Дидактический разбор урока биологии в 5 классе по теме: "Значение бактерий в природе и жизни человека" методом рефлексии профессиональной деятельности педагога. Урок открытия нового знания. Урок составлен исходя из выполнения системы требований, предъявляемых современной дидактикой к урокам, проводимым в системно-деятельностной парадигме.
по теме: "Значение бактерий в природе и жизни человека" методом рефлексии профессиональной
Дидактический разбор урока биологии в 5 классе
деятельности педагога.
Выполнила
Крылова Светлана Анатольевна
учитель биологии МБОУ "ООШ"с. Оскуй Чудовского района
Новгородской области
Тема урока:«Значение бактерий в природе и жизни человека».
Тип урока: : Урок открытия нового знания;
Цели урока:
Образовательная: углубление знаний школьников о значении бактерий в природе и жизни человека.
формирование понимания роли бактерий в жизни на Земле.
Развивающая: развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы, формировать способность использования
творческого подхода при решении проблемы, формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.
Воспитательная: формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, формирование
способности видеть уникальность окружающего мира и воспитать бережное отношение к нему.
Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через
выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
Задачи урока:
Личностные:
Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные:
Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
Выдвигают простейшие гипотезы;
Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение,
высказывают суждения,
аргументируют их;
Работают с информацией и преобразуют её;
Находят причинноследственные связи;
Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
Предметные: Знают отличительные признаки бактериальной клетки, умеют находить бактерии на рисунках в сравнении с
представителями других царств;
Имеют представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;
Называют примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных
инфекций.
По способу организации деятельности: индивидуальногрупповой;
По ведущему методу обучения: проблемнопоисковый.
Методы и методические приёмы: проблемный, частично поисковый, наглядный.
Оборудованиедля учителя: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Оборудованиедля учащихся: оценочный лист, листкиподсказки (Приложение 1), карточки с заданием (Приложение 4),
таблица: «Многообразие бактерий», ватман, маркеры.
Литература для учащихся:
Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.;
Электронное приложение к учебнику «Биология. 56 классы» под редакцией В.В. Пасечника (УМК «Линия
жизни»);
Рабочая тетрадь к учебнику;
Тайны природы: Пособие для учащихся 57 классов/сост. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: ВентанаГрафф, 2001
г. C.140147.
Дополнительный текстовый материал;
Презентация «Значение бактерий в природе и жизни человека».Этап
1.
Создание
мотивации к учебной
деятельности.
Самоопределение.
Развитие познавательных
и регулятивных УУД.
2.Целеполагание.
Развитие познавательных
и регулятивных УУД.
3. Актуализация знаний.
Локализация
затруднений. Развитие
познавательных,
личностных,
регулятивных и
коммуникативных УУД.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ход урока
Учитель зачитывает стихотворение, и ставит задачу: прав ли поэт, и
кто с ним может согласиться или опровергнуть его?
« Да будь я хоть
Негром преклонных годов,
Индейцем из западных прерий,
Я руки вымыл только за то,
Чтоб было поменьше бактерий».
В.В.Салухов.
Ребята, как вы считаете, вредны бактерии или полезны?
Учитель: Возможно, вы сделали правильные предположения,
но их ещё нужно проверить. Давайте сформулируем тему. Учитель
корректируют и проговаривает тему урока «Значение бактерий в
природе и жизни человека». Скажите, какую цель нам нужно
поставить перед собой, чтобы преодолеть наше затруднение? (узнать
о бактериях и их роли в природе и для человека).
Учитель: На прошлом уроке мы говорили об общей
характеристике и строение бактерий. Давайте напишем диктант и
вспомним, то, что мы уже знаем (учащиеся записывают на листе
цифры от 1 до 10, учитель произносит понятия, а учащиеся отмечают
верные утверждения плюсом, а неверные минусом).
Диктант
1. Бактерии состоят из одной клетки.
Учащиеся высказывают свое мнение на
заданный вопрос.
Бактерии плохие, от них можно заболеть,
мама всегда говорит мне, что нужно мыть руки,
чтобы они не попали в организм.
Бактерии полезные, по телевизору говорят,
что они находятся в молочнокислых продуктах.
Учащиеся предлагают тему урока.«Значение
бактерий в природе и жизни человека».
Формулируют цели урока: знать, какую роль играют
бактерии в природе и жизни человека.
