Разработка урока по истории России 10 класс
Оценка 4.9

Разработка урока по истории России 10 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
10 кл
04.05.2017
Разработка урока по истории России 10 класс
Урок-практикум по теме "Дворцовые перевороты" обобщающий по теме. Используются технологии ИКТ и групповая работа. Для проведения урока необходимы рабочие ПК (4 шт.). Урок проводится на 2 (пара) часах. Основной задачей является аккумулирование знаний по теме и адекватное, исторически верное формулирование ответов.
урок-практикум Дворцовые перевороты.docx
Тема урока: «Эпоха дворцовых переворотов»  урок истории России 10 класс МБОУ «Гимназия №16» г.о. Мытищи учитель Гришанина Наталья Вячеславовна Цель:    Восстановить и расширить знания учащихся об эпохе Дворцовых переворотов Задачи: 1) сформировать у обучающихся историко­познавательные компетенции: выделять общее и особенное в процессах смены властителей в послепетровскую эпоху, устанавливать причинно­следственные  связи между социально­экономическими и политическими процессами; выяснить значения эпохи в  историческом процессе развития Российской государственности                                                                 2) информационно­коммуникационные: анализ исторической ситуации, формирование собственной  позиции в ходе обсуждения, формирование умений работать с различными источниками информации,  картой, интернет­источниками, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно­ следственных связях исторических событий и явлений  3) социально­мировоззренческие: развивать интерес к изучению отечественной истории, определение  собственной гражданской позиции по отношению к исторической реальности, воспитание   гражданственности и патриотизма,  чувства уважения к прошлому своей страны через личное  отношение к истории Родины. Тип урока: обобщение изученного материала, урок­практикум Оборудование: ПК, опорный конспект в виде презентации, файлы с заданиями, диагностическая  карта  работы в группе. Источники: http  http   ://   www   .  history    ://   rulex    .  pu   .  ru,  http   .  ru   /  elbib        ://   statehistory  .  ru,   http   ://   lectures  .  edu   .  ru,    1. Актуализация Ход урока Деятельность учителя   Сегодня мы с вами заканчиваем изучение целой  эпохи в истории нашей страны. Её так и называют  «Эпоха дворцовых переворотов».   Смерть такой масштабной и грандиозной  личности как личность царя­реформатора ­  Петра  Великого не могла не вызвать катастрофы.  С чем конкретно была связана разбалансировка  системы престолонаследия, какие последствия это  имело для развития страны, как сказалось на  личной судьбе исторических личностей и на  судьбах народов, населяющих огромную империю?  Деятельность учащихся Внимательно  слушают, отвечают на вопросы. На эти и другие вопросы нам предстоит сегодня  дать ответы, прежде всего себе. Тема урока: Дворцовые перевороты. План урока: 1. Деление на группы, получение задания 2. Работа за ПК, выполнение заданий 3. Отправка ответов 4. Подведение итогов Проблемное задание: Определите, какую роль  сыграла частая смена правителей в России в 1725­ 1762 гг.  1 задание каждой из групп представляет собой тест по основным вопросам, изучаемым в теме  «Дворцовые перевороты», вопросы различного  уровня от простых до более сложных (ответ на  которые можно найти в сети на рекомендованных  сайтах). 2 задание работа с источником и ответы на  вопросы к нему (необходимо сформулировать и  аргументировать собственное мнение при ответе на вопросы, опираясь на конкретный исторический  материал) 1. Время (15 мин.), отведённое на работу над  первым заданием заканчивается, прошу вас  выслать мне свои ответы на тестовые вопросы на  адрес электронной почты 2. Пока осуществляется проверка первой части,  оформите ответы на вопросы по документу и  отправьте их 3. Осле отправки ответов, поработайте с  диагностической картой урока для каждой группы, отметив участие каждого 2. Информационно­ аналитический 3.Организационно­ практический 4.Подведение итогов  урока. Прошу руководителей группы презентовать  результаты работы и оценить участие каждого  Делятся на 4 группы,  включают ПК ( на  рабочем столе  каждого папка с  заданиями),  подключаются к сети, начинают работать Организовывают  работу в группе,  распределяют  задание, приступают  к работе Отправляют первую  часть для проверки,  оформляют ответы  по второму заданию и отправляют их. Получают результаты проверки первой  части по эл.почте. Заполняют  диагностическую  карту. Предлагают  вниманию всего  класса свои выводы  по теме. Отвечают на главный  вопрос урока.  Оценивают участие  каждого ученика в  работу группы.  Сдают  диагностические  карты. Приложения (материалы для групп) Дворцовые перевороты, внутренняя и внешняя политика Первый вариант Выберите правильный ответ. 1.   Главную роль в дворцовых переворотах играла (и): а) стрельцы  б) представители старой родовой аристократии  в) дворянская гвардия  г)  казаки 2.    Мужская линия династии Романовых пресеклась после: а) Петра I           б) Петра II       в) Ивана Антоновича      г) Петра III 3.    