«Уральский патриотизм Мамина – Сибиряка»
(Урок литературы в 7 классе) 2 Использованная литература
1.И.Дергачев «МаминСибиряк:личность, творчество».
2.Д.Н. МаминСибиряк «Зимовье на Студеной».
(Изд. Детская Уральская библиотека)
3 1. Сообщение о жизни, семье МаминаСибиряка.
2. Обзор творчества.
Знакомство с творчеством писателя начинается в начальной школе с
рассказа «Серая Шейка».Прослушайте эпизод из рассказа.(стр. 30).Произведения
какого автора напоминает это повествование? (Андерсен) Для детей Мамин
Сибиряк (свои первые произведения он подписывал псевдонимом
Сибиряк,который потом стал частью его фамилии) начал писать и печатать с 1882
года. Его рассказ «Емеляохотник» тогда же был отмечен премией.
Послушайте эпизод из этого рассказа (стр. 2325, 28).Как вы думаете, убьёт
ли Емеля теленка? Почему? Какое произведение напоминает этот рассказ?
(П.П.Бажов. «Серебряное копытце».)
Гуси, утки, лебеди, зайцы, олени и другие животные и птицы становились
героями рассказов и очерков МаминаСибиряка. Писатель наделял их
человеческими чертами:
привязанностью,
благодарностью и, конечно, разумом. – Как этот факт характеризует
писателя?
беззащитностью,
страхом,
Редкий рассказ обходился без такого героя как охотничья собака.
Объясните,какое значение для охотника имеет хорошая собака? Каких собак
можно увидеть у наших местных охотников?
Послушайте эпизод из рассказа писателя (стр. 17). Как видите,хоть изменились
времена, собаки попрежнему верные друзья охотников. (стр. 59, 89).
Как характеризует МаминаСибиряка тот факт, что он так хорошо знал
жизнь природы, умел оценить хорошую собаку?
Сюжеты произведений МаминаСибиряка незатейливы на первый взгляд, но
их герои: охотники, рыболовы, мастеровые – люди тяжелой судьбы, красивые
душой, немного философы и одновременно неисправимые романтики.
Прислушайтесь к речи рассказчика и героев. (стр.7476,78) – В чем особенность их
речи?(Сказовая, как у героев Бажова и Лескова).
Д. Н. МаминСибиряк в своих рассказах и очерках большое внимание уделяет
природе Урала. Любовь к родному краю звучит в каждом произведении. В нашем
воображении возникают могучие непроходимые леса, высокие горы, озера, полные
рыбыпейзажи, знакомые и родные каждому из нас, живущих на Урале. (стр.15, 19,
71, 77)
МаминСибиряк настоящий художник, влюбленный в свой край и в людей,
которые его населяют. Именно в уста этих людей вкладывает он слова о
необходимости беречь природу, не губить ради прихоти.(стр. 7677).
Дмитрий Наркисович исходил вдоль и поперек с ружьём родной Урал, знал
названия озёр, островков, гор.(стр.88) А какие горы в нашем крае знаете вы? Чем
они вас привлекают?
4 Действительно, ребята, как много лет назад, так и сейчас в природе разлита
необыкновенная красота и гармония. Совсем другоежизнь людей. Читая
произведения писателя мы узнаём, как жили наши предки, чем занимались.
Прослушайте отрывки из произведений МаминаСибиряка (стр. 87, 108, 111114)
Приходилось работать не только взрослым, но и детям. Прошка напряженно
размышляет, кто же виноват, что он прикован к колесу. Как бы вы ответили
ему?
Виноват строй, в котором нет заботы о человеке, где все подчинено прибыли,
созданию богатства, а человек здесь лишь средство создания капиталов. Гибнет и
другой Прошка, тоже лишенный детства, вечно невыспавшийся, полуголодный в
двенадцать лет зарабатывающий на жизнь.
Но МаминСибиряк видел не один непосильный труд рабочих. Он рисует
отважных и смелых бурлаков, которые проводят утлые суденышки по бурной и
опасной Чусовой. Труд бурлаков опасен. Подвергаются они испытанию и
затяжными дождями, необходимостью лезть в холодную воду реки, чтобы
столкнуть барку, живут полуголодом, едва отогреваются у костров.(стр. 183, 196).
Писателю хочется, чтобы его читатели не просто жалели бурлаков, а вместе с
ними гордились бы уральцами, смекалистыми, сильными, мужественными
людьми.
Лингвистическое задание по прочитанным произведениям.
Замените диалекты из
общеупотребительными словами.
произведений МаминаСибиряка
Саймаизбушка рыбака, охотника.
Просекпросека.
Пошукаем ягодникпоищем ягодное место.
Нюхтитьискать следы (о собаке).
Поснедалипообедали.
Поляшикосачи.
Шиханскала на вершине горы.
Сухаринасухое дерево.
3. Обобщающий этап урока.
Чем же интересены сегодняшнему читателю
произведения МаминаСибиряка? Какова роль писателя в
литературе?
4. Домашнее задание.
5 Написать сочинение на выбранную тему.
«Уральский патриот» МаминСибиряк.
Произведения МаминаСибиряка и современный читатель.
Урал на страницах книг МаминаСибиряка.
6
«Уральский патриотизм Мамина – Сибиряка»
«Уральский патриотизм Мамина – Сибиряка»
«Уральский патриотизм Мамина – Сибиряка»
«Уральский патриотизм Мамина – Сибиряка»
«Уральский патриотизм Мамина – Сибиряка»
«Уральский патриотизм Мамина – Сибиряка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.