Разработка урока по информатике "Двоичная система счисления" (9 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 14.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Способствует формированию новых знаний, умений и навыков по теме “Двоичная система счисления”, осознанное понимание представления чисел в двоичной системе счисления, перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, контроль за усвоением учебного материала., развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность, развитие речи, активизировать познавательную деятельность учащихся,активизация познавательной и творческой активности учащихся, воспитание чувства ответственности, коммуникативности.конспект
Иконка файла материала план урока Двоичная система счисления.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №7 г.Фурманова Разработка урока для 9 классов по информатике на тему  «Двоичная система счисления» Дунаева Мария Дмитриевна учитель информатикиУрок по информатике "Двоичная система счисления" (9­й класс) Фурманов, 2017 Цели урока:  1.Обучающая – формирование новых знаний, умений и навыков по новой  теме “Двоичная система счисления”,  представления чисел в двоичной  системе счисления, перевода десятичных чисел в двоичную систему  счисления, и  контроль за усвоением учебного материала.  2.Развивающая – развивать мышление учащихся посредством анализа,  сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность, развитие  речи, активизировать познавательную деятельность учащихся; 3.Воспитательная – активизация познавательной и творческой  активности учащихся, воспитание чувства ответственности,  коммуникативности. Тип урока: открытие новых знаний. Вид урока: комбинированный, продолжительность 45минут. Возраст учащихся: 9 класс. Оборудование урока: Компьютер с видеопроектором; Презентация; Карточки с заданиями; 1. 2. 3. Требования к знаниям и умения Учащиеся должны знать:    десятичную и двоичную системы счисления; развернутую форму записи числа; правила перевода из двоичной системы счисления в десятичную и  наоборот; Учащиеся должны уметь:   переводить двоичные числа в десятичную систему; переводить десятичные числа в двоичную систему; Ход урока 1. Оргмомент. Поздороваться с обучающимися и отметить отсутствующих.2. Подготовка к восприятию нового материала, мотивация. Сегодня на уроке вы сможете показать свои знания не только по  информатике, но и по математике и заработать отличные оценки.  Начнем с вопросов. ­ Вопросы ученикам. 1. С каким универсальным техническим  устройством мы работаем на уроках  информатики? Это устройство называется компьютер. 2. Для чего была изобретена ЭВМ? 3. Зачем нужны числа? ЭВМ изобретена для  работы с числами Для практически 4. На каком школьном учебном предмете вас  учат работать с числами? С числами работаем на  математике. 5. Сколько цифр используется для  представления чисел? 10 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 6. Какие сигналы используются в компьютере и  как они обозначаются? включено, выключено; 0,1 7. Сколько цифр используется? 8. Какая это система счисления? Используется 2 цифры: 0 и 1. Это двоичная система  счисления. ­ Так какую же тему мы будем сегодня с вами рассматривать?  «Двоичная система счисления”.   Сегодня вы познакомитесь с 2СС и научитесь работать с двоичными  числами:    переводить из двоичной в десятичную СС переводить из десятичной в двоичную СС складывать и умножать двоичные числа Из всех систем счисления двоичная система счисления особенно  проста и поэтому интересна для технической реализации в ЭВМ.  3. Немного из истории  ­ А теперь послушаем небольшую историческую справку.Представление информации в двоичной системе использовалось человеком с  давних времен. Так жители островов Полинезии передавали необходимую  информацию при помощи барабанов ­ чередованием звонких и глухих ударов.  Звук над поверхностью воды распространялся на достаточно большое  расстояние. Таким образом "работал" полинезийский "телеграф". В телеграфе XIX ­ XX веков информация передавалась с помощью азбуки Морзе ­ в виде  последовательности из точек и тире. Двоичная система счисления явилась одним из истоков произошедшей в ХХ  веке грандиозной компьютерной революции. Технически две цифры  воспроизвести просто: 1 ­ ток в полупроводниковом элементе проходит, 0 ­  ток не проходит. Состояния элемента "ток проходит" и "ток не проходит"  могут сменять друг друга за очень короткие промежутки времени ­  миллионные доли секунды. Это позволяет производить арифметические  действия над двоичными числами с неимоверной скоростью. Сигнал SOS по Азбуке Морзе.(включить, чтобы дети послушали) 3. Объяснение нового материала. Развернутая форма записи числа Вспомним принцип записи чисел в десятичной системе счисления. Значение цифры в записи числа зависит не только от самой цифры, но и от ее  места расположения в числе (от позиции цифры). Например, в числе 473  первая справа цифра обозначает единицы, следующая – десятки,  следующая – сотни. Этот факт можно выразить как сумму разрядных  слагаемых: 78610 = 7 * 100 + 8 * 10 + 6 * 1 = 7 * 102 + 8 * 101 + 6 * 100. Все эти цифры поочередно умножаются на десять возведенную в ту  или иную степень. Десять – это основание десятичной системы  счисления. Степень, в которую возводится десятка – это разряд цифры за минусом единицы. Такая запись называется развернутой формой записи числа. Задание: запишите в развернутой форме число 1 вариант 394210 2 вариант 127410 Работа в тетрадях по вариантам: 394210=3*103 +9*102+4*101 +2*100 127410=1*103 +2*102+7*101 +4*100 Перевод из двоичной СС в 10 ССАналогично можно разложить и любое двоичное число. Только основание здесь будет 2: 10101011 = 1*27 + 0*26 + 1*25 + 0*24 + 1*23 + 0*22 + 1*21 + 1*20 Если посчитать сумму составляющих, то в итоге мы получим десятичное  число, соответствующее 10001001: 1*27 + 0*26 + 1*25 + 0*24 + 1*23 + 0*22 + 1*21 + 1*20 = 128 + 0 + 32 + 0 + 8 + 0  + 2 + 1 = 171 Т.е. число 10101011 по основанию 2 равно числу 171 по основанию 10.  Записать это можно так: 101010112 = 17110 Это и есть перевод из двоичной СС в десятичную СС. Задание: Запишите в развернутой форме двоичное число 11110012  11110012=1*26 +1*25+1*24+ 1*23+0*22+0*21+ 1*20 Задание: Переведите в десятичную систему счисления двоичное число 101112 101112=1*24+ 0*23 +1*22+1*21+ 1*20=16+8+4+1=2310 Физкультминутка  Перевод из 10 СС в 2 СС. Переводить двоичные числа в десятичную СС вы научились. Как осуществить обратный перевод десятичного числа в двоичную СС?  Например 2210 Один из способов – это деление на два и формирование двоичного числа из  остатков.     22 10=10110 2 4. Подведение итогов урока. Рефлексия. Что такое двоичные числа? (Числа, в записи которых используется только 0 и  1.)Чем хороша двоичная система счисления? (Простота двоичной арифметики.  (3 балла)) Недостаток двоичной системы счисления. (Многозначность двоичного числа.  (3балла)) Посчитайте свои жетоны, приплюсуйте свои баллы. Выставляем оценки в журнал 4. Домашняя работа – Открываем дневники, записываем домашнее задание: решить примеры на  столах в тетради (задания 1). ­ Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами  задачей, а также показали хорошие знания по теме «Двоичная система  счисления».  Задания 1. 1. Переведите в десятичную систему следующие двоичные числа: 101; 11101; 101010; 100011; 10110111011. 2. Переведите в двоичную систему счисления следующие десятичные  числа: 2; 7; 17; 68; 315; 765; 2047. 3. Выполните сложение в двоичной системе счисления: 11+1; 111+1; 1111+1; 11111+1. 4. Выполните умножение в двоичной системе счисления: 111*10; 111*11; 1101*101.