Разработка урока по Истории России "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Разработка урока по Истории России "Дворцовые перевороты" (7 класс)

Медиа
Разработки уроков
doc
История
7 кл
05.01.2017
Данный урок – первый в главе «Россия в 1725-1762 годах». Учитывая достаточно простое и понятное изложение материала, урок максимально приближен к самостоятельной деятельности учащихся в изучении нового материала с последующим обсуждением, работой в группах по заполнению «слепой» схемы, поиском ответов на поставленные вопросы выполнения задания на сравнение по ранее изученному материалу и подведением итогов.Методическая разработка урока по Истории России
Дворцовые перевороты урок истории в 7 классе.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа №1  Аннинского муниципального района Воронежской области Методическая разработка урока по Истории России, 7 класс:  «Дворцовые перевороты» Автор: Леглер Людмила Николаевна должность учитель преподаваемый предмет история, обществознание телефон +79525525314 Адрес электронной почты: llegler    @   yandex  .  ru   1
село Садовое 2016 г. Учитель истории и обществознания Леглер Людмила Николаевна Тема урока: «Дворцовые перевороты» (История России, 7 класс) Цель   урока:  Познакомить   учащихся   с   причинами,   обстоятельствами,   сущностью   и последствиями дворцовых переворотов в России XVIII века. Задачи:  Образовательные:  ­ усвоение конкретно­исторических фактов, характеризующих эпоху дворцовых переворотов, рассмотрение причин, сущности, и последствий дворцовых переворотов; ­ усвоение учащимися важнейших исторических понятий. Развивающие: ­   продолжить   выработку   умений   и   навыков   работы   с   историческим   материалом, систематизировать полученные данные;  ­ развивать мыслительную деятельность учащихся; ­ организовать работу в группах; ­ организовать обсуждение результатов работы. Воспитательные: ­ воспитывать интерес к истории России; ­ воспитывать желание отстаивать собственную позицию, используя для аргументации исторические сведения.   Тип урока: ознакомление с новым материалом. Образовательные ресурсы:  ­ Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной История России Конец  XVI  ­  XVIII век. – 11­е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.  ­ Презентация «Дворцовые перевороты» /электронный ресурс/ Основное содержание темы, понятия и термины:  причины и сущность дворцовых переворотов.   Основные   политические   силы   при   организации   переворотов.   Главное направление внутренней политики в эпоху дворцовых переворотов. Основные понятия: дворцовые перевороты, кондиции, фаворит. Технологии, используемые на уроке:  ­ проблемного обучения  ­ информационно­коммуникационная ­ критического мышления. Предметные:  Планируемые образовательные результаты ­  умение   изучать   и   систематизировать   учебную   информацию   при   заполнении схемы;  ­ знают основные понятия и термины: дворцовые перевороты, кондиции, фаворит. Метапредметные УУД: Познавательные:  работают с  иллюстративным  материалом,  используют  текст учебника, выделяя из него необходимую информацию, формулируют и обосновывают выводы, осознанно строят речевое высказывание. Регулятивные:  выделяют   и   сохраняют   учебные   задачи,   выбирают   способ   и результат действий, планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной 2
задачей, осуществляют пошаговый контроль и коррекцию своих деятельности, осознают уровень усвоения материала. Коммуникативные:  участвуют   в   коллективном   обсуждении   для   решения коммуникационных задач, владеют диалогической формой речи, определяют способы взаимодействия с партнёром. Личностные УУД: понимают необходимость учения, осознают ответственность за   общее   дело,   проявляют   заинтересованность   в   саморазвитии   и   получении дополнительной   информации.   Оценивают   собственную   учебную   деятельность,   свои достижения.              Слайд 1 ХОД УРОКА: Учащиеся входят в класс. Приветствие  учителя и учеников                                                                                Слайд 2 3
Учитель предлагает учащимся выбрать   одну   из   картинок   на экране   и   занять,   исходя   из порядкового номера картинки соответствующий ряд в классе /так происходит деление ребят на рабочие группы/.                                     Слайд 3               В течение 1,5 минут ребята в  полголоса читают текст учебника,  что помогает им работать над речью.                              Слайд 4                                                                                          Слайд 5                       4
