Разработка урока по биологии на тему"Кровь. Состав и свойства крови"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок биологии в 8 классе с элементами технологии критического мышления. Цель урока - формирование знаний о форменных элементах крови, плазме. В ходе урока учащиеся выполняют лабораторную работу. Решают задачи с практическим применением данной темы в жизни. В конце урока - рефлексия
Иконка файла материала Урок биологии в 8 классе кровь.docx
Урок № 28 (1)                                       Биология   8 класс                   Дата ___________ Тема урока «Кровь, тканевая жидкость, лимфа – компоненты внутренней среды  организма. Состав крови» « Старайся дать уму как можно больше пищи» Эпиграф к уроку Л.Н.Толстой Цель: формирование знаний у учащихся о компонентах внутренней среды, составе и  функциях крови Задачи: 1. Образовательные: ознакомить учащихся с составом внутренней среды, составом крови  и новым понятиями 2. Развивающие: развивать логическое мышление путём организации самостоятельной  работы учащихся, продолжить формирование умений работать с микроскопом  и микропрепаратами 3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, показать связь изучаемого материала с жизнью. Тип урока: урок изучения нового материала Методы обучения: словесный, наглядный, экспериментальный Ход урока: 1. Актуализация опорных знаний Какую систему органов мы изучили? Что в организме выполняет функцию опоры?  Движения? Какое условие необходимо для нормального функционирования мышц?  Кислород, питательные вещества. Что их доставляет к клеткам мышц? 2. Изучение нового материала Постоянство внутренней среды – залог свободной и независимой жизни. Клод Бернар Образное выражение Клода Бернара «свободная и независимая жизнь» расценивалось его  современниками, как противостояние организма среде обитания, заслуживающее  осуждения и неукоснительного изъятия из научного мышления. Потребовались годы  споров, горы научных экспериментов, чтобы постоянство внутренней среды превратилось в основной закон, определяющий жизнь и деятельность организма человека и высших  животных. 2.1.Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана и средой обитания для  них служила морская вода. Что такое среда? В какой среде существуют клетки нашегоорганизма? В сосуде водица, ею нельзя напиться. (Кровь)  Итак, тема урока  «Внутренняя среда организма. Состав крови» Что же такое внутренняя среда организма? Внутренняя среда — совокупность жидкостей, представленная кровью, лимфой  и тканевой жидкостью. Характеристика этих сред по плану: расположение, функции,  количество и показать взаимосвязь этих сред. – Что включает в себя понятие «внутренняя среда организма»? 1. Понятие “Внутренняя среда организма» Внутренняя среда организма – это кровь, лимфа и тканевая жидкость, омывающая клетки  организма. Внутренняя среда организма относительно постоянна по своему составу и  химическим и физическим свойствам.  (Слайд 3)  Термин «внутренняя среда» предложил французский физиолог Клод Бернар (1878 г)  (Cлайд 4) Вопрос: Какие же компоненты относятся к внутренней среде организма? Состав внутренней среды. (Слайд 5) Тканевая жидкость – это связующее звено между кровью и лимфой. Она образуется из  жидкой части крови – плазмы. Она есть в межклеточных пространствах всех тканей и  органов. Из этой жидкости клетки поглощают необходимые им вещества и, наоборот,  выделяют в нее продукты обмена. По составу она близка к плазме крови, но содержит  меньше белка. Состав тканевой жидкости меняется в зависимости от проницаемости  кровеносных и лимфатических капилляров, от особенностей обмена веществ клеток и  тканей.  Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая состоит из плазмы и форменных  элементов. Она движется по замкнутой системе кровеносных сосудов. Является  промежуточной внутренней средой. Лимфа – это бесцветная почти прозрачная жидкость, образующаяся из тканевой жидкости. В ней содержатся белки, жиры, фибриноген, могут быть гормоны, лейкоциты, лимфоциты.  Состав лифы изменяется в зависимости, какую функцию ей приходится выполнять в  определенный период.  Гомеостаз – постоянный состав внутренней среды. Вопросы:  – Почему клетки не могут получать необходимые вещества непосредственно из крови?   – Почему количество тканевой жидкости в организме не уменьшается, несмотря на  постоянные переход из крови в клетки тканей воды, кислорода и питательных веществ? 2.2. Создание проблемной ситуации. Кровь — удивительная жидкость, самая главная из компонентов внутренней среды,  которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные  клятвы, её приносили в жертву богам. С древних времён интерес к этой красной жидкости  организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потерисознания и угасания жизни человека. Доноры своей кровью спасают другие жизни. Можно  поставить знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь». Почему же так важно  присутствие крови в организме? Учащиеся называют функции крови 2.3. Что же такое кровь? Ученики записывают в тетрадь состав крови (электронный  учебник) ­ Почему же так важно присутствие крови в организме? ­ К какому типу ткани относится кровь? (соединительная) ­ Если это ткань, из чего она состоит? (из клеток)  Плазма – жидкое межклеточное вещество. Форменные элементы – это клетки крови.   