Манифест о вольности дворянства»: а) освободил дворян от обязательной службы государству б) стирал грань между родовой и «новой» дворянской знатью в) ликвидировал разницу между дворянским и боярским землевладением г)  сокращал срок дворянской службы на 25 лет 4.    Первым министром при Екатерине I был: а) Д. М. Голицын   б) П. И. Ягужинский      в) П. А. Толстой       г) А. Д. Меншиков  5.    Выберите правильные ответы. Усиление крепостного права в эпоху дворцовых переворотов проявилось в: а)  введении бессрочного сыска крестьян б)  принятии указа о «заповедных летах» в)  увеличении барщины г)  получении права помещикам определять крестьянам меру наказания за побег д)  разрешении  помещикам  продавать  крестьян без земли е)  присвоении права помещикам ссылать провинившихся крестьян в Сибирь и на каторгу ж)   праве помещиков расширять свою пашню за счет крестьян з)  получении помещиками права продавать крестьян в рекруты 6.    Установите правильное соответствие: 1) Анна Иоанновна 2) Елизавета Петровна 7.    Установите правильное соответствие: 1)  1725—1727 гг.    2)  1730—1740 гг.    3)   1741—1761 гг.                     д) царствование Екатерины I 8.    Восстановите последовательность событий: а) деятельность на посту первого министра Э. И. Бирона б)  переворот в пользу Екатерины I в)  принятие «Манифеста о вольности дворянства» г)  правление «верховников» д)  царствование Ивана Антоновича 9.  О ком идет речь?  «Всю зиму молодой император ежедневно с раннего утра отправлялся на санях в Измайлово с  любимцем своим Иваном Долгоруковым и его отцом. Там он проводил весь день, окруженный одними только Долгоруковыми и их друзьями, выслушивая бесконечные жалобы на немцев, захвативших,  благодаря преобразованиям его деда, Петра I, большую часть власти в свои руки. Молодой государь  становился игрушкой в руках небольшого кружка жадных эгоистов...» 10.  О чем идет речь?  «...принцесса прошла прямо в караульную. «Проснитесь, мои дети, — сказала она солдатам, — и  слушайте меня. Хотите ли вы следовать за дочерью Петра I? Вы знаете, что престол мне принадлежит; а) восстановила деятельность коллегий б) распустила Верховный тайный совет  а) царствование Елизаветы Петровны  г) царствование Анны Иоанновны несправедливость, причиненная мне, отзывается на всем нашем бедном народе, и он изнывает под  игом немцев. Освободимся от наших гонителей».            11.  По какому принципу образован ряд?  А. Д. Меншиков, канцлер Г. И. Головин, архиепископ Феофан Прокопович, П. А. Толстой, П. И.  Ягужинский               Екатерина I Алексеевна (Марта Скавронская)  (5 (15) апреля 1684, Лифляндия — 6 (17) мая 1727, Санкт­Петербург), российская императрица (с 28  января 1725 г.), вторая жена Петра I.    Происхождение Марты точно неизвестно. По некоторым сведениям, она была дочерью латышского  крестьянина Самуила Скавронского, по другим — шведского квартирмейстера И. Рабе. Образования  она не получила, а ее юность прошла в доме пастора Глюка в Мариенбурге (ныне город Алуксне в  Латвии), где она была одновременно прачкой и кухаркой. Вероятно также, что она короткое время  была замужем за шведским драгуном. В 1702 г. после взятия Мариенбурга русскими войсками  будущая русская императрица стала военным трофеем и оказалась сначала в обозе Б. П. Шереметева,  а затем у А. Д. Меншикова. Около 1703 г. ее заметил Петр I и пленился красотой Марты. Она стала  одной из его любовниц. Постепенно отношения между ними становились все более близкими. Марта  (вскоре крещенная по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны) отличалась  веселым, ровным, ласковым характером; она легко приспосабливалась к капризам Петра, мирилась с  его вспышками беспричинного гнева, умела помогать во время приступов эпилепсии, легко делила с  ним трудности походной жизни. Одинокий и несчастный в личной жизни, Петр все больше  привязывался к Екатерине, признавал рожденных ею от него детей. Екатерина не принимала  непосредственного участия в решении политических вопросов, но имела на царя определенное  влияние, в частности, считается, что она нередко выступала перед царем заступницей Меншикова. По  преданию, она спасла царя во время Прутского похода, когда русские войска были окружены.  Екатерина передала турецкому визирю все свои драгоценности, тем самым склонив его к подписанию  перемирия. По возвращении в Петербург 19 февраля 1712 г. Петр обвенчался с Екатериной, а их  дочери Анна и Елизавета (будущая императрица Елизавета Петровна) получили официальный статус  цесаревен. В 1714 г. в память Прутского похода царь учредил орден Св. Екатерины, которым  наградил жену в день ее именин. В мае 1724 г. Петр впервые в истории России короновал Екатерину в  качестве императрицы. Существует предположение, что царь собирался официально провозгласить ее  своей преемницей, но не сделал этого, узнав об измене жены с камергером В. Монсом.     