Разработка урока по истории "Жемчужина Британской короны"

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Форма занятий: лекционная. Познавательная цель: сформировать у школьников яркое, образное, логическое представление об Индии в период нового времени. Развивающая цель: моделирование. Воспитательная цель: воспитание интереса, понимания и уважения к индийской культуре. Наглядность: • карта “Географические открытия”; • тематическая выставка книг; • схемы на доске. Приготовьтесь: слушать, записывать, задавать и отвечать на вопросы. Рассматриваемый нами период по истории – это время столкновения 2-х типов цивилизаций: западной и восточной. Причем, западная цивилизация вторгается в восточную.
Иконка файла материала Разработка урока по истории Жемчужина Британской короны.doc
Разработка урока по истории "Жемчужина Британской короны" Форма занятий: лекционная. Познавательная цель: сформировать у школьников яркое, образное, логическое представление об Индии в период нового времени. Развивающая цель: моделирование. Воспитательная цель: воспитание интереса, понимания и уважения к индийской культуре. Наглядность:    карта “Географические открытия”; тематическая выставка книг; схемы на доске. Вступительное слово учителя Форма нашего занятия: лекция Ход занятия Приготовьтесь: слушать, записывать, задавать и отвечать на вопросы. Рассматриваемый нами период по истории – это время столкновения 2­х типов цивилизаций: западной и восточной.  Причем, западная цивилизация вторгается в восточную. Ярким представителем западной цивилизации является Англия. Задание: Ребята, охарактеризуйте социально­экономическое и политическое развитие Англии в XVIII в. Представителем от восточной цивилизации мы возьмем Индию, которую сами англичане называли “Жемчужиной  британской короны”. Записывается тема: Жемчужина британской короны. Записываются проблемы: Наиболее острыми дискуссионными вопросами сегодня в исторической науке являются:  Проблема уровня развития стран Востока в период нового времени.  Почему Восток занял подчинное положение, стал объектом мировой истории?Записывается план: 1. Индийская цивилизация в новое время: ее социально­экономическое, политическое и духовное развитие. 2. Особенности развития “Запада” и “Востока”. Далее учитель знакомит учащихся с книгами, которые представлены на выставке. Выставка книг: 1. История Востока III. Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI – XVIII вв. М., 1999г. 2. Бутролиев В.П. Всемирная история в лицах: Позднее средневековье. – М., 1998 г. стр. 175­183. 3. Юдовская А.Я. Новая история, 1500 – 1800: Учебник для 7 кл. – М.: Просвещение, 2003 г. 4. Хрестоматия по новой истории 1640­1970 М., 1990 г., стр. 231­237. 5. Энциклопедия для детей. История искусств. 6. Энциклопедия для детей. Религия мира. Индийская цивилизация в период нового времени Схема дана на доске (см. приложение). Данный пункт плана мы рассматриваем с помощью ЛСМ “Индия”, она является незавершенной и поэтому вам в входе  лекции придется самостоятельно ее завершить. Далее учитель излагает учебный материал, используя учебник (п.28­30) и дополнительную литературу. Социальная сфера Каста – группы людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Запрещается переход из одной касты в  другую. Постепенно вся группа людей, которая занималась каким­либо делом, передававшим по наследству, становилась  отдельной кастой.Все должности в сельскохозяйственной общине и обязанности передавались по наследству, этим община привязывала к  себе людей. Многие города возникли как ставки князей. Если перемещалась ставка феодала, города приходили в упадок. Кроме этого  существовали города, служившие центром торговли и ремесла. Историк Хабиб:   во II и XVII в. в империи существовало 5 тыс. поселений городского типа; в Агре (800 тыс.), Дели (500 тыс.) в Европе только 3 города имели население свыше 200 тыс. Экономическая сфера Духовная сфераПолитическая сфера Мною был составлен портрет “Государства Индии”. Какие выводы мы можем сделать по каждой из сфер? Социальная.  Общество разделено на касты.  Сообщества замкнутые.  Тесная связь индивида со своей средой. Духовная.  Общество развивалось в русле традиций.  Религиозная жизнь была интенсивной.  Религиозная идея связывалась, прежде всего, с уходом от мира. Политическая.   Ведущая роль владыки. Государство осуществляет центральный контроль над обществом. Экономическая. В Индии были глубокие традиции торговли, ростовщичества, здесь были крупные денежные накопления  (сокровища). Вывод.  В XVI–XVII в. в Индии наблюдался беспрецедентный подъем хозяйственного развития. И только в начале XVIII в. Китай, затем Европа догнали Индию. Особенности развития “Запада” и Востока” Почему же Индия (“Восток”) заняла подчинённое положение по отношению к Англии (“Запад”)? На доске схема (учащийся проводит сравнительный анализ). Вывод: Отсутствие таких институтов как собственность и свобода, отрицание ценности индивида, зависимость человека  от коллектива, все это не давало толчка для дальнейшего развития Индии (т.е. к развитию буржуазно­капиталистических и демократических отношений). Домашнее задание: На “5”  Написать сочинение “Жемчужина британской короны” (почему англичане так называли Индию).  Какая связь между создание империи Великих Монголов и нашим сибирским Тоболом? На “4”  Лекция + параграф. Рефлексия  Интересно (от 0% до 100%)  Понятно (от 0% до 100%)  Моя работа на уроке (от 0% до 100%)