эндосперм. Учитель: В своих предположениях о строении семени вы были близки к истине. Однако в науке главенствует принцип: «Ничего не принимай на веру», поэтому полученные только что теоретические данные я предлагаю проверить, выполняя лабораторную работу. Для этого нам понадобиться лабораторное оборудование, которое есть на ваших столах.  Посмотрите на предложенное оборудование и постарайтесь ответить на вопрос ­   с особенностями строения семени, какого растения нам предстоит  познакомиться?  Исходя из этого, постарайтесь сформулировать цель нашей работы.  Для   работы   нам   понадобится   препаровальная   игла.     Я   напоминаю,   что   это колющий предмет и при обращении с ним нужно быть предельно внимательными.  Работу   мы   будем   выполнять   по   инструктивной   карточке   в   ваших   рабочих тетрадях (стр. 18), сегодня нам предстоит выполнить первую часть работы. Учитель: Прочтите первое задание. Приступаем к работе.  Рассмотрите сухое и набухшее семена фасоли. Что между ними общего, чем они различаются?   (сходная   форма:   выпуклая   наружная,   вогнутая   –   внутренняя сторона, набухшее семя крупнее).  Почему набухшее семя крупнее? (в нём содержится вода).  Каким образом в семя могла попасть вода?  Через семенную кожуру – с помощью пипетки капните каплю воды на сухое семя. Что вы наблюдаете? Могла ли вода таким путём проникнуть в семя?  Слегка надавите на боковые части набухшего семени. Что вы наблюдаете? Вода выделятся через отверстие, которое находится на внутренней стороне семени – семявход, через него же в семя проникает вода и воздух.  Какие ещё особенности внешнего строения семени вы отметили? – На вогнутой стороне – светлое пятнышко – это рубчик – след от семяножки,   с помощью которой семя прикрепляется к частям плода. Зарисуйте   особенности   внешнего   строения   семени   фасоли.   На   рисунке обозначьте семенную кожуру, семявход, рубчик.  Учитель: Прочтите второе задание: снимите семенную кожуру.   Какова её роль для семени? То, что осталось в ваших руках после снятия семенной кожуры – зародыш. Чтобы лучше его рассмотреть, разделите его так, как показано на экране. Чтобы   разобраться   в   особенностях   строения   зародыша   семени   фасоли   предлагаю обратить внимание на экран и прослушать комментарии диктора.  Из каких частей состоит зародыш семени фасоли?  Что такое семядоли?  Найдите названные части на натуральном объекте.  Сколько   семядолей   в   зародыше   семени   фасоли?   К   какой   группе   растений  относится фасоль, если в зародыше её семени 2 семядоли? Зарисуйте   особенности   строения   зародыша   семени   фасоли.   На   рисунке подпишите составные части. Учитель: Итак, вы изучили особенности строения семени фасоли, сделайте вывод о том, из каких частей состоит семя фасоли. А сейчас пришло время вернуться  к уже известной нам схеме и проверить все ли части семени, указанные в ней есть в натуральном объекте? Какая   часть   семени   отсутствует?   Выходит   нас   обманули?   Чтобы   ответить   на   этот вопрос, я предлагаю вам обратить внимание на строение семян других растений: живокости и мака и сравнить их с семенем фасоли. Изображения этих растений появились на экране, а вот схематические рисунки их семян.  Определите, что обозначено цифрами 1, 2.  Сравните размеры зародышей семян живокости, мака и фасоли.  Почему зародыш семени фасоли такой крупный?  Что обозначено цифрой 3? Почему в семени фасоли есть эндосперм, а в семени мака и живокости нет? Верна ли схема, рассмотренная нами в начале урока? Пришло время  вернуться  к самому главному   вопросу урока:  почему семя называют зачаточным растением? Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке? А чтобы узнать ещё больше, стать мудрыми, как мудрая сова в вопросах строения семян, я предлагаю вам на выбор творческое домашнее задание:  Составить синквейн на тему «Семя»  Подготовить сообщение  на  тему «Самые­самые!»  о  растениях­обладателях  самых крупных или самых мелких семян.  Составить тест для одноклассников на тему «Строение семени»  Решить кроссворд «Органы растений. Плоды и семена». Приложение

Разработка урока по биологии на тему: «Строение семени двудольных растений» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Строение семени двудольных растений» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Строение семени двудольных растений» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Строение семени двудольных растений» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Строение семени двудольных растений» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Строение семени двудольных растений» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Строение семени двудольных растений» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Строение семени двудольных растений» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Строение семени двудольных растений» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Строение семени двудольных растений» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Строение семени двудольных растений» (6 класс, биология)

Разработка урока по биологии на тему: «Строение семени двудольных растений» (6 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018