После смерти Петра усилиями Меншикова и при опоре на гвардию Екатерина была возведена на  престол. Поскольку сама она не обладала способностями и знаниями государственного деятеля, при  ней был создан управлявший страной Верховный тайный совет, руководителем которого стал  Меншиков. Среди наиболее значительных мероприятий этого времени — открытие Академии наук,  заключение союза с Австрией и др. Став самодержавной государыней, Екатерина обнаружила тягу к  безудержным развлечениям: практически все время она проводила на пирах, балах, разнообразных  праздниках, что пагубно сказалось на ее здоровье, и почти не интересовалась делами управления.  Перед смертью по настоянию Меншикова Екатерина подписала завещание, по которому престол  должен был отойти к великому князю Петру Алексеевичу, а в случае его смерти к ее дочерям или их  потомкам. Дайте характеристику Екатерине I по плану: Сведения о жизненном пути (происхождение, наиболее существенные факты биографии),  Личные качества (интеллектуальные, нравственные, волевые), степень соответствия их  1. условия, которые повлияли на формирование личности, её взглядов. 2. историческим задачам, которые решал данный человек. 3. 4. 5. противников. 6. 7. 8. Есть ли противоречия в деятельности и в самой личности этого человека? Роль данной личности в истории, результаты и значение деятельности. Ваше отношение к данному историческому деятелю. Жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения. Способы действия и средства для достижения цели. Интересы какой группы населения выражал? Круг друзей, единомышленников и круг врагов,  Дворцовые перевороты, внутренняя и внешняя политика Второй вариант Выберите правильный ответ. 1.    Главным    содержанием    внутренней    политики 1725—1762 гг. было: а) дальнейшее закрепощение крестьян                                б) расширение и укрепление привилегий дворянства в) стирание граней между родовой и «новой» дворянской знатью г)  укрепление положения старой родовой аристократии 2.       Попытка ограничить абсолютную власть российского монарха была предпринята при вступлении на престол: а) Екатерины I   б) Анны Иоанновны   в) Елизаветы Петровны   г) Петра III 3.    Документ, на основании которого завершилось формирование дворянства как самого привилегированного сословия: а) указ о единонаследии  б) Табель о рангах  в)  «Манифест о вольности дворянства» г) Жалованная грамота дворянству 4.    Фаворит Анны Иоанновны, ставший ее первым министром: а) Э. И. Бирон     б) А. П. Волынский     в) Д. М. Голицын     г) А. И. Остерман 5.   Установите правильное соответствие: 1) Анна Иоанновна  2)  Елизавета Петровна  а) освобождение дворян от телесных наказаний б) отмена указа о единонаследии      в) отмена внутренних таможен г)  ограничение срока дворянской службы 25 годами д)  учреждение Шляхетского кадетского корпуса е)  учреждение Дворянского и Купеческого банков 6.    Установите правильное соответствие: 1)  1727—1730 гг.    а) царствование Петра III    2)  1761—1762 гг.    г) царствование Ивана Антоновича 3)  1740—1741 гг.    д) царствование Петра II 7.   О ком идет речь? «...Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление... она наследовала энергию своего великого отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга, исправно платя за каждую загнанную лошадь...» 8.  О чем идет речь? «...Все они ненавидели этого князя... перед дверями апартаментов, где собирались сенаторы, поста­ вили стражу: князь Меншиков явился туда — его не пустили; не поднимая шума, он вернулся в свой дворец...   пригласил   к   себе   Ивана   Ивановича   Бутурлина,   подполковника   гвардейского   Преоб­ раженского   полка,   и   попросил   привести   к   нему   как   можно   скорее   роту   гвардейцев;   когда   было исполнено, князь Меншиков отправился с этой ротой прямо в императорский дворец, выломал дверь залы, где заседали сенаторы и генералы, и объявил... императрицей и государыней России...». 9.  По какому принципу образован ряд? Э. И. Бирон, А. И. Остерман, Б. К. Миних 10. Елизавета Петровна оказалась на российском престоле: а) по завещанию Петра I                     б) в ходе выборов на Земском собрании в) по завещанию Анны Иоанновны   г)  в результате дворцового переворота 11.  Что является лишним в ряду? Фавориты и доверенные лица в период правления Елизаветы Петровны: А. Г. Разумовский, М. И. Воронцов, П. И. Шувалов, Д. М. Голицын, А. П. Бестужев­Рюмин Пётр II Петр II (12.10.1715­18.1.1730), император, внук Петра I, сын царевича Алексея и принцессы Софии­ Шарлотты Брауншвейг­Вольфенбюттельской (мать его умерла вскоре после его рождения). Шансы  Петра Алексеевича на престол увеличились особенно после смерти в 1719 сына Петра I и Екатерины I  Петра Петровича. Народ видел в нем законного наследника (только раскольники не признавали его  потомком царя, так как он родился от брака с иностранкой). После смерти Петра I на престол  вступила Екатерина I; за царевича Петра Алексеевича были только представители старых знатных  родов ­ Голицыны, Долгорукие, Репнины, Трубецкие, Долгоруковы, Головкины, Нарышкины,  Салтыковы. На воспитание царевича Петра как при Петре Великом, так и при Екатерине I не  обращалось много внимания; из его учителей известны двое ­ Семен Афанасьевич Маврин и Иван  Алексеевич Зейкин, обучавший царевича истории, географии, математике и латинскому языку.  