Плазма составляет 50­60% объема крови, она на 90% состоит из воды, на 9% – из  органических веществ (белки, жиры, глюкоза, мочевина), на 0,9 %  – из неорганических  веществ. (Слайд 14) К форменным элементам относятся: эритроциты, лейкоциты и  тромбоциты. (Слайды15­20). Заполнение таблицы. 2.4. Характеристика клеток крови (самостоятельное изучение учащимися) по плану: а) количество в 1 мм.куб крови б) наличие ядра в) место образования г) функция клетки План характеристики даётся трём группам. 1 группа характеризуют эритроциты, 2  группа — лейкоциты, 3 группа — тромбоциты. Дополнительная информация к слайдам Эритроциты – открыты Левенгуком в 1673 году. Имеют форму двояковогнутого диска.  Зрелые эритроциты лишены ядра, на ранних стадиях оно имеется, но утрачивается в  процессе развития. «Эритрос» – красный, «китос» – клетка. Поэтому получили такое  название. Цвет зависит от особого вещества гемоглобина, в состав которого входит железо  (Fe – оно и придает красный цвет) и белок.  В лёгких гемоглобин способен присоединять к себе кислород и становиться  оксигемоглобином, кровь, обогащенная кислородом, имеет ярко­алый цвет и называется  артериальной.  В тканях это соединение распадается – кислород используют клетки организма, а  гемоглобин присоединяет к себе углекислый газ и возвращается в лёгкие, кровь  обогащенная СО2 имеет более темный цвет и называется венозной.  Основное значение эритроцитов – транспорт газов, их двояковогнутая форма и отсутствие ядра способствует их большему захвату.  В 1 куб.мм. 4­5 млн. эритроцитов. Живут приблизительно 4 месяца. За 1сек. гибнет до 3  млн. Образуются в красном костном мозге. Лейкоциты или белые кровяные клетки «Лейкоз» – белый. Являются ядерными клетками,  непостоянной формы, способны к активному передвижению.  Количество лейкоцитов в 1 куб.мм. крови может сильно варьировать 4­8 тысяч в  зависимости от состояния организма, при попадании в организм инфекции их число редковозрастает. Продолжительность жизни от 1 дня до нескольких месяцев (лимфоциты более  20 лет). Образовался в красном костном мозге, селезенке и лимфатических узлах.  Основная функция защита от болезнетворных микробов путем – фагоцитоза; выработка  антител – создавая иммунитет. Количество лейкоцитов в крови в тысячу раз меньше чем  эритроцитов. Известны различные виды:  Лимфоциты – встречаются не только в крови, особенно их много в лимфе, так как их  созревание заканчивается в лимфатических узлах и вилочковой железе (тимусе) за  грудиной в области сердца, форма вилки с двумя зубцами. Основная функция  распознавание чужеродных веществ – антигенов (бактерии, вирусы) и выработка особых  химических веществ – антител (создавая иммунитет) для уничтожения антигенов. Фагоциты (клетки пожиратели) способные к движению при помощи ложноножек, как  амеба, обнаружив «врага», они захватывают его, поглощают и переваривают. Это явление  было открыто и подробно изучено русскими учеными И.И.Мечниковым в 1863 году и  названо фагоцитозом. (Слайд 19) Тромбоциты «Тромбо» – сгусток, комок.  Кровяные пластинки (обломки большой клетки), безъядерные. Формируются в красном  косном мозге, продолжительность жизни 8­12 дней в 1 куб.мм. 200­400 тысяч 4. Свертываемость крови (Слайд 21) Основная функция – участие в свертывании крови, препятствующее кровопотерям  организма. При травме кровь выходит из сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются.  При этом они выделяют ферменты, которые вызывают разрушение жидкого белка  фибриногена в нити нерастворимого белка фибрина. Образуется сетка, в которой  задерживаются клетки крови, образуя кровяной сгусток – тромб, который останавливает  кровотечение.  Всегда       ли сохраняется в       организме человека количество клеток крови? Задание 2 Выполнение лабораторной работы. 2.5. Экспериментальная работа: учащиеся в микроскоп рассматривают эритроциты крови  человека. Затем по таблице сравнивают с эритроцитами крови лягушки. Какие данные  заинтересовали вас? К какому выводу вы пришли? Чья кровь: человека или лягушки  перенесет больше кислорода? «Сравнение эритроцитов человека и эритроцитов лягушки»  Признаки Эритроциты человека Эритроциты лягушки 1. Форма. Рисунок. Двояковогнутый диск. Овальной формы. 2. Площадь  поверхности. Значительно больше, чем у  эритроцитов лягушки. Значительно меньше, чем у  эритроцитов человека.3. Наличие ядра. Зрелые клетки не имеют ядра. Имеется ядро. 4. Количество в  единице объема. Количество в 1 мм3 крови  составляет 5 млн. Количество в 1 мм3 крови  значительно меньше, чем 5 млн. Выводы к работе «Сравнение эритроцитов человека и эритроцитов лягушки»: Строение эритроцитов человека идеально соответствует выполняемой ими функции  переноса газов:  Эритроциты лягушки имеют ядро, а зрелые эритроциты человека ядер не имеют: они  теряются в процессе развития.  Двояковогнутая форма эритроцита человека увеличивает поверхность клетки, а место  ядра в них заполняется гемоглобином, поэтому каждый эритроцит человека может  захватывать больше кислорода, чем эритроциты лягушки.  Эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягушки, поэтому в крови  человека в единице объема количество эритроцитов больше (в 1 мм3 5 млн.), чем в крови у  лягушки. Исходя из особенностей строения эритроцитов и большого их количества в крови человека, следует, что кровь человека содержит больше кислорода, чем кровь лягушки. Дыхательная функция крови человека значительно эффективнее, чем у земноводных животных.  Благодаря высокой концентрации кислорода в крови у человека процессы обмена веществ  проходят интенсивнее, энергии вырабатывается достаточно, чтобы поддерживать  температуру тела на постоянном уровне (t=36,6?) вне зависимости от температуры  окружающей среды.  У земноводных, например у лягушки, температура тела зависит от температуры  окружающей среды, так как у них тепла вырабатывается недостаточно из­за невысокого  содержания кислорода в крови, поэтому земноводные относятся к холоднокровным  животным. 3.2. Практическая значимость данной темы. Где в жизни могут пригодиться вам знания данной темы? 2.6. Решение задач по данной теме. Задача 1 При переходе жителей гор на равнины или обратно меняется количество  эритроцитов. В каком случае — как? Задача 2 Если прилить в кровь чистую воду, то клетки лопаются, если поместить  их в концентрированный раствор соли, то сморщиваются. Почему этого не происходит,  если человек выпьет много воды и употребит много соли? Задача 3 При микроскопическом исследовании крови больного обнаружили повышенное  содержание лейкоцитов (30 тысяч). Это встревожило врача. Почему? Задача 4.Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Их размер колеблется от 8 до 20 мк. Это  –“одетые в белые халаты санитары нашего организма”. Почему лейкоцитам дали такое  название? Ответ: Лейкоциты борются с микробами, уничтожают все поврежденные, износившиеся  клетки. Задача 5. Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру  любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными  заплатами. Назовите их. Ответ: В состав форменных элементов входят тромбоциты. По своим размерам они  ничтожно малы, всего 2­4 мк. Но при маленьком повреждении тканей под действием  фермента немедленно начинают слипаться, образуя комочек, который временно закрывает  место ранения сосуда. Задача 6. Эритроциты человека в 3 раз меньше эритроцитов лягушки, но их в 1 мм3 в 13 раз больше, чем у лягушки. Как объяснить этот факт? Ответ: У человека интенсивность обмена веществ выше. Большая поверхность всей массы  эритроцитов обеспечивает их большую способность к транспортировке кислорода. 3. Закрепление 3.1.Группам даются задания с характеристикой клеток крови, где допущены ошибки. Найди ошибку Тексты 1 группа Лейкоциты Лейкоциты — белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют хорошо  выраженное ядро. В 1 кубическом миллиметре крови их содержится от 9 до 15 тысяч (6–9  тысяч). Как эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны  активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Кроме того, лейкоциты вырабатывают иммунные тела — особые клетки (вещества), способные  нейтрализовать инфекцию. 2 группа Эритроциты Эритроциты — красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 кубическом миллиметре  крови их 10 млн. (5 млн.). Это клетки овальной (двояковогнутой) форсы, не способные  к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин. Эритроциты  образуются в селезенке (красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге  (селезенке). Основная функция эритроцитов — транспорт газов. 3 группа Внутренняя среда организма Тканевая жидкость — бесцветная прозрачная жидкость, которая образуется из плазмы  крови. Она находится в крови (между клетками). Связь между клетками и артериями(капилляры) осуществляется через тканевую жидкость. Тканевая жидкость участвует  в обмене веществ. Лимфа — прозрачная жидкость желтоватого цвета, протекающая  по лимфатическим сосудам. Лимфа образуется из крови (тканевой жидкости). В сутки  у человека образуется около 1,5 литров лимфы. Лимфа возвращает тканевую жидкость  в систему кровообращения. Задание 4. Соотнесите тексты с рисунками 1. Эритроцит – двояковогнутый безъядерный диск, содержащий пигмент гемоглобин  (гемо–железо; глобин–белок). Основная функция ­ перенос кислорода. 2. Тромбоциты – маленькие пластинки, латающие «пробоины» в сосудах, содержащие  тромбопластин и участвующие в свертываемости крови. 3. Лейкоциты – «мохнатые» белые шарики, способные к «пожиранию» инородных тел  (вирусов и бактерий), отвечающие за иммунитет.      А                                   В                           С Заполнение учащимися семантической карты эритроциты лейкоциты тромбоциты тканевая жидкость лимфа           Учащиеся знаком «+» указывают признаки, присущие составу крови и внутренней среде  организма 1. ядерные бесцветные клетки крови 2. в 1 куб.мм.крови содержится 4,5­5 млн. клеток 3. прозрачная жидкость, образующаяся из плазмы крови 4. способны передвигаться, выдвигая ложноножки 5. образуется из тканевой жидкости 6. красные безъядерные клетки 7. выполняют защитную функцию 8. в 1 куб.