Разработка урока по литературе в 7 классе. Тема: «Тема Родины и тема природы в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)».
Оценка 4.6

Разработка урока по литературе в 7 классе. Тема: «Тема Родины и тема природы в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)».

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
13.12.2017
Разработка урока по литературе в 7 классе.  Тема: «Тема Родины и тема природы в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)».
Разработка урока по литературе в 7 классе. Тема: «Тема Родины и тема природы в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)». Цели: 1. Повторить различие прозаической и поэтической речи, их особенности. 2. Познакомить со стихами А.Толстого, В.Жуковского, И.Бунина. 3. Выявить авторскую позицию, используя методику двухцентрового анализа стихотворения. 4. Воспитывать любовь к прекрасному, к Родине, к людям, окружающим тебя. Оборудование: 1. Портреты. 2. Тексты. 3. Схемы анализа. Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Повторение изученного. --Что изучили на прошлом уроке? --Какой это рассказ? (Юмористический). --Что высмеивает?
Разработка урока по литературе в 7 классе.doc
Разработка урока по литературе в 7 классе. Тема: «Тема Родины и тема природы в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)». Цели: 1. Повторить различие прозаической и поэтической речи, их особенности.             2. Познакомить со стихами А.Толстого, В.Жуковского, И.Бунина.                        3. Выявить авторскую позицию, используя методику двухцентрового анализа стихотворения.             4. Воспитывать любовь к прекрасному, к Родине, к людям, окружающим тебя. Оборудование: 1. Портреты.                             2. Тексты.                             3. Схемы анализа. Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Повторение изученного. ­­Что изучили на прошлом уроке? ­­Какой это рассказ? (Юмористический). ­­Что высмеивает? (Чинопочитание, чиноугодничество, нравственное плебейство, животный страх за свою «шкуру»). С другой стороны, наглость, беспардонность власть имущих по отношению к обывателям. ­­В чём новаторство Чехова­рассказчика? (Он   писал   маленькие   по   объёму   рассказы,   но   в   них   «большие   уроки»   можно извлечь).  3. Новый материал. Учитель.  Сегодня   мы   тоже   будем   изучать   малый   литературный   жанр   –   это лирическое стихотворение. ­­Чем отличается стихотворение от прозы? (Есть рифма, ритм). ­­Послушайте стихотворение.                                    Огромный шар, надутый паром,                                    Поднялся в воздух он недаром.                                    Наш коротышка хоть не птица,                                    Летать он всё­таки годится.                                    И всё доступно уж, эхма!                                    Теперь для нашего ума! ­­Рифма   есть?   А   можно   считать   его   хорошим   стихотворением? Почему?   (Нет смысла). 4. Слово учителя. Конечно, для хорошего стихотворения прежде всего важен смысл, умение автора самому чувствовать прекрасное и передавать свои мысли и настроение в своих стихах. Сегодня мы и познакомимся с такими стихами! Откройте тетради, запишите число и тему урока.  Мы   познакомимся   сегодня   со   стихами   Василия   Андреевича   Жуковского, Алексея   Константиновича   Толстого   и   Ивана   Алексеевича   Бунина   о   природе   и постараемся   выявить   тот  глубинный  смысл, который  в  них  заложен,  используя двухценровой анализ стихотворения. 5. Чтение и анализ стихотворений. Обратимся к стихотворению «Благовест» А.Толстого. ­­Что обозначает слово «благовест»? (Благовест – колокольный звон в один колокол перед началом церковной службы, а   также   перед   началом   важнейшей   части   литургии.   Например,   пасхальный благовест). ­­Каким настроением проникнуто стихотворение? Каков тон? (Минорный, грустный). ­­Назовите ключевые слова, доказывающее это. (Уныло, звон через могилы, томим тоскою, плачу). Сколько героев в этом стихотворении? Докажите. (Звон и лирический герой – автор). ­­Скорее это на сам автор, а его отношение к описываемому, его чувства, в литературе   есть   такое   понятие   «лирический   герой».   Запишите   в   тетрадь. Лирический герой стихотворения – это тот, чей голос мы слышим в произведении. Иногда   понятия   лирический   герой   и   автор   совпадают,   тогда   говорят,   что лирический герой в стихотворении синонимичен автору.  Можно   ли   сказать,   что   в   этом   стихотворении   автор   синонимичен лирическому герою? (Да, это подтверждает личное местоимение Я и глаголы 1 лица). Учитель. Итак, в стихотворении два героя, а значит два объекта описания, значит и два центра. По   мнению   русского   психолога   Льва   Семёновича   Выготского,   в   любом стихотворении имеется два центра, они могут быть противопоставлены друг другу по приёму антитезы, а могут быть тесно взаимосвязаны причинно­следственными связями. ­­Какая связь в данном стихотворении? (Связь тесная. Звон колокола пробудил забытое чувство тоски по Родине, этот звон очищает человеческую душу.          Молюсь и каюсь я,                                                  И плачу снова И отрекаюсь я                                                  От дела злого.) ­­Какое средство выразительности использовал автор в этой строфе? (Инверсия, чтобы выделить главные слова.) ­­Назовите   их,   которые   лишний   раз   подтверждают   желание   героя очистить свою душу. ­­Очень   хорошо.   