Стремясь сохранить свое влияние при дворе, Меншиков добился от Екатерины I передачи трона  Петру. Император Петр II вступил на престол 7 мая 1727. Власть сосредоточивалась в руках  Меншикова; для усиления своего влияния последний хотел женить своего сына на сестре императора  Наталье Алексеевне, а самого Петра II женить на своей дочери Марии. Этот брак одобрил Верховный  тайный совет, и 24 мая состоялось обручение. Не было, однако, недостатка и в других лицах, которые  старались захватить в свои руки фактическое управление делами при двенадцатилетнем императоре;  таков был и А. И. Остерман. Последний назначил учителями к императору академика И.Б. Гольдбаха  и архиепископа Феофана Прокоповича. Была разработана обширная программа обучения императора  различным наукам, рассчитанная на два года. В конце 1727 императорский двор переехал в Москву,  где особое влияние на императора стали оказывать Долгорукие. Молодой император относился очень  почтительно к своей бабке, постриженной в монахини царице Евдокии, которая в это время была  переведена из Ладожского монастыря в московский Новодевичий монастырь. Для усиления своего  влияния Долгорукие всячески старались забавами и увеселениями отвлечь императора от занятия  делами. Особенно Петр II сблизился с Алексеем Григорьевичем Долгоруким и его сыном Иваном  Алексеевичем, который был всего на шесть лет старше царя. В сентябре 1727 Меншиков попал в  опалу и был сослан в Сибирь. Составленная Остерманом программа обучения не выполнялась;  большую часть времени император проводил в забавах. Власть находилась в руках Долгоруких,  которые решили женить Петра на старшей дочери Алексея Григорьевича Долгорукого княжне  Екатерине. 30 ноября 1728 произошло обручение Петра II с невестой, однако все замыслы были  разрушены смертью Петра II от оспы. Говорить о самостоятельной деятельности Петра II, умершего  на шестнадцатом году своей жизни, нельзя; он постоянно находился под тем или другим влиянием,  являлся орудием в руках какой­либо из многочисленных дворцовых партий того времени. За время  его короткого царствования было, однако, издано несколько указов, в т.ч. указ 4 мая 1727 о переносе  важных дел из Кабинета прямо в Верховный тайный совет, указы о более правильном сборе подушной  подати и об упразднении Главного магистрата; указ 16 июня 1727 о переносе малороссийских дел из Сената в Коллегию иностранных дел, Вексельный устав 1729; указ 29 сентября 1729 о запрещении  духовенству носить мирскую одежду. Вопросы и задания Сведения о жизненном пути (происхождение, наиболее существенные факты биографии),  Личные качества (интеллектуальные, нравственные, волевые), степень соответствия их  Жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения. Способы действия и средства для достижения цели. Интересы какой группы населения выражал? Круг друзей, единомышленников и круг врагов,  Дайте характеристику Петру II по плану: 1. условия, которые повлияли на формирование личности, её взглядов. 2. историческим задачам, которые решал данный человек. 3. 4. 5. противников. 6. 7. 8. Дворцовые перевороты, внутренняя и внешняя политика Есть ли противоречия в деятельности и в самой личности этого человека? Роль данной личности в истории, результаты и значение деятельности. Ваше отношение к данному историческому деятелю. Выберите правильный ответ. 1.    В ходе дворцовых переворотов: Третий вариант а) происходила смена правящих династий  б) при помощи оружия происходила смена правителей в) Верховный  тайный  совет  приглашал  нового правителя г) в стране происходили волнения крестьян и городского населения 2.    Елизавета Петровна оказалась на российском престоле: а) по завещанию Петра I                     б) в ходе выборов на Земском собрании в) по завещанию Анны Иоанновны   г)  в результате дворцового переворота 3.    Основной источник пополнения рабочей силы на мануфактурах: а) иностранные рабочие   б)  разорившиеся крестьяне и ремесленники в) покупка крестьян к мануфактурам и приписка государственных крестьян к заводам г)  отпуск помещиками крепостных крестьян на заработки 4.    Крупнейшее сражение Семилетней войны: а) около Тильзита  б) под селением Гросс­Егерсдорф  в) под Гельсингфорсом  г)  около Кенигсберга 5.    Главный итог внешней политики России: а) прочное утверждение в Прибалтике                                          б) получение выхода в Черное море в) воссоединение украинских и белорусских земель с Россией  г)  закрепление России на Кавказе 6.    Выберите правильные ответы. Характерные черты эпохи дворцовых переворотов: а)  сокращение дворянских привилегий   б)  борьба за власть различных придворных группировок в)  усиление роли дворянской гвардии     г)  развитие органов местного самоуправления д)  коренное изменение системы управления Российским государством е)  расширение дворянских привилегий    ж) сосредоточение власти в руках царских фаворитов  з) усиление крепостного гнета 7.    