Учащиеся выполняют задания, отмечают
какие утверждения верны, а какие нет, затем
обсуждают его. Определяют причину того, почему
не справились с заданием. Каждому даётся право
задать вопрос "Почему" и получить ответ от любого
одноклассника.
Ученики предполагают план действий,2. Бактерии имеют ядро.
3. Бактерии размножаются спорами.
4. Бактерии имеют разнообразную форму.
5. Бактерии имеют оболочку.
6. Бактерии, для которых кислород является смертельно
опасным, называются аэробами.
7. Бактерии не имеют хлорофилла.
8. Округлые бактерии называют стрептококками.
9. Бактерии имеют цитоплазму.
10. Люди не заметили бы исчезновение бактерий с Земли?
Давайте проверим ответы на эти вопросы и проясним те
ответы, которые вызвали затруднения. Почему? Каких знаний нам не
хватает для правильного ответа? Если вы не смогли ответить
десятый вопрос, то вам предстоит найти ответ самостоятельно в
ходе нашего урока.
Еще на прошлом уроке мы выяснили, что
бактерии распространенны практически повсеместно, а в некоторых
средах они могут встречаться в огромном количестве. Что же у нас
получается? Даже когда мы выходим в лес, нас окружают миллионы
бактерий. Посмотрите на эти цифры – они огромны. Да бактерии
есть везде: в воздухе, воде, почве. При этом они настолько малы, что
мы их не видим. Не понятно… Зачем вообще нужны эти бактерии?
Пользу или вред они приносят? А главный вопрос: заметим ли мы
вообще, если они исчезнут с лица Земли? Что нам необходимо
сделать, чтобы получить ответы на эти вопросы?
Чтобы преодолеть наше затруднение и ответить на этот
вопрос аргументировано и точно, нам необходимо проделать
большую работу.
Учитель: Ребята, чтобы наша работа по поиску новой
информации была более эффективной, предлагаю разделиться на 4
группы . Вы будете работать в группах и представлять всему классу
результаты своей работы.
Ребята, откройте рабочую тетрадь [с. 42]. Нам предлагают,
используя текст учебника[с.4546] и дополнительную литературу
(Приложение 1), интернет заполнить в таблице «Роль бактерий в
природе и жизни человека» пустые колонки «Среда обитания» и
«Значение» предложенных групп бактерий.
4. Постановка учебной
задачи. Развитие
познавательных,
регулятивных и
коммуникативных УУД
который позволит ответить на проблемный вопрос
1. Значение бактерий в природе, их классификация.
2. Значение бактерий в жизни человека, их
классификация
Участвуют в обсуждении содержания и
формы работы на уроке.Давайте поделимся на четыре группы. Каждой из групп я
предлагаю изучить информацию только по одному из существующих
видов бактерий.
1 группа бактерии гниения;
2 группа почвенные;
3 группа болезнетворные;
4 группа молочнокислые.
На ваших столах лежат оценочные листы с критерии
(Приложение 2), согласно которым будет оцениваться ваш результат,
обратите внимание, что каждый из пунктов может быть оценен от 2
до 5 баллов.
В это же время информацию вам необходимо представить в
виде информационного плаката (эскиз на ватмане). Информация
может быть представлена в любой удобной для вас форме: рисунок,
таблица, схема и т.д. Обязательным условием является отражение
пользы или вреда, которые приносят ваши бактерии, возможно, это
будет и то и другое. Работу вы должны закончить в течение 10
минут. По истечении времени докладчик презентует готовую работу.
Представители групп, подойдите ко мне и получите
необходимые материалы для работы. Руководители групп получают
оценочные листы и таблицы «Роль бактерий в природе и жизни
человека» (Приложение 1,2) для каждого ученика и набор
сигнальных карточек.
Ребята, сигнальные карточки пока положите в центр стола, а
5. Открытие нового
знания. Развитие
познавательных,
личностных,
регулятивных и
коммуникативных УУД.
таблицы и оценочные листы раздайте на всех.
Учитель: Организовывает работу по поиску и обработке
информации. В ходе работы учитель консультирует, ненавязчиво
контролирует.
Вы узнали новую информацию о бактериях и даже оформили
информационный плакат. Однако, на данный момент, каждый из вас
владеет только частью всего материала. Пришло время рассказать о
том, что вы узнали остальным ребятам. Докладчики из каждой
команды по очереди будут выходить к доске, демонстрировать свой
плакат и рассказывать информацию о своей группе бактерий. Во
время выступления групп представленную информацию
зафиксировать в тетради. Каждая команда представляет свою
рисунки,
инструкции,
Ученики работают с учебником и листками
Работают в
подсказками. (Приложение 1,2,).