В   этом   стихотворении   видно,   что   здесь   два   центра связаны. Как они связаны? Обратите внимание на композицию стихотворения. Из скольких частей состоит оно? Докажите. (2,   3?..   Последняя   строфа   –   связь,   построенная   на   развёрнутой   метафоре,   эта строфа является выводом о том, что пока благовест звенит, он связывает его с Родиной, а эта связь даёт ему истинную радость, истинное счастье бытия на этой земле. И сердце радостно дрожит и тает.). ­­О чём же это стихотворение? (О тоске по Родине, о любви к ней, чистой и бескорыстной, о том, что человек лишен смысла жизни, если утратил Родину, о человеке, который признаёт свои ошибки раскаивается в этом искренно и откровенно). Учитель.  Таким образом, понять этот смысл нам как раз и помогло то, что мы смогли увидеть эти два центра и определить связь между ними!  Обратимся   к   другому   стихотворению.   Это   стихотворение   В.Жуковского «Приход весны», где также имеются два центра, но они столь ярко выражены. Попробуем их определить. (Чтение стихотворения учителем). ­­О чём это стихотворение на первый взгляд? (О природе). ­­Вообще,   В.А.Жуковский   в   литературе   стал   родоначальником пейзажной   лирики.   Значит,   один   из   центров   –   это   описание   природы. Докажите. А второй? Кто произносит риторические вопросы? (Человек).  ­­Какая связь между этими двумя центрами? (Приход весны радует человека, оживает не только природа, но и человеческая душа. Весна – символ начала жизни, чистой, новой, светлой и радостной). ­­Значит, человек зависим от природы, она оказывает на него влияние, влюбляет в себя. А как сказал Пришвин, «человек, любящий природу, любит Родину». Какое  слово  связывает   стихотворение   Жуковского  со  стихотворением Толстого? (Родина!) Учитель. Обратимся к стихотворению И.Бунина «Родина». Название говорит само за   себя.   О   чём   пойдёт   речь?   (Чтение   стихотворения).   Что   описывает   автор? Докажите.  (Природу, а точнее, её просторы бесконечные. « И нет конца – бескрайние и далеко…»). ­­Какой приём? (Анафора). ­­Два центра явно не выделены, но они есть. Попытайтесь найти. (1 – в первой строфе, 2 – во второй строфе). ­­Чем отличается одна строфа от другой? (Тоном. 1 – грустный и мрачный. 2 – более светлый). ­­Какие средства во 2 строфе? (Эпитет   –   «молочно­синий».   Сравнение   –   «как   чья­то   кроткая   печаль». Эмоционально­окрашенное слово – «смягчает»). ­­Но не это главное! Во всём стихотворении есть , кроме природы, ещё один герой. Какой?  (Это   человек,   чьими   глазами   одна   картина   хоть   и   несколько   угрюмой,   но бесконечной и необъятной Родины! Это лирический герой). ­­О чём может думать человек, наблюдающий за этой картиной? (Какой   бы   ни   была   Родина   –   она   дорога   любому,   привлекает   своей   скромной простотой.   В   ней   нет   показной   красоты,   она   полна   спокойствия   и   раздолья, степенности и величия.  2 последние предложения).  Итак,   мы   попытались   на   уроке,   проанализировав   стихотворения, Учитель. выяснить, что в любом стихотворении можно (и нужно) найти два центра, выяснить их взаимосвязь и определить более точно тему и идею произведения.  Так только ли о красоте природы говорилось в наших стихотворениях? О чём ещё шла речь? О любви к Родине. Значит, кроме темы природы, мы сегодня затронули и тему Родины. Впишите название темы в тетради.  6. Вывод по уроку. ­­Что нового узнали на уроке? (Что есть лирический герой, два центра  в стихотворении, они связаны, что такое анафора). ­­Чему научились? (Находить два центра, пытаться их связать). 7. Домашнее задание. 1. Выучить определения, записанные в тетради. 2. Проанализировать одно стихотворение на выбор из тех, что остались, ответив на вопросы:     в)   средства выразительности. 8. Итоги по уроку. Выставление оценок.   б)   как   связаны   центры;     а)   найти   два   центра;

Разработка урока по литературе в 7 классе. Тема: «Тема Родины и тема природы в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)».

Разработка урока по литературе в 7 классе.  Тема: «Тема Родины и тема природы в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)».

Разработка урока по литературе в 7 классе. Тема: «Тема Родины и тема природы в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)».

Разработка урока по литературе в 7 классе.  Тема: «Тема Родины и тема природы в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)».

Разработка урока по литературе в 7 классе. Тема: «Тема Родины и тема природы в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)».

Разработка урока по литературе в 7 классе.  Тема: «Тема Родины и тема природы в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)».

Разработка урока по литературе в 7 классе. Тема: «Тема Родины и тема природы в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)».

Разработка урока по литературе в 7 классе.  Тема: «Тема Родины и тема природы в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)».

Разработка урока по литературе в 7 классе. Тема: «Тема Родины и тема природы в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)».

Разработка урока по литературе в 7 классе.  Тема: «Тема Родины и тема природы в стихах поэтов 19 в. Двуцентровой анализ стихотворения (по Л.С.Выготскому)».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2017