Разработка интегрированного урока (ИЗО + Музыка) «Пейзаж – настроение. Звуки и краски зимы» 7 класс
Оценка 5

Разработка интегрированного урока (ИЗО + Музыка) «Пейзаж – настроение. Звуки и краски зимы» 7 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +1
7 кл
31.10.2018
Разработка интегрированного урока (ИЗО + Музыка) «Пейзаж – настроение. Звуки и краски зимы» 7 класс
Презентация к уроку
Урок Пейзаж-настроение Звуки и краски зимы.docx

Тема: «Пейзаж – настроение. Звуки и краски зимы».

Ход урока:

1.                    Организационный момент:

Слайд №1 фон- 2: Вход детей под музыку «Зима. Времена года» Антонио Вивальди(из цикла произведений «Времена года»).

Здравствуйте, ребята. Вы слышали, как летят на землю снежинки? Садитесь за парты также тихо, как падают снежинки.

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к работе. - Итак, все готовы. Мы начинаем наш урок.

.II. Мотивация изучения темы

Под тихое звучание музыки ведется беседа ???

Учитель : Сегодня у нас с вами интересный урок. Я прочту небольшое сочинение, а вы его внимательно послушайте, а потом скажите, о каком времени года идет речь.

- Художница преобразила все вокруг! Укутала в теплые покрывала поля, холмы, берега рек… На каждую веточку дерева словно накинула пушистый платок. Разбросала вокруг сугробы и осветила все это убранство холодным сказочным светом. Темные стволы деревьев и ветви бережно держат свои пушистые, искрящиеся на солнце одежды. В природе царит покой и сон. Звуки приглушены. Запахи заморожены. Время тянется еле-еле… Итак, о каком времени года эти строки? (ответы детей: о зиме). Как догадались? Расскажите

- Многие поэты, художники, писатели любили зиму и в своих произведениях рассказывали о ней. А какие русские стихотворения  о зиме вы знаете?

Слайды картин зимы

Дети рассказывают…..стихи или песенки

Чудная картина...
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Афанасий Фет

Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Сергей Есенин

Федора Тютчева:

Чародейкою Зимою

   Околдован, лес стоит –

   И под снежной бахромою,

   Неподвижною, немою,

 Чудной жизнью он блестит.

Ну и, конечно же, Александр Пушкин. К зиме поэт относится как к живому существу, имеющему крутой нрав:

   Буря мглою небо кроет,

   Вихри снежные крутя;

   То, как зверь она, она завоет,

   То заплачет, как дитя…

Учитель :А давайте вспомним песню о зиме… Песня Белый мостик и белый ветер

Учитель :

- Снег, иней, лёд – всё это создаёт красоту окружающей нас природы, которую старались передать в своих творениях художники. Посмотрите, как это у них получилось (на слайдах показ картин художников с изображением зимы).

Слайды картин зимы

Что показывают нам слайды? ….. пейзаж!!!!

А какое время года? ….. зима!!!

Значит пейзаж какой у нас?......зимний пейзаж!!!

- Какие краски цветового круга использовали художники?

Холодные

Они чаще всего встречаются у художников, которые хотят передать холод, неуютность, но, тем не менее красоту.

Оветы ребят: синий, голубой,фиолетовый, зеленый.

Слайд цветовой круг

Правильно молодцы!!! Теплые цвета: Красные, желтые, оранжевые и все цвета в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают нам цвет солнца, огня, того, что в природе действительно дает тепло. А Холодные цвета: Синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые. Холодные цвета ассоциируются с холодным – лед, снег, вода. 

Учитель  : Образы природы раскрывали в своих произведениях многие композиторы. Этого композитора называют “самым большим музыкальным талантом современной России”. (Детям предлагается узнать композитора по портрету)

Слайд Петр Ильич Чайковский

Учитель: Петра Ильича Чайковского называли «музыкальным пейзажистом»! Что такое «пейзаж», кто такой «пейзажист»?

 Сообщение о пейзаже…… 2 чел Света Даша Алина Матвей Ксения

(Пейзаж - изображение живой природы, пейзажист – это художник, который рисует природу.) 

Физ-минутка

С утра мы просыпаемся с вами Потягиваемся поднимаем руки вверх потянулись В окно светит солнце посмотрели вправо Лучики света играют со снежинками за окном – посмотрели в лево На улице мороз, а у нас каникулы и у нас с вами появляется отличное  настроениеУЛЫБНУЛИСЬ посмотрели вокруг и улыбнулись окружающим.. А теперь самое главное Родители обещали забрать телефон и провода от компьютера - смотрим по сторонам и что мы видим Урааа телефон переливается в ярких лучах зимнего солнца заряжен, а на столе с готовым к изнурительной работе компьютером стоит целая тарелка сочных и вкусных бабушкиных пирожков… И у нас просто великолепное настроение и мы начинаем танцевать Танец Моргунова

Живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое внимание, будит душу и настроение. Такой пейзаж называется пейзаж – настроение.