мм.крови содержится 250­400 тыс. клеток 9. осуществляет связь между клетками и капиллярами 10. возвращает тканевую жидкость в систему кровообращения 4. Подведение итогов урока Что нового вы узнали на уроке? Рефлексия в виде незаконченных фраз: а) я познакомился б) я добилсяв) мне запомнилось г) у меня получилось Ученик подводит итог урока в виде методического приёма «Рыбная кость», где в голове  пишется тема урока, в костях — факты по теме, в хвосте — вывод. Почему при проверке состояния здоровья так важно проводить анализ крови? Бережное  отношение к своему здоровью. Достиг ли урок цели, поставленный в начале урока? Здоровье народа превыше всего, Богатства земли не заменят его. Здоровье не купишь, никто не продаст. Его берегите как сердце, как глаз. Жамбыл Жабаев Самоанализ урока 1. Тема: Кровь, тканевая жидкость, лимфа. Состав крови 2. Цель: ознакомить учащихся с компонентами внутренней среды, сформировать знания  о составе крови 3. Задачи: 1. образовательные: ознакомить учащихся с составом внутренней среды, составом крови  и новым понятиями 2. развивающие: развивать логическое мышление путём организации самостоятельной  работы учащихся, продолжить формирование умений работать с микроскопом  и микропрепаратами 3. воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, показать связь  изучаемого материала с жизнью. 4. Тип урока: урок изучения нового материала 5. Что способствовало на уроке развитию познавательных интересов. Использование на уроке элементов следующих технологий:      информационные компьютерные технологии  технология проблемного обучения  элементы критического мышления  технология исследовательского обучения 6. Общеучебные умения и навыки, которые учитель наметил развить у учащихся  на данном уроке: уметь давать характеристику клеткам крови; проложить формирование  умения работать с микроскопом и микропрепаратами7. Формы работы: самостоятельная работа с учебником, составление учащимися  характеристики клеток крови 8. Методы обучения: словесный, наглядный, экспериментальный Конспект урока на тему «Кровь. Состав крови» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с кровью и её составом, со строением и значением её форменных элементов; 2. Продолжить развитие умений на основании строения доказывать функции клеток крови, поиска дополнительного материалав интернет ресурсах, творческих способностей в составлении конспекта урока по заданному заданию, способствовать развитию практических умений при выполнении лабораторной работы; 3. Воспитывать стремление к новым знаниям, чувство коллективизма при работе в группе. Тип урока: комбинированный. Форма урока: работа в группах. Оборудование: табл.  « Кровь. Состав крови», компьютер, мультимедийный проектор. План­схема урока Ход урока І. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности. 1. Почему внутренняя среда организма – жидкость? 2. Что составляет внутреннюю среду организма? 3. Связаны ли  и как тканевая жидкость , кровь и лимфа между собой? 4.Каковы функции внутренней среды организма? 5. Вредно ли голодание и почему? 6. Что происходит в  организме человека при голодании? Мотивация. Какого цвета и почему наша кровь? Почему  кровь, вытекающая из раны, через некоторое время сворачивается? Почему вокруг раны образуется гной? Изучение нового материала. 1.Дифференцированная работа в группах. Выбор заданий по желанию и распределение по группам: !.Задание средней степени сложности: А). Задание на воспроизведение текста учебника: 1.По  статье &16 «Состав крови» (с.50) составьте схему Вопрос. Какова функция плазмы крови? 2.Составьте портрет форменных элементов крови(с.52, с.55, с.59) по схеме: Размеры – Количество в 1 мм3 – Продолжительность жизни – Форма ­ Цвет – Наличие ядра – Место образования –Место разрушения – Функции – Б). Задание на воспроизведение отдельных фактов: 1. Объясните необходимость присутствия белков в плазме крови.(с.50 & 16). !.Задания 2­го уровня сложности. А.  Задание на абстрагирование: Почему белок, входящий в состав эритроцита, называется « гемоглобин» ?             Б. Задание на анализ: Каков механизм перенесения  кислорода и углекислого газа гемоглобином? В. Задание на сравнение. Сравните форменные элементы крови. Г. Задание на конкретизацию и обобщение. Почему в состав крови входят 3 разновидности форменных элементов? !.Задания 3­го уровня сложности. А. Задание на комбинирование элементов системы. Что произойдёт, если эритроцит утратит способность образовывать нестойкое соединение карбгемоглобин? Б. Задание на изменение функций одного из элементов системы. Что  произойдёт, если исчезнут лейкоциты? В.Задание на выделение элемента из системы и преобразование его в самостоятельную систему. Докажите, что жизнь организма невозможна без тромбоцитов. Задание для группы,  ведущей рубрику « Интересная страница». Найдите в интернет ­  ресурсах  интересные факты для рубрики. 2. Конференция. Выступление каждой группы в объединённом варианте. Выступления ребят сопровождаются видеороликами, найденными ими в интернет ресурсах. Продолжительность жизни – 120 дней. Форма двояковогнутого посредине диска. Цвет – красный. Наличие ядра – не имеют. Место образования – в крови. Место разрушения – в селезенке и печени. Функции – дыхательная. Транспортируют кислород и углекислый газ. Присоединяя кислород, гемоглобин превращается в оксигемоглобин Созревание эритроцита.