Установите правильное соответствие: 1) Екатерина I    2) Анна Иоанновна б) лишение Сената его функций               в) создание Верховного тайного совета 3) Петр III     а) создание кабинета министров г)  учреждение Канцелярии тайных розыскных дел д)  принятие «Манифеста о вольности дворянства» е)  роспуск Верховного тайного совета 8.    Установите правильное соответствие: 1)  Екатерина I                     а) А. Г. Разумовский 2)  Анна Иоанновна             б) И. А. Долгорукий 3)  Петр II                             в) Э. И. Бирон 4)  Елизавета Петровна        г) А. Д. Меншиков                                             д) П. И. Шувалов 9.    Восстановите последовательность событий: а)  война за польское наследство      б)  царствование Петра III       в)  попытка ограничить власть  российского  монарха                               г)  деятельность   на   посту   первого   министра А. Д. Меншикова                         д)  воцарение Елизаветы Петровны       10.  О ком идет речь?    «Почти   сразу   после   рождения   потерял   мать,   в   малолетстве   остался   без   отца   и   занял   отцовский голштинский престол. До принятия православия его звали Карл Петр Ульрих. Судьба распорядилась так, что мальчик со слабым здоровьем и со способностями ниже среднего мог претендовать сразу на два трона — российский и шведский». 11.  О чем идет речь? 1. Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать сколь долго пожелают и их состояние им дозволит... ...7. Хотя сим нашим всемилостивейшим узаконением все благородные  российские дворяне... навсегда вольностию пользоваться будут, но наше к ним отеческое попечение  еще дальше простирается...» Анна Иоановна Анна Ивановна, (28.1.1693, Москва ­ 17.10.1740, Санкт­Петербург), императрица (с 1730). Средняя  дочь царя Ивана V Алексеевича и Прасковьи Федоровны, урожденной Салтыковой, племянница Петра I. Детство Анны Ивановны прошло в подмосковном селе Измайлово, где она жила с матерью и  сестрами после смерти отца, окруженная множеством богомольцев, юродивых, гадальщиц, калек,  уродов и странников, находивших постоянный приют при дворе царицы Прасковьи. Обучали царевен  русскому языку, истории, географии и каллиграфии. Петр желал, чтобы они знали иностранные языки и танцы, а потому к ним был приставлен в качестве гувернера и учителя немецкого языка А.И.  Остерман (старший брат знаменитого впоследствии вице­канцлера), а в 1703 для преподавания  французского языка и танцев приглашен француз Рамбурх. В 1708 царица Прасковья и ее дочери  переехали из Измайлова в Санкт­Петербург. В июле 1710 началось сватовство Анны, а 31 октября  того же года она была обвенчана с племянником прусского короля герцогом курляндским Фридрихом Вильгельмом. Несмотря на смерть герцога, семнадцатилетняя вдова должна была, согласно воле  Петра, поселиться в Митаве и окружить себя немцами;. В 1718­1719 царь послал в Митаву состоять  при герцогине Анне Ивановне ее дядю, Василия Федоровича Салтыкова, человека грубого и даже  жестокого. Письма Анны Ивановны не только к Петру, к его жене Екатерине и к цесаревне Елизавете,  но даже к некоторым царедворцам, как, например, к князю Меншикову и вице­канцлеру Остерману,  были наполнены жалобами на судьбу, на безденежье и написаны заискивающим, униженным тоном. То  же продолжалось и при Екатерине I и Петре II. Последняя надежда Анны Ивановны на замужество  была разрушена, и она стала все более и более обращать внимание на одного из своих придворных,  камер­юнкера Э.И. Бирона. Неожиданная смерть Петра II коренным образом изменила судьбу Анны  Ивановны: Верховный тайный совет на заседании в Лефортовском дворце (19.1.1730) принял решение пригласить Анну Ивановну на престол при условия подписания ею «пунктов» (т.н. кондиций),  ограничивающих самодержавную власть. Кондиции эти решено было отправить Анне в Мигаву с  тремя депутатами от Верховного тайного совета, Сената и генералитета. В депутацию были избраны  князь В.И. Долгорукий, брат князя Дмитрия Михайловича Голицына, сенатор князь Михаил  Михайлович (Младший) и генерал Леонтьев. Они должны были вручить Анне письмо от Верховного  тайного совета и получили от него инструкцию с наставлениями, как действовать в Митаве. В то же  время в Митаву к Анне Ивановне прибыл гонец с уведомлением от Рейнгольда Левенвольде, что вовсе не весь народ желает ограничения ее самодержавия, позднее приехал посланный Сумароков с советом Анне не верить всему, что станут ей представлять депутаты Верховного тайного совета. Архиепископ  новгородский Феофан Прокопович, будучи убежденным сторонником неограниченного  самодержавия, тоже поторопился отправить гонца к Анне. Несмотря на эти предупреждения,  28.1.1730 Анна Ивановна подписала кондиции, которые были оглашены в Кремле 2.2.1730 на  собрании высших военных, гражданских и придворных чинов. 