Разработка урока по истории Казахстана на тему «Центральный Казахстан в период раннего железа. Сары- арка – агрипеи, исседоны. Хозяйство, сезонные пастбища». (6 класс, история Казахстана)
Оценка 4.8

Разработка урока по истории Казахстана на тему «Центральный Казахстан в период раннего железа. Сары- арка – агрипеи, исседоны. Хозяйство, сезонные пастбища». (6 класс, история Казахстана)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
6 кл
10.02.2017
Разработка урока по истории Казахстана на тему «Центральный Казахстан в период раннего железа. Сары- арка – агрипеи, исседоны. Хозяйство, сезонные пастбища». (6 класс, история Казахстана)
Тема: «Центральный Казахстан в период раннего железа. Сары- арка – агрипеи, исседоны. Хозяйство, сезонные пастбища». Цель: знакомство с территорией историко-археологического региона ; особенности и общие черты хозяйственной и культурной жизни Центрального Казахстана. Задачи: 1. Повторить и обобщить итоги знаний, полученных учащимися в ходе предыдущих уроков, начиная с периодизации истории древнего мира и заканчивая рассказами о племенах, населявших степные просторы в эпоху раннего железа, о развитии хозяйства и культуры, об исторических памятниках, являющимися основами знаний об этой эпохе. 2. Развивать умение самостоятельно работать с текстом учебника, умение читать тематическую карту, формировать навыки работы в группах. Способствовать самореализации и повышению самооценки каждого, даже самого слабого ученика. Развитие у учащихся навыков публичного выступления, умения анализировать и систематизировать учебный материал. 3. В процессе игры воспитание у учащихся чувства ответственности, коллективизма. Игровая форма повторения сложного материала должна способствовать воспитанию интереса к истории далеких предков, интереса к предмету в целом. Форма урока: игра- соревнование Тип урока: повторительно-обобщающий Оборудование: Игровая таблица – таблица результатов – лист ватмана для крепления карточек-«подков», наглядно демонстрирующих результаты каждого игрока и команды в целом. Таблички на столах с обозначением команд – белые и черные. Вопросы. 68 карточек с изображением подковы (карточки-«подковы»), на обратной стороне которых написаны вопросы 4 уровней: а) 16 вопросов для слабоуспевающих учеников; б) 16 вопросов второго уровня; в) 16 вопросов третьего уровня; г) 16 вопросов четвертого уровня для сильных учеников. В каждом уровне имеется по одной карточке со «счастливой» подковой, вытянув которую ученик получает один балл за везение. На карточках 4 уровней изображение подковы определенным цветом.Тема: «Центральный Казахстан в период раннего железа. Сары- арка – агрипеи, исседоны. Хозяйство, сезонные пастбища». Цель: знакомство с территорией историко-археологического региона ; особенности и общие черты хозяйственной и культурной жизни Центрального Казахстана. Задачи: 1. Повторить и обобщить итоги знаний, полученных учащимися в ходе предыдущих уроков, начиная с периодизации истории древнего мира и заканчивая рассказами о племенах, населявших степные просторы в эпоху раннего железа, о развитии хозяйства и культуры, об исторических памятниках, являющимися основами знаний об этой эпохе. 2. Развивать умение самостоятельно работать с текстом учебника, умение читать тематическую карту, формировать навыки работы в группах. Способствовать самореализации и повышению самооценки каждого, даже самого слабого ученика. Развитие у учащихся навыков публичного выступления, умения анализировать и систематизировать учебный материал. 3. В процессе игры воспитание у учащихся чувства ответственности, коллективизма. Игровая форма повторения сложного материала должна способствовать воспитанию интереса к истории далеких предков, интереса к предмету в целом. Форма урока: игра- соревнование Тип урока: повторительно-обобщающий Оборудование: Игровая таблица – таблица результатов – лист ватмана для крепления карточек-«подков», наглядно демонстрирующих результаты каждого игрока и команды в целом. Таблички на столах с обозначением команд – белые и черные. Вопросы. 68 карточек с изображением подковы (карточки-«подковы»), на обратной стороне которых написаны вопросы 4 уровней: а) 16 вопросов для слабоуспевающих учеников; б) 16 вопросов второго уровня; в) 16 вопросов третьего уровня; г) 16 вопросов четвертого уровня для сильных учеников. В каждом уровне имеется по одной карточке со «счастливой» подковой, вытянув которую ученик получает один балл за везение. На карточках 4 уровней изображение подковы определенным цветом.
Урок № 51 Центральный Казахстан в период раннего железа. .docx

 

История Казахстана. 6 класс. Урок № 51

Тема: «Центральный Казахстан в период раннего железа. Сары- арка – агрипеи, исседоны. Хозяйство, сезонные пастбища».

