Технологическая карта
Учебный предмет |
Математика |
УМК |
«Начальная школа XXI века» |
Класс |
4 |
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
Технология построения урока |
Проблемно-диалогическая |
Тема урока |
Единицы массы. Тонна, центнер |
Дидактическая цель урока |
Создать условия для открытия обучающимися новых знаний |
Задачи урока |
- познакомить обучающихся с единицами массы – тонной, центнером; - установить соотношения между ними; - закрепить знания обучающихся об изученных единицах; - совершенствовать навыки решения задач с единицами массы; - развивать вычислительные навыки, память речь, мышление, умение работать самостоятельно, делать выводы, объяснять; анализировать; - воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение друг к другу |
Формы работы |
фронтальная, индивидуальная, групповая |
Методы обучения |
- проблемно-поисковый; - словесный; - наглядный; - практический |
Педагогические технологии |
- проблемно-диалогическая; - информационно-коммуникативная; - здоровьесберегающая; - обучение в сотрудничестве |
Средства обучения |
1. Математика: 4класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Ч.1.В.Н.Рудницкая, Т.В. Юдачёва, Вентана-Граф, 2015 2. Математика: 4 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных организаций. Ч.1.В.Н.Рудницкая, Т.В. Юдачёва, Вентана-Граф, 2016 3. Проектор, ноутбук, презентация к уроку «Единицы массы» 4. Таблица единиц массы |
Этапы |
Формируемые УУД |
Слайды презентации |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||||
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
|
Личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания, развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения.
|
|
- Доброе утро, ребята! Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! Начинаем ровно в срок наш любимейший урок!!! Мы друг к другу повернёмся, подмигнём и улыбнёмся! Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи и успешности в придачу! - Девизом для урока предлагаю взять слова «Знаешь – говори, не знаешь – слушай» - А для этого нам сегодня понадобятся: внимательные глаза,чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы. И, конечно же, хорошее настроение! |
Проверяют готовность к уроку: • правильность
выбора учебных принадлежностей, |
||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний
|
Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, выстраивать последовательность необходимость операций. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; строить логическую цепочку рассуждений; самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Личностные: выражать познавательный интерес к математике |
Слайд 2
Слайды 3-11
Слайд 12
|
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. 1.Устный счёт. Любая работа, не обходится без устного счета. Самостоятельная работа. Возьмите листок с числовой таблицей и закрасьте те клеточки с числами, которые будут являться ответами к этим примерам: 25х10 64000 :100 350000 : 1000 7 х 100 10000 : 100 76 х 10 55000 : 100 10 х 100 Что у вас высветилось на карточке? А это значит, что все примеры решены, верно. Если нет «5», то значит, где-то допущена ошибка. Работа в группе Предлагаю вам разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово. (все слова вписываются по горизонтали) 1.Промежуток времени в 100лет 2.Отрезок длиной 100см 3.Масса предмета в 1000г 4.Отрезок длиной 10см 5. Время в 60 минут 6.Расстояние в 1000 м 7.Единица времени, в 60 раз меньше часа 8.Самая маленькая единица массы
-Какое ключевое слово получилось? - А что такое величина?
- Какие величины вы знаете?
– О
какой величине мы будем сегодня говорить, вы узнаете, разгадав ребус. |
Закрашивают клеточки с числами, которые будут являться ответами к данным примерам
- Век. - Метр. - Килограмм. - Дециметр. - Час. - Километр. - Минута. - Грамм.
- Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом - Массы, длины, времени, площади.
-О массе.
- кг, г
|
||||||||||||||||||||
3. Выявление места и причины затруднения.
|
Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока, тему после предварительного обсуждения; Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; строить логическую цепочку рассуждений; обсуждать проблемные вопросы; самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог; доносить свою позицию до других |
Слайд 13
Слайд 14
Слайды 15-17 |
(На экране картинка яблока, корзины яблок, машины яблок) – Если нужно узнать массу одного яблока, какой единицей массы вы воспользуетесь? – А если нужно узнать массу ящика с яблоками? – Ну а если нужно узнать массу целой машины с яблоками? Выдвижение гипотезы –
Что же мы можем предположить?