группах с разными источниками информации:
учебники,
таблицы,
презентация. Осуществляют решение учебных задач.
Поиск ответов на возникшие ранее вопросы и
затруднения. Работают с текстом, выделяют главное,
фиксируют в таблице, свое «открытие»,изучают
рисунки,
Изучают
информацию о своей группе бактерий, оформляют
ее в виде красочного информационного плаката и
выступление.
готовятработу, а остальные оценивают их результат, заполняя оценочную
таблицу. Своя команда не оценивается.
Далее учитель сопоставляет заполненные ребятами оценочные
таблицы и оценивает самостоятельную деятельность учащихся.
своей
результат
представляют остальным учащимся. Каждая группа
представляет
работы.
Представитель каждой группы зачитывает свои
записи, внесённые в колонки таблицы «Среда
обитания» и «Значение». Учащиеся внимательно
слушают докладчика и поддерживают его, задают
вопросы на уточнение, прояснение представленной
информации и дают комментарии к представленной
работе, оценивают выступления и плакаты по
определенным критериям. Слушают учителя.
Физкультминутка
Ребята,
предлагаю немного подвигаться.
Встаньте.
Выполняют упражнения в течение 1 минуты.
Выполняйте движения.
Это лёгкая забава.
Это лёгкая забава
Повороты влевовправо.
Нам известно всем давно
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Учитель: Давайте немного пофантазируем и предположим,
основываясь на нашей таблице, что всетаки случится на Земле, если
вдруг пропадут все бактерии.
А теперь попробуйте заполнить схему самостоятельно
(заполняется схема из задания электронного приложения).
6.Первичное
закрепление.
Моделируют ситуацию на основе имеющихся
знаний. Участвуют в обсуждении. Вспоминают
проблемный вопрос «Заметим ли мы вообще, если
бактерии исчезнут с лица Земли?», участвуют в
дискуссии, отвечают, использую полученные знания.
Участвуют в обсуждении.
Жизнь на Земле без бактерий невозможна.
Называют причины.
1. Бактерии гниения и разложения превращают
погибших растений, животных и мусор,
который образует человек в перегной почвы.
2. Почвенные бактерии превращают перегной вминеральные
вещества нужны растениям для роста.
вещества.
Минеральные
3. Клубеньковые бактерии обитают в почве на
корнях растений и обогащают почву азотом,
который нужен растениям.
4. Отсутствие молочнокислых бактерий влечет
5.
к полному изменению рациона человека.
Исчезновение кишечной палочки, может
повлечь за собой ряд проблем, связанных с
пищеварением.
6. Отсутствие болезнетворных бактерий, с
одной стороны ведет к улучшению жизни из
за отсутствия многих болезней, однако,
может привести к перенаселению животных,
растений и человека, что также чревато
рядом неприятных последствий
Заполняют электронную схему.
Применяя знания, полученные на уроке,
учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Учитель оказывает индивидуальную помощь.
Учащиеся, первыми справившиеся с работой
показывают результат учителю и оказывают помощь
затрудняющимся одноклассникам.
Учащиеся отвечают на вопросы. Включают
полученные знания в единую систему знаний.
Определяют
соответствия
поставленной цели и результатов деятельности:
степень
7. Самостоятельная
работа. Развитие
познавательных,
регулятивных и
коммуникативных УУД
8. Включение знаний в
систему. Развитие
познавательных УУД.
9. Рефлексия.
Учитель: У вас на партах лежат карточки с заданиями.
Попробуйте найти соответствие между группой бактерий и
соответствующими им признаками (Приложение 4)
Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на
сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да)
Как именно? (Знания о бактериях помогают осознать, что бактерии
могут быть полезные и вредные, и соответственно использовать
данную информацию, используя бактерии полезные и защищаясь от
вредных бактерий, разрабатывая и используя различные методы
борьбы с ними). Могут ли пригодиться полученные на уроке знания и
умения в освоении других предметов? (Например: ОБЖ – Средства
индивидуальной защиты, География – Роль атмосферы и бактерий в
жизни планеты, История – Болезнетворные бактерии в истории
средних веков и т.д.).
