Разработка урока по экологии "Экскурсия в школьный музей природы"
Оценка 4.6

Разработка урока по экологии "Экскурсия в школьный музей природы"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
экология
5 кл—6 кл
13.02.2017
Разработка урока по экологии "Экскурсия в школьный музей природы"
экскурсия предназначеная для учащихся 5-6 классов с целью знакомтсва с экспонатами природы.Цели: - познакомить учащихся со школьным музеем природы; - развивать познавательные интересы учащихся, развитие памяти, воображения; - воспитывать бережное отношение к лесу. Оборудование: Экспонаты музея (сценарий экскурсии № 1). Тип урока: урок – экскурсия. Ход урока. Вступительное слово учителя. Так же, как птица создана, чтобы летать, рыба плавать в воде, а крот, скажем, рыться в земле, человек создан жить среди природы, на лоне природы. Являясь сам частичкой природы, человек с самого начала был неотделим от неё, и если бы в то время изолировать человека от природы, это привело бы его к немедленной гибели, а в ХХI веке человек всё более отдаляется от природы и даже ставит себя над ней. Общение с природой необходимо человеку, оно благотворно влияет как на душу, так и на тело. Однако общение с природой может быть активным или пассивным, созидающим добро или разрушающим саму природу. Лес на большей части территории нашей страны был первым и долгое время единственным источником, из которого человек добывал себе пищу и одежду ... В лесу человек складывал многие песни свои, в лесу он находил приют, в трудные годины ... По названиям лесных работ давал он имена посёлкам, временам года, лесные засеки служили ему крепостью от врагов, и лес же укрывал его в походах на вражеские земли, когда этого требовала жизнь». «Лесных» проблем на всём земном шаре сейчас много, они вытекают из общих проблем, связанных с защитой экологического равновесия на Земле. В нашей школе создан Музей природы. Он берет начало с 1998 года. Первоначально в музей приносились экспонаты и не имели какой – либо классификации и описания. Сейчас же, с созданием сценария экскурсии мы можем рассказывать о самых интересных экспонатах.
экскурсия школьный музей.docx

Экскурсия в школьный музей природы. Тема «Причуды природы».

 

Цели:

- познакомить учащихся со школьным музеем природы;

- развивать познавательные интересы учащихся, развитие памяти, воображения;

- воспитывать бережное отношение к лесу.

Оборудование:

ü    Экспонаты музея (сценарий экскурсии № 1).

Тип урока: урок – экскурсия.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Так же, как птица создана, чтобы летать, рыба плавать в воде, а крот, скажем, рыться в земле, человек создан жить среди природы, на лоне природы. Являясь сам частичкой природы, человек с самого начала был неотделим от неё, и если бы в то время изолировать человека от природы, это привело бы его к немедленной гибели, а в ХХI веке человек всё более отдаляется от природы и даже ставит себя над ней.

Общение с природой необходимо человеку, оно благотворно влияет как на душу, так и на тело. Однако общение с природой может быть активным или пассивным, созидающим добро или разрушающим саму природу.

Лес на большей части территории нашей страны был первым и долгое время единственным источником, из которого человек добывал себе пищу и одежду ... В лесу человек складывал многие песни свои, в лесу он находил приют, в трудные годины ... По названиям лесных работ давал он имена посёлкам, временам года, лесные засеки служили ему крепостью от врагов, и лес же укрывал его в походах на вражеские земли, когда этого требовала жизнь». «Лесных» проблем на всём земном шаре сейчас много, они вытекают из общих проблем, связанных с защитой экологического равновесия на Земле.

В нашей школе создан Музей природы. Он берет начало с 1998 года. Первоначально в музей приносились экспонаты и не имели какой – либо классификации и описания. Сейчас же, с созданием сценария экскурсии мы можем рассказывать о самых интересных экспонатах.

 

Экскурсия по сценарию № 1 «Причуды природы».

Экспонат № 1, 2. Кап и блюдо.

Интересна история появления экспоната 1 в нашем музее. Его буквально притащила директор музея – Косолапова Т. А. Он валялся недалеко от их дома и его судьба скорей всего, была просто сгнить в каком – нибудь овраге. В музее же мы рассказываем о том, что такое кап и как использовал его коми крестьянин в хозяйстве (экспонат 2).

Кап – это наплыв на стволах, ветвях и корнях деревьев, возникающих в местах обильного развития побегов и разрастания тесно сидящих придаточных и спящих почек.

CIMG0033CIMG0008В далеком прошлом коми крестьяне жили ещё полунатуральным хозяйством, всё необходимое делали своими руками. Дерево – это основной материал, который в изобилии имелся у них под руками. Коми мастера хорошо знали свойства различных древесных пород. Из капа обычно делали прочную посуду. Для праздников её украшали росписью, а в будний день пользовались более простой посудой (экспонат № 2 – чаша, сделанная из капа).

 

 

Экспонат 2
экспонат 1
 

 


Экспонат № 3. Фрагмент березы и гриб - трутовик.

