УРОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО РОМАНУ А. К. ТОЛСТОГО «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»
Оценка 5

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО РОМАНУ А. К. ТОЛСТОГО «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
21.02.2017
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО РОМАНУ А. К. ТОЛСТОГО «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»
Урок литературы по роману А.К. Толстого "Князь Серебряный" проводится после изучения поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Роман Толстого – "изображение общего характера эпохи и воспроизведение понятий, верований, нравов, степени образованности русского общества во II половину 16 столетия".Аналитическое прочтение романа А.К. Толстого "Князь Серебряный"
КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ.doc
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО РОМАНУ А. К. ТОЛСТОГО «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ» ­ 1 ­ ­ 2 ­ …повесть – изображение общего  характера эпохи и воспроизведение  понятий, верований, нравов, степени  образованности русского общества во II  половину 16 столетия.                                        А. Толстой Оборудование: репродукции картин  Репина и Васнецова «Иоанн Грозный  убивает своего сына». ­ 3 ­ I   Вступительное слово  В отношении к ужасам того времени, автор оставался постоянно ниже  истории. Из уважения к искусству и к нравственному чувству читателя он  набросил на них тень и показал их по возможности в отдалении. Тем не менее он  признается, что при чтении источников книга не раз выпадала у него из рук и он  бросал перо в негодовании, не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV,  сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на  него без негодования. 1. Почему? 2. Какую же задачу ставил перед собой автор? II    Проверка домашней работы 1. Что вы узнали об Иоанне IV?   Развитие речи. Рассматривание репродукций картин Васнецова и  III  Репина. 1. Что говорят репродукции картин о царе Иоанне Грозном как о  человеке? 2. Каким вы его себе представляете? IV    Работа над повестью «Князь Серебряный» ­ 4 ­ 1. Чем прославился а истории Иоанн Грозный?  (Иван Грозный учредил  опричнину. Опричники – царские люди. Их символами были метла  («Русь метем») и собачья голова («грызем врагов царских») 2. Прослушивание отрывка №1 Со слов «Вишь, ты, боярин, с тех пор как настала на Руси  опричнина…», до слов «Старшие у них есть; знаки носят: метлу да  собачью голову». Как вы понимаете символы опричников? Царю мнились измены и заговоры. Начались наговоры друг на друга  Иоанну IV. Царь же приказывал пытать людей пока не признаются, в измене,  проливая кровь невинных людей (Иоанн Грозный, Кровавый) Особой стражей стали опричники. Приблизив их  к себе Иоанн  Грозный отдал им всю землю, все дома, добро, что забрал у  неугодных бояр. Никто не смел поднять руку на опричника – царского человека. И  опричники, зная это, творили бесчеловечное. 3. Прослушивание отрывков №2, №3 Со слов «Вдруг раздался пронзительный крик…», до слов «К седлу  его привязаны были метла и собачья голова». Со слов «Гойда, Гойда! – кричал он, ­ колите скот, рубите мужиков,  ловите девок, жгите деревню!» до слов «­Ага! Развязал язык, старый хрыч! Да поздно, брат, в другой раз не шути! На березу его!» Что вы можете сказать о нравственности опричников, их  жизненных принципах?  Какой человек мог записаться в опричнину? Опричники не должны были быть знатного рода. ­ Почему? 4. Прослушивание отрывка №4 Со слов «­Колдун, ­ продолжал князь, смягчая свой голос, ­ помоги  мне!» до слов «…погубил я душу свою! Да что мне до нее! Во дне  адовом не будет хуже здешнего!» Что вы думаете об опричнике Вяземском? 5. Прослушивание отрывка №5 ­ 5 ­ Со слов «Царь любил звериный бой» до слов «Если же медведь  задирал кого до смерти, то деньги выдавались его родным, а он  вписывался в синодик для поминовения по монастырям вместе с  прочими жертвами царской потехи или царского гнева.» Почему царя устраивала такая «особая стража»? 6. Прослушивание отрывка №6 Со слов «Наружность Малюты Скуратова вселяла ужас даже в самых  неробких». До слов «…он собственноручно рассекал мертвые тела  топором и бросал их псам на съедение». Как вы думаете, почему так подробно дает описание (портрет)  М. Скуратова автор? Это портрет всей опричнины, обобщенный образ царских людей,  самого царя – звери без мыслей и чувств сострадания. V    Вопросы на выявление восприятия 1. Что привлекло автора в далекой ему эпохе? 2. Чем для нас интересен этот роман? 3. Почему он назван «Князь серебряный», а не «Иоанн Грозный»,  «Опричники» и т.д.? ­ 6 ­

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО РОМАНУ А. К. ТОЛСТОГО «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО РОМАНУ А. К. ТОЛСТОГО «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО РОМАНУ А. К. ТОЛСТОГО «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО РОМАНУ А. К. ТОЛСТОГО «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО РОМАНУ А. К. ТОЛСТОГО «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО РОМАНУ А. К. ТОЛСТОГО «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО РОМАНУ А. К. ТОЛСТОГО «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО РОМАНУ А. К. ТОЛСТОГО «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО РОМАНУ А. К. ТОЛСТОГО «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО РОМАНУ А. К. ТОЛСТОГО «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО РОМАНУ А. К. ТОЛСТОГО «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО РОМАНУ А. К. ТОЛСТОГО «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2017