Учитель: Давайте вспомним, какой вопрос мы хотели
разрешить на нашем уроке. Какую роль играют бактерии? Ониприносят вред или пользу? Разрешили мы эту проблему? Чьи версии
подтвердились?
называют тему и цели урока,
понравившиеся эпизоды урока.
наиболее
Учитель: а теперь попробуем оценить свою деятельность на
уроке:
1. Достигли мы цели урока?
2. Какие новые знания получили?
3. Что на ваш взгляд следует ещё повторить и закрепить на
следующем уроке?
Определяют степень своих достижений на
уроке (самооценка) с помощью сигнальных
карточек, листов самооценки.
Отмечают успешные ответы, участников
группы (взаимооценка).
Вспоминают и называют тему и цели урока,
4. Что учащимся понравилось на уроке?
5.С какими трудностями вы столкнулись?
Как их
преодолели?
4. Как оцените свою работу?
Ребята, определите степень своих достижений на уроке и
выразите свое отношение к уроку с помощью сигнальных карточек
отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока.
Выражают
степень своих достижений и
отношение к уроку с помощью сигнальных карточек.
Комментируют.
Выставляют отметки, сдают оценочные листы
учителю.
Поднимите соответствующую карточку.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен
для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о
чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем
участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я
отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке
достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не
очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке
я был не готов.
Учитель предлагает пояснить свой выбор нескольким
учащимся, затем подвести итоги самооценки (выставить итоговые
отметки в листах самооценки), сдать оценочные листы учителю.
10. Домашнее задание.
1. Для всех: Прочитать п. 5 с.1518 читать; ответить на вопросы в конце параграфа. Повторить изученный на уроке
материал, а для того, чтобы сделать это было проще, на память о сегодняшнем уроке я оставлю каждому из вас,
составленную таблицу о вреде и пользе бактерий.
2. По желанию подготовить презентацию по теме: «Патогенные бактерии человека», или «Бактерии брожения»
используя дополнительные источники и интернет ресурсы.
3.По желанию Написать минисочинение по темам: «Жизнь на Земле без бактерий», «Влияние бактерий на историю
человечества», «Я бактерия».Дидактический разбор урока, построенного в системнодеятельностной парадигме с использованием метода
рефлексии профессиональной деятельности.
Оценку своего урока я хотела бы провести исходя из выполнения системы требований, предъявляемых современной
дидактикой к урокам, проводимым в системнодеятельностной парадигме. Указанные требования послужат критериями
анализа моей деятельности на уроке.
На уроке присутствовал мотивационный этап, на котором учащиеся уясняют личностный смысл своей деятельности. Я
зачитала учащимся стихотворение, и поставила задачу: прав ли поэт, и кто с ним может согласиться или опровергнуть его?
задала проблемный вопрос о том, вредны бактерии или полезны? Пользу или вред приносят бактерии? Была создана
проблемная ситуация постановкой проблемного вопроса, разрешение которой шло в течение изучения нового материала. Они
высказали своё мнение, а я предложила изучить разные виды бактерий и проверить правильность их предположений. Таким
образом личностным смыслом учебной деятельности школьников стал познавательный интерес. Это способствовало тому, что
они с интересом включились в самостоятельную работу (Принцип деятельности).
Ещё одно дидактическое требование состоит в том, что на уроке должно осуществляться целеполагание деятельности, в
процессе которого указываются признаки (показатели), по которым в дальнейшем, на этапе итоговой рефлексии, учащиеся
смогут сделать выводы о достижении цели. Цель урока согласовывалась в обсуждении с учениками. Учащиеся самисформировали тему и цель урока. Они предложили план исследований, которые смогли бы их привести к достижению цели. В
качестве показателя достижения цели нашего урока мы использовали результаты выполнения контрольных упражнений,
проведённых на этапе самостоятельной работы. После контроля выполнения этих упражнений учащиеся сделали вывод о том,
что цель урока для большинства достигнута.
