Разработка урока по химии на тему "Вода" (9 класс, химия)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по теме "Вода" проводился на уровне школьного методического объединения учителей естественно-гуманитарного цикла в 9 классе с использованием презентации, химических опытов, видеофрагментов опытов и значения воды для жизни человека, стихотворений, кроссвордов, сообщений, которые подготовили сами обучающиеся. Кроме этого, использовалась физминутка.
Иконка файла материала Урок по теме Вода в 9 классе.doc
Тема: Вода. Цель: познакомить с водой, её строением, физическими и химическими свойствами, раскрыть  роль в природе и жизни человека. Оборудование и реактивы: презентация, репродукции картин, видеофрагменты «вода –   катализатор»   и   «наводнение»,   вода,   кристаллизатор, натрий, фенолфталеин, швейная иголка.  I. Оргмомент. II. Активизация знаний. Наш необычный урок начнём необычно ­ с загадки: Ход урока. 1) О чём идёт речь у автора «Маленького принца» Антуана де Сент­Экзюпери: У тебя   нет   ни   вкуса,   ни   цвета,   ни   запаха,   тебя   невозможно   описать,   тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…» Верно, отгадали – это вещество «ВОДА».   (1 слайд) Открыли тетради и записали 18 декабря. Тема «Вода» III.   Изучение   нового   материала.   Сегодня   мы   вспомним,   что   уже   знаем   о   воде   и познакомимся с новым материалом о строении, физических и химических свойствах. 1. Содержание воды в природе и организме человека. Ни на одной планете нет такого количества воды, как на Земле. Вода повсюду. Она и вокруг   нас   и   в   нас   самих.   Вода   занимает   ¾   поверхности   Земли. 2 слайд Ни одно живое существо не может жить в абсолютно сухом пространстве и не может оставаться живым, лишившись воды. Какое бы животное или растение мы не взяли, в него   входит   вода   как   одна   из   главных   составных   частей.   Обитатели   водоёмов содержат в себе больше воды, чем жители суши. В теле рыб­ 70­ 80%. В медузе ­ больше 95%. В травянистых растениях суши­ до 85%.                                 3 слайд В организме человека  самая богатая водой ткань ­ стекловидное   тело (глаза)~ 99%, в клетках эмали зубов ее ~10%, в клетках развивающегося зародыша ~90%. В среднем в многоклеточном организме масса воды составляет ~80% от общей массы тела.                   4 слайд 5 слайд 2.   Вода   –   единственное   вещество,   которое   встречается   на   Земле   во   всех   трех агрегатных состояниях. Твердый лед можно увидеть и в виде снежинок, и в виде инея. Жидкой водой наполнен Мировой океан, поверхностные воды суши и подземные воды. Водяной пар входит в состав атмосферы 6 слайд 3. Состав воды. Многие учёные изучали состав воды. Открытие сделал в 1783г. французский химик Антуан   Лавуазье   совместно   с   математиком   и   химиком   Ж.Б.Менье.   В   1785г.   вприсутствии   группы   французских   учёных   они   синтезировали   воду   из   водорода   и кислорода.  Так   стало   известно,   что   вода   состоит   из   2х   элементов   –   водорода   и кислорода.    За счёт каких же видов связи образуется молекула воды?                  Молекула воды состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода. Эту модель придумал английский ученый Джон Бернал в аэропорту под шум дождя, из­за которого была нелетная погода. В   целом   молекула   является   полярной   молекулой   –   диполем.   Эти   молекулы соединяются   в   более   сложные   агрегаты   за   счёт   особой   химической   связи   – водородной, которая образуется меду атомами водорода одной молекулы и атомами других элементов другой молекулы. 7 слайд 4. Физические свойства воды. Сообщение приготовила Лопатина Л. 1)   Жидкость   без   вкуса,   цвета   и   запаха.   Температура   замерзания   0оС. Температура кипения 100оС. Плотность её при температуре 4оС равна1 г/см3. Хороший   растворитель.   2)   Сообщение   Гришиной   Л.   –  теплота   плавления   и парообразования,  высокая  удельная теплоемкость  – сообщение Акчуриной А. 3)высокое   поверхностное   натяжение  –   сообщение   Сергеева   А.   +   ОПЫТ   с швейной иголкой. УЧЕБНИК: стр. 148 рис. 83 и 84. 8 слайд 5. Химические свойства воды.  1) 2H2O = 2H2 + O2 2) 2Na +2 H2O = 2NaOH + H2         + фенолфталеин 3) CaO + H2O = Ca(OH)2                  + фенолфталеин        ДИСК видеофрагмент 4) CO2 + H2O = H2CO3                                + лакмус 6) 2Al + 3I2 = 2AlI3                      КАТАЛИЗАТОР ВИДЕОФРАГМЕНТ 9 – 11 слайды 7.   Применение   воды:   для   работ   электростанций,   сельского   хозяйства,   в   быту, строительстве,   в   качестве   продуктов   питания,   а   также   радует   глаз   фонтанами, ледяными статуями. В общем, её применение и значение не знает границ. 12 слайд  13 слайд  В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода. И, кажется, сказкою это,  А все это просто вода. 8. Вода может играть другую роль для человека – разрушающую. (ВИДЕОФРАГМЕНТ) Всё это мы говорили о воде, находящейся в природе, а есть ещё один вид воды, которой нет в природе. Стихотворение поэта Л. Мартынова об этой воде расскажет Ерёмин М. Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Каскад водопада и брызги фонтана, А в сущности, это вода.  IV. Закрепление знаний. 1.2. кроссворд ответ:1­море,2­роса,3­ сосулька,4­вода,5­водопад,6­дождь,7­туман 3. 4. V.   Итог   урока.   Мы   сегодня   познакомились   с   водой,   её   строением,   свойствами, применением,   значением.   Д.З.   §   20,     вопр.   1­6   стр.152.  ОЦЕНКИ:  Сулеменов, Лопатина, Акчурина, Гришина, Сергеев. Закончить урок хочется стихотворением: Вода – чудесный дар природный, Живой, текучий и свободный, Картины нашей жизни красит В своих трех важных ипостасях То ручейком, то речкой вьется, То из стакана наземь льется. То застывает тонкой льдинкой, Красиво названной снежинкой. То обретает легкость пара: Была – и вдруг её не стало. Великий труженик водица, Ну, как же ей не восхититься! Она плывет к нам облаками,  Поит снегами и дождями И разрушает и наносит и так заботы нашей просит.Физминутка: Очень химию мы любим! (наклон головой вниз – да). Шеей влево, вправо крутим. Воздух – это атмосфера, если правда – топай смело. А в воде водород, делай вправо поворот. Так же есть и кислород, делай влево поворот. А теперь – круговорот: туловищем все мы повращаем и урок наш продолжаем.