Разработка урока по литературе 6 класс по теме К.М.Симонов. Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины.В.Я.Коровина
Оценка 5

Разработка урока по литературе 6 класс по теме К.М.Симонов. Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины.В.Я.Коровина

Оценка 5
Аудио +3
docx
русская литература
6 кл
12.01.2017
Разработка урока по литературе 6 класс по теме К.М.Симонов. Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины.В.Я.Коровина
Разработка урока по литературе 6 класс по теме К.М.Симонов. Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины. В.Я.Коровина. Разработка включает в себя: конспект урока, презентацию с военными фотографиями автора, фотографией А.Суркова, к которому Константин Михайлович обращается в стихотворении, видеозапись стихотворения в исполнении самого автора К.М.Симонова, аудиозапись песни "В землянке", "Священная война".
63-К.М.Симонов.Ты помнишь, Алёша.docx

63                                                                                                                                     Л – 6

 

Тема:                             Константин Михайлович СИМОНОВ

                        «ТЫ  ПОМНИШЬ, АЛЕША, ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ».

 

Цель урока:  совершенствование навыков анализа текста; развитие творческих способностей учащихся.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: развитие навыков анализа текста, выразительного чтения; развитие диалоговой формы общения внутри микрогруппы, творческого потенциала.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:  готовность и способность к саморазвитию, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Межпредметные связи: русский язык, живопись, музыка, кинематограф.

 

 

 

Никогда общение писателей с народом не было таким тесным, как в годы войны.

            А.Прокофьев

Льется свет по ночам из мерцающих чаш.

Колыбели плывут в тишине.

Начеку,

словно мира спасенного страж,-

Наша память о прошлой войне.

Расул Гамзатов 

 

                                                      ХОД УРОКА                                                                                                                                                        

 

I.                  Вступительное слово учителя                 

                                                                                                                                                                                                                                        (тихое звучание песни «Священная война»).

 

  Говорят, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Никакие канонады и бомбежки не могли заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны. Иностранный журналист Александр Верт, который почти всю войну провёл в Советском Союзе, в своей книге «Россия в войне 1941–1945 гг.» писал: “Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый”. Сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о поэзии Великой  Отечественной войны. 

   Казалось бы, задача людей в военное страшное время – выстоять, выжить и победить, а не писать стихи, романы, пьесы. НО именно в это тяжёлое время литературе придавали большое значение. События Великой Отечественной войны стали центральной темой литературы того периода. В произведениях военных лет, конечно, был запечатлён подвиг народа. Во время войны художники слова не только создавали новые произведения. На фронт ушли более 1000 писателей и поэтов, из них более 400 не вернулось.

   Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтом, у которого в судьбе “совпало — война, беда, мечта и юность”.

  Это Константин Михайлович Симонов  (1915-1979) – Слайд 1

 

II. Выступления учащихся

 

1. К.М. Симонов родился в 1915 году в Петрограде. В автобиографии он вспоминал: “Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. Отец (отчим) был военным, и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий”. Отчим стал будущему поэту преданным отцом, в поэме «Отец» Симонов обратился к нему со словами благодарности. Мать любила поэзию, знала наизусть стихи Пушкина и Лермонтова, Тютчева, привила любовь к поэзии и сыну.

 

2. К.Симонов окончил семь классов, затем фабрично-заводское училище, стал токарем, учился в Литературном институте. С 1934 года стал публиковать свои стихи. К началу войны он был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, прошёл Халхин-Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну “изнутри”. Многие его стихотворения наши воины носили у себя на груди: «Жди меня, и я вернусь...», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Родина», «Майор привёз мальчишку на лафете...»

                                                       Слайды 2-4

                          

   Уже по названиям стихотворений можно судить, что стихи и война шли рядом. Война ворвалась в жизнь наших людей, и поэты стали военными корреспондентами на фронте. Послушайте, что пишет в своём дневнике писатель через месяц после начала трагедии.

  “Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с маленькими узелками, девочки, молодые женщины. Это было странное зрелище — эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски. А с востока на запад вдоль дороги шли навстречу гражданские парни. Они шли на свои призывные пункты, к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли дезертирами, и в то же время ничего толком не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Их вели вперёд чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что немцы могут быть здесь, так близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей расстреливали с воздуха нем­цы, и они внезапно для себя попадали в плен”.

 

  Можно представить, в каком настроении был К.Симонов, когда писал стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...».

    27 июля  - бои под Смоленском и отступление под Житомиром. 