На уроке должен присутствовать этап включения учащихся в самостоятельную работу по поиску знаний (Принцип
деятельности). В процессе этой работы они должны испытывать посильное затруднение (Принцип минимакса), заставляющее
их искать выход из проблемной ситуации. Включение в поисковую работу способствовала проблемная ситуация, связанная с
необходимостью самостоятельно изучить разные виды бактерий и их роль в природе и в жизни человека. Поисковая работа
заключалась в том, что учащиеся изучили информацию о своей группе бактерий. Затем оформили ее в виде красочного
информационного плаката и представили остальным учащимся. Работали в группах (1 группа бактерии гниения; 2 группа
почвенные; 3 группа болезнетворные; 4 группа – молочнокислые) с разными источниками информации: учебники, рисунки,
инструкции, таблицы, дополнительный материал, презентация. Осуществляли поиск ответов на возникшие ранее вопросы и
затруднения. Работали с текстом, выделяли главное, фиксировали в таблице, свое «открытие», изучали рисунки, готовили
выступление.
Современная дидактика требует, чтобы на уроке присутствовали различные формы межличностного взаимодействия
(«учениеученик»; «ученик» «класс»; «ученик» «учебная группа»; «ученик» «учитель» и др.) Подобное взаимодействие
достигается групповыми, парными, или фронтальными формами организации обучения и интерактивными методами
проведения урока. На моём уроке проходила преимущественно парная работа. Учащиеся совместно выполняли учебное
задание, заполняли таблицу, оформляли информационный плакат. Пары учащихся были подобраны таким образом, чтобы
«сильный» ученик смог в случае необходимости оказать помощь «слабому». При выполнении самостоятельной работы
учащиеся, первыми справившиеся с работой оказывают помощь затрудняющимся одноклассникам.
На моём уроке присутствовал этап самостоятельной деятельности школьника, результаты которой он может оценить
исходя из определённых, заданных педагогом критериев и показателей. Учащимся предлагалось самостоятельно по
индивидуальным карточкам выполнить упражнение на соответствие между группой бактерий и соответствующими им
признаками. Нужно было соотнести определения с изученными терминами и понятиями. По окончанию работы я показала
через проектор правильное решение этого упражнения.
Федеральные образовательные стандарты требуют, чтобы атмосфера, создаваемая учителем на уроке, способствовала
сотрудничеству и взаимной поддержке учащихся (Принцип психологического комфорта). Это обеспечивается
доброжелательным тоном педагога и созданием ситуаций успеха в обучении. Урок прошёл в дружеской атмосфере, в
непринуждённой обстановке. Обучающиеся в течение всего урока были вовлечены в учебную деятельность, поэтому вопросовдисциплины не возникало. На моём уроке ученик мог ощутить поддержку на любом этапе при любом затруднении. А также
эту поддержку мог оказать сосед по парте и любой одноклассник, к которому затрудняющийся ученик обращался за помощью.
Никто из присутствующих не чувствовал стеснения, ребята высказывались свободно не боясь ошибиться.
Одним из принципов реализации ФГОС является принцип творчества. Творчество учащихся может иметь самые
различные формы. На моём уроке было место для реализации творческого потенциала учащихся. Учащиеся изучали
информацию о своей группе бактерий и оформляли ее в виде красочного информационного плаката (информация могла быть
представлена в любой форме: рисунок, стихотворение, таблица, схема и т.д) Творческим было и домашнее задание к
следующему уроку желающим учащимся предложено подготовить презентацию по теме: «Патогенные бактерии человека»,
или «Бактерии брожения» используя дополнительные источники и интернет ресурсы, а так же написать минисочинение по
темам: «Жизнь на Земле без бактерий», «Влияние бактерий на историю человечества», «Я бактерия».
Современная дидактика для проведения уроков в системнодеятельностной парадигме требует, чтобы учащиеся
периодически рефлексировали свою деятельность, оценивая полученные продукты деятельности. Учащиеся на уроке
определяли степень своих достижений на уроке (самооценка) с помощью сигнальных карточек, листов самооценки. Отмечают
успешные ответы, участников группы (взаимооценка).В конце урока мы обратились к цели урока. Учащиеся проанализировали
содержание составленной таблицы «Значение бактерий в природе и жизни человека» и сделали вывод о том, насколько они
достигли поставленной цели. Дети сравнивают глубину своих знаний о бактериях в начале урока и после изучения темы.
Смогли ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока, что жизнь на Земле без бактерий невозможна. Знания о
бактериях помогли понять, что бактерии могут быть полезные и вредные.
Общие выводы по уроку:
Проведённый урок прошёл неплохо. Все задачи, поставленные перед уроком, удалось решить в полном объёме. План
урока выполнен. Цели урока достигнуты. Планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные) достигнуты.
