Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Натюрморт с предметами старинного башкирского быта" (7 класс, изобразительное искусство"
Оценка 5

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Натюрморт с предметами старинного башкирского быта" (7 класс, изобразительное искусство"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
7 кл
21.02.2019
Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Натюрморт с предметами старинного башкирского быта" (7 класс, изобразительное искусство"
Изображение натюрморта с предметами старинного башкирского быта. Знакомство с историей изготовления башкирской хозяйственной утварью. Среди бытовой утвари башкир преобладала посуда из дерева: деревянные чаны, кадки, ковши и чаши. Закрепление понятий для выявление тонового решения натюрморта. Одним из ярчайших примеров самобытного и неповторимого композиционного решения натюрмортов являются произведения башкирской художницы Адии Хабибулловны Ситдиковой. Знакомство с творчеством Адии Ситдиковой, чьё творчество является носителем народных традиций. Через произведения Адии Ситдиковой показать целостность композиционного решения натюрморта.
Natyurmort_s_predmetami_starinnogo_bashkirskogo_byta_Urok (1).docx
Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение  Республиканский центр дистанционного образования детей­инвалидов                 г. Туймазы             Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе «Натюрморт с предметами старинного башкирского быта»                                                                                                                                                            Подготовила:                                                                             учитель изобразительного искусства                                                                                          Яфаева Гульнара Фаритовна г. Туймазы  2019г. Тема.  Натюрморт с предметами старинного башкирского быта. Вид занятий:  рисование с натуры. Продолжительность урока ­2 ч. Тип урока: комбинированный Цель:   Формировать   умение   составлять   натюрморт   с   предметами       старинного башкирского быта. Задачи урока: Коррекционно­образовательные: 1. Систематизировать   знания     о   видах   и   жанрах   изобразительного   искусства живописи натюрморт. 2. Учить   передавать   через   изображении   реальных   предметов   дух   истории, сущность башкирского национального быта. 3. Учить видеть красоту, формировать эмоционально­эстетическое отношение к изображаемому,   представление   о   том,   что   все   каждый   народ   являются   носителем   своих традиций, своего народа – самобытного и неповторимого, а так же формировать осознанное видение связи прошлого  и настоящего времени.                                           4. Выполнить учебную постановку последовательно, согласно поэтапного ведения работы, передать объём предмета с помощью света и тени. 5. Вызвать   у   учащихся   стремление   увидеть   как   можно   больше   оттенков   в предмете,   научить   лепке   формы   и   объёма   предметов   цветом.   Передать   рефлексы,   блик, собственную тень, падающую тень. Коррекционно­развивающие: 1. 2. 3. Развивать умение анализировать форму предметов. Развивать способность видеть градации светотеневого тона в живописи. Развитие   творческого   мышления   и   самовыражения   в   процессе   написания натюрморта. 4. Закреплять понятия композиционного размещения предметов, конструктивного построения, понятия света, цвета, полутени, рефлекса, блика, собственной тени. 5. 6. Закреплять навыки смешивания цвета, передачи формы и объёма в живописи. Развивать художественное видение, вкус, чувство ритма, колорита, композиции по мотивам картин Адии Ситдиковой. 7. Создать   условия   для   наблюдения   и   проникновения   учащихся   в   сущность предметного   мира   с   художественным   обликом   домашней   утвари,   для   понимания   его значимости в жизни человека, его символики, одухотворенности и красоты. Коррекционно­воспитательные: 1. 2. Воспитывать эстетическое отношение к окружающим предметам. Воспитывать интерес к творчеству башкирских художников, на примере Адии Хабибулловны Ситдиковой, эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве, любовь и интерес к народному творчеству, познавательный интерес к изучению материальной культуры родного   края,   содействовать   нравственному   воспитанию   личности   ­   патриотизм,   чувство гордости за свой народ. 3.   Формировать   эмоционально­эстетическое   отношение   к   изображаемому, воспитывать   любовь   и   доброту   к   окружающему   миру,   интерес   к   искусству   и   культуре башкирского народа. Воспитывать  аккуратность и точность выполнения учебных заданий. 4. Активизация и расширение словарного запаса: оро, алдар­чаша, ашлау­большая чаша. План урока: 1. Организационный момент         а) Мотивация учебной деятельности учащихся.              Хозяйственная утварь башкир. 2. 3. Актуализация знаний       Сообщение темы и цели урока, объяснение:    объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач.  4. Физминутка: упражнения на нормализацию тонуса кистей рук, массаж пальцев, пальчиковая гимнастика. Практическая часть. Самостоятельная работа. 5. Последовательность выполнения работы.  6. 7. Итог урока. Рефлексия.  8.  Домашнее задание.  Здоровьесохраняющая цель:  Создавать на уроке атмосферу доброты, увлеченности, способствующую сохранению психического здоровья. Учебно­методическое обеспечение и ТСО: Для учителя:   презентация: «Составление   натюрморта     с предметами старинного башкирского быта» с последовательным выполнением натюрморта. Для учащихся: Натурная постановка (бытовой натюрморт), графитный карандаш ТМ, ластик, акварельная бумага для рисования (формат А4), гуашь, кисти, палитра.  