Разработка урока по истории России на тему: "«ИВАНА IV: ТИРАН ИЛИ ЖЕРТВА" (10 класс)
Оценка 5

Разработка урока по истории России на тему: "«ИВАНА IV: ТИРАН ИЛИ ЖЕРТВА" (10 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
10 кл
03.07.2017
Разработка урока по истории России на тему: "«ИВАНА IV: ТИРАН ИЛИ ЖЕРТВА" (10 класс)
Урок разработан на основе технологии РКМЧП, технология "Три шляпы". Урок состоит их трех этапов: СТАДИЯ ВЫЗОВА: На этом этапе учащиеся суммируют свои знания по этой теме, чтобы использовать их на последующих этапах урока для аргументации своих точек зрения. Предварительная подготовка (до урока). 1. Формулировка проблемы 2. Формирование групп по трем проблемам. 3. Поиск доказательств, для защиты своей точки зрения 4. Создание презентаций. На уроке кластер « Деятельность ивана IV» СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. На этом, основном ‘тапе урока роль учителя минимальна. Он лишь направляет обсуждение, не давая собственных оценок и не делая замечаний в правильности аргументации учащихся. На этом этапе у учителя роль активного слушателя. Повторяя определенные фразы, учитель показывает, на что бы он хотел обратить внимание, показывая этим заинтересованность в ответах и позициях. 1. Группы защищают свою позицию. 2. Демонстрируют презентации. 3. Выдвигают аргументы и контраргументы. 4. Задают вопросы. 5. Анализируют и обобщают. СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ. Учащиеся суммируют знания и позиции групп по разным точкам зрения. Сами подводят итоги своей работы, оценивая себя и своих товарищей. В краткой форме формулируют главные идеи своей позиции и составляют буклет. 1. Краткие рекомендации авторам учебника своей точки зрения. 2. Оценка работы членов своей группы, других групп, самооценка. 3. Свободное письменное задание (эссе).
Урок Иван 4.docx
Урок по курсу история России 10 класс.                          ТЕМА УРОКА:  «ИВАНА IV: ТИРАН ИЛИ ЖЕРТВА?». ФОРМА УРОКА:  повторительно­обобщающий, с использованием технологии РКЧМ  и  компьютерных технологий. ЦЕЛИ УРОКА:  Образовательные.                    1.  Учить работать с текстом, выбирать один из вариантов           решения,  импровизировать. Оценивать надежность              аргументации,  определять вероятность развития событий,          проверять  достоверность  источников и разных точек зрения.  2.   Формировать  у учащихся   оценочные  (критические)         суждения  на основе обобщения событий и  явлений                       определенного  исторического периода.   3.   Расширить представления о роли и значении  личности в истории.   4.   Самостоятельно подбирать материал по вопросам.   5.   Создать  презентацию, в защиту своей точки зрения. Развивающие: 1 Развивать критическое мышление. 2 Закрепить полученные ранее  знания, умения, навыки, научить пользоваться                             знаниями, полученными ранее. 3 Вызвать интерес к последующему изучению этой проблемы вне урока. 4 Повысить интерес к истории, обогатить их личный опыт. 5 Закрепить знания, полученные на других уроках ( информатика). Воспитательные:  1. Умение работать в группах.                    2.  Высказывать аргументировано свою точку зрения и выслушивать                          оппонента. 3. Уметь объективно оценивать себя и своих товарищей. 4. Воспитание дисциплины и самодисциплины. ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА.   1. Карта России XVI века.   2. Портрет Ивана IV   3. Презентации учеников по теме, в защиту позиций групп.   4. Три шляпы (белая, синяя, красная).   5. Схема последовательности ответов ( презентация учителя)  ИСТОЧНИКИ:    Антонов В.Ф. « Книга для чтения по истории СССР» сборник документов.    Буганов В.И. ЗыряновП.Н.  «История России с древнейших времен до конца 17  в.».     Карамзин Н.М. « История Государства Российского».    Ключевский В.О. « Исторические портреты».    Ключевский В.О. « Русская история».    Павленко Н.И.  «История  Отечества»  с древнейших времен до конца 17  в.».    Платонов С.Ф. « Полный курс лекций по русской истории».    Соловьев С.М.» История России». ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ: ­ высказываться спокойно. Кратко, с достоинством. ­ слушать товарища до конца. ­ давать оценку сообщаемым фактам, а не личности отвечающего. ­высказываться точно по существу вопроса. Обсуждение проблемы , составление вопросов. ( стадия вызова). ХОД УРОКА: Класс поделен на три группы. Вступительное слово учителя: на прошлом уроке мы задавали вопросы, на которые хотели бы  получить ответ. На некоторые вы ответили сами, на некоторые с моей помощью. Но остались  несколько вопросов, по которым мы так и не смогли придти к единому мнению. Именно на основе этих вопросов у нас сложились три группы с разными точками зрения на  личность и деятельность и Ивана IV и ее оценку.            