Этапы урока были логично связаны друг с другом. Использованная структура уроков, методы и приемы способствовали
достижению целей и задач урока, соответствовали современным дидактическим требованиям.
Активность класса можно оценить как высокую. Почти все учащиеся успешно справились с самостоятельной работой,
допустив незначительные ошибки (89% учащихся). Считаю что мне удалось выдержать определенный стиль общения с
учащимися и организовать их активную работу на уроке. Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний,
что поможет в дальнейшем изучении биологии.
Не вызвала затруднения и самостоятельная работа с учебником. На все поставленные вопросы о значении бактерий в
природе и в жизни человека были быстро найдены ответы. Но не все учащиеся умеют работать в парах. Иногда один учащийся
выполняет большую часть работы, тогда как второй пассивен. Это связано с неспособностью некоторых учащихся построить
полноценный диалог.Найдите соответствие между группой бактерий и соответствующими им признаками:
Приложение 4
Группа бактерий
А) болезнетворные
Б) молочнокислые
В)почвенные
Г)бактерии
Характерные признаки
1. Сапротрофы
2. Паразиты
3.Являются возбудители заболеваний
4. Бактерии превращающие перегной в различные минеральные веществагниения
5. Получение продуктов питания
6. Эти бактерии используются для накопления в почве солей азота.
7. Бактерии и другие организмы, которые поглощают питательные
вещества из мёртвого и разлагающегося органического материала.
8. Поселяются на продуктах питания и портят их.
9. Квашение овощей, силосование кормов тоже происходит с помощью
этих бактерий.
10. Бактерии вызывают такие заболевания, как ангину, дифтерию,
туберкулез,
Критерии оценки деятельности рабочих групп на уроке
Название плаката (яркое, выделяющееся среди остального текста и
изображений)
Критерий
Колво
балов
25
Группа
Приложение 2Красочность оформления
Информация, находящаяся на плакате, представлена достаточно полно
в понятной для остальных форме
На плакате прослеживается роль данной группы бактерий в природе и
для человека (польза и/или вред)
Работа презентована качественно (громкая речь,
понятная
информация)
25
25
25
25
Итого:
Значение бактерий в природе и жизни человека
Таблица
Приложение 3
Бактерии
Положительное
Отрицательное
Значение
Среда
обитанияГниения
Почвенные
Молочнокисл
Перерабатывают
органические
вещества (листья, трупы животных) в
перегной, повышают плодородие почвы.
перегной
Разлагают
до
неорганических веществ (минеральные
вещества), необходимых растениям для
жизни, повышают плодородие почвы.
Портят продукты питания.
Повсеместно
Почва
Бактериикулинары. Используются в
производстве продуктов питания, кормов.
Способствуют
скисанию
молока (участвуют в разрушении
органических веществ).
В различных
органических
веществах
Болезнетворн
Вызывают
инфекционные
заболевания у живых организмов, в
т.ч. у человека.
ые
ые
Кишечная
палочка
Азотофиксиру
ющие
(клубеньковые,
азотобактерии;
нитрифицирующие)
Способствует перевариванию пищи.
Переводят атмосферный азот в
доступную для растений форму, повышают
плодородие почвы.
В организмах
В кишечнике
На
корнях
бобовых растений, в
почвеПриложение к плануконспекту открытого урока биологии в 5 классе по
теме «Бактерии»
Приложение 1
Дополнительная информация для работы в группах
Роль бактерий в природе
Круговорот
Бактерии – важнейшее звено общего круговорота веществ в природе.
Растения создают сложные органические вещества из углекислого газа, воды и
минеральных солей почвы. Эти вещества возвращаются в почву с отмершими
грибами, растениями и трупами животных. Бактерии разлагают сложные
вещества на простые, которые снова используют растения.
Бактерии разрушают сложные органические вещества отмерших растений и
трупов животных, выделения живых организмов и разные отбросы. Питаясь
этими органическими веществами, сапрофитные бактерии гниения превращают
их в перегной. Это своеобразные санитары нашей планеты. Таким образом,
бактерии активно участвуют в круговороте веществ в природе. Вместе с тем
можно определить и вред, который они приносят. Дело в том, что бактериям
гниения все равно какой продукт использовать для собственного питания,
вследствие этого они способны разлагать не только отмершие растения и трупы
животных, но и хорошие продукты, которые могли бы использовать в пищу
животные или человек. Они поселяются на продуктах питания и портят их.
