Разработка урока по биологии на тему "Уровни организации живого"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока по биологии на тему "Уровни организации живого". Составлена для УМК В. Б. Захаров, Н. И. Сонин и соответствует требованиям ФГОС. Урок биологии разработан для учащихся 7 класса. Может использоваться как урок для изучения строения состава всех живых организмов.
Иконка файла материала Уровни организации живого.docx
«Мир живых организмов. Уровни организации живого» УРОК №1 Тема урока: Многообразие живого и наука систематика. Цель урока: формирование представления о многообразии живых организмов и уровнях организации жизни.  Задачи: Обучающие:  продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов;  рассмотреть особенности живых организмов;  формировать   умение   выявлять   признаки   царств   живых   организмов, умение характеризовать свойства уровней организации живой материи, выявлять иерархию структурных уровней биосистем.  формировать основные биологические понятия: клетка, ткани и органы, организм,   вид,   популяция,   биоценоз,   биосфера   (живое,   косное   и биокосное вещество), уровень организации; Развивающие:  формировать   у   обучающихся   умения   определять   понятия,   делать обобщения,   устанавливать   аналогии,   выбирать   основания   и   критерии для   сравнения   и   классификации   объектов,   устанавливать   причинно­ следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,  формировать   у   обучающихся   умения   соотносить   свои   действия   с планируемыми   результатами,   осуществлять   контроль   своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,  развивать коммуникативные умения работы в парах и в группах. Воспитательные:  воспитывать  ценностное отношение к жизни, к живым организмам. Тип урока: урок открытия нового знания  Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая Ход урока 1. Организационный момент. Здравствуйте ребята! Меня зовут Красильникова Светлана Германовна. В   этом   году   мы   продолжим   знакомство   с   наукой   биологией.   Давайте познакомимся с учебником.  2. Мотивация и целеполагание.  Глядя на картинку, скажите мне, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Рассмотрите разнообразие живых организмов. Сколько видов живых существ обитает на планете? Можно изучить все организмы одновременно? Какая проблема будет главной в этом параграфе?  1Выделите общие признаки для всех живых организмов, отличающие их от неживых.  Как   вы   считаете,   почему   невозможно   изучить   все   организмы одновременно?   Какие   у   вас   есть   предположения,   версии   для   решения проблемы? 3. Изучение нового материала.  Давайте   откроем   учебник   на   странице   7   и   посмотрим   уровни организации живого.  Живое вещество как совокупность всех организмов, живущих на Земле, состоит   из   нескольких   царств   (Прокариоты,   Животные,   Растения,   Грибы), которые находятся в сложных взаимоотношениях.  Уровни организации  – биологические системы разной степени сложности: клетки, ткани, органы и системы органов, образующие организм человека. Живая   природа   на   нашей   планете   сложно   организована.   Она представляет   собой   единое   целое,   состоящее   из   взаимосвязанных   частей   ­ клеток,   организмов,   видов,   природных   сообществ   и   экосистем.   Клетка   ­ наименьшая единица живого.  Первый   уровень  Клеточный  —  все   живое   (кроме   неклеточных   форм жизни) образовано особыми структурами — клетками, которые имеют строго определенное строение, присущее как организмам из царства Растения, так и организмам из царств Животные и Грибы.  Клетка  —   структурная   и   функциональная   единица,   а   также   единица размножения и развития всех живых организмов, обитающих на Земле.  Клетка – наименьшая единица живого. Клетки,   входящие   в   состав   многоклеточного   организма, специализированы и не способны существовать самостоятельно. Они образуют ткани. Тканевый   уровень   —   характерен   для   сложных   многоклеточных организмов,   у   которых   произошла   специализация   клеток   по   выполняемым функциям,   что   привело   к   образованию   тканей   —   совокупности   клеток, имеющих   одинаковое   происхождение,   близкое   строение   и   выполняющих одинаковые или близкие по характеру функции; различают растительные и животные   ткани   так,   у   растений   выделяют   покровные,   основные, механические, проводящие ткани и меристемы (ткани роста); у животных — покровные, нервные, мышечные и соединительные ткани.  Ткань  –   совокупность   клеток   и   межклеточного   вещества,   сходных   по происхождению, строению и выполняемым функциям. Ткани   образуют   органы,   выполняющие   определенную   функцию   в организме. Органы могут объединяться в системы органов. Органный   уровень   —   у   высокоорганизованных   организмов   ткани образуют   структуры,   предназначенные   для   выполнения   определенных 2функций, которые называются органами, а органы объединяются в системы органов (например, желудок входит в состав пищеварительной системы).  Орган — часть многоклеточного организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции. Согласованное   взаимодействие   клеток,   тканей   и   органов   образует целостный организм, которому присущи определенные свойства. Организменный уровень — системы органов объединены в единое целое — организм, при функционировании которого реализуется жизнедеятельность конкретного живого существа; известно, что в природе существует большое число одноклеточных организмов.  Организм  –   целостная,   саморегулирующаяся   система,   способная   к самостоятельному существованию. Популяционно­видовой   уровень   —   это   когда   особи   одного   вида образуют особые группировки, живущие на данной конкретной территории и занимающие   определенную   экологическую   нишу,   которые   называются популяциями, а популяции одинаковых организмов образуют подвиды и виды. Вид   –  совокупность   особей,   имеющих   сходное   строение,   образ   жизни, способных   к   скрещиванию   с   появлением   плодовитого   потомства   и населяющих определенную территорию. Популяция ­  совокупность особей одного вида, более или менее длительно занимающая определённое пространство. Биогеоценотический   —   этот   уровень   организации   живого   вещества связан с тем, что на данной территории проживает определенное количество популяций   различных   видов   (как   животных,   так   и   растений,   грибов, прокариотов   и   неклеточных   форм   жизни),   которые   взаимосвязаны   друг   с другом различными связями, в том числе и пищевыми.  Биоценоз ­ сообщество растений, животных, грибов и микроорганизмов,   живущих   сообща   и   тесно   т.е. имеющих   общее   местообитание, взаимодействующих между собой. Совокупность всех биоценозов, обитающих в настоящее время на Земле формирует биосферу. Биосферный   уровень   —  это   высший   уровень   организации   живого   на планете   Земля,   представляющий   собой   всю   совокупность   живых   существ, живущих   на   ней,   которые   взаимосвязаны   друг   с   другом   круговоротом химических   элементов   и   химических   соединений;   нарушение   этого круговорота может привести к глобальной катастрофе и даже к гибели всего живого.  Биосфера ­  оболочка Земли, заселённая живыми организмами Самостоятельно, используя учебник, запишите в тетради определения, что такое живое вещество, косное вещество и биокосное вещество.  4. Закрепление знаний и умений.  Попробуйте сделать выводы, по теме урока глядя на картинку. 35. Домашнее задание.  Прочитать стр.5­6; Выучить основные понятия; Подготовить сообщение о Ч. Дарвине (некоторые ученики). 4