Ход урока. 1. Организационная часть. Приветствие. Проверка готовности к уроку.  На столе: формат А4, графитный карандаш ТМ, ластик, гуашь, кисти, палитра. ­Здравствуйте. ­Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение на весь урок.  а) Мотивация к учебной деятельности.    ­ Перед тем как продолжить работу, посмотрите внимательно на натюрморт. Из каких предметов он состоит? (деревянная чаша,  вышитое башкирское полотенце с геометрическим орнаментом). ­ С незапамятных времён помощниками человека в домашнем хозяйстве была посуда, орудие   труда,   оружие,   предметы   обихода.   Искусно   сделанные   мастерами   —   кузнецами, бондарями,   гончарами,   потниками   —   они   затем   любовно   украшались.   Резьба,   чеканка, роспись,   вышивка,   аппликация   не   только   радовала   глаз   и   грела   душу,   но   и   часто   несли символический смысл, были знаком благополучия, охраняли дом от козней нечистой силы. ­   Мир   вещей   очень   велик   и   многообразен.   Тема   натюрморта   стала   хозяйственная утварь   башкир   ­   деревянная   чаша,     вышитое   башкирское   полотенце   с   геометрическим орнаментом,   которое   заинтересовало   нас     как   традиционный   предмет   башкирского   быта. Среди   бытовой   утвари   башкир   преобладала   посуда   из   дерева.   Наиболее   доступным материалом   было   дерево,   из   которого   изготовлялась   посуда.   Одним   из   интереснейших образцов   творчества   народа   была   резная   деревянная   посуда.   Посуда   выдалбливалась   из нароста (оро) березы, из березового и лиственного корня, из ствола липы и украшалась резным орнаментом. Деревянные чаши для еды различались не только по внешнему виду, но и по назначению. В одних чашах (алдар­чаша) подавали еду только в кругу семьи. Другие (ашлау­ большая   чаша)   являлись   преимущественно   торжественной   или   даже   обрядовой   посуды. Некоторые старинные ашлау, диаметр которых доходил до одного метра, были рассчитаны на целую   баранью   тушу.   Деревянные   чаши   небольших   размеров   были   предназначены   для напитков. Деревянные пиалы и тарелочки служили для различных целей: из них кормили детей, пили молоко. Чаши украшались резьбой реже, их поверхность была более гладкой, она лишь изредка декорировалась геометрическим орнаментом. Посетив Музей   археологии и этнографии и только там, сегодня в наши дни, можно увидеть некоторые предметы, которыми пользовались   в   старину   башкиры.   Люди   создавшие   эти   предметы   старинного   быта   — костюмы, украшения, ковры, утварь, посуда — до сих пор радуют глаз, хранят тепло рук своих создателей. 2. Актуализация знаний. ­   Вспомни   что   такое   цвет,   спектр   цвета,   хроматические,   ахроматические   цвета, цветовой тон, насыщенность, цветовом контраст, локальный цвет предмет, основные цвета, составными, дополнительные. Цвет – это субъективно воспринимаемая характеристика, каждый из нас цвет видит и воспринимает   по­своему.   Один   и   тот   же   цвет   может   так   же   вызывать   несколько   разные эмоции и настроение у разных людей. Всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи.   Солнечные   лучи   обладают   удивительными   свойствами.   Вспомним   как   появляется радуга,   если   солнечные   лучи   преломляются   в   каплях   дождя   или   косой   грани   стекла.   В солнечном свете содержатся все цветовые волны. При смешении их получается впечатление белого цвета, а при разложении луча мы видим все цвета радуги. Волновая природа света — это основа восприятия цвета через органы зрения. Красный,   оранжевый,   жёлтый,   зелёный,   голубой,   синий   и   фиолетовый   цвета составляют спектр. Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности. Хроматические цвета – это все цветные цвета, кроме черного, белого и серого, то есть красный, жёлтый, синий, зелёный, розовый, голубой, малиновый, бирюзовый и т. п. Ахроматические цвета  бесцветны – черный, белый и вся палитра серого (от самого тёмного до самого светлого). Это так называемые нейтральные цвета. Цветовой тон определяется названием цвета (жёлтый, красный, синий и т. д) и зависит от его места в спектре. Насыщенность  –   это   чистота   цветового   тона,   его   сочность   и   глубина.   Спектр солнечного света состоит только из насыщенных цветов. О  цветовом  контрасте,  тут  все   просто:  используюте  в  композиции   цвета,  лежащие напротив друг друга, они и являются противоположными, и будет Вам цветовой контраст. Локальный   цвет   предмета  —   это   те   чистые,   несмешанные,   непреломленные   тона, которые   в   нашем   представлении   связаны   с   определёнными   предметами.   ­Локальный   цвет предмета может быть однотонным, но может состоять и из разных оттенков. На локальный цвет предмета воздействует его окружение. Основные цвета — красный, жёлтый, синий. Составными   или   производными  ­   цвета   которые   можно   получить   от   смешения основных красок. Дополнительные    можно   определить   в   цветовом   круге   напротив   оранжевого   цвета расположен синий цвет, у красного дополнительный будет зелёный и наоборот. 3. Сообщение темы и цели урока, объяснение.   Переходим к основной теме нашего урока, к обобщению и завершению работы, нашей постановки. Рисование с натуры предметов старинного башкирского быта.  ­ Ввиду небольшого количества времени для работы, наш натюрморт состоит из двух предметов   и   драпировки   (ткани,   которая   расположена   на   вертикальной   и   горизонтальной плоскостях). ­  В начале  мы  рассмотрим  и  проанализируем   произведения  башкирской  народной художницы Адии Хабибулловны Ситдиковой, чтобы добиться правильного цветовое решение натюрморта для достижения цельности. Адия   Хабибуловна   Ситдикова   –   очень   знаменитая   башкирская   художница.   Адия Хабибулловна   выросла   среди   тех   вещей,   которые   пишет   на   своих   холстах.   Ее   картины рассказывают о нашем крае, красоте, того что нас окружает. В ее композициях вы увидите простые предметы, которые с нами каждый день. Она принесла в изобразительное искусство республики   свой   особый   мир,   который   создала,   благодаря   двум   жанрам   ­   натюрморту   и интерьеру сельского башкирского дома.     Картины её отличаются яркой декоративностью, самобытностью. "В   далеком   ауле"  ­  краски   она   выбирала   контрастные,   яркие.   Темных   цветов практически   нет.   Зато   белый   цвет   ­   любимый.   Адия   Хабибулловна   так   мастерски использовала  его возможности,  что  умела  превращать его  в  свет,  в воздух,  ­ во  все,  что угодно. Каждая её картина полна света и цвета. В каждом полотне её присутствует орнамент, который     является   основным   видом   в   башкирском   народном   искусстве.   В   картинах Ситдиковой присутствует яркое, многоцветие башкирского орнамента которое строится на контрастных, сильных и чистых цветов. ­Какие основные цвета использовола в написании своих полотных Адия Ситдикова? (красный, зелёный, синий,...). ­ Значение цвета в орнаменте: красный – цвет тепла и огня, желтый – цвет изобилия и богатства, черный – цвет земли и плодородия, зеленый – цвет вечной зелени, белый ­ чистота помыслов, миролюбие, синий – цвет свободолюбия, коричневый – цвет старости увядания.   В своих творениях Адия Ситдикова передает не только культуру нации, но и дух истории.     Картины  Ситдиковой  учат нас  быть  внимательными  к красоте,  которая  рядом. Благодаря тонкому чувству ритма её картины становятся звонкими, мелодичными, похожими на народные песни. Свой особый мир, который она создала через натюрморты и интерьер сельского башкирского дома вобрал в себя всю красоту башкирских народных традиций через изделия народного творчества. 4.   Физминутка:  упражнения   на   нормализацию   тонуса   кистей   рук,   массаж   пальцев, пальчиковая гимнастика 5. Практическая часть. Самостоятельная работа.  ­Первые два этапа мы проработали (анализ натюрморта, композиционное построение, выявление цвето­тональных отношений, выполнение подмалевка, первая прокладка локальных цветов предметов и драпировки). ­ Осталось обобщить. Поработать над выявленинием цветовых и тоновых отношений.  ­  Работа   с   фоном.   Прописка   фона,   драпировок   выполняется   широкими   мазками гуашью с мягкими переходами одного цвета и тона в другой. ­   Проработать  цветовое  решении   фона,  поверхности   плоскости,   драпировки   сразу передать различия по тону, цвету, тепло­холодности. ­ Проработка и уточнение деталей светлым по темному и темным по светлому. ­ Гуашь позволяет вносить изменения в работу; если что­то не получилось, перекройте один цвет другим. ­ Моделирование формы цветом. ­ Цвет предметов составляется на палитре с использованием белил. ­ На  этом  этапе  найденные отношения уточняются, моделируется форма предметов. На   освещенных   местах   мазки   кладутся   энергично,   форма,   детали   лепятся   четко.   Такая прописка предмета и «выдвигает» его вперед. В тени же все прописывается обобщенно, с мягкими переходами, без резких контрастов тона и цвета. Предмет как бы отступает вглубь. Нельзя предметы писать обособленно (мазок на чашу, а другой в отношениях на поверхность плоскости, фон и т.д.). 6. Итог урока. Учитель.   Отмечаю   красиво   найденные   сочетание   цветов   в   передаче   характера предметов натурной постановки.  Разбор ошибок. Анализ общих ошибок. Просмотр и анализ выполненной работы. Оценивание (самооценка). 7. Рефлекция (в форме синквейна). В этом выводе ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение. 8.   Домашнее   задание.  Задание   по   выбору.   Выбрать   из   предложенных   вариантов: графический, живописный.   а)   Составить   композицию   для   простого   натюрморта   (постановки)   из   реальных предметов   (посуда,   ткани­драпировки,   цветы,   фрукты,   овощи,   декоративные   предметы). Принцип   компоновки   —   не   бояться   поставить   рядом   вещи,   которые   в   жизни   разделены. Может быть, им есть что рассказать друг другу?   б) Посмотреть в музеях, на выставке натюрморты разных авторов. Список используемой литературы 1.   Алабужев А.: Буклет «А. Ситдикова»/ А. Алабужев ­   Башкирское книжное изд., Уфа, 1974; 2. Голубева О. Л. Основы композиции. – М.: Искусство, 2004; 3. Кушнеровская Г. С. : Изобразительное искусство Башкирской АССР / Г. С. Кушнеровская ­ Изд. «Советский художник», Москва, 1974 ; 4. Мавлетов В. С.: История и культура Башкортостана. Хрестоматия / Составитель В. С. Мавлетов. ­ Уфа. ГУП РБ « Уфимская полиграфкомбинат», 2008. ­ 384с.; 5. Пурик Э.Э. Ахмадуллина Н. Э. Изобразительное искусство. Учебник для учащихся 1­2 классов общеобразовательных учреждений РБ / Под ред. Э. Э. Пурик  ­ Уфа: Китап, 2003. ­ 216с.: 287 илл.; 6. Пурик Э.Э. Ахмадуллина Н. Э. Изобразительное искусство. Учебник для учащихся 3­4 классов общеобразовательных учреждений РБ / Под ред. Э. Э. Пурик  ­ Уфа: Китап, 2003. ­ 216с.: 287 илл.