Учитель: Итак, тема нашего урока сегодня «Дворцовые перевороты». Какие вопросы, исходя   из   нашей   темы,   мы   сегодня разберём? Вопросы учеников:  Что такое дворцовые перевороты?  Когда   они   начались   и  какой период   времени   охватывают?   Почему происходили   дворцовые   перевороты? Сколько   дворцовых   переворотов   было   в XVIII в.?               5
Слайд 5 Учитель: Ребята, исходя из картинок на слайде, сделайте предположение –– о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.  Ответы учеников: Поговорим о Петре I; о   каких­то   перевёрнутых   замках;   о военных   собраниях,   где   решали,   по­ видимому, важные вопросы. Учитель:  Посмотрим,   насколько   вы оказались своих предположениях. правы     в   Учитель: Внимание на слайд. (На слайде появляется   домик.   Ребята   открывают дневники для записи домашнего задания). Учитель   диктует   номера   параграфов, обращает   внимание   на   задание   под звёздочкой  ––  оно   по   желанию   (о   любой коронованной   особе   периода   дворцовых переворотов). записывают домашнее задание.   Ученики                       Слайд 6 Учитель   проводит   физминутку.   Ребята   хлопают  в   ладоши,   если  звучит   термин   из курса Всеобщей истории и топают, если слышат термин из курса История России: холопы,   луддиты,   смерды,   пилигрим,   реформация,   семибоярщина,   урочные   лета, гугеноты. 6
Слайд 7 Учитель  читает   стихотворные   строки из Истории государства Российского от Гостомысла   до   Тимашева   русского писателя, поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого:  Тут кротко или строго                            Царило много лиц, Царей не слишком много                         А более цариц. Ребята, как вы думаете, что это за лица, изображённые на слайде? Ответы   учеников: наследники Петра I.   Изображены                                          Слайд 8 7
Учитель:  Перед вами на слайде цитата русского   историка   Василия   Осиповича Ключевского,   раскрывающая   термин «эпоха   дворцовых   переворотов». Читаем   в   полголоса   это   определение. (Ученики читают определение). Слайд 8 связаны   с Учитель: Обратите внимание на записи, появившиеся на слайде. Каким образом они     дворцовыми переворотами? Ученики:   –   это хронологические   рамки   дворцовых переворотов.   Дворцовые   перевороты связаны с борьбою за власть.    1725­1762   гг.              8
Слайд 9     задание Учитель: Внимание на слайд. Работаем в парах, а затем в группах.  1    группа  работает   с   материалами учебника   на   с.   146­147,   отвечает   на вопрос:   Каковы   причины   дворцовых переворотов? Поможет им при ответе на поставленное заполнение «слепой»   схемы,   которая   находится   на листе   №   1   в   раздаточном   материале   на ваших столах. 2   группа выполняет задание: Расположить в   хронологической   последовательности российских правителей, начиная с января 1725  г., используя  текст  учебника   на с. 147­154 и раздаточный материал листа № 2. 3      работая   с   пройденным материалом, ответит на вопрос: С каким периодом   русской   истории   можно сравнить эпоху дворцовых переворотов? Начните со с. 12 учебника. (Ученики работают с текстом учебника и раздаточным материалом). группа,                                                                                                                                                                                       Слайд 10 «Слепая» схема, предложенная для  заполнения 1­й группе 9
Слайд 11                                                                                   Слайд 12                                                       10
Учитель: Слово предоставляется 1­й группе.  Ученики знакомят  одноклассников с итогами своей работы. По мере ответов учащихся на слайдах презентации происходит заполнение пустующих мест.   Причины дворцовых переворотов: 1)   усиление   роли   гвардии   в   государственных   делах.   Гвардия   являлась   по­ своему  составу дворянской;  2) отсутствие законного порядка престолонаследия;  3) появление дворянских группировок, борющихся за власть. Учитель: А какая причина из трёх является, на ваш взгляд, главной?  Ученики после совещания указывают на цифру 2. Учитель: Верно! Об этом говорит и восклицательный знак у цифры 2.           Слайд 13     в Учитель предоставляет слово 2­й группе,   которая   располагает   на доске хронологической последовательности   портреты российских правителей, начиная с января   1725   года.   Затем   идёт проверка   работы   группы   с помощью слайда презентации. Слайд 14                                                           11