Тема нашего урока…«Пейзаж – настроение».

Слайд ТЕМА «Пейзаж – настроение».

Сценка композитор и художник

Илья и Женя … Вера

Иван Иванович Шишкин(пишет картину)..

В дверь стучась заходит Чайковский

Петр Ильич Чайковский: Здравствуй мой дорогой друг!

Иван Иванович Шишкин: Здравствуй, здравствуй Петр Ильич! С чем пожаловал?

Петр Ильич Чайковский: Да вот иду мимо твоего дома и вижу ты в такое раннее утро бодрствуешь! Аль вижу опечален чем?

Иван Иванович Шишкин: Нам ли с тобой быть в печали Петр Ильич? В печали это бездельники могут только!

Петр Ильич Чайковский: А что задумчив так!

Иван Иванович Шишкин: Да вот картину новую задумал написать. Красота то какая в нашем лесу сегодня, а настроение не могу найти. Как будто и кисть, и краска, и рука не моя – не слушается.

Петр Ильич Чайковский: Не печалься Иван Иванович! Недавно было прогулялся по его величество дивному лесу. Любовался красотой зимнего леса и озарило меня на одно произведение! Сейчас я тебе сыграю!

Иван Иванович Шишкин: С удовольствием! Рад буду услышать!

Петр Ильич Чайковский: играет…..

Иван Иванович Шишкин: после недолгого прослушивания живо принимается писать картину… и заканчивает ее демонстрируя Чайковскому!

Иван Иванович Шишкин: Ну Петр Ильич – Спасибо тебе Родной!

Петр Ильич Чайковский: Всегда рад помочь, а картина и правда хороша, думаю будут помнить и восхищаться ей наши потомки!

Уходят…

Сейчас на уроке мы посмотрели сценку встречи художника и композитора.

Она прекрасно показывает нам как каждый из них выразил это волшебное время года один – красками,другой  -звуком.

Значит у зимы есть и краски и звуки.

И вторая часть нашей темы называется … Звуки и краски зимы.

Слайд Звуки и краски зимы.à«Пейзаж – настроение.Звуки и краски зимы».

-Времена года, как люди, разные на лицо и душой. И зима наша разная.

Но как мы рады любым проказам матушки зимы! И сегодня, если вы будете внимательны на уроке, вы обязательно услышите и увидите разную музыку зимы, разные звуки и краски этого волшебного времени года.

Сейчас мы с вами на наших альбомных листах передадим красками наше настроение, а помогать вам будут звуки….

звучит  Музыка дети рисуют фон

Слайд № 5

Учитель: Сейчас прозвучит музыкальное произведение П. И. Чайковского из балета “Щелкунчик”.  Вслушайтесь в эту прекрасную музыку. Как она звучит? О чём рассказывает?

Слушание “Танец Феи Драже”

Анализ музыкального произведения

Ученики:

характер – (сказочный, хрустальный, радостный, волшебный)

лад – (мажор и минор – переменный)

динамика – (не очень громкая)

тембр – (симфонический оркестр)

что выражает музыка? – (настроение человека, его чувства: радость, восхищение, изумление)

Что изображает музыка? – (сказочную картину)

Слайд репродукции картин “Февральская лазурь” художника И.Э. Грабаря и “Праздник русской зимы” художника М. Чижова

Учитель: Перед вами репродукции картин “Февральская лазурь” художника И.Э. Грабаря и “Праздник русской зимы” художника М. Чижова. Рассмотрите их. Какая из этих картин соответствует услышанной нами музыке П.И. Чайковского?

Ответы учеников.

Учитель: Почему вы так решили?

Ученики анализируют репродукции картин и приходят к следующему выводу: содержание картины И.Э.Грабаря “Февральская лазурь” соответствует звучанию музыки П.И.Чайковского.

Учитель: Художник И.Э. Грабарь сказал о своей картине: “Настали чудесные февральские дни. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.

Самый характерный зимний звук на Руси – звон колокольчиков. Их прикрепляли к дуге коней, которые перевозили из одного пункта в другой людей, почту (раньше не было машин). Колокольчики весело звенели, и люди слышали их издалека и спешили встретить.

Кто долго жил в глуши печальной,

Друзья, тот верно знает сам,

Как сильно колокольчик дальний

Порой волнует сердце нам...

Ямщики (те, кто правит тройкой) соревновались: у кого лучше и звонче колокольчики. Иногда их вешали по несколько штук.

СлайдыТРОЙКА

У П.И.Чайковского, есть целый цикл произведений, который называется «Времена года».