Мы самые красивые, имеем форму двояковогнутых дисков, а диаметр наш всего 7­8 мкм. Нас    много в крови, ведь наша площадь 3000 квадратных метра, что в 1500 раз больше площади поверхности тела человека!   Мы самые ответственные в организме, мы даём ему кислород, а забираем углекислый газ. Без кислорода не могут жить почти все живые организмы на планете Земля. Мы самые сильные, потому что живём 120 суток! Эритроциты Эритроциты – красные тельца кровяные, Ведь они совсем не простые, Дыхательную функцию выполняют, Эритроциты нам дышать помогают. Похожи           на двояковогнутый диск Эритроциты        среди кровяных телец знамениты. Мы их        уважаем И множество их свойств знаем. Эритроциты нам нужны, чтобы длилась наша жизнь! ІІ группа Лейкоциты                               Размеры – разные. Количество в 1 мм3 – 6­8 тысяч. Продолжительность жизни – 100­120 дней.                Форма – непостоянная. Цвет – не имеют. Наличие ядра – присутствует. Место образования – красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы. Место разрушения – селезенка, очаг воспаления. Функции – защищают организм от чужеродных белков, микроорганизмов, инородных тел. Мы ­ лейкоциты, наша главная сфера действий – защита. Мы играем главную роль в специфической и неспецифической защите организма от внешних и внутренних патогенных агентов. Все наши виды способны к активному движению, мы можем проходить через стенку капилляров и проникать в ткани  где и поглощаем , и  перевариваем  чужеродные частицы. Виды лейкоцитов. а) Гранулоциты ­ лейкоциты, содержащие в цитоплазме зерна (гранулы). Защищают организм от бактерий и токсинов б) Лимфоциты ­ лейкоциты, обеспечивающие иммунитет в) Моноциты (фагоциты) захватывают инородные тела с помощью ложноножек и пожирают их. Лейкоцитоз – увеличение числа лейкоцитов выше физиологической нормы. Лейкопения – уменьшение количества лейкоцитов в крови ниже нормы. Лейкоцитоз и лейкопения могут свидетельствовать о заболевании организма.Мы считаем, что именно лейкоциты играют важнейшую роль в организме. Ведь именно они выполняют защитную функцию организма. Если б не было лейкоцитов, то человек подвергся всем различным заболеваниям, и не сопротивлялся бы им. Вот почему мы считаем, что лейкоциты играют важнейшую роль в организме человека. Лейкоцит лучший, потому что он защищает организм от заражения, убивает микробы. Не было бы лейкоцита, организм бы заразился и умер, а лейкоциты его спасают. Немаловажную роль играют и тромбоциты, которые предотвращают потерю крови. Мы считаем, что лейкоцит и тромбоцит неразлучны, так как без лейкоцита организм заразится и умрет, но и без тромбоцита организм потеряет много крови и не выживет. Лейкоцит ­ это жизнь. Лейкоцит – это щит. Лейкоцит ­ без него нельзя, продолжительность жизни обеспечит всегда. III  группа Тромбоциты Мы   тромбоциты,   красного   цвета   пластинки,   мельчайшие   форменные   элементы   крови,   наши   размеры   всего   1.5­2   мкм.   В большом количестве циркулируем в крови,   нас 1,5 триллиона. А в одном литре крови – 200­400 на 10 в 9 степени!!! бесцветные, безъядерные и лишены ядра. Но мы красивой округлой или овальной формы, посмотрите на нас Живём мы очень мало, всего 8 дней, но успеваем выполнить важную функцию в организме человека­свёртывание крови при повреждении кровеносных сосудов.  Мы очень легко разрушаемся когда сталкиваемся с шершавыми краями раны,   при этом и освобождаем из себя фермент тромбопластин , который включается в цепную реакцию образования тромба, и ,содержащийся в плазме крови неактивный фермент  протромбин переходит в растворимую стадию­ тромбин. А он, в свою очередь,  действует на растворимый белок в плазме крови фибриноген, который превращается в нерастворимый волокнистый белок фибрин и он своей сети запутывает форменные элементы крови и образуется пробка – тромб, которая и закупоривает сосуд. Вот какая у нас важная работа и мы её выполняем всего за 4 минуты!   Причём   мы   не   разрушаемся   в   сосудах   без   повода,   чтобы   кровь   не   свернулась,   так   как   нас   сопровождают противосвёртывающие   факторы   крови,   да   и   сами   сосуды   настолько   гладкие,   что   при   соприкосновении   с   ними   мы   не разрушаемся!   Но   способность   наша   может   уменьшаться   при   снижении   факторов   свёртывания   (снижение   количества тромбоцитов, протромбина, фибриногена) и тогда незначительное ранение может повлечь смерть человека. Так происходит при наследственном   заболевании   гемофилии.   Сильное   увеличение   нашего   количества   может   свидетельствовать   о   наличии опухолевых заболеваний, а нехватка нас  в крови может быть вызвана ответной реакцией организма на введение лекарственных препаратов. Я       клетка тромбоцит. Я свёртываю кровь и образую тромб. Этот процесс сложный        имеет много стадий, Чтоб это всё понять, не нужно много знаний. Итак.   