1 группа: Иван IV ­ реформатор и государственный деятель            2 группа: Иван IV жертва воспитания и отсутствия любви и заботы            3 группа: Иван IV деспот, тиран, заботился только об укреплении личной власти. Чтобы вспомнить основную деятельность Ивана IV , давайте составим кластеры по разным  направлениям деятельности: 1 группа: Реформы Избранной рады. 2 группа: Восточная политика  ивана IV. 3 группа: Ливонская вона и опричнина  а затем сведем их в общий кластер. Ребята  выполняют кластер на компьютере, а затем соединяют и он выводится на большой экран  ( возможен вариант см. ниже) Затем переходим к основной части урока. Учитель обращает внимание на таблице  последовательности выступления групп. 1 группа. 2 группа. 3 группа. Выступление. Обобщение и оценка Контраргументы и вопросы 1  группе. Обобщение и оценка 1 и 2  групп 2 и 3  групп. Выступление. Контраргументы и вопросы 2  группе Контраргументы и вопросы 3 группе. Обобщение и оценка 1 и 3  групп Выступление. Во время выступления представителя группы в защиту определенной позиции   демонстрируется презентация, подготовленная группой заранее. Первая группа начинает выступление в защиту своей позиции( белая шляпа)  ( выступление ребят может сопровождаться презентацией ) Приложение  1 группа: Иван IV ­ реформатор и государственный деятель В системе управления Ивана IV заметно желание сблизить царский престол с жизнью всех сословий путем  привлечения толковых людей, независимо от их рода. Он собрал первый Земский собор  (Собор Примирения) 1549г. В соборах принимали участие выборные служилые и тяглые люди со всего государства, благодаря чему их мнения,  подлинно выражали народные настроения и чаяния.  Так  1566 г. Земский собор в Москве призван был решать  важнейший вопрос внешней политики — войны или мира с Литвой, и Иван IV поступил согласно соборному  приговору, этот факт полностью разрушает обвинение Ивана  IV в абсолютизме.   Молодой царь вместе со своими приближенными (Избранная рада)  начинает  проводить реформы:  Введение нового свода законов­ Судебник( 1550г), проведение военной реформы ­ создание нового стрелецкого  войска(1550г.), ограничивалось местничествоустанавливалась новая система управления – приказы – органы  центрального управления; желая оградить народ от хищений бояр, царь учредил систему местного самоуправления , при которой была ограничена власть кормленщиков, наместников и волостелей, управленческие и судебные  функции передавались к выборным должностным лицам.( гумным и земским старостам); была установлена единая  для всего государства мера взимания налогов «  большая  соха»; была проведена церковная реформа ( Стоглав  1551г.) За время правления Ивана IV было  построено свыше 40 прекрасных каменных церквей, покрытыми  позолотой из чистого золота. Он построил свыше 60 монастырей и обителей, подарив им колокола и украшения и  пожертвовав вклады, чтобы они молились за его душу.  Он построил высокую колокольню из тесаного камня внутри Кремля, названную Благовещенской колокольней.  Он построил крепкую, обширную, красивую стену из камня  вокруг Москвы, укрепив ее пушками и стражей.  В разных частях страны построено  155 крепостей,  на пустующих  землях 300 городов, названных «ямами», каждому поселенцу давался  участок земли, где он мог содержать быстрых лошадей столько, сколько может потребоваться для нужд государственной службы.  Историки отмечают, что в произведениях царя Ивана прослеживается  его широкая  эрудиция: он  совершенно свободно оперирует примерами  из  Библии и из истории Византии. Он прекрасно знает не только Ветхий и Новый Завет, но и жития святых, труды «отцов церкви» — византийских богословов. Поражает память  царя. Он явно наизусть цитирует в обширных выдержках Священное писание.  Превращение России в огромную державу, включившую земли Казанского и Астраханского ханств,  Западной Сибири от Ледовитого океана до Каспийского моря, реформы управления страной, упрочение  международного престижа России, расширение торговых и культурных связей со странами Европы и Азии ­ это все  результат политики данного правителя, который может по праву называться видным государственным деятелем и  реформатором. Иван IV глубоко сознавал свою ответственность пред Богом за служение русскому народу, как до  него сознавали это лучшие князья, создававшие государство. Несмотря на все войны и внутренние потрясения,  Россия крепла и одухотворялась. Контраргумент 2 группы: Иван был человеком, который легко поддается влиянию,  от того,  кто находился рядом с ним, и зависело поведение царя. Стал он в кружке Сильвестра,  Адашева, Анастасии и Макария  был и царем­ реформатором, любящим и заботливым отцом  семьи и государства. Вопрос: Ответ: 3 группа (красная шляпа) обобщает и оценивает ответы.1 и 2 группы. ГРУППЫ  МЕНЯЮТСЯ  ШЛЯПАМИ. 