Вы все катались на тройке – на санях (большие санки), в которые впряжены три лошади. Правда, иногда на зимних праздниках в парках культуры и отдыха можно покататься на тройке, однако не каждому выпадает это удовольствие

- Но слушаешь пьесу П.И.Чайковского, и, кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в тёплую шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, белые просторы, звенят под дугами колокольчики и, конечно же, льётся песня. Песня без слов. Протяжная, невесёлая. Откуда и взяться веселью? Всю жизнь в дороге. Ямщик видит семью очень редко. Вот и грустит, тоскует и тоску свою изливает в песне.

Слушание П.Чайковский «На тройке. Ноябрь»

Музыка словно передаёт нам чувства, которые вызывают у путника песня ямщика, его думы, его настроение.

И даже можно услышать тихий звон колокольчиков

(поднять руку там, где услышите колокольчики).

- Мчится тройка зимних месяцев. Радует нас своими сказочными красотами.

Назовите эти три месяца.

Показ слайда - Зимний пейзаж «Русская тройка»

Исполнение песни Е. Крылатова «Три белых коня»

- Ребята, хотите отправиться в небольшое музыкальное путешествие?

Унесет нас тройка далеко за город, в зимний сказочный лес!

Давайте сядем поудобнее, закроем глаза и я произнесу «магические слова». Итак!

Раз. Два. Три. Четыре. Пять! Начинаем мы играть!

Мы в звуки можем превратиться! В лесу зимнем очутиться!

- Вот мы и в лесу!

Показ слайдов - Зимний лес

Игра «Звуки зимы» - задание по группам.

- Сейчас мы музыкально оформим небольшой литературный эпизод, который наполнится звуками зимы.

- Красивый лес пред нами встал!

Мы все дружно пошли в лес по проторенной дорожке, только снег под ногами хрустит (шелест бумаги).

А в лесу тишина! Только дятел трудиться, работает. Все стучит да стучит своим клювом о дерево (стук ложек).

Холодно в лесу! Пробежимся побыстрей! (шелест бумаги в быстром темпе).

Впереди гора высокая. Вот где можно прокатиться сверху вниз! (игра на металлофоне). Здорово!

Зазвучали вдали колокольчики (треугольник). Это, наверное, прискакала тройка лошадей за нами. Пора отправляться домой. Сели дружно все на сани и поехали! Только колокольчики весело звенят и трезвонят! (треугольник).

А в городе теплее, чем в лесу. И уже часто слышны капели, падающие с крыш домов (звучание треугольника, металлофона).

- Вот какие интересные звуки зимы мы с вами услышали в сказочном лесу.

 

Сегодня на уроке мы с вами под музыку П.И.Чайковского, под его «Грезы зимнею дорогой». Послушайте – какие картины возникнут у вас, когда будет звучать музыка, представьте - какими красками будут расписаны ваши мысленные картины. Смотрите вперед, по сторонам, а что будет происходить, вам подскажет музыка и ваша фантазия. Магия зимнего леса Рисуем картину под рассказ

Учитель. 

VI. Контроль усвоения знаний.

- Какую музыку зимы мы услышали и увидели сегодня на уроке?

( музыка зимы бывает разной: морозной, холодной, вьюжной, солнечной, колкой, взрывной, таинственной, волшебной)

- Как называются средства музыкальной и художественной выразительности, которые помогают композитору и художнику помогают создавать такие прекрасные произведения искусства?

(Темп, динамика, регистр, мелодия цвет композиция фактура ритм(ребенок ритм бывает и в музыке и в живописи)

- В каких видах искусства было показано это время года?

(В изобразительном, музыкальном искусстве, в литературе.)

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж.

Домашнее задание: сочинить четверостишье о зиме и иллюстрацию к ней

VIII. Рефлексия

Снежинки к туче или солнышку

Закончили рисовать и ………….

Оставим наши работы и прослушаем произведение……

(Гаснет свет, зажигают свечи, за прялкой – девочка. Вокруг нее водят хоровод.)

(Исполнение песни «Пряха».)

 (Игра на народных инструментах.)


Тема: «Пейзаж – настроение. Звуки и краски зимы»

Тема: «Пейзаж – настроение. Звуки и краски зимы»

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит –

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит –

И у нас просто великолепное настроение и мы начинаем танцевать

И у нас просто великолепное настроение и мы начинаем танцевать

Но как мы рады любым проказам матушки зимы!

Но как мы рады любым проказам матушки зимы!

Порой волнует сердце нам... Ямщики (те, кто правит тройкой) соревновались: у кого лучше и звонче колокольчики

Порой волнует сердце нам... Ямщики (те, кто правит тройкой) соревновались: у кого лучше и звонче колокольчики

А в городе теплее, чем в лесу.

А в городе теплее, чем в лесу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2018