– Какова же тема урока? -Назовите прибор для измерения массы - Существует много видов весов. Какие, вы, знаете? Рассказ учителя с демонстрацией слайдов Учитель показывает на слайдах разные весы и рассказывает о весах: - Эти весы называются безмен (кантор)Ими очень часто пользуются в повседневной жизни, когда надо узнать массу сумки, пакета взвесить фрукты или овощи.Для измерения массы людей существуют напольные весы. В магазине можно увидеть другие весы. Существуют платформенные, медицинские, электронные.
|
- Грамм
- Килограмм
- Ни грамм, ни килограмм не подходят для измерения такого большого и тяжелого груза - Возможно,
для таких больших грузов существуют другие единицы измерения массы - Нам надо познакомиться с большими единицами массы
- Единицы массы. Тонна, центнер
- Весы
-Обучающие рассказывают
|
||||||||||||||||||||
4.Построение выхода из затруднения |
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата. Познавательные: ориентироваться в учебнике; проверять информацию (осуществлять поиск и выделение необходимой информации); строить логическую цепочку рассуждений; выявлять соотношения между единицами измерения массы; уметь сравнивать, называя критерии для сравнения; фиксировать результаты; принимать таблицы. Личностные: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. |
Слайд18 |
– Кто из вас слышал, какие единицы измерения массы используют для взвешивания больших грузов? - Чем воспользуемся, чтобы проверить наши предположения? Работа
по учебнику –
Посмотрите внимательно на запись, которую вы сейчас сделали и ответьте на
вопрос: «Во сколько раз тонна больше центнера?» (Учитель вешает таблицу единиц масс) – Посмотрите внимательно на таблицу и ответьте на два вопроса: 1.Что уже знали? 2.Что нового узнали? |
- Обратимся к учебнику (Работа с учебником, с.122)
Находят в учебнике нужную информацию
- Записывают соотношение единиц: 1 ц = 100 кг, 1т = 1000 кг.
-В
10 раз
1 т = 10 ц
Рассматривают таблицу единиц масс. Делают выводы |
||||||||||||||||||||
5. Первичное закрепление
|
Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, выстраивать последовательность необходимость операций (алгоритм действий). Познавательные: ориентироваться в учебнике; сравнивать различные единицы массы; строить логическую цепочку рассуждений; выявлять соотношения между единицами измерения массы; выполнять с ними математические действия; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. Личностные: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. |
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25 |
Устанавливает осознанность восприятия. - Расположите единицы массы в порядке убывания.
- А теперь расположите единицы массы в порядке убывания.
Фронтальная работа по учебнику. - Потренируемся выполнять действия с новыми единицами массы. Стр 122 №3 - Давайте вспомним, какие арифметические действия помогают нам переводить одни именованные числа в другие? -Когда выполняем умножение, а когда – деление?
Стр 123 №8 (задача)
- Теперь решим задачу ещё одну задачу на смекалку. Задача: Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается?
- Запишите это равенство в тетрадь - А теперь немного отдохнём и, заодно, будем расширять свой кругозор (рассказ учителя с демонстрацией слайдов) - Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены. Кто-то признаётся самым сильным, кто-то самым быстрым, а кто-то может похвастаться лишь своим весом. Самым большим и одновременно самым тяжёлым животным на нашей планете признан синий кит. Масса синего кита может достигать 150-200 т. На суше рекордсмен в тяжёлом весе – это слон. При длине 6 м он весит 6 – 7 тонн. - В противоположность самым тяжёлым животным на нашей планете существуют и живут самые маленькие животные.
