Конспект урока "Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах" (10 класс)
Оценка 5

Конспект урока "Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах" (10 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
10 кл
23.06.2017
Конспект урока "Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах" (10 класс)
Данная разработка представляет собой конспект урока по История России с Древнейших времен до конца XVI века в 10 классе (по учебнику Волобуева) на тему "Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах". Конспект содержит в себе поэтапное описание деятельности учителя и учащихся, задания.Конспект урока
Развитие феодальных отношений.docx
Урок: История России с Древнейших времен до конца XVI века. Класс: 10 Учитель: Радюк Ирина Петровна Тема: Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах. Тип урока: Формирование новых знаний.  Цели:  1 Назвать признаки традиционного феодального общества. 2 Дать определения понятиям «феод», «феодал». 3 Усвоить на уровне понимания процесс возникновения феодальной земельной собственности  на Руси и причины появления феодально­зависимого населения. 4 Отобрать необходимую информацию из текста, структурировать ее. Новые понятия: княжеский домен, кормление, вотчина, рядович, закуп, наймит, прощенник,  холоп Ход урока Задачи урока на каждом этапе        Деятельность учителя на уроке Деятельность ученика на уроке Проверить готовность учащихся к уроку. Учитель приветствует учащихся и проверяет готовность их к  уроку. Учащиеся приветствуют  учителя и демонстрируют  готовность к уроку. Повторить тему «Признаки феодального общества» Этап урока I Организа ционный момент (2мин.) II Актуализа ция опорных знаний (3 мин.) III Формиро вание новых знаний (35 мин.) Учащиеся отвечают на вопросы  учителя Учитель организовывает фронтальную работу (повторение) ­ Как вы помните, Зап. Европа в период Средневековья  представляла собой традиционное феодальное общество. Ответить на вопросы: 1 Назовите признаки традиционного феодального общества  (установленное законом деление общества на классы­слои;  господство натурального хозяйства – сам произвожу, сам  потребляю; земельная собственность в руках господствующего  класса; эксплуатация крестьян) 2 Что такое феод? (от латинского слова «феодум» — «владение», земельное владение, передаваемое за службу  одним земельным собственником другому) 3 Кто такой феодал? (владелец феода) ­ Т.о., в Европе существовала сеньориально­вассальная система отношений, а система многоступенчатой земельной  зависимости называлась феодальной системой, ­ Со второй половины XI в. такая система стала складываться  и на Руси. Обеспечить усвоение рассматриваемой темы на уровне понимания. 1 Учитель объясняет новую тему: Возникновение феодальной  земельной собственности.      С середины XI в. на Руси, особенно в Среднем Поднепровье и вокруг Новгорода земли все чаще оказывались в частном, владении. На Руси, как и в других странах Европы, был создан  княжеский домен (владение) — комплекс земель,  населенных зависимыми от главы государства людьми.  Появление подобных владений знаменовало Учащиеся слушают учителя и  записывают в тетради новые  понятия наступление на Руси новых порядков.      К этому же времени относится и возникновение  собственных земельных владений бояр и дружинников. -      В ранний период истории Руси великие князья  предоставляли местным князьям и боярам право собирать дань с тех или иных земель. Часть этой дани они оставляли себе за  службу великому князю. Такой порядок назывался кормлением.      Вассалы великого князя передавали часть таких кормлений своим слугам и вассалам из числа собственной дружины. Позднее кормления заменили передачей великим князем своим вассалам населенных земель на правах собственности. В  таких земельных владениях, называвшихся вотчиной или  отчиной (от слова «отец») и находившихся в наследственном  владении, возникал хозяйственный комплекс боярина или дружинника.      Однако право верховной власти на эти земли принадлежало великому князю. Он мог пожаловать, а мог и отнять эту землю.  В свою очередь, крупные земельные собственники также стали передавать часть земель во владение своим дружинникам, с  тем чтобы у них были средства к существованию и возможность приобрести воинское снаряжение. Феодально­зависимое население.       Свободные люди, которые раньше лишь уплачивали дань  князю, постепенно попали в зависимость от него.      За то, что они живут на землях, которые князь объявил  своими, смердов привлекали к различным работам в его  хозяйстве. Так возникла их поземельная зависимость от  господина.     Новые порядки привели к тому, что в сельской местности все больше появлялось людей, которые по различным причинам  (неурожаи, голод, военные разорения) теряли собственное  хозяйство и могли существовать лишь при поддержке богатых  людей.      За денежный долг, помощь семенами или орудиями труда  они должны были отрабатывать на господина часть своего  времени. Такие люди назывались рядовичи, потому что они  заключали с господином ряд (договор) и попадали от него в  зависимость.       Так называемые закупы брали у господина купу (долг) и не смели уйти, не вернув его.  Наймиты нанимались работать за плату, пленники отрабатывали свой выкуп из неволи,       а прощенникам прощались их долги, но за это им  полагалось трудиться в церковных хозяйствах.       Холопы - полностью зависели от господ, прислуживали им  в доме, исполняли различные сельские работы.       Как можно было стать холопом: от великой нужды  обедневший человек мог продать себя в холопы. Холопом  становился и тот, кто женился на холопке, не оговорив заранее свое право  на свободу. Холопами становились дети холопов, нарушившие  договор рядовичи и закупы, пленные чужеземцы.       Холопы имели некоторые права: они могли выступать  свидетелями в суде, если не было других очевидцев  преступления, их убийство каралось законом. Учитель организовывает фронтальную и индивидуальную  работу учащихся: Учащиеся слушают учителя и  записывают в тетради новые  понятия 1 Отдельные учащиеся  рассказывают классу заданные им ответы отдельных учащихся класса по заданным пунктам («Войско», «Города и торговля», «Церковь», «Монастыри»), запись  основных положений данных пунктов в тетради  IV Домашнее задание (2 мин.) Записать домашнее задание Учитель предлагает записать домашнее задание: 1 записать в тетради определения изученных на уроке понятий; 2 выучить новые понятия и основные положения изученных пунктов  параграфа; 3 дочитать параграф 7 до конца. пункты параграфа, сопровождая  свой ответ схемой, если того  требует содержание пункта;  диктуют классу под запись  основные положения своего  пункта. 2 Класс слушает рассказ своих  одноклассников, записывает в  тетради основные положения  пунктов параграфа Учащиеся записывают домашнее  задание

Конспект урока "Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах" (10 класс)

Конспект урока "Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах" (10 класс)

Конспект урока "Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах" (10 класс)

Конспект урока "Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах" (10 класс)

Конспект урока "Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах" (10 класс)

Конспект урока "Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2017