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Натюрморт с предметами старинного башкирского быта" (7 класс, изобразительное искусство"

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Натюрморт с предметами старинного башкирского быта" (7 класс, изобразительное искусство"

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Натюрморт с предметами старинного башкирского быта" (7 класс, изобразительное искусство"

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Натюрморт с предметами старинного башкирского быта" (7 класс, изобразительное искусство"

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Натюрморт с предметами старинного башкирского быта" (7 класс, изобразительное искусство"

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Натюрморт с предметами старинного башкирского быта" (7 класс, изобразительное искусство"

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Натюрморт с предметами старинного башкирского быта" (7 класс, изобразительное искусство"

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Натюрморт с предметами старинного башкирского быта" (7 класс, изобразительное искусство"

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Натюрморт с предметами старинного башкирского быта" (7 класс, изобразительное искусство"

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Натюрморт с предметами старинного башкирского быта" (7 класс, изобразительное искусство"

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Натюрморт с предметами старинного башкирского быта" (7 класс, изобразительное искусство"

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Натюрморт с предметами старинного башкирского быта" (7 класс, изобразительное искусство"

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Натюрморт с предметами старинного башкирского быта" (7 класс, изобразительное искусство"

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Натюрморт с предметами старинного башкирского быта" (7 класс, изобразительное искусство"

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Натюрморт с предметами старинного башкирского быта" (7 класс, изобразительное искусство"

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Натюрморт с предметами старинного башкирского быта" (7 класс, изобразительное искусство"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2019