15.2.1730 Анна Ивановна прибыла в  Москву, где 25 февраля в Кремле приняла представителей оппозиции Верховному тайному совету  (A.M. Черкасский, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир и др.), вручивших ей челобитную от дворянства о  восстановлении самодержавной власти, и разорвала кондиции.Уже 4 марта уничтожила Верховный  тайный совет и восстановила Правительствующий Сенат в том виде, в каком он существовал при  Петре I. В Москве Анна Ивановна жила в небольшом деревянном дворце ­ «Анненгофе», построенном в Кремле по ее приказу рядом с Арсеналом, любила бывать в Слободском дворце, Измайлове. В  Лефортове, на берегу реки Яузы, в 1731 был построен деревянный дворец ­ «летний Анненгоф»  (архитектор В.В. Растрелли; дворец сгорел в 1746), за которым был разбит парк. В «летнем  Анненгофе» Анна Ивановна часто устраивала балы и маскарады, в парке ­ фейерверки, затмившие  «огненные потехи» Петра I. По указу Анны Ивановны был отлит Царь­колокол. Не будучи  подготовлена к той роли, какая выпала ей на долю в зрелом возрасте, Анна Ивановна оказалась вдали  от забот правления. За нее думали и работали другие По отзывам всех современников, Анна Ивановна  обладала здравым умом; некоторые находили, что сердце ее не было лишено чувствительности; но с  самого детства ни ум, ни сердце ее не получили надлежащего направления. При внешнем благочестии  она проявляла не только грубость нравов и суровость, но даже жестокость. Было бы несправедливо  приписывать исключительно влиянию Бирона все гонения, ссылки, пытки и мучительные казни,  совершившиеся в ее царствование: они обусловливаются и личными свойствами Анны Ивановны. Вся  власть во время правления Анны Ивановны находилась в руках выходца из Курляндии Э.И. Бирона и  его ставленников. В 1731 императрица издала манифест о всенародной присяге наследнику, учредила  Кабинет министров. Был восстановлен центральный орган политического сыска ­ Тайная розыскных  дел Канцелярия во главе с А.И. Ушаковым, где при расследовании «слова и дела государева»  применялись жестокие пытки. В 1732 Анна Ивановна вместе с двором и высшими государственными  учреждениями переехала из Москвы в Санкт­Петербург. В 1730 по указу Анны Ивановны составлена  опись всем казенным заповедным лесам. Проводилась регламентация торговли хлебом, особенно во  время голода 1734. Был обнародован новый горный устав ­ Берг­регламент (1739). В 1730 Анна  Ивановна издала манифест Синоду с требованием соблюдения чистоты православной веры,  искоренения ересей, расколов и суеверий; распорядилась о предании сожжению колдунов (1731); в  1738 установлена смертная казнь за богохульство. В 16 городах империи были открыты духовные  семинарии. Под руководством Миниха проводилась военная реформа; были сформированы  Измайловский и Конный гвардейский полки. В 1733­1735 русские войска участвовали в изгнании из  Саксонии С. Лещинского, что помогло избранию польским королем Станислава Августа курфюрста  Саксонского (Август III). Бирон был избран герцогом Курляндским и Семигальским. Как бы желая  вознаградить себя за стеснения, испытанные ею в течение почти двадцатилетнего пребывания в  Курляндии, Анна Ивановна тратила громадные суммы на разные празднества, балы, маскарады,  торжественные приемы послов, фейерверки и иллюминации. Даже иностранцы поражались роскоши ее двора. Стремясь закрепить право на российский престол за потомками Ивана V, перед смертью Анна  Ивановна назначила своим преемником Ивана Антоновича, а регентом до его совершеннолетия ­  Бирона. Дайте характеристику Анне Иоанновне по плану: Вопросы и задания 1 Сведения о жизненном пути (происхождение, наиболее существенные факты биографии),  условия, которые повлияли на формирование личности, её взглядов. 2 Личные качества (интеллектуальные, нравственные, волевые), степень соответствия их  историческим задачам, которые решал данный человек. 3 Жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения. 4 Способы действия и средства для достижения цели. 5 Интересы какой группы населения выражал? Круг друзей, единомышленников и круг врагов,  противников. 6 Есть ли противоречия в деятельности и в самой личности этого человека? 7 Роль данной личности в истории, результаты и значение деятельности. 8 Ваше отношение к данному историческому деятелю.  Дворцовые перевороты, внутренняя и внешняя политика Вариант четвертый Выберите правильный ответ. 1.    Главным    содержанием    внутренней    политики 1725—1762 гг. было: а) дальнейшее закрепощение крестьян                                б) расширение и укрепление привилегий  дворянства в) стирание граней между родовой и «новой» дворянской знатью г)  укрепление положения старой родовой аристократии 2.    Попытка ограничить абсолютную власть российского монарха была предпринята при вступлении  на престол: а) Екатерины I   б) Анны Иоанновны   в) Елизаветы Петровны   г) Петра III 3.    Документ, на основании которого завершилось формирование дворянства как самого  привилегированного сословия: а) указ о единонаследии  б) Табель о рангах  в)  «Манифест о вольности дворянства» г) Жалованная грамота дворянству 4.    