2 группа: Иван IV жертва воспитания и отсутствия любви и заботы. Рожденный с пылкою душою, редким умом, особенною силой воли, он имел бы все качества великого  монарха, если бы воспитание усовершенствовало все природные задатки.  Но рано лишенный отца, матери и  переданный в руки своевольных  бояр, он был на престоле несчастным сиротой, причем не и только для себя, но и  для своих подданных. Тяжелое сиротское детство, самоуправство Шуйских наложили отпечаток на всю его жизнь, лишив его  доверия к подданным. Мнительный характер и обостренное чувство собственного величия неизбежно приводили его к разрыву с теми, кто искренно, настойчиво и дальновидно проводил мероприятия, направленные на укрепление  самодержавия.  Иван  не был по характеру человеком цельным, определенным. Он был эхом обстановки и  окружающих людей. Окружали его с детства хищники и звери и подготовили в 13 лет волчонка, который публично  разорвал Шуйских и их окружение. Иван был человеком, который легко поддается влиянию, от того ,  кто  находился рядом с ним, и зависело поведение царя. Влиял на него мечтательный, увлекающийся  митрополит  Макарий и  Иван  фантазер и романтик, «царь по чину Владимира Мономаха». Стал он в кружке Сильвестра,  Адашева, Анастасии и Макария и был царем правым, чистым, любящим и заботливым отцом. Стал при нем Федор  Басманов и Малюта Скуратов и из Ивана вышел убийца и кровожадный человек. Сочетание природных способностей, интеллектуальной и литературной одаренности с властолюбием  способствовали развитию в царе Иване некоего высокомерия  превосходства над своими подданными­рабами,  не  знающими того, что ведомо царю, не умеющими так выражать свои мысли, как умеет царь. Возможно, и отсюда  проистекало глубокое презрение царя к людям, стремление унизить их достоинство и это также было недостатком  воспитания молодого царя. Иван был человеком  с чрезмерной энергией, сильным своеволием, бесконечной деятельностью.  И при этом он  ясно сознавал высокость своего положения, свои права, которые берег так ревниво; но он не сознал одного из  самых высоких прав своих — права быть верховным наставником, воспитателем своего народа, как это всегда было на Руси.  Нравы народа были суровы, привыкли к мерам жестоким и кровавым; надобно было отучать от этого; но  что сделал Иоанн?  Человек плоти и крови, он не сознал нравственных, духовных средств для установления правды, вместо исцеления он усилил болезнь, приучил еще более к пыткам, кострам и плахам; и результат был страшный   гибель  старшего сына, убиение младшего в Угличе, самозванство, ужасы Смутного времени!  В его душе не было ни Бога, ни любви к родителям, ни любви к детям, ни любви к ближним, ни любви к  родине.  Кажется, что с самого начала царствования и до конца дней своих испытывал царь Иван Васильевич —  какую власть даровал ему Господь на земле? Где пределы царского своеволия? Что еще будет позволено  совершить? Это былыа трагедия для самого Ивана и стала трагегией для его страны. Контраргумент 3 группы:  Вопрос: Ответ: 1 группа (красная шляпа) обобщает и оценивает ответы.1 и 2 группы. ГРУППЫ  МЕНЯЮТСЯ  ШЛЯПАМИ. В защиту своей точки зрения выступает  3 группа и доказывает, Иван IV деспот, тиран, заботился только об укреплении личной власти. В деятельности  Ивана Грозного нашла отражение борьба нового государственного порядка со старым  родовым строем. Неизбежной борьбой государства с независимым боярством объясняется  деятельность царя . Также он боролся с западным влиянием, проникавшим на Русь. Историки считают, что вводя опричнину  Иван  Грозный действовал исключительно в интересах укрепления собственной власти, совершенно не заботясь о каких­то других интересах. Опричнина – это политика где наиболее ярко проявляются тиранические черты царя.  По велению государя Басманов­Плещеев (представитель царской родни) создаёт опричное войско —  личную гвардию царя, входившие в её состав служилые люди наделялись привилегиями, и по сути неограниченной  властью (на творимые опричниками беззакония царь смотрел сквозь пальцы, а зачастую и поощрял их, сам участвуя  в кровавых забавах ). Опричники восседали верхом на чёрных лошадях, к сёдлам прикреплялись метла и собачья голова. Эти  символы говорили, что опричники готовы вымести подобно сору из границ страны всех, кто не согласен с властью  царя и посмеет ему противиться. И верны ему подобно псам. Изначальная численность опричного войска  составляла 1000 человек, впоследствии она значительно увеличилась. Земщина облагалась налогами в пользу опричнины, туда принудительно переселяли неверных царю бояр и  их приближенных, предварительно лишив имущества, земельных владений и чинов. В опричнине же начались  кровавые казни бояр и князей. Из Александовской слободы Иван Грозный регулярно совершает визиты в Москву,  чтобы наказать изменников государства и своих личных врагов. Почти все, кто осмеливался встать у него на пути,  воспротивиться творящемуся беззаконию, вскоре погибали. В 1569 году Иван начинает подозревать, что в Новгороде плетут интриги и существует заговор против него. Собрав огромное войско, Иван движется в город и в 1570 году достигает Новгорода. Насилие  в Новгороде  продолжались 1,5 месяца, за это время каждый день проходили массовые избиения людей, по 500­600 человек.  