Историческая справка - В старину на Руси использовали другие меры массы. А теперь мысленно давайте отправимся в прошлое, на рынок и посмотрим, с помощью каких мер и что там будут продавать. - В Древней Руси многие измерения были очень примитивными и приблизительными. Они и сейчас иногда встречаются вам при чтении художественных произведений. Например, «горсть», «охапка». Но поскольку товары были разные сыпучие и штучные стали применять и разные меры. Рыбу купцы продавали «возами», солёную – « бочками» , квас – «вёдрами», зерно – «кадями» (кадка, кадь, бочка поверху окованная железом). Позднее появился пуд – 16 кг 380 г., фунт – 400г. Сахар продавали фунтами. Чай покупали на золотники. Золотник=4,266г.
|
- 1грамм, 1центнер, 1 килограмм, 1тонна
-1грамм,1 центнер, 1килограмм, 1тонна
Работают над закреплением.
- Умножение, деление
-При переходе к меньшим единицам измерения выполняем умножение, а при переходе к большим – деление У доски поочерёдно выполняют перевод величин с комментированием. Анализируют задачу содержащую единицы массы, оформляют решение
-Нет, правы все, так как выразили массу бегемота в разных единицах
3 т = 3000 кг = 30 ц
Выступает подготовленный ученик ( с демонстрацией слайда) |
||||||||||||||||||||
6. Физкультминутка |
Личностные: осознают важность сохранения и укрепления здоровья |
|
Организует выполнение физических упражнений Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! По коленкам, шлёп, шлёп! По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлёпай! Мы осанку исправляем. Спинки дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись, Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись.
|
Обучающие выполняют движения |
||||||||||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
|
Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять самоконтроль: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценке и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: осуществлять анализ учебного материала. |
Слайд 26
Слайд 27 |
Организует деятельность по применению новых знаний. - Сейчас вам нужно подобрать пару равных величин (Проверка по эталону)
-Используя данные значения величин в порядке возрастания
|
Самостоятельно работают в тетрадях, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
|
||||||||||||||||||||
8. Включение в систему знаний и закрепление пройденного материала |
Познавательные: приводить примеры задач на использование единиц массы. Личностные: применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека, проявлять терпение, доброжелательность и доверие к собеседнику. Коммуникативные: владеть диалогической формой речи; доносить свою позицию до других |
|
- Где вы сможете применять усвоенные знания? Работа в паре (творческое задание) - Сейчас, каждая пара должна составить задачу на изученные единицы массы и записать её на листке. - К следующему уроку я просмотрю ваши задачи, выберу наиболее лучшие варианты задач и решим их. ( составители задач получат отметки) Если остаётся время на уроке, то выполняются задания на слайдах 31 – 36
|
В парах составляют задачи и записывают на листочках |
||||||||||||||||||||
9. Итог урока |
Регулятивные: осуществлять итоговый контроль деятельности; Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; способность к самооценке на основе критерии успешности учебной деятельности. |
|
Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок!
- Над какой темой мы сегодня работали? - Какую цель перед собой ставили? -Удалось ли достичь поставленной цели? - Мы открыли новые знания. А где же пригодятся полученные на уроке знания?
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.
- Полученные знания пригодятся людям в жизни таких профессий, как строители, продавцы, агрономы и т. д. |
||||||||||||||||||||
10. Рефлексия деятельности
|
Регулятивные: осуществлять самоконтроль; анализировать собственную работу; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
Слайд 28 |
Организует рефлексию Давайте поделимся мыслями об уроке? Рефлексивный экран Сегодня на уроке • Я узнал … • Было интересно … • Было трудно … • Я понял, что … • Я понял и могу… • Теперь я могу … • Я запомнил … • Я научился … • Я повторил … Выставление оценок - Молодцы! Спасибо за работу на уроке |
Обучающие заканчивают предложения. - Было интересно и легко, на уроке во всём разобрался. - Я понял и могу объяснить другим. |
||||||||||||||||||||
11. Домашнее задание |
Предметные: формировать умения
в домашних условиях применять полученные знания на уроке |
|
- Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание Р.т. № 233, 234 с. 73 Дома вы будете выполнять домашнее задание в рабочей тетради на печатной основе. Посмотрите всё ли вам понятно? Есть ли у кого вопросы ? В заданиях нужно установить соотношения между единицами массы и решить задачу.
|
Записывают домашнее задание. Задают вопросы, если что-то непонятно
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.