Способствует формированию новых знаний, умений и навыков по теме “Двоичная система счисления”, осознанное понимание представления чисел в двоичной системе счисления, перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, контроль за усвоением учебного материала., развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность, развитие речи, активизировать познавательную деятельность учащихся,активизация познавательной и творческой активности учащихся, воспитание чувства ответственности, коммуникативности.конспект
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа №7 г.Фурманова
Разработка урока для 9 классов по информатике на
тему
«Двоичная система счисления»
Дунаева Мария Дмитриевна
учитель информатикиУрок по информатике "Двоичная система счисления" (9й класс)
Фурманов, 2017
Цели урока:
1.Обучающая – формирование новых знаний, умений и навыков по новой
теме “Двоичная система счисления”, представления чисел в двоичной
системе счисления, перевода десятичных чисел в двоичную систему
счисления, и контроль за усвоением учебного материала.
2.Развивающая – развивать мышление учащихся посредством анализа,
сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность, развитие
речи, активизировать познавательную деятельность учащихся;
3.Воспитательная – активизация познавательной и творческой
активности учащихся, воспитание чувства ответственности,
коммуникативности.
Тип урока: открытие новых знаний.
Вид урока: комбинированный, продолжительность 45минут.
Возраст учащихся: 9 класс.
Оборудование урока:
Компьютер с видеопроектором;
Презентация;
Карточки с заданиями;
1.
2.
3.
Требования к знаниям и умения
Учащиеся должны знать:
десятичную и двоичную системы счисления;
развернутую форму записи числа;
правила перевода из двоичной системы счисления в десятичную и
наоборот;
Учащиеся должны уметь:
переводить двоичные числа в десятичную систему;
переводить десятичные числа в двоичную систему;
Ход урока
1. Оргмомент.
Поздороваться с обучающимися и отметить отсутствующих.2. Подготовка к восприятию нового материала, мотивация.
Сегодня на уроке вы сможете показать свои знания не только по
информатике, но и по математике и заработать отличные оценки.
Начнем с вопросов.
Вопросы ученикам.
1. С каким универсальным техническим
устройством мы работаем на уроках
информатики?
Это устройство называется
компьютер.
2. Для чего была изобретена ЭВМ?
3. Зачем нужны числа?
ЭВМ изобретена для
работы с числами
Для практически
4. На каком школьном учебном предмете вас
учат работать с числами?
С числами работаем на
математике.
5. Сколько цифр используется для
представления чисел?
10
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9
6. Какие сигналы используются в компьютере и
как они обозначаются?
включено, выключено; 0,1
7. Сколько цифр используется?
8. Какая это система счисления?
Используется 2 цифры: 0 и
1.
Это двоичная система
счисления.
Так какую же тему мы будем сегодня с вами рассматривать?
«Двоичная система счисления”.
Сегодня вы познакомитесь с 2СС и научитесь работать с двоичными
числами:
переводить из двоичной в десятичную СС
переводить из десятичной в двоичную СС
складывать и умножать двоичные числа
Из всех систем счисления двоичная система счисления особенно
проста и поэтому интересна для технической реализации в ЭВМ.
3. Немного из истории
А теперь послушаем небольшую историческую справку.Представление информации в двоичной системе использовалось человеком с
давних времен. Так жители островов Полинезии передавали необходимую
информацию при помощи барабанов чередованием звонких и глухих ударов.
Звук над поверхностью воды распространялся на достаточно большое
расстояние. Таким образом "работал" полинезийский "телеграф". В телеграфе
XIX XX веков информация передавалась с помощью азбуки Морзе в виде
последовательности из точек и тире.
Двоичная система счисления явилась одним из истоков произошедшей в ХХ
веке грандиозной компьютерной революции. Технически две цифры
воспроизвести просто: 1 ток в полупроводниковом элементе проходит, 0
ток не проходит. Состояния элемента "ток проходит" и "ток не проходит"
могут сменять друг друга за очень короткие промежутки времени
миллионные доли секунды. Это позволяет производить арифметические
действия над двоичными числами с неимоверной скоростью.
Сигнал SOS по Азбуке Морзе.(включить, чтобы дети послушали)
3. Объяснение нового материала.
Развернутая форма записи числа
Вспомним принцип записи чисел в десятичной системе счисления. Значение
цифры в записи числа зависит не только от самой цифры, но и от ее
места расположения в числе (от позиции цифры). Например, в числе 473
первая справа цифра обозначает единицы, следующая – десятки,
следующая – сотни. Этот факт можно выразить как сумму разрядных
слагаемых:
78610 = 7 * 100 + 8 * 10 + 6 * 1 = 7 * 102 + 8 * 101 + 6 * 100.
Все эти цифры поочередно умножаются на десять возведенную в ту
или иную степень. Десять – это основание десятичной системы
счисления. Степень, в которую возводится десятка – это разряд цифры за
минусом единицы.
Такая запись называется развернутой формой записи числа.
Задание: запишите в развернутой форме число
1 вариант 394210
2 вариант 127410
Работа в тетрадях по вариантам:
394210=3*103 +9*102+4*101 +2*100
127410=1*103 +2*102+7*101 +4*100
Перевод из двоичной СС в 10 ССАналогично можно разложить и любое двоичное число. Только основание
здесь будет 2:
10101011 = 1*27 + 0*26 + 1*25 + 0*24 + 1*23 + 0*22 + 1*21 + 1*20
Если посчитать сумму составляющих, то в итоге мы получим десятичное
число, соответствующее 10001001:
1*27 + 0*26 + 1*25 + 0*24 + 1*23 + 0*22 + 1*21 + 1*20 = 128 + 0 + 32 + 0 + 8 + 0
+ 2 + 1 = 171
Т.е. число 10101011 по основанию 2 равно числу 171 по основанию 10.
Записать это можно так:
101010112 = 17110
Это и есть перевод из двоичной СС в десятичную СС.
Задание: Запишите в развернутой форме двоичное число 11110012
11110012=1*26 +1*25+1*24+ 1*23+0*22+0*21+ 1*20
Задание: Переведите в десятичную систему счисления двоичное число 101112
101112=1*24+ 0*23 +1*22+1*21+ 1*20=16+8+4+1=2310
Физкультминутка
Перевод из 10 СС в 2 СС.
Переводить двоичные числа в десятичную СС вы научились.
Как осуществить обратный перевод десятичного числа в двоичную СС?
Например 2210
Один из способов – это деление на два и формирование двоичного числа из
остатков.
22 10=10110 2
4. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Что такое двоичные числа? (Числа, в записи которых используется только 0 и
1.)Чем хороша двоичная система счисления? (Простота двоичной арифметики.
(3 балла))
Недостаток двоичной системы счисления. (Многозначность двоичного числа.
(3балла))
Посчитайте свои жетоны, приплюсуйте свои баллы.
Выставляем оценки в журнал
4. Домашняя работа
– Открываем дневники, записываем домашнее задание: решить примеры на
столах в тетради (задания 1).
Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами
задачей, а также показали хорошие знания по теме «Двоичная система
счисления».
Задания 1.
1. Переведите в десятичную систему следующие двоичные числа:
101; 11101; 101010; 100011; 10110111011.
2. Переведите в двоичную систему счисления следующие десятичные
числа:
2; 7; 17; 68; 315; 765; 2047.
3. Выполните сложение в двоичной системе счисления:
11+1; 111+1; 1111+1; 11111+1.
4. Выполните умножение в двоичной системе счисления:
111*10; 111*11; 1101*101.