ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Антонина Паничкина Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство Скачивание доступно только автору
Разработка урока по биологии  "Среды жизни. Биосфера и ее границы" (9 класс).

Разработка урока по биологии "Среды жизни. Биосфера и ее границы" (9 класс).

9 класс. Урок № ___ Дата_______ Тема: Среды жизни. Биосфера и ее границы (Слайд 1). Цель урока: узнать об условиях жизни организмов в различных средах; узнать, что называют биосферой; узнать от чего зависит распространение организмов в биосфере. Задачи урока: а) Образовательные: развить знания учащихся о биосфере и средах обитания живых организмов, сформировать у учащихся знания о биогеохимических циклах и роли живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов, научится применять их практически, закрепить первоначальные знания о биосфере, средах жизни и биогеохимических циклах; б) Воспитательные: сформировать чувство патриотизма и уважения к русским ученым (на примере В.И. Вернадского); в) Развивающие: отработать умение учащихся работать с текстом учебника, формировать у учащихся научное мировоззрение. Тип урока: Комбинированный. Основные понятия и термины: биосфера, геосферы, литосфера, гидросфера, тропосфера, стратосфера, атмосфера, озоновый экран, среды жизни, палеобиосферы. Связь с ранее изученным материалом: географические оболочки Земли. Методы: Объяснение, беседа, наглядный. Оборудование и материалы: презентация, ЭОР. Структура и содержание урока. I. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся. Вопросы к учащимся: 1. Какие оболочки Земли вам известны? II. Изучение нового материала. План. 1. Среды жизни. 2. Биосфера и ее границы. Мозговой штурм, с частичными записями в тетради. Что такое геосферы? Геосферы – это оболочки Земли. Различают: литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу (Слайд 2). В каких пределах можно выразить границы биосферы? Границы биосферы – это границы существования жизни. Верхняя граница проходит на высоте около 20 км. Она обусловлена, в первую очередь, существованием озонового слоя, который поглощает губительное для жизни ультрафиолетовое излучение Солнца. Нижняя граница в литосфере определяется проникновением влаги и доходит до 3 км (в нефтяных месторождениях были найдены бактерии на глубине до 3 км). В гидросфере жизнь существует на всех глубинах Мирового океана, и поэтому простирается до 10 – 11 км. Таким образом, биосфера Земли включает в себя гидросферу, нижнюю часть атмосферы и верхние слои литосферы (Слайд 3). Как развивалось учение о биосфере? В эру научно-технического прогресса особое значение приобретают знания о жизненных процессах на Земле в целом. Важную роль в этих процессах играют живые организмы. За миллиарды лет, прошедшие с момента образования нашей планеты, они наполнили атмосферу кислородом и азотом, очистили ее от углекислого газа, сформировали отложения известняка, нефти, природного газа. В процессе эволюции на Земле образовалась особая оболочка – биосфера . Этот термин первым ввел в 1875 году Эдуард Зюсс, а учение о биосфере было создано в 1926 году Владимиром Вернадским. В основе учения Вернадского лежат представления о планетарной геохимической роли живого вещества и о самоорганизованности биосферы (Слайд 4 - 5). Что такое биосфера? Биосфера – это оболочка Земли – ее суша, вода и окружающее воздушное пространство, населенное живыми существами (Слайд 6). Чем образована биосфера? В биосфере можно выделить несколько составляющих компонент. 1. Живое вещество, под которым Вернадский подразумевал всю совокупность организмов на планете (растения, животные, микроорганизмы). По некоторым оценкам, общая биомасса живых организмов в биосфере составляет около 2,2•1012 т. 2. Биогенное вещество, представляющее собой не сами организмы, а продукты их жизнедеятельности, в частности, нефть, известняки и т.д. 3. Косное вещество, образование которого не связано с жизнедеятельностью организмов (результат процессов, проходящих в недрах планеты, метеориты). Косное вещество в биосфере в десять тысяч раз превосходит по объему живое вещество. 4. Биокосное вещество, которое является совместным результатом процессов в живой неживой природе (почвы). Согласно учению Вернадского, живое вещество является наиболее важной составной частью биосферы, поскольку в результате своей жизнедеятельности живые организмы активно преобразуют окружающую среду (Слайд 8 – 12). ФИЗМИНУТКА Какие среды жизни вам известны? Водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная среды (Слайд 14 – 23). III. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся. Работа учащихся с ЭОР. Вопросы к учащимся: 1. Термин “биосфера” ввел ученый: а) Вернадский; б) Докучаев; в) Зюсс. 2. Биосфера по В.И. Вернадскому – это земная оболочка, которая включает в себя: а) живые организмы; б) живые организмы и измененную ими среду обитания (кислород в атмосфере, горные породы органического происхождения и т.п.); в) атмосферу, гидросферу и литосферу. 3. Нижний предел жизни на Земле (до глубины 3 км) ограничен: а) высокой температурой земных недр; б) отсутствием кислорода; в) плотностью среды. 4. Верхний предел жизни на Земле (20 км) ограничен: а) температурными условиями; б) жестким излучением ультрафиолетовых лучей; в) плотностью среды. 5. Совокупная биомасса Земли составляет примерно 2,4 * 1012 т (около 0,01 % массы всей биосферы): а) 97 % из этого количества занимают животные, 3 % – растения; б) 97 % из этого количества занимают растения, 3 % – животные; в) 97 % из этого количества занимают бактерии, 3 % – животные и растения. 6. Высокой теплоемкостью обладает: а) вода; б) почва; в) воздух. 7. Перечислите, какие среды обитания живых организмов выделяют? IV. Домашнее задание (Слайд 24): § 48, записи в тетради выучить. Рефлексия: Закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я научился… Больше всего на уроке мне понравилось… Сегодня на уроке я затруднялся… Хронометраж урока: Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся. 5 мин. Изучение нового материала. 30 мин. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся. 8 мин. Домашнее задание. 2 мин.

  • Разработки уроков
  • Биология
  • 9 кл.

закрыть
НОВОЕ СООБЩЕНИЕ
Администрация «Знанио»
Здравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:

- выберите тему
- пройдите небольшой тест
- получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