Получили широкое распространение грабёж местных жителей, поджоги, убийство мирных граждан. В живых  осталась лишь 5­ая часть населения. Таким образом, всякое возможное сопротивление в Новгороде была  сломлено .Следующей остановкой жестокого царя и его опричников стал Псков, где  также совершались  расправы  над жителями, некоторые из псковичан казнены, их имущество конфисковали. После Пскова Грозный снова едет в Москву, чтобы найти там пособников новгородской измены и  совершить над ними расправу.  В 1570­1571 году в Москве от руки царя и его опричников полегло огромное  количество человек. Не щадил царь никого, даже собственных приближенных, в итоге было казнено около 200  человек, среди которых самые знатные люди. Большое количество людей остались живы, но сильно пострадали.  Московские казни считаются апогеем террора опричнины.  Опричнина — одна из самых трагических страниц русской истории. После колоссального десятилетнего  взлета в 50­е гг. XVI века следствием опричнины стало падение экономических, политических, социальных  показателей жизни страны на многие десятилетия, и, главное, были утрачены многие перспективы будущего. После выступления второй группы, 3 группа (синяя шляпа) выдвигает свои контраргументы и задает  вопросы второй группе Контраргумент 1 группы:  Вопрос.  Обязательны ли для достижения такого итога были все те кровавые жертвы, которыми ознаменовалось  правление Ивана IV и которые привели в конечном итоге к разорению всей страны, сделав ее неспособной отразить  наступление своих противников? Ответ. Самодержавную власть Грозный считал единственно возможной формой правления,  поэтому нужны были не  реформы в государстве, а защита его от всех антигосударственных сил,  которые «растлевают» страну,  негодных и «изменных» бояр должны были сменить новые  люди». Но опричники, взятые из низших слоев общества, ничем не были лучше бояр; дьяки были  только грамотнее, сведущее в делах, чем вельможи, но не уступали им ни в корыстолюбии, ни в  отсутствии всяких общих нравственных интересов  Учитель: Каждая точка зрения, прозвучавшая сегодня на уроке доказана, а значит, имеет право   на   существование.   В   современных   учебниках   дается   только   одна   точка   зрения, давайте   попробуем   сейчас   дать   рекомендации   авторам   учебника   по   истории,   в   которой будут   кратко   сформулированы   все   три   точки   зрения   (по   2­3   предложения)   и   составим буклет   с   этими     разными   точками   зрения.   Ребята   создают   каждая   группа   свою   часть буклета, затем все соединяется, выноситься на экран и распечатывается.  Учитель благодарит за урок. и предлагает самим оценить свою работу. Учащиеся заполняют оценочный лист, где должны поставить оценку каждому ученику своей группы и общие оценки других групп. С учетом этих оценок и самооценок учитель выставляет оценку за работу на уроке каждому ученику. ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ. Оценка. Обоснование. Ф.И ученика. 1. 2. 3. 4. 1 группа 2 группа 3 группа После заполнения оценочного листа учитель предлагает детям записать домашнее задание.  Историческое эссе  «Роль Ивана IV  в истории России» «РАСПАКОВКА УРОКА» СТАДИЯ ВЫЗОВА: На этом этапе учащиеся суммируют свои знания по этой теме, чтобы  использовать их на последующих этапах урока для аргументации своих точек зрения.  Предварительная подготовка (до урока). 1. Формулировка проблемы 2. Формирование групп по трем проблемам. 3. Поиск доказательств,   для защиты своей точки зрения  4. Создание презентаций. На уроке кластер « Деятельность ивана IV» СТАДИЯ  ОСМЫСЛЕНИЯ.  На этом, основном ‘тапе урока роль учителя минимальна. Он  лишь направляет обсуждение, не давая собственных оценок и не делая замечаний в правильности аргументации учащихся. На этом этапе у учителя роль активного слушателя. Повторяя  определенные фразы, учитель показывает,  на что бы он хотел обратить внимание, показывая  этим заинтересованность в ответах и позициях.  Демонстрируют презентации.  Выдвигают аргументы и контраргументы. 1. Группы защищают свою позицию. 2. 3. 4. Задают вопросы. 5. Анализируют и обобщают. СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ. Учащиеся суммируют знания и позиции групп по разным точкам зрения. Сами подводят итоги  своей работы, оценивая себя и своих товарищей. В краткой форме формулируют главные идеи  своей позиции и составляют буклет. 1. Краткие рекомендации авторам учебника    своей точки зрения. 2. Оценка работы членов своей группы, других групп, самооценка. 3. Свободное письменное задание (эссе).