Свёртывание крови ­ это   превращение жидкой крови в эластичный сгусток, защитная реакция организма человека и животных, предотвращающая потерю крови. Свёртывание крови протекает как последовательность биохимических реакций, совершающихся при участии факторов свёртывания крови (ФСК) – ряда белков плазмы и ионов Ca2+. Интересная страница. Кровь   относится   к   быстро   обновляющимся   тканям.   Физиологическая   регенерация   форменных   элементов   крови осуществляется за счёт разрушения  старых клеток и образования  новых  органами кроветворения. Главным  из них у человека   и   других   млекопитающих   является   костный   мозг.   У   человека   красный,   или   кроветворный,   костный   мозграсположен в основном в тазовых костях и в длинных трубчатых костях. Среднее количество крови в теле взрослого человека 6—8 % от общей массы, или 65—80 мл крови на 1 кг массы тела, а в теле ребёнка — 8—9 %. То есть средний объём крови у взрослого мужчины составляет 5000—6000 мл. Нарушение общего объёма   крови   в   сторону   уменьшения   называется   гиповолемией,   увеличение   объёма   крови   по   сравнению   с   нормой   — гиперволемия. Протяженность кровеносной системы человека может доходить до 100 000 километров и, по подсчетам А.Карреля, для ее заполнения требуется 200 000 литров, т.е. по 2 литра крови на один километр, тогда как наш организм располагает лишь 5­7 литрами. Грубо говоря, кровеносная система человека заполнена на 1/40 000 ее потенциального объема. Почему у взрослого человека кровь в сосудах не свёртывается? У него стенки сосудов гладкие , поэтому  тромбоциты не разрушаются , из них не выходит  тромбопластин. Кроме того ,  в организме  здорового человека есть вещества ,которые образуются   в   лёгких   и   печени   ,   и   предотвращают   внутрисосудистое   свёртывание   крови.   Это   так   называемые пртивосвёртывающие факторы крови. Все эритроциты тела человека  , сложенные в один «столбик»,образовали бы цепь длиной 62000 км. На оси такой длины могли бы вращаться несколько таких планет, как Земля. Лейкоциты в организме человека живут 2­4 дня, а эритроциты ­ 3­4 месяца. В человеческом организме около 100 000 км . сосудов. В спокойном состоянии, лежа, человек потребляет за сутки 400­ 500 литров кислорода. Каждый эритроцит содержит около 270 миллионов молекул гемоглобина. Срок жизни достигает  нескольких месяцев (есть несколько типов лейкоцитов, поэтому так разнообразны сроки их жизни).  У  взрослого  человека   ежечасно  отмирает   миллиард  эритроцитов,  5  миллиардов  лейкоцитов  и  2  миллиарда тромбоцитов. На смену им приходят новые клетки, вырабатываемые в костном мозге и в селезенке. За сутки заменяется примерно 25 граммов крови. Костный мозг взрослого человека, рыхлая масса, наполняющая внутренние полости некоторых костей, весит в среднем 2600 граммов. За 70 лет жизни он дает 650 килограммов эритроцитов и тонну лейкоцитов. Обобщение. I. Ответим на вопросы, поставленные в начале урока! 1.Какого цвета и почему наша кровь? 2.Почему  кровь, вытекающая из раны, через некоторое время сворачивается? 3.Почему вокруг раны образуется гной? II. Формулирование  по  одному  вопросу  каждой  группой  для  других. III. Проверь свой уровень усвоения темы: Определи соответствие названию элементов их функции: А. Эритроциты               1. Мельчайшие красные кровяные пластинки. Б. Лейкоциты                 2. Мелкие клетки крови, транспортирующие кислород. В. Тромбоциты              3.Белые кровяные клетки, выполняют  роль защиты.  Домашнее задание Повтори конспект и текст на  стр. 52, 55, 59. Задание на 12 баллов: подготовь сообщение об открытии групп крови и её переливании.Подготовь буклет « Группы крови и питание». Конспект урока на тему «Кровь. Состав крови» Конспект урока на тему «Кровь. Состав крови» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с кровью и её составом, со строением и значением её форменных элементов; 2. Продолжить развитие умений на основании строения доказывать функции клеток крови,  поиска дополнительного материала в интернет ресурсах, творческих способностей в  составлении конспекта урока по заданному заданию, способствовать развитию  практических умений при выполнении лабораторной работы; 3. Воспитывать стремление к новым знаниям, чувство коллективизма при работе в группе. Тип урока: комбинированный. Форма урока: работа в группах. Оборудование: табл.  « Кровь. Состав крови», компьютер, мультимедийный проектор. План­схема урока Ход урока І. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности. 1. Почему внутренняя среда организма – жидкость? 2. Что составляет внутреннюю среду организма? 3. Связаны ли  и как тканевая жидкость , кровь и лимфа между собой? 4.Каковы функции внутренней среды организма?5. Вредно ли голодание и почему? 6. Что происходит в  организме человека при голодании? Мотивация. Какого цвета и почему наша кровь? Почему  кровь, вытекающая из раны, через некоторое время сворачивается? Почему вокруг раны образуется гной? Изучение нового материала. 1.Дифференцированная работа в группах. Выбор заданий по желанию и распределение по группам: !.Задание средней степени сложности: А). Задание на воспроизведение текста учебника: 1.