Экспонат 3CIMG0006aДеревья заражаются спорами этих грибов через раны в коре. Споры попадают в рану и прорастают в грибницу. Грибница распространяется по древесине, разрушает её, делает трухлявой. Спустя несколько лет после заражения дерева на коре появляются плодовые тела гриба. Они имеют форму копыта и обычно бывают очень твёрдыми. Поражённые трутовиками деревья становятся хрупкими и потому легко подвергаются бурелому, в их стволах появляются дупла. Срок жизни дерева сильно сокращается. После того как грибница гриба проникает в древесину, остановить её рост невозможно. Зараженные деревья гибнут. Чтобы предупредить заражение грибами – трутовиками, нужно охранять ветви и кору деревьев от поломок и повреждений, а плодовые тела сбивать и сжигать.

 

Экспонат № 4. Чёрный березовый гриб – чага.

Экспонат 4CIMG0026Ботаническое название этого гриба – трутовик косотрубчатый. Это паразитический гриб, развивающийся на стволах берёзы, реже – на ольхе и рябине. Поры гриба, рассеянные в воздухе, попадая на дерево в местах повреждения коры (обломанные сучья, морозобоины и пр.), начинают прорастать, образуя грибницу. Грибные нити проникают в древесину, постепенно разрушают её и вызывают белую сердцевинную гниль. В месте же первоначального проникновения спор на коре развиваются бесформенные наросты, называемые чагой. Чага – старинное народное средство, применяемое при заболеваниях желудочно – кишечного тракта и даже раковых опухолях, при хронических гастритах. Этот экспонат принёс в наш музей лесозаготовитель – Косолапов Е. А.

 

Экспонат № 5. Дупло.

Экспонат 5CIMG0007сканирование002Экспонат 5В рассказе о предыдущем экспонате говорилось, что на поражённых деревьях появляются дупла. Есть в нашем музее и такой экспонат – фрагмент дерева с множеством отверстий, сделанных великим тружеником леса – дятлом. Хотя дятлы уничтожают много семян хвойных деревьев, снижая их урожай, в целом их следует считать полезными птицами, так как они уничтожают много вредных для леса насекомых и устраивают каждый год новые дупла, обеспечивают жильём насекомоядных птиц. Кроме того, дятлы выбраковывают больные, заражённые вредителями деревья, подлежащие санитарной рубке. Этот экспонат появился в нашем музее после проведения трёхдневного экологического семинара – практикума, его просто хотели использовать в качестве дров.

 

Экспонат № 6. Деятельность короеда – типографа.

Экспонат 6IMGP1010сканирование002Экспонат 6Короед – типограф предпочитает ель. Этот цилиндрический жук, длиной до 5, 5 мм, с блестящим коричневым густоволосистым телом. В задней части надкрылий имеется «тачка», по краям которой с каждой стороны сидят по четыре конусовидных зубца. В сомкнутых здоровых насаждениях он редок и достигает высокой численности главным образом на лесосеках, гарях, ветровальных участках, а также на опушках. Этот вид заселяет весь ствол, но предпочитает участки с толстой корой, ходы его гнезда располагаются во внутренних слоях коры и лишь слабо отпечатываются на древесине. От брачной камеры вверх и вниз по стволу отходят один – три маточных хода длиной до 15 см; короткие личиночные ходы постепенно расширяются и заканчиваются куколочными колыбельками.

 

Экспонат № 7. Короеды.

CIMG0020Взрослые жуки имеют удлинённое цилиндрическое тело, длиной 1 – 8 мм. Их личинки белые, безногие, толстые и короткие, с С – образным изогнутым телом и большой коричневой головой. При откладке яиц они вбуравливаются в ткани растений всем телом и прокладывают в них специальные маточные ходы. В лесу нередко можно встретить стоящие на корню или сваленные деревья, кора которых покрыта мелкими кучками опилок. Этот экспонат попал  к нам в музей при колке дров.

 

Экспонат 7 

 

 


Экспонат № 8. «Ведьмина метла».

IMGP1011Ведьмины мётлы – это болезни растений, при которых на какой – либо части образуется большое количество тонких, укороченных, обычно бесплодных побегов с недоразвитыми листьями. Вызываются некоторыми ржавчинными грибами. Причины появления ведьминой метлы бывает также повреждение растений насекомыми. Ведьмина метла ослабляет растение, снижает их морозо- и засухоустойчивость. Была найдена на тропинке к роднику «Школьный».

Экспонат 8
 

 

 

 

 

 

 

 


 


Экскурсия в школьный музей природы

Экскурсия в школьный музей природы

Экспонат № 3. Фрагмент березы и гриб - трутовик

Экспонат № 3. Фрагмент березы и гриб - трутовик

От брачной камеры вверх и вниз по стволу отходят один – три маточных хода длиной до ; короткие личиночные ходы постепенно расширяются и заканчиваются куколочными…

От брачной камеры вверх и вниз по стволу отходят один – три маточных хода длиной до ; короткие личиночные ходы постепенно расширяются и заканчиваются куколочными…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017