Цель: знакомство с территорией  историко-археологического региона ;  особенности и общие черты хозяйственной и культурной жизни  Центрального Казахстана.

Задачи:                                                                                                                     1. Повторить и обобщить итоги знаний, полученных учащимися в ходе предыдущих уроков, начиная с периодизации истории древнего мира и заканчивая рассказами о племенах, населявших степные просторы в эпоху раннего железа, о развитии хозяйства и культуры, об исторических памятниках, являющимися основами знаний об этой эпохе.                                  2. Развивать умение  самостоятельно работать с текстом учебника,  умение читать тематическую карту, формировать навыки работы в группах. Способствовать самореализации и повышению самооценки каждого, даже самого слабого ученика.  Развитие у учащихся навыков публичного выступления, умения анализировать и систематизировать учебный материал.                                                                                                                                                                                 3. В процессе игры воспитание у учащихся чувства ответственности, коллективизма. Игровая форма повторения сложного материала должна способствовать воспитанию интереса к истории далеких предков, интереса к предмету в целом.

Форма урока:   игра- соревнование

Тип урока: повторительно-обобщающий

Оборудование: Игровая таблица – таблица результатов – лист ватмана для крепления карточек-«подков», наглядно демонстрирующих  результаты каждого игрока и команды в целом. Таблички на столах с обозначением команд – белые и черные. Вопросы.

http://ash-2006.narod.ru/ablbull1.gif

      68 карточек с изображением подковы (карточки-«подковы»), на обратной стороне которых написаны вопросы 4 уровней:

     а)  16 вопросов для слабоуспевающих учеников;

     б)  16 вопросов второго уровня;

     в) 16 вопросов третьего уровня;

     г) 16 вопросов четвертого уровня для сильных учеников.

     В каждом уровне имеется по одной карточке со  «счастливой» 

     подковой, вытянув которую ученик получает один балл за  

     везение. На карточках 4 уровней изображение подковы

     определенным цветом.

 

                          Ход урока.

I. Оргмомент:

II. Работа по учебнику:  чтение текста параграфа.

III.  Работа в группах:

Разминка:

- Какой вид хозяйства был наиболее распространен в эпоху железа на территории Казахстана?  ( Правильно, скотоводство)

 -  А какой вид скота преимущественно разводился на степных просторах казахских степей?   (Конечно, лошади.)

 - Теперь, наверно, всем понятно, почему мы выбрали именно такую игру. Название игры «Ход конём» - термин, взятый из шахмат. Конь – главное действующее лицо в этой игре. Но решающее значение имеют действия всадников: только благодаря их знаниям, эрудиции, смекалке и сообразительности конь сможет благополучно преодолеть все препятствия.

Сейчас я объясню вам правила игры, будьте внимательны!

1.    В игре участвует две команды – черные и белые. Команды формируются предварительно или с помощью жеребьевки.

2.    Перед началом игры каждый участник забега дает своей лошади кличку, придумывает ей родословную.

3.    Начинает игру всадник на коне под №1. Команда, начинающая игру определяется жеребьевкой. Затем попытку преодолеть препятствие получает игрок под №1 другой команды, и т.д.

4.    Задача игрока – преодолев все препятствия, добраться до финиша. Для этого он берет карточку-«подкову» (из числа предложенных ему) и отвечает на вопрос. Правильный ответ равнозначен взятию препятствия. В этом случае карточка-«лошадка» передвигается по игровому полю на одну клетку и прикрепляется к ней, а карточка-«подкова» прикрепляется к игровой таблице. Если ответ неверный, препятствие считается не взятым, карточка-«лошадка» остается на месте, правильный ответ сообщается учителем. Всаднику остается только попытать счастья в следующий раз, когда подойдет его ход.

5.    Игра длится до полного розыгрыша карточек-«подков».