    29 июля - новоржевское направление... И — как крик: немцы перед атакующими частями гонят... женщин и детей.

 

IIIАнализ стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»

 

                     Прослушивание стихотворения в исполнении автора К.М.Симонова

 

1. Словарная работа (УСТАРЕВШИЕ СЛОВА)

кринка — глиняный удлинённый горшок для молока;

тракт — большая проезжая дорога;

погост — кладбище;

салопчик — женская одежда.

 

2. Беседа по прочитанному тексту с опорой на план анализа.

 

- Сколько частей в стихотворении?

(В стихотворении две части. Это легко определить по начальным строкам: “Ты помнишь...”)

 

- К кому обращается К.Симонов?

(Скорее всего к другу, однополчанину, с которым прошёл по дорогам войны.)

 

    Алёша — это Алексей Сурков, тоже военный корреспондент, поэт, автор известной песни времён войны «Землянка» - Слайд 5 + песня «В землянке»

 

1 ЧАСТЬ

-  Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения первой части?

. Печальная картина страдания народа. Автор вспоминает о горестных днях отступления, когда в тылу врага оставались женщины, дети, старики.)

 

- Что такое эпитеты? (Художественное, образное определение

 

- Найдите в 1-ой части самостоятельно яркие эпитеты. Какие из них передают настроение поэта?

(“Бесконечные, злые дожди”, “усталые женщины”, “дорожной тоской”, “со вдовьей слезою” и др.)

 

- Что такое Родина по мнению поэта? Какое открытие он делает для себя?

(Ответ на этот вопрос даёт поэт строками:

                                ...всё-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены...)

 

— Какой видится Родина поэту?

(Это “...деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась”.)

 

2 ЧАСТЬ

- Чем отличается по настроению вторая часть стихотворения?

(Появляется лейтмотив стихотворения: “Мы вас подождём”. И хотя стихотворение об отступлении, звучит вера в то, что это не навсегда.)

 

- Что такое олицетворение? Найдите олицетворения, усиливающие эту веру, самостоятельно.

(“Мы вас подождём!” — говорили нам пажити. // “Мы вас подождём!” —говорили леса.)

 

— Чьи образы на дорогах войны запечатлела память поэта?

(“...седая старуха в салопчике плисовом”, “весь в белом, как на смерть одетый старик”, “русская женщина”.)

 

— Как меняется образ солдата к концу стихотворения?

(Это герой, мужественно защищающий каждую пядь земли. Он всё больше ожесточается против врага. “На наших глазах умирают товарищи, // По-русски рубаху рванув на груди”.)

 

— Чей образ предстаёт в последней строфе?

(Это образ русской женщины. Он сливается с образом Родины. Именно на плечи женщин лягут многие тяготы войны. Они будут пахать, сеять, делать снаряды, недосыпать, недоедать, чтобы приблизить долгожданную Победу.)

 

— Что значит, по-вашему, любить Родину? Как поколение К.Симонова смогло доказать свою любовь к Родине?

(Громогласно заявлять о любви к Родине бессмысленно. Поколение фронтовиков доказало любовь Победой.)

 

-  Какой период войны описан в данном стихотворении?

                  (Начало войны – самый сложный и тяжелый период войны).

- Какую проблему открывает нам автор?

(Как тяжело оказаться на дорогах войны, как тяжело смотреть на людей, которые страдают от потери близких и это еще тяжелее, чем воевать, как тяжело терять товарищей и осознавать, что по родной русской земле шагает беспощадный враг).                                                                                                                                                     

 

-  К чему призывает читателя автор?   (Верить в победу)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  - Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?    Слайд 6                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Тревогу

Сострадание

Радость

Страх

Восхищение                                      Я чувствую

Горе

Боль

Тяжесть испытаний

Сочувствие

 

V. Заключительная часть                                                       

 

- Стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» обращено и к нашей памяти. 72 года (2017-1945) не горят дома от фашистских снарядов, не плачут дети, провожая отца или брата на фронт...

                                                           Слайд 7

Весь под ногами мир земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.

 

VI. Д/З, оценки за урок

 

Отрывок наизусть


 

Л – 6 Тема :

Л – 6 Тема :

Великой Отечественной войны. Иностранный журналист

Великой Отечественной войны. Иностранный журналист

Их вели вперёд чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что немцы могут быть здесь, так близко

Их вели вперёд чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что немцы могут быть здесь, так близко

Родина — Не дом городской, где я празднично жил,

Родина — Не дом городской, где я празднично жил,

Сострадание Радость Страх

Сострадание Радость Страх
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017