Чтобы продукты не портились, их сушат и солят, маринуют, засахаривают,
консервируют. При консервировании продукты, помещенные в плотно закрытые
банки, нагревают. При этом погибают не только бактерии, попавшие в продукты,
но и их споры. Поэтому консервы сохраняются долгое время.
Есть бактерии, которые портят рыболовные сети, редчайшие рукописи и
книги в книгохранилищах. Для предохранения книг от порчи их окуривают
сернистым газом. Бактерии портят сено в стогах, если оно недостаточно хорошо
высушено.
Почвообразование
Поскольку бактерии распространены практически повсеместно и
встречаются в огромном количестве, они во многом определяют различные
процессы, происходящие в природе. Осенью опадают листья деревьев и
кустарников, отмирают надземные побеги трав, опадают старые ветки, время от
времени падают стволы старых деревьев. Всё это постепенно превращается в
перегной. В 1 см3. поверхностного слоя лесной почвы содержатся сотни
миллионов сапрофитных почвенных бактерий нескольких видов. Эти бактериипревращают перегной в различные минеральные вещества, которые могут быть
поглощены из почвы корнями растений.
Некоторые бактерии являются азотофиксирующими и способны поглощать
азот из воздуха, используя его в процессах жизнедеятельности. Эти
азотофиксирующие бактерии живут самостоятельно или поселяются в корнях
бобовых растений. Проникнув в корни бобовых, эти бактерии вызывают
разрастание клеток корней и образование на них клубеньков.
Эти бактерии выделяют азотные соединения, которые используют растения.
От растений бактерии получают углеводы и минеральные соли. Таким образом,
между бобовым растением и клубеньковыми бактериями существует тесная
связь, полезная как одному, так и другому организму. Это явление носит
название симбиоза.
Благодаря симбиозу с клубеньковыми бактериями бобовые растения
обогащают почву азотом, способствуя повышению урожая.
Бактерии в пищевой промышленности.
Молочнокислые бактерии, питаясь сахаром, содержащимся в молоке,
образуют молочную кислоту. Под ее действием молоко превращается в
простоквашу, а сливки – в сметану. Именно при помощи этих бактерий человек
научился готовить различные кисломолочные продукты, в т.ч. йогурт, кефир,
сыры и др. Квашение овощей, силосование кормов тоже происходит с помощью
молочнокислых бактерий. Образовавшаяся молочная кислота предохраняет
овощи и корма от разложения.
Бактерии в организме человека и животных
Одной из сред жизни бактерий являются другие живые организмы, в том
числе человек. Отношения, которые возникают при этом могут быть разными.
Есть бактерии, которые приносят пользу. Так, в кишечнике человека живут
бактерии (к примеру, кишечная палочка), которые способствуют процессам
пищеварения, синтезируют некоторые витамины и препятствуют деятельности
болезнетворных бактерий. В случае чрезмерного приема антибактериальных
препаратов эти полезные бактерии погибают, что негативно отражается на
здоровье. Сама же кишечная палочка, благодаря поселению в кишечнике
человека, постоянно обеспечена питательными веществами.
В кишечнике домашних жвачных животных, которые составляют основу
животноводства, (коров, коз, овец) также живут бактерии. Жвачные животные
употребляют растительную пищу, богатую на клетчатку, но самостоятельно
переваривать клетчатку не способны. Эту функцию выполняют бактерии.
Среди бактерий есть также немало паразитических видов, которые
поселяясь в организме человека, растений и животных, провоцируют развитие
разнообразных заболеваний. От больного в другой организм бактерии могут
проникать вместе с едой, водой, воздухом, через покровы тела. Самыйраспространенный путь проникновения бактерий в организм человека –
воздушнокапельный.
Болезнетворные бактерии могут переносить и кровососущие насекомые.
Так, возбудителя чумы переносят блохи, а сыпного тифа – вши.
У человека бактерии вызывают такие заболевания, как ангину, дифтерию,
туберкулез, тиф, дизентерию, холеру, и много других, у животных – бруцеллез,
сибирскую язву, т.д. Бактериальные заболевания лечат с помощью антибиотиков
и других лекарственных средств.
Применяют определенные группы бактерий и в микробиологической
промышленности для получения антибиотиков, витаминов и некоторых других
веществ.
Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые
правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи,
фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища,
вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают
при
воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии
дезинфицирующих средств, например хлорки.