6.    В индивидуальном первенстве побеждает тот, кто быстрее других пройдет трассу, преодолев все препятствия (правильно ответив на вопросы) и достигнет линии финиша на игровом поле. В командном первенстве побеждает команда, участники которой согласно игровой таблице набрали в совокупности наибольшее количество карточек-«подков».

- Каждое соревнование начинается с жеребьевки. Сейчас определим – какая команда начнет забег. Ответьте на вопрос:

- В какой сказке по воле волшебницы в лошадей были превращены серые мыши? («Золушка»).

  

1 уровень:

1.    О чем говорят следы сажи и золы в памятниках культуры раннего  железа? ( О существовании культа огня)

2.    «Усы» тасмолинских курганов были направлены на восток, потому что …(У племен Центрального Казахстана существовал культ солнца).

3.    Что такое эпоха бронзы? (Вторая эпоха в истории древнего мира)

4.    Счастливая подкова.

5.    Что получали методом сырого дутья? (Железо, крицу).

6.    Где находится плоскогороье Мангыстау? (В Арало-Каспийском регионе).

7.    Что такое Сарыарка? (Степь Казахстана – Центральный Казахстан).

8.    В каком кургане был найден «Золотой человек»? (В Иссыкском).

9.    В каком направлении были ориентированы «усы» тасмолинских курганов? (На восток)

10.     Каких животных разводили племена раннего железа?      (Лошади, овцы, верблюды).

11.     У тасмолинских курганов были… («усы»).

12.     Где существовала тасмолинская культура? (В Центральном Казахстане).

13.     Какое море в древности называли Гирканским? (Каспийское).

14.     Где находится плоскогорье Устюрт? (В Арало-Каспийском регионе).

15.     Что такое эпоха камня? (первая эпоха в истории древнего мира).

16.     Что такое эпоха железа? (Последняя эпоха в истории древнего мира).

17.     Какое скотоводство существовало в период раннего железа? (Кочевое)

2 уровень:

1.    Что такое крица? (Окатыши железа, получаемые способом сырого дутья).

2.    Когда существовала эпоха позднего железа? (с 3 века до н. э. до 4 века нашей эры).

3.    Счастливая подкова.

4.    Почему культура Северного Казахстана называется улыбаевской? (Найдена у селения Улыбай в Северном Казахстане).

5.    Какой культ существовал у дай-массагетов? (культ огня).

6.    Какой регион называют Арало-Каспийским? (Между морями Аралом и Каспием).

7.    Какие области входят в археологический регион Северный Казахстан? (Костанайская, Северо-Казахстанская, часть Акмолинской и часть Павлодарской областей).

8.    Что находят в захоронениях тасмолинской культуры кроме погребений человека? (Захоронения лошадей).

9.    Сколько типов курганов тасмолинской культуры вам известно? (4 типа).

10.     Что такое акинак? (Короткий меч).

11.     На сколько групп делятся сакские курганы? (На 3).

12.     Что такое менгиры? (Большие валуны).

13.     Где было найдено поселение Дыкылтас? (На территории Мангыстау).

14.     Что такое бронза? (Сплав олова и меди).

15.     На какие три эпохи делится история древнего мира? (Эпоха камня, эпоха бронзы, эпоха железа).

16.     Где жили гирканцы? (У Каспийского моря).

17.     Когда существовала эпоха раннего железа? ( С 8 века до н.э. до 3 века до н.э.)

3 уровень:

1.    Как назывались саки, которые изготавливали и употребляли кумыс? ( Саки-хаомаварги).

2.    Почему в эпоху раннего железа основными памятниками являлись курганы? (Потому что в то время ее существовало других памятников – городов, поселений).

3.    Как назывались большие каменные валуны? (Менгиры).

4.    Расскажите о третьей группе сакских курганов? (Это малые курганы высотой от 50см. до 1 м., диаметр – 6-18 м.).

5.    Какие племена населяли Сарыарку? (Аргиппеи, исседоны, аримаспы).

6.    Расскажите о второй группе сакских курганов. (Это средние курганы, их диаметр – 30-45 м., высота – 2-6 м.).

7.    Почему культура Северного Казахстана называется улыбай-тасмолинской? (Потому что в ней были черты культуры Центрального Казахстана – тасмолинской).