Фаворит Анны Иоанновны, ставший ее первым министром: а) Э. И. Бирон     б) А. П. Волынский     в) Д. М. Голицын     г) А. И. Остерман 5.   Установите правильное соответствие: 1) Анна Иоанновна  2)  Елизавета Петровна  в) отмена внутренних таможен г)  ограничение срока дворянской службы 25 годами д)  учреждение Шляхетского кадетского корпуса е)  учреждение Дворянского и Купеческого банков 6.    Установите правильное соответствие: 1)  1727—1730 гг.    а) царствование Петра III    2)  1761—1762 гг.    г) царствование Ивана Антоновича 3)  1740—1741 гг.    д) царствование Петра II 7.   О ком идет речь? «...Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым  круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление... она наследовала энергию  своего великого отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний  путь от Москвы до Петербурга, исправно платя за каждую загнанную лошадь...» 8.  О чем идет речь? а) освобождение дворян от телесных наказаний б) отмена указа о единонаследии «...Все они ненавидели этого князя... перед дверями апартаментов, где собирались сенаторы,  поставили стражу: князь Меншиков явился туда — его не пустили; не поднимая шума, он вернулся в  свой дворец... пригласил к себе Ивана Ивановича Бутурлина, подполковника гвардейского  Преображенского полка, и попросил привести к нему как можно скорее роту гвардейцев; когда было  исполнено, князь Меншиков отправился с этой ротой прямо в императорский дворец, выломал дверь  залы, где заседали сенаторы и генералы, и объявил... императрицей и государыней России...». 9.  По какому принципу образован ряд? Э. И. Бирон, А. И. Остерман, Б. К. Миних 10. Елизавета Петровна оказалась на российском престоле: а) по завещанию Петра I                     б) в ходе выборов на Земском собрании в) по завещанию Анны Иоанновны   г)  в результате дворцового переворота             11.  Что является лишним в ряду? Фавориты и доверенные лица в период правления Елизаветы Петровны: А. Г. Разумовский, М. И. Воронцов, П. И. Шувалов, Д. М. Голицын, А. П. Бестужев­Рюмин Елизавета I. Елизавета Петровна Романова Род. 18 декабря 1709 г. Объявлена царевной 6 марта 1711 г. и  цесаревной 28 декабря 1721 г.; вступила на престол 25 ноября 1741 г., короновалась 25 апреля 1742 г. Императрица Всероссийская в 1741­1761 г. Елизавета родилась в селе Коломенском 18 декабря 1709  года. День этот был торжественным: Петр I въезжал в Москву; за ним везли шведских пленных.  Государь намеревался тотчас праздновать полтавскую победу, но при вступлении в столицу его  известили о рождении дочери. "Отложим празднество о победе и поспешим поздравить с восшествием в мир мою дочь", ­ сказал он. Петр нашел Екатерину и новорожденного младенца здоровыми, и на  радостях устроил пир. Будучи только восьми лет от роду, принцесса Елизавета уже обращала на себя  внимание своей красотой. Как в раннем отрочестве, так и в зрелом возрасте, она при первом  появлении поражала всех своей красотой. Ее роскошные волосы, не обезображенные пудрой по  тогдашней моде, распускались по плечам локонами, перевитыми цветами. Решительно неподражаема  была цесаревна в русской пляске, которой в веселые часы забавлялась императрица со своими шутами и шутихами. Жажда власти была совершенно не в характере Елизаветы. Свидетельство тому хотя бы  то, что она не принимала участия ни в одном из предшествовавших государственных переворотов и  даже не старалась заявить о своих правах на престол. Если она и оказалась в 1741 году вовлеченной в  вихрь политических событий, то обязана была этим скорее внешним обстоятельствам, чем  склонностям своей натуры. После смерти Анны в Петербурге началось сильнейшее брожение умов.  Заявила о своем существовании так называемая национальная партия. Засилье   немцев, которое  покорно сносили в течение десяти лет,  сделалось вдруг невыносимым. Бирона ненавидели все  поголовно, Миниха и Остермана не любили. Антона Брауншвейгского презирали. Анну Леопольдовну  не уважали. В этих обстоятельствах как­то само собой приходило на ум имя Елизаветы, тем более что в гвардии ее знали очень хорошо. Спрашивали, с какой стати принимать немецкого императора и его  родню, когда жива и здравствует родная Дочь Петра Великого. То, что она родилась до заключения  брака и считалась вследствие этого незаконной, уже никого не смущало. Разговоры о возможном  перевороте начались еще в феврале 1741 года. К семи часам утра 25 ноября переворот завершился.  Арестованных отправили в крепость, а во дворец Елизаветы стали собираться петербургские  вельможи. Все были растеряны, многие опасались за свою судьбу, но императрица приняла всех  милостиво. Опала постигла лишь немногих, да и из них никого не казнили, а лишь сослали в Сибирь. С самого начала своего правления Елизавета хотела показать пример гуманности и великодушия. Затем  пошли награды. Рота Преображенского полка, совершившая переворот, была наименована лейб­ компанией. Елизавета объявила себя капитаном этой роты. Все рядовые были пожалованы в дворяне и наделены имениями. Грюнштейну было пожаловано три тысячи душ. Другие участники переворота  также получили чины и подарки. Лестока пожаловали в графы. Чтобы обезопасить себя со стороны  Гольштинской линии, императрица немедленно по принятии власти отправила в Киль за своим  племянником, которого собиралась сделать наследником. В ноябре кабинет министров был упразднен, а правительствующие функции возвращены сенату. В вице­канцлеры на место Остермана был возведен Алексей Бестужев. 