Урок по теме "Вода" проводился на уровне школьного методического объединения учителей естественно-гуманитарного цикла в 9 классе с использованием презентации, химических опытов, видеофрагментов опытов и значения воды для жизни человека, стихотворений, кроссвордов, сообщений, которые подготовили сами обучающиеся. Кроме этого, использовалась физминутка.
Тема: Вода.
Цель: познакомить с водой, её строением, физическими и химическими свойствами,
раскрыть роль в природе и жизни человека.
Оборудование и реактивы: презентация, репродукции картин, видеофрагменты «вода
– катализатор» и «наводнение», вода, кристаллизатор,
натрий, фенолфталеин, швейная иголка.
I. Оргмомент.
II. Активизация знаний.
Наш необычный урок начнём необычно с загадки:
Ход урока.
1) О чём идёт речь у автора «Маленького принца» Антуана де СентЭкзюпери: У
тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой
наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что необходима для
жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить
нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…»
Верно, отгадали – это вещество «ВОДА». (1 слайд) Открыли тетради и записали
18 декабря. Тема «Вода»
III. Изучение нового материала. Сегодня мы вспомним, что уже знаем о воде и
познакомимся с новым материалом о строении, физических и химических свойствах.
1. Содержание воды в природе и организме человека.
Ни на одной планете нет такого количества воды, как на Земле. Вода повсюду. Она и
вокруг нас и в нас самих. Вода занимает ¾ поверхности Земли.
2 слайд
Ни одно живое существо не может жить в абсолютно сухом пространстве и не может
оставаться живым, лишившись воды. Какое бы животное или растение мы не взяли, в
него входит вода как одна из главных составных частей. Обитатели водоёмов
содержат в себе больше воды, чем жители суши.
В теле рыб 70 80%. В медузе больше 95%. В травянистых растениях суши до
85%. 3 слайд
В организме человека самая богатая водой ткань стекловидное тело (глаза)~
99%, в клетках эмали зубов ее ~10%, в клетках развивающегося зародыша ~90%. В
среднем в многоклеточном организме масса воды составляет ~80% от общей
массы тела. 4 слайд
5 слайд
2. Вода – единственное вещество, которое встречается на Земле во всех трех
агрегатных состояниях.
Твердый лед можно увидеть и в виде снежинок, и в виде инея.
Жидкой водой наполнен Мировой океан, поверхностные воды суши и подземные
воды. Водяной пар входит в состав атмосферы
6 слайд
3. Состав воды.
Многие учёные изучали состав воды. Открытие сделал в 1783г. французский химик
Антуан Лавуазье совместно с математиком и химиком Ж.Б.Менье. В 1785г. вприсутствии группы французских учёных они синтезировали воду из водорода и
кислорода. Так стало известно, что вода состоит из 2х элементов – водорода и
кислорода. За счёт каких же видов связи образуется молекула воды?
Молекула воды состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода. Эту
модель придумал английский ученый Джон Бернал в аэропорту под шум дождя,
изза которого была нелетная погода.
В целом молекула является полярной молекулой – диполем. Эти молекулы
соединяются в более сложные агрегаты за счёт особой химической связи –
водородной, которая образуется меду атомами водорода одной молекулы и
атомами других элементов другой молекулы.
7 слайд
4. Физические свойства воды. Сообщение приготовила Лопатина Л.
1) Жидкость без вкуса, цвета и запаха. Температура замерзания 0оС.
Температура кипения 100оС. Плотность её при температуре 4оС равна1 г/см3.
Хороший растворитель. 2) Сообщение Гришиной Л. – теплота плавления и
парообразования, высокая удельная теплоемкость – сообщение Акчуриной А.
3)высокое поверхностное натяжение – сообщение Сергеева А. + ОПЫТ с
швейной иголкой. УЧЕБНИК: стр. 148 рис. 83 и 84.
8 слайд
5. Химические свойства воды.
1) 2H2O = 2H2 + O2
2) 2Na +2 H2O = 2NaOH + H2 + фенолфталеин
3) CaO + H2O = Ca(OH)2 + фенолфталеин ДИСК видеофрагмент
4) CO2 + H2O = H2CO3 + лакмус
6) 2Al + 3I2 = 2AlI3 КАТАЛИЗАТОР ВИДЕОФРАГМЕНТ
9 – 11 слайды
7. Применение воды: для работ электростанций, сельского хозяйства, в быту,
строительстве, в качестве продуктов питания, а также радует глаз фонтанами,
ледяными статуями. В общем, её применение и значение не знает границ. 12 слайд
13 слайд
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И, кажется, сказкою это,
А все это просто вода.
8. Вода может играть другую роль для
человека – разрушающую.
(ВИДЕОФРАГМЕНТ)
Всё это мы говорили о воде, находящейся в природе, а есть ещё один вид воды,
которой нет в природе. Стихотворение поэта Л. Мартынова об этой воде расскажет
Ерёмин М.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности, это вода.
IV. Закрепление знаний.
1.2. кроссворд
ответ:1море,2роса,3
сосулька,4вода,5водопад,6дождь,7туман
3.
4.
V. Итог урока. Мы сегодня познакомились с водой, её строением, свойствами,
применением, значением. Д.З. § 20, вопр. 16 стр.152. ОЦЕНКИ: Сулеменов,
Лопатина, Акчурина, Гришина, Сергеев. Закончить урок хочется стихотворением:
Вода – чудесный дар природный,
Живой, текучий и свободный,
Картины нашей жизни красит
В своих трех важных ипостасях
То ручейком, то речкой вьется,
То из стакана наземь льется.
То застывает тонкой льдинкой,
Красиво названной снежинкой.
То обретает легкость пара:
Была – и вдруг её не стало.
Великий труженик водица,
Ну, как же ей не восхититься!
Она плывет к нам облаками,
Поит снегами и дождями
И разрушает и наносит
и так заботы нашей просит.Физминутка: Очень химию мы любим! (наклон головой вниз –
да). Шеей влево, вправо крутим. Воздух – это атмосфера,
если правда – топай смело. А в воде водород, делай вправо
поворот. Так же есть и кислород, делай влево поворот. А
теперь – круговорот: туловищем все мы повращаем и урок
наш продолжаем.