ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Благодарность образовательного СМИ
за внедрение творческих и прогрессивных педаг. идей
добавьте 20 материалов
Сертификат
почетного автора образовательных и методических публикаций
добавьте 30 материалов
Почётная грамота
педагог. мастерства
за вклад в развитие образов. интернет-пространства
добавьте 40 материалов
Золотая карта
1000 руб. в год
в качестве скидки до 50% на все услуги
добавьте 50 материалов
Большой набор
для быстрого создания презентаций
добавьте 75 материалов
Антонина Паничкина Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство Скачивание доступно только автору
Разработка урока по биологии  "Среды жизни. Биосфера и ее границы" (9 класс).

Разработка урока по биологии "Среды жизни. Биосфера и ее границы" (9 класс).

9 класс. Урок № ___ Дата_______ Тема: Среды жизни. Биосфера и ее границы (Слайд 1). Цель урока: узнать об условиях жизни организмов в различных средах; узнать, что называют биосферой; узнать от чего зависит распространение организмов в биосфере. Задачи урока: а) Образовательные: развить знания учащихся о биосфере и средах обитания живых организмов, сформировать у учащихся знания о биогеохимических циклах и роли живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов, научится применять их практически, закрепить первоначальные знания о биосфере, средах жизни и биогеохимических циклах; б) Воспитательные: сформировать чувство патриотизма и уважения к русским ученым (на примере В.И. Вернадского); в) Развивающие: отработать умение учащихся работать с текстом учебника, формировать у учащихся научное мировоззрение. Тип урока: Комбинированный. Основные понятия и термины: биосфера, геосферы, литосфера, гидросфера, тропосфера, стратосфера, атмосфера, озоновый экран, среды жизни, палеобиосферы. Связь с ранее изученным материалом: географические оболочки Земли. Методы: Объяснение, беседа, наглядный. Оборудование и материалы: презентация, ЭОР. Структура и содержание урока. I. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся. Вопросы к учащимся: 1. Какие оболочки Земли вам известны? II. Изучение нового материала. План. 1. Среды жизни. 2. Биосфера и ее границы. Мозговой штурм, с частичными записями в тетради. Что такое геосферы? Геосферы – это оболочки Земли. Различают: литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу (Слайд 2). В каких пределах можно выразить границы биосферы? Границы биосферы – это границы существования жизни. Верхняя граница проходит на высоте около 20 км. Она обусловлена, в первую очередь, существованием озонового слоя, который поглощает губительное для жизни ультрафиолетовое излучение Солнца. Нижняя граница в литосфере определяется проникновением влаги и доходит до 3 км (в нефтяных месторождениях были найдены бактерии на глубине до 3 км). В гидросфере жизнь существует на всех глубинах Мирового океана, и поэтому простирается до 10 – 11 км. Таким образом, биосфера Земли включает в себя гидросферу, нижнюю часть атмосферы и верхние слои литосферы (Слайд 3). Как развивалось учение о биосфере? В эру научно-технического прогресса особое значение приобретают знания о жизненных процессах на Земле в целом. Важную роль в этих процессах играют живые организмы. За миллиарды лет, прошедшие с момента образования нашей планеты, они наполнили атмосферу кислородом и азотом, очистили ее от углекислого газа, сформировали отложения известняка, нефти, природного газа. В процессе эволюции на Земле образовалась особая оболочка – биосфера . Этот термин первым ввел в 1875 году Эдуард Зюсс, а учение о биосфере было создано в 1926 году Владимиром Вернадским. В основе учения Вернадского лежат представления о планетарной геохимической роли живого вещества и о самоорганизованности биосферы (Слайд 4 - 5). Что такое биосфера? Биосфера – это оболочка Земли – ее суша, вода и окружающее воздушное пространство, населенное живыми существами (Слайд 6). Чем образована биосфера? В биосфере можно выделить несколько составляющих компонент. 1. Живое вещество, под которым Вернадский подразумевал всю совокупность организмов на планете (растения, животные, микроорганизмы). По некоторым оценкам, общая биомасса живых организмов в биосфере составляет около 2,2•1012 т. 2. Биогенное вещество, представляющее собой не сами организмы, а продукты их жизнедеятельности, в частности, нефть, известняки и т.д. 3. Косное вещество, образование которого не связано с жизнедеятельностью организмов (результат процессов, проходящих в недрах планеты, метеориты). Косное вещество в биосфере в десять тысяч раз превосходит по объему живое вещество. 4. Биокосное вещество, которое является совместным результатом процессов в живой неживой природе (почвы). Согласно учению Вернадского, живое вещество является наиболее важной составной частью биосферы, поскольку в результате своей жизнедеятельности живые организмы активно преобразуют окружающую среду (Слайд 8 – 12). ФИЗМИНУТКА Какие среды жизни вам известны? Водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная среды (Слайд 14 – 23). III. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся. Работа учащихся с ЭОР. Вопросы к учащимся: 1. Термин “биосфера” ввел ученый: а) Вернадский; б) Докучаев; в) Зюсс. 2. Биосфера по В.И. Вернадскому – это земная оболочка, которая включает в себя: а) живые организмы; б) живые организмы и измененную ими среду обитания (кислород в атмосфере, горные породы органического происхождения и т.п.); в) атмосферу, гидросферу и литосферу. 3. Нижний предел жизни на Земле (до глубины 3 км) ограничен: а) высокой температурой земных недр; б) отсутствием кислорода; в) плотностью среды. 4. Верхний предел жизни на Земле (20 км) ограничен: а) температурными условиями; б) жестким излучением ультрафиолетовых лучей; в) плотностью среды. 5. Совокупная биомасса Земли составляет примерно 2,4 * 1012 т (около 0,01 % массы всей биосферы): а) 97 % из этого количества занимают животные, 3 % – растения; б) 97 % из этого количества занимают растения, 3 % – животные; в) 97 % из этого количества занимают бактерии, 3 % – животные и растения. 6. Высокой теплоемкостью обладает: а) вода; б) почва; в) воздух. 7. Перечислите, какие среды обитания живых организмов выделяют? IV. Домашнее задание (Слайд 24): § 48, записи в тетради выучить. Рефлексия: Закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я научился… Больше всего на уроке мне понравилось… Сегодня на уроке я затруднялся… Хронометраж урока: Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся. 5 мин. Изучение нового материала. 30 мин. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся. 8 мин. Домашнее задание. 2 мин.

  • Разработки уроков
  • Биология
  • 9 кл.