23 февраля императрица выехала со всем двором в Москву, где должна была  состояться коронация. 28 февраля Москва торжественно встречала Елизавету. Праздник Пасхи  государыня встретила в Покровском селе, после чего 25 апреля состоялась коронация, 29­го  императрица переехала в Яузский дворец, после чего здесь стали устраиваться бесконечные  празднества и торжества, балы и маскарады, на которых Елизавета собирала до 900 человек. До конца 1742 года они проходили в Москве, а потом возобновились в Петербурге. Так началось веселое  царствование Елизаветы. Среди мужчин, всегда игравших большую роль в жизни Елизаветы,  Разумовский долгое время стоял на первом месте. В конце 1742 года она сочеталась с ним тайным  браком в подмосковном селе Перове. После этого Разумовский поднялся на недосягаемую высоту.  Поселившись во дворце, в апартаментах, смежных с покоями государыни, он сделался открыто  признанным участником всех удовольствий, всех поездок Ее Величества, со всеми внешними  признаками почета, принадлежащими принцу­супругу. Выходя из театра в сильный мороз,  императрица заботливо запахивала шубу Алексея Григорьевича и оправляла ее, а на официальных  обедах Разумовский всегда сидел за столом рядом с государыней. Непосредственно в политику он не  вмешивался и продержался в милости императрицы до последнего дня ее жизни. Другие пристрастия  Елизаветы никогда не нарушали добрых отношений четы. Со свойственным ему смирением  Разумовский не настаивал на своих правах, чтобы перечить Елизавете и стеснять ее свободу. Не  считая мимолетных увлечений, фаворитами императрицы были Петр Шувалов, Роман и Михаил  Воронцовы, Сивере, Лялин, Войчинский и Мусин­Пушкин. С 1749 года самым близким фаворитом  стал Иван Иванович Шувалов. С начала своего правления Елизавета была очень озабочена тем, чтобы  не посрамить имени и наследия своего отца. Она настолько была привержена этой идее, что даже  пыталась заниматься делами, но с годами лень и нерадение все более брали над ней вверх. Уже в 1742  году Бестужев горько жаловался саксонскому министру на беспечность и рассеянность императрицы.  Среди занимавших ее удовольствий государыня с трудом находила время для чтения бумаг и  слушания докладов. Важнейшие документы неделями лежали, ожидая подписи Елизаветы. Тем не  менее царствование ее можно считать .удачным и даже блестящим. При ней уничтожены были  внутренние таможни, при ней основали первый русский университет, при ней Европа вновь увидела  русскую армию и услышала о ее победах. Впрочем, и в,о внешней политике императрица  руководствовалась более личными пристрастиями, нежели изощренным расчетом. Она терпеть не  могла прусского короля и дважды успешно воевала с ним. Только внезапная смерть русской  государыни спасла Фридриха II от полного разгрома. С 1757 года Елизавету стали преследовать  тяжелые истерические припадки. Она то и дело лишалась чувств, а после очень тяжело приходила в  себя и в течение нескольких дней чувствовала себя такой слабой, что не могла внятно говорить. В  довершение несчастья на ногах у нее открылись незаживающие раны и кровотечения. За зиму 1760­ 1761 года Елизавета только раз была на большом выходе. Всегда непоседливая и общительная, она  теперь большую часть времени проводила, запершись в своей спальне. Красота ее быстро разрушалась, и это более всего удручало больную. От скуки Елизавета пристрастилась к крепкой наливке. 12  декабря 1761 года у нее явился упорный кашель и кровохарканье. Через десять дней, после нового  сильного кровотечения врачи объявили, что положение императрицы безнадежно. Она исповедовалась и причастилась. Но мучительная агония продолжалась еще несколько дней. Смерть наступила 25  декабря.  Дайте характеристику Елизавете Петровне по плану: Вопросы и задания 1. Сведения о жизненном пути (происхождение, наиболее существенные факты  2. биографии), условия, которые повлияли на формирование личности, её взглядов.  Личные качества (интеллектуальные, нравственные, волевые), степень соответствия их  историческим задачам, которые решал данный человек. 3.  Жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения. 4. Способы действия и средства для достижения цели. 5. Интересы какой группы населения выражал? Круг друзей, единомышленников и круг  врагов, противников. 6. Есть ли противоречия в деятельности и в самой личности этого человека? 7. Роль данной личности в истории, результаты и значение деятельности. 8. Ваше отношение к данному историческому деятелю.

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс

Разработка урока по истории России 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017