Что мы едим?
Учитель биологии и географии Черпалюк Елена 
Дмитриевна
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Игра: «Определи на вкус и запах» 
• Я предлагаю вам определить на вкус и запах что за 
продукт перед вами.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Есть или 
не есть? -  
вот в чём 
вопрос.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Что нужно ведьме, 
чтобы сварить зелье?
По такому же принципу 
готовятся и современные 
продукты
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Пищевые добавки-
натуральные или синтетические 
химические вещества, которые никогда 
не употребляются в пищу 
самостоятельно, а вводятся в 
продукты питания для придания им 
заданных свойств: вкуса, цвета, запаха, 
консистенции, внешнего вида, 
продолжительного хранения, 
транспортировки.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Категории качества
 продовольственных товаров
Первая категория
в этих товарах
количество и
типы спецдобавок
строго контролируются
Вторая категория
качество товаров 
контролируется менее 
строго.
Третья категория
на эти товары не распространяются 
многие ограничения на использова-
ние спецдобавок. Себестоимость их 
ниже, а производство выгоднее. 
К этой категории относится 80 % 
продуктов питания поставляемых 
на мировой рынок. (товары изготовлены по ТУ)
                        
                     
                                    
                        
                            
                                
                            
                         
                        
                            Е 1** - 
красители
Е 2** - 
консерванты
1. для 
восстановления
природного цвета, 
утраченного в 
процессе 
обработки и 
хранения.
1. для увеличения 
срока годности, 
     предотвращения 
порчи 
продуктов, 
происходящей 
под действием 
2. для окрашивания 
бесцветных 
     микро
     организмов
Е 3** - 
антиокислите
ли
1. Защищают 
жиросодержащие
продукты от 
прогоркания.
2.Останавливают 
самоокисление
 продуктов
продуктов.
3. для повышения 
интенсивности 
цвета.
4. Применяется при 
подделке продуктов
Запрещённые Е 
102. 110, 120, 123, 
124, 127, 155
Опасные: Е201, 222
—224, 233, 270
Вызывают сыпь:
Е311—313.
Вызывают 
расстройство
кишечника
 Е338—341.
Повышают 
Е 4** - 
загустители
Е 5** - 
эмульгаторы
1.Позволяют 
получить продукты 
с нужной 
консистенцией, 
улучшают 
и сохраняют их 
структуру.
 2.Используется в 
производстве 
мороженого, желе, 
консервов и
 майонеза
1.Отвечают за 
консистенцию 
пищевого продукта, 
его вязкость. 
2.Используется в 
производстве 
маргарина, 
кулинарного жира, 
колбасного фарша, 
кондитерских и 
хлебобулочных 
изделиях
Е 6** - 
усилители 
вкуса
1.Для усиления 
выраженного вкуса 
и аромата.
2.Придают 
ощущение 
жирности 
низкокалорийным 
йогуртам и 
мороженому
3.Смягчают резкий 
вкус
уксусной кислоты и 
остроту в майонезе.
4.Подсластители
Вызывают 
расстройство 
кишечника: Е—407, 
450, 462, 465, 466
Опасные: Е501—
503, 510, 513, 527, 
560
Канцерогенные:
Е626—63О, 635. 
Опасные: Е620, 
636,637
                        
                     
                                    
                        
                        
                            • Нейтральные пищевые добавки — относительно 
безвредные
• Е140 – обозначает хлорофилл, благодаря данному 
веществу растения обретают зеленый цвет.
• Е162 – обозначает бетанин, это краситель, имеющий 
красный цвет. Добывают его из свеклы.
• Е170 – обозначает карбонат кальция, если проще – 
обычный мел.
• Е202 – обозначает сорбит калия, данное вещество является 
природным консервантом.
• Е290 – обозначает углекислый газ, он помогает превратить 
обычный напиток в газированный.
• Е500 – пищевая сода. Правда данное вещество можно 
считать относительно безвредным, поскольку в больших 
количествах оно способно негативно влиять на кишечник и 
желудок.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Физкультмину
тка
«Вредные и полезные 
продукты»
• Если продукт полезен 
говорим «ДА» и хлопаем;
• Если продукт не полезен – 
говорим «НЕТ» и топаем.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Практическая работа: «Исследование продуктов 
питания на содержание пищевых добавок»
Цель: научиться использовать информацию на упаковках (этикетках) 
продуктов питания на наличие пищевых добавок
  Оборудование: упаковки (этикетки) продуктов питания: чипсы, 
сухарики, жевательная резинка, лапша и супы быстрого приготовления,  
мороженое, шоколадные батончики.
Ход работы:
Показатель 
Наименование продукта, изготовитель
Масса, калорийность
Дата изготовления , сроки  хранения
Состав
наличие 
№
1
2
3
4
5
• Вывод
Результат
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Какой же вред получает человек, 
употребляя продукты содержащие 
соевый лецитин
 ( Е322,) для своего организма?
• Соевый лецитин оказывает угнетающее действие на эндокринную систему организма. 
Особенно страдают от этого дети, часто употребляющие в пищу продукты с ним. Он 
может вызвать аллергию у маленьких детей, болезнь щитовидной железы. Поэтому не 
следует давать соесодержащие продукты детям, младше трех лет.
• Соевый лецитин ускоряет процессы старения организма. Беременным женщинам, так 
же следует ограничить прием соевых продуктов, потому что они отрицательно 
воздействуют на головной мозг эмбриона и повышают риск преждевременных родов.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Король ароматизаторов -  ГЛЮТАМАТ   НАТРИЯ – Е621 -  
    усиливает вкусовое восприятия, воздействуя на центры 
удовольствия.
Е621  негативно влияет на головной мозг, нарушает психику детей, ухудшает 
состояние больных бронхиальной астмой, приводит к разрушению сетчатки 
глаза и глаукоме.
ГЛЮТАМАТ НАТРИЯ действует как НАРКОТИК ! ! !
                        
                     
                                    
                        
                        
                            • В нехорошую еду
Много химии кладут:
Вкуса пищи заменители,
Консерванты и красители.
На состав продукта глянь,
Чтоб не съесть случайно дрянь!
• Иногда батончик с соей
Называют колбасою,
Но от сои у людей
Ни ума нет, ни детей.
Лучше вовсе быть голодным,
Чем неумным и бесплодным.
• Словно девица-краса
Розовеет колбаса,
Потому что в ней нитрат,
А для крови это яд.
Доставлять он кислород
Клеткам крови не дает.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Покупая товар, ОБЯЗАТЕЛЬНО обращайте 
внимание на состав веществ , входящих в данный 
продукт
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Рекомендации по употреблению продуктов питания
• Внимательно читайте надписи на этикетках 
продукта
•  Не покупайте продукты с неестественной яркой 
кричащей окраской
• Не покупайте продукты с чрезмерно длительным 
сроком хранения
• Пейте свежеприготовленные соки
• Обходитесь без подкрашенной газировки
• Не перекусывайте чипсами, лучше их замените 
орехами
• Не употребляйте супы и лапшу из пакетов, готовьте 
сами
•  В питании все должно быть в меру и по 
возможности разнообразно.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Рефлексия  
•сегодня я узнал…
•было интересно…
•было трудно…
•я выполнял задания…
•я понял, что…
•теперь я могу…
•я почувствовал, что…
•я приобрел…
•я научился…
•у меня получилось …
•я смог…
•я попробую…
•меня удивило…
•урок дал мне для жизни…
•мне захотелось…
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Домашнее задание
• § 35 читать, выполнить в рабочей тетради рубрику 
«Подведем итоги» стр. 9-11