Разработка урока по истории России на тему: "«ИВАНА IV: ТИРАН ИЛИ ЖЕРТВА" (10 класс)

Разработка урока по истории России на тему: "«ИВАНА IV: ТИРАН ИЛИ ЖЕРТВА" (10 класс)

Разработка урока по истории России на тему: "«ИВАНА IV: ТИРАН ИЛИ ЖЕРТВА" (10 класс)

Разработка урока по истории России на тему: "«ИВАНА IV: ТИРАН ИЛИ ЖЕРТВА" (10 класс)

Разработка урока по истории России на тему: "«ИВАНА IV: ТИРАН ИЛИ ЖЕРТВА" (10 класс)

Разработка урока по истории России на тему: "«ИВАНА IV: ТИРАН ИЛИ ЖЕРТВА" (10 класс)

Разработка урока по истории России на тему: "«ИВАНА IV: ТИРАН ИЛИ ЖЕРТВА" (10 класс)

Разработка урока по истории России на тему: "«ИВАНА IV: ТИРАН ИЛИ ЖЕРТВА" (10 класс)

Разработка урока по истории России на тему: "«ИВАНА IV: ТИРАН ИЛИ ЖЕРТВА" (10 класс)

Разработка урока по истории России на тему: "«ИВАНА IV: ТИРАН ИЛИ ЖЕРТВА" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2017