Учитель: Внимание на слайд. Ребята, как   вы   думаете,   что   связывает первого   русского   императора   и шестерых   правителей,   обозначенных синими   стрелками?   (Предположения учеников). Учитель, обобщая ответы учеников, кратко рассказывает   о   родственных   связях, которые высвечиваются  на слайде,  между Петром   I   и   сменяющими   друг   друга правителями,   начиная   с   нижней   ступени символической   лестницы:   Екатерина  I  – жена   Петра   I,   Пётр   II   –   его   внук,   Анна Иоанновна   –   племянница,  VI Антонович   –   троюродный   правнук, Елизавета – дочь, Пётр III – внук. Учитель: Какой напрашивается вопрос?  Ученики:  Почему   нет   соединяющей стрелки между Петром I и Екатериной II? Учитель: Как мы ответим на него? Ученики: Не являются родственниками.   Иван Слайд 14                                                 12
Ученик,   получивший   опережающее   задание   на   предыдущем   уроке,   знакомит   класс   с исторической справкой о жизни Екатерины II. Ученик:    Екатерина   II   Великая   (1729­1796   гг.),   российская   императрица.   По происхождению немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Ангальт­Цербстская. В 1745 г. вышла замуж за великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III, которого свергла с престола в 1762 г., опираясь на гвардию. Екатерина   II   являлась   тонким   психологом   и   отличным   знатоком   людей. Императрица умело выбирала помощников, не боясь талантливых и ярких личностей. Поэтому   её   время   отмечено   появлением   множества   выдающихся   государственных деятелей, а также полководцев, музыкантов, художников, писателей. Екатерина была в обращении   со   своими   подданными   обычно   сдержанна,   тактична,   терпелива.   Она являлась   отличным   собеседником,   могла   внимательно   выслушать   любого.   По собственному   признанию   императрицы,   творческим   умом   она   не   обладала,   однако улавливала стоящие мысли и умела использовать их в своих целях. Во время правления этой императрицы  почти не было  шумных отставок. Вельможи не были подвержены опале, их не ссылали и не казнили. Из­за этого время царствования Екатерины считается «золотым   веком»   дворянства   в   России.   Императрица,   вместе   с   тем,   была   весьма тщеславна и дорожила больше всего на свете своей властью. Она готова была пойти ради её сохранения на любые компромиссы, в том числе в ущерб собственным убеждениям.  5   ноября   1796   г.   в   Петербурге,   в   Зимнем   дворце   у   императрицы   произошло кровоизлияние   в   мозг,   по   терминологии   XVIII   века   –   «апоплексический   удар»,   и   6 ноября она скончалась. Слайд 15 Учитель   предоставляет   слово   3­й группе,   которая   сравнивает   эпоху Дворцовых   переворотов   со   Смутным временем.   Называет   сменяемых   друг друга   правителей,   начиная   с   Бориса Годунова   и   заканчивая   Василием Шуйским, не имеющих кровных уз ни с домом   Рюриковичей,   последним представителем   которого   являлся Фёдор   Иоаннович,   ни   с   домом Романовых,   первым   представителем которого   был   Михаил   Фёдорович Романов. Учитель:  Какая   общая   причина связывает Смутное время и Дворцовые 13 перевороты? ­ Ученики приходят к выводу, что это отсутствие порядка престолонаследия. законного
Учитель: Ребята, откройте свои учебники на с. 155. Перед вами текст кондиций, подписанных Анной Иоанновной. Прочитайте документ и ответьте на вопрос № 2 к нему. Если  встретите незнакомый  термин, то обратитесь к рубрике «Запомни новые слова» на этой же странице. Работаем в парах. Ученики читают документ, ищут ответ, затем отвечают на поставленный вопрос: «В случае принятия «кондиций» была бы ограничена власть российских императоров». Учитель: Что такое «кондиции»? Ученик: Кондиции  –  это условия.  Учитель:  Давайте   сравним   ваш   ответ   на   главный   вопрос   к   документу   с материалами слайда.                                                                                 Слайд 16 Ученики   читают:  Попытка   ограничить абсолютную власть монархов. Учитель:  Молодцы! справились.   С   заданием        Учитель:  Как ни странно, но в период дворцовых переворотов фактически не происходило усиления центральной власти. Как вы думаете, почему? Ответить на этот вопрос поможет очередной слайд.                                                                           Слайд 17 14