8.    Какие курганы называются «царскими»? (Курганы саков, большие курганы высотой 7-20 м., диаметром – 48-104 м.).

9.    Как по-другому назывались племена каспиев? (Гирканцы).

10.     Где находилось Актауское поселение? (В Северном Казахстане, на правом берегу Ишима).

11.     Как еще по-другому назывались племена дахов? (Даи, даги).

12.     Где проживают племена даев? (На побережье Аральского моря).

13.     Чем занимались жители Арало-Каспийского региона? (Скотоводством, охотой, ремеслом, земледелием).

14.     Что такое Жетысу? (Семиречье).

15.     Каких саков называли парадарайя? (Заморских).

16.     Счастливая подкова.

17.     Что вам известно об Иссыкском кургане? (Это царский курган, в котором был найден «Золотой человек».)

                           4 уровень:

1.    Счастливая подкова.

2.    Охарактеризуйте три группы саков. (Саки-хаомаварга, саки-парадарайя, саки-тиграхауда).

3.    Где проживали саки, носящие остроконечные шапки? (Саки-тиграхауда, работа с картой).

4.    Какие факты говорят о схожести культуры племен раннего железа и казахского народа? (Культ огня, культ солнца, занятия скотоводством, схожесть погребальных обрядов).

5.    Расскажите о группах племен дахов? (Апарны, ксанфийцы, адаи).

6.    Какие ремесла были развиты у даев, откуда мы узнаем об этом? (Ювелирное, ткачество, керамика, узнаем по исследованным курганам).

7.    Какие памятники находятся на Устюрте? (Байте, Терен, Карамонке).

8.    Почему эпохи древнего мира получили такие названия? (По материалу,  из которого были изготовлены орудия труда).

9.    О чем свидетельствуют разные размеры курганов и разные по богатству находки в них? (Об имущественном неравенстве).

10.     Кто пришли на смену жетысуйским сакам? (Племена уйсуней).

11.     Назовите два периода сакского времени в Жетысу? (Раннесакский период – 8-6 вв. до н.э., позднесакский период – 5-3 вв. до н.э.).

12.     В каком кургане был обнаружен саркофаг? (В Большом Бесшатырском кургане).

13.     Назовите периоды улыбай-тасмолинской культуры. (1 период: 8-7 вв. до н.э., второй: - 6-5 вв. до н.э., третий – 4-2 вв.до н.э.).

14.     Какие территории входят в археологический район Центрального Казахстана? (Карагандинская, Павлодарская, южная часть Акмолинской области).

15.     Почему тасмолинская культура получила такое название? (По местечку Тасмола в Экибастузском районе Павлодарской области).

16.     К какому периоду относятся памятники Бирлик, Покровка, Бектениз и где они были найдены? (К сакскому периоду на территории Северного Казахстана).

17.     Из каких письменных источников мы узнали о племенах даев и гирканцев? (Записи Герадота и персидского царя Ксеркса).

IV. Подведение итогов:

V. Выставление оценок:

VI. Домашнее задание.


 

История Казахстана. 6 класс. Урок № 51

История Казахстана. 6 класс. Урок № 51

На карточках 4 уровней изображение подковы определенным цветом

На карточках 4 уровней изображение подковы определенным цветом

В индивидуальном первенстве побеждает тот, кто быстрее других пройдет трассу, преодолев все препятствия (правильно ответив на вопросы) и достигнет линии финиша на игровом поле

В индивидуальном первенстве побеждает тот, кто быстрее других пройдет трассу, преодолев все препятствия (правильно ответив на вопросы) и достигнет линии финиша на игровом поле

Что такое крица? ( Окатыши железа, получаемые способом сырого дутья)

Что такое крица? ( Окатыши железа, получаемые способом сырого дутья)

Почему в эпоху раннего железа основными памятниками являлись курганы? (Потому что в то время ее существовало других памятников – городов, поселений)

Почему в эпоху раннего железа основными памятниками являлись курганы? (Потому что в то время ее существовало других памятников – городов, поселений)

Какие факты говорят о схожести культуры племен раннего железа и казахского народа? (Культ огня, культ солнца, занятия скотоводством, схожесть погребальных обрядов)

Какие факты говорят о схожести культуры племен раннего железа и казахского народа? (Культ огня, культ солнца, занятия скотоводством, схожесть погребальных обрядов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017