По  статье &16 «Состав крови» (с.50) составьте схему Вопрос. Какова функция плазмы крови? 2.Составьте портрет форменных элементов крови(с.52, с.55, с.59) по схеме: Размеры – Количество в 1 мм3 –Продолжительность жизни – Форма ­ Цвет – Наличие ядра – Место образования – Место разрушения – Функции – Б). Задание на воспроизведение отдельных фактов: 1. Объясните необходимость присутствия белков в плазме крови.(с.50 & 16). !.Задания 2­го уровня сложности. А.  Задание на абстрагирование: Почему белок, входящий в состав эритроцита, называется « гемоглобин» ?             Б. Задание на анализ: Каков механизм перенесения  кислорода и углекислого газа гемоглобином? В. Задание на сравнение. Сравните форменные элементы крови.Г. Задание на конкретизацию и обобщение. Почему в состав крови входят 3 разновидности форменных элементов? !.Задания 3­го уровня сложности. А. Задание на комбинирование элементов системы. Что произойдёт, если эритроцит утратит способность образовывать нестойкое соединение  карбгемоглобин? Б. Задание на изменение функций одного из элементов системы. Что  произойдёт, если исчезнут лейкоциты? В.Задание на выделение элемента из системы и преобразование его в самостоятельную  систему. Докажите, что жизнь организма невозможна без тромбоцитов. Задание для группы,  ведущей рубрику « Интересная страница». Найдите в интернет ­  ресурсах  интересные факты для рубрики. 2. Конференция. Выступление каждой группы в объединённом варианте. Выступления ребят  сопровождаются видеороликами, найденными ими в интернет ресурсах. Продолжительность жизни – 120 дней. Форма двояковогнутого посредине диска.Цвет – красный. Наличие ядра – не имеют. Место образования – в крови. Место разрушения – в селезенке и печени. Функции – дыхательная. Транспортируют кислород и углекислый газ. Присоединяя кислород, гемоглобин превращается в оксигемоглобин Созревание эритроцита. Мы самые красивые, имеем форму двояковогнутых дисков, а диаметр наш всего 7­8 мкм.  Нас   много в крови, ведь наша площадь 3000 квадратных метра, что в 1500 раз больше  площади поверхности тела человека!  Мы самые ответственные в организме, мы даём ему  кислород, а забираем углекислый газ. Без кислорода не могут жить почти все живые  организмы на планете Земля. Мы самые сильные, потому что живём 120 суток! Эритроциты Эритроциты – красные тельца кровяные, Ведь они совсем не простые, Дыхательную функцию выполняют, Эритроциты нам дышать помогают. Похожи   на двояковогнутый диск Эритроциты  среди кровяных телец знамениты.Мы их  уважаем И множество их свойств знаем. Эритроциты нам нужны, чтобы длилась наша жизнь! ІІ группа Лейкоциты                               Размеры – разные. Количество в 1 мм3 – 6­8 тысяч. Продолжительность жизни – 100­120 дней.                Форма – непостоянная. Цвет – не имеют. Наличие ядра – присутствует. Место образования – красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы. Место разрушения – селезенка, очаг воспаления. Функции – защищают организм от чужеродных белков, микроорганизмов, инородных тел. Мы ­ лейкоциты, наша главная сфера действий – защита. Мы играем главную роль в  специфической и неспецифической защите организма от внешних и внутренних патогенных агентов. Все наши виды способны к активному движению, мы можем проходить черезстенку капилляров и проникать в ткани  где и поглощаем , и  перевариваем  чужеродные  частицы. Виды лейкоцитов. а) Гранулоциты ­ лейкоциты, содержащие в цитоплазме зерна (гранулы). Защищают  организм от бактерий и токсинов б) Лимфоциты ­ лейкоциты, обеспечивающие иммунитет в) Моноциты (фагоциты) захватывают инородные тела с помощью ложноножек и пожирают их. Лейкоцитоз – увеличение числа лейкоцитов выше физиологической нормы. Лейкопения – уменьшение количества лейкоцитов в крови ниже нормы. Лейкоцитоз и лейкопения могут свидетельствовать о заболевании организма. Мы считаем, что именно лейкоциты играют важнейшую роль в организме. Ведь именно они  выполняют защитную функцию организма. Если б не было лейкоцитов, то человек  подвергся всем различным заболеваниям, и не сопротивлялся бы им. Вот почему мы  считаем, что лейкоциты играют важнейшую роль в организме человека. Лейкоцит лучший, потому что он защищает организм от заражения, убивает микробы. Не  было бы лейкоцита, организм бы заразился и умер, а лейкоциты его спасают. Немаловажную роль играют и тромбоциты, которые предотвращают потерю крови. Мы  считаем, что лейкоцит и тромбоцит неразлучны, так как без лейкоцита организм заразится  и умрет, но и без тромбоцита организм потеряет много крови и не выживет. Лейкоцит ­ это жизнь. Лейкоцит – это щит.Лейкоцит ­ без него нельзя, продолжительность жизни обеспечит всегда. III  группа Тромбоциты Мы тромбоциты, красного цвета пластинки, мельчайшие форменные элементы крови, наши  размеры всего 1.5­2 мкм. В большом количестве циркулируем в крови,  нас 1,5 триллиона.  А в одном литре крови – 200­400 на 10 в 9 степени!!!  Мы бесцветные, безъядерные и  лишены ядра. Но мы красивой округлой или овальной формы, посмотрите на нас Живём мы очень мало, всего 8 дней, но успеваем выполнить важную функцию в организме  человека­свёртывание крови при повреждении кровеносных сосудов.  