Звучат   ответы   учащихся.   Они   говорят   о малом сроке правления Екатерины I, Петра II, Ивана VI, Петра III. О нежном возрасте ряда   правителей,   например,   Пётра  III  и Ивана  VI, которые не могли обойтись без помощи   взрослых   наставников.   О женщинах­императрицах, у большинства из которых на первом месте были наряды и развлечения,   а   государственные   дела   на втором.   Многие   правили,   опираясь   на своих   фаворитов   (любимцев).   Всё   это   в конечном   на государственной власти.  сказалось   итоге   Учитель:  В   подтверждении   ваших   слов обратимся   и   к   русским   историкам,   и   к нашим   современникам.   Так   профессор Пайков   в   своём   очерке   «Лифляндская золушка»   писал   о   Екатерине  I:   «… царствовала благополучно и даже весело, не   занимаясь   делами,   в   которых   плохо разбиралась.   Она   засиживалась   на пирушках среди близких людей, запустила управление… Правила она недолго. Балы, празднества, застолья   и   кутежи, следовавшие   непрерывной   чередой, подорвали её здоровье».                                         Слайд 18  15
Слайд 19                               Слайд 20                                       Слайд 21                         Учитель: Крупнейший историк России Шмурло   Евгений   Францевич   в   своём труде   «Мир   русской   истории»   писал об Анне Иоанновне: «Не без сметки и не без энергии, …она была совсем не подготовлена   к   управлению   большим государством…   Малообразованная   и тщеславная,   суеверная,   набожная,   с наклонностью   к   самодурству,   она любила находила удовольствие в грубых забавах, щедро награждала своих «девок» пощёчинами и жила, вечно окружённая юродивыми, шутами   и   приживалками…   Охотница пострелять из окон дворца по птицам и зверям, она совсем не интересовалась роскошь,     Учитель:  «Проклятая   страна»,   –   так отзывался   Пётр  III  о   России,   прежде чем   ещё   начал   править   ею. Невежественный   и   невоспитанный,   с умом,   остановившимся   в   своём развитии,   вечно   «взрослый   ребёнок», Пётр   и   в   России   остался   тем   же голштинцем,   каким   был   у   себя   на родине… Россия навсегда осталась для Петра   страной   чужой.   (Е.Ф.   Шмурло 16
Учитель:  Возвращаемся   к   вашим предположениям,   прозвучавшим   в начале   урока.   Какая   взаимосвязь существует между картинками слайда? Ученики:  После   смерти   Петра Великого в России начинается период дворцовых переворотов.  Третья   картинка   рассказывает   об очередной   подготовке   переворота,   в ходе которого при поддержке гвардии Елизавета русской   императрицей. стала   Учитель: Возвращаемся к вопросам, заданными вами в начале урока:                   ­ Что такое дворцовые перевороты? Ученики:  Дворцовые   перевороты   –   это   смена   власти   в   результате   борьбы группировок   внутри   господствующего   класса   при   опоре   на   армию   (ее привилегированную часть). Учитель: Каковы хронологические рамки дворцовых переворотов XVIII в.? Ученики: Дворцовые перевороты начались после смерти Петра Великого в 1725 г. и закончились  с воцарением Екатерины II в 1762 г. Учитель: Каковы причины дворцовых переворотов? Ученики: К причинам дворцовых переворотов относятся:                    ­ усиление роли гвардии в государственных делах;                    ­ отсутствие законного порядка престолонаследия;                   ­ появление дворянских группировок, борющихся за власть. Учитель:  Итак,   эпохой   дворцовых   переворотов   в   истории   России   считают довольно краткий – 37 лет – период, когда пять раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне.  А теперь очередная наша рубрика: «И напоследок я скажу».                         Слайд 22 Учитель: Какое имя вы дадите нашему  сегодняшнему уроку? Группы после совещания дают свой  вариант ответа и так на каждый вопрос. 17
Слайд 23 Учитель: Ребята,   кому   мы   сегодня скажем: «Класс!» за хорошую работу на уроке? (Ученики называют фамилии активно работающих одноклассников, которые поощряются хорошими отметками). Учитель: Вы   у   меня   сегодня молодцы! Спасибо за урок! 18
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)