Мы очень легко  разрушаемся когда сталкиваемся с шершавыми краями раны,   при этом и  освобождаем из  себя фермент тромбопластин , который включается в цепную реакцию образования тромба, и ,содержащийся в плазме крови неактивный фермент  протромбин переходит в  растворимую стадию­ тромбин. А он, в свою очередь,  действует на растворимый белок в  плазме крови фибриноген, который превращается в нерастворимый волокнистый белок  фибрин и он  в своей сети запутывает форменные элементы крови и образуется пробка –  тромб, которая и закупоривает сосуд. Вот какая у нас важная работа и мы её выполняем  всего за 4 минуты!   Причём мы не разрушаемся в сосудах без повода, чтобы кровь не свернулась, так  как нас  сопровождают противосвёртывающие факторы крови, да и сами сосуды настолько гладкие, что при соприкосновении с ними мы не разрушаемся! Но способность наша может  уменьшаться при снижении факторов свёртывания (снижение количества тромбоцитов,  протромбина, фибриногена) и тогда незначительное ранение может повлечь смерть  человека. Так происходит при наследственном заболевании гемофилии. Сильное  увеличение нашего количества может свидетельствовать о наличии опухолевых  заболеваний, а нехватка нас  в крови может быть вызвана ответной реакцией организма на  введение лекарственных препаратов. Я  клетка тромбоцит. Я свёртываю кровь и образую тромб. Этот процесс сложный  имеет много стадий,Чтоб это всё понять, не нужно много знаний. Итак.  Свёртывание крови ­ это  превращение жидкой крови в эластичный сгусток,  защитная реакция организма человека и животных, предотвращающая потерю крови.  Свёртывание крови протекает как последовательность биохимических реакций,  совершающихся при участии факторов свёртывания крови (ФСК) – ряда белков плазмы и  ионов Ca2+. Интересная страница. Кровь относится к быстро обновляющимся тканям. Физиологическая регенерация  форменных элементов крови осуществляется за счёт разрушения старых клеток и  образования новых органами кроветворения. Главным из них у человека и других  млекопитающих является костный мозг. У человека красный, или кроветворный, костный  мозг расположен в основном в тазовых костях и в длинных трубчатых костях. Среднее количество крови в теле взрослого человека 6—8 % от общей массы, или 65—80  мл крови на 1 кг массы тела, а в теле ребёнка — 8—9 %. То есть средний объём крови у  взрослого мужчины составляет 5000—6000 мл. Нарушение общего объёма крови в сторону  уменьшения называется гиповолемией, увеличение объёма крови по сравнению с нормой — гиперволемия. Протяженность кровеносной системы человека может доходить до 100 000 километров и,  по подсчетам А.Карреля, для ее заполнения требуется 200 000 литров, т.е. по 2 литра  крови на один километр, тогда как наш организм располагает лишь 5­7 литрами. Грубо  говоря, кровеносная система человека заполнена на 1/40 000 ее потенциального объема. Почему у взрослого человека кровь в сосудах не свёртывается? У него стенки сосудов  гладкие , поэтому  тромбоциты не разрушаются , из них не выходит  тромбопластин. Кроме того ,  в организме  здорового человека есть вещества ,которые образуются в лёгких и  печени , и предотвращают внутрисосудистое свёртывание крови. Это так называемые  пртивосвёртывающие факторы крови. Все эритроциты тела человека  , сложенные в один «столбик»,образовали бы цепь длиной  62000 км. На оси такой длины могли бы вращаться несколько таких планет, как Земля. Лейкоциты в организме человека живут 2­4 дня, а эритроциты ­ 3­4 месяца.В человеческом организме около 100 000 км . сосудов. В спокойном состоянии, лежа, человек потребляет за сутки 400­ 500 литров кислорода. Каждый эритроцит содержит около 270 миллионов молекул гемоглобина. Срок жизни достигает нескольких месяцев (есть несколько типов лейкоцитов, поэтому так  разнообразны сроки их жизни). У взрослого человека ежечасно отмирает миллиард  эритроцитов, 5 миллиардов лейкоцитов и 2 миллиарда тромбоцитов. На смену им приходят новые клетки, вырабатываемые в костном мозге и в селезенке. За сутки заменяется  примерно 25 граммов крови. Костный мозг взрослого человека, рыхлая масса, наполняющая внутренние полости  некоторых костей, весит в среднем 2600 граммов. За 70 лет жизни он дает 650  килограммов эритроцитов и тонну лейкоцитов. Обобщение. I. Ответим на вопросы, поставленные в начале урока! 1.Какого цвета и почему наша кровь? 2.Почему  кровь, вытекающая из раны, через некоторое время сворачивается? 3.Почему вокруг раны образуется гной? II. Формулирование  по  одному  вопросу  каждой  группой  для  других. III. Проверь свой уровень усвоения темы: Определи соответствие названию элементов их функции: А. Эритроциты               1. Мельчайшие красные кровяные пластинки.Б. Лейкоциты                 2. Мелкие клетки крови, транспортирующие кислород. В. Тромбоциты              3.Белые кровяные клетки, выполняют  роль защиты.  Домашнее задание Повтори конспект и текст на  стр. 52, 55, 59. Задание на 12 баллов: подготовь сообщение об открытии групп крови и её переливании. Подготовь буклет « Группы крови и питание».