Урок алгебры и начала анализа в 11 классе
«Логарифмические уравнения и методы их решения».
«С точки зрения вычислительной практики,
изобретение логарифмов по важности можно
смело поставить рядом с другим,
более древним великим изобретением индусов –
нашей десятичной системой нумерации».
Я. В. Успенский
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель урока: формировать умение решать логарифмические уравнения;
ввести понятие операции потенцирования; формировать умение применения
трех основных методов решения логарифмических уравнений.
Задачи:
Обучающие:
актуализация опорных знаний о логарифме, применения свойств
функций при решении уравнений;
применение обобщенных знаний, умений и навыков в новых
условиях – создание проблемной ситуации;
самоконтроль и взаимоконтроль знаний, умений и навыков.
Развивающие задачи:
развитие логического мышления, умения работать в проблемной
ситуации;
развитие умений применять знания, умения и навыки в
нестандартной ситуации;
развитие самостоятельной деятельности учащихся.
Воспитательные задачи:
воспитание интереса и любви к предмету через содержание
учебного материала урока, методов обучения;
совершенствование умения работать в паре, взаимопомощи,
культуры общения, умения применять преемственность тем математики;
воспитание таких качеств характера, как настойчивость в
достижении цели, умение не растеряться в сложной ситуации, умения
анализировать результат и работу по его достижению, делать выводы.
Метод урока: поисковоисследовательский.
Форма работы: работа в парах, индивидуальная и фронтальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска,
презентация к уроку, карточки на столах учащихся, карта «морской бой».
Ход урока:
I. Организационный этап: (продолжительность 1 мин)
У: Добрый день.
Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника.
Он подвёл всех к огромному дверному замку. Кто откроет, тот и будет
первым помощником. Никто не притронулся даже к замку. Лишь один
визирь подошёл и толкнул замок, который открылся. Он не был закрыт на
ключ. Ты получишь эту должность, потому что полагаешься не только на
то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не
боишься сделать попытку.”
Ребята, надейтесь на собственные силы, не бойтесь, откройте свой
собственный потенциал.
Я приглашаю вас к сотрудничеству.
II. Этап всесторонней проверки знаний
Устный счёт: (продолжительность 3 мин)
Перед учащимися лежит таблица вычислений логарифма. На основании
игры «Морской бой», по заданным координатам вычислить значение
логарифма СЛАЙД 2. У: А сейчас небольшая разминка. Вспомним вычисления логарифмов.
Возьмите в руки игру «Логарифмический морской бой». Жду правильных
ответов.
1. b 4 3
2. f 6 1/2
3. a 11 2
4. b 10 1/2
5. f 11
3
6. c 2 2
7. a 9 2
8. d 1 1
9. f 2 1/3
10. c 8 1 15. f 7 1/6
11. a 3 1 16. d 10 7
12. d 2 2 17. a 4 2
13. b 8
3
18. b 3 3
14. c 10
5
У: ПОПАЛ
или МИМО
Спасибо.
Оцените свой
результат.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
a
log 2
5
125
log
2
2
lg10
log 2
7
7
log 3
1,5
3
8
log 16
4
log 13
169
log 27
3
log
6
1
36
lg10
1
log 9
1
3
log 3
7
49
a
b
log 2
4
log
2
3 2
log 343
7
log 8
2
log
2
2 2
log
10
10
log
3
5
3
log
8
27
2
3
lg 0,01
log 9
81
log 27
1
3
log 2
1
2
8
27
b
c
log 81
3
log 9
3
log 2
1
2
2
7
log
4
log 125
1
5
log 2
5
5
log 27
3
log
0,5
1
2
d
log
2
3
3
2
12
log 144
log
3
13
lg100
log log 8
3
2
log 5
2
1
2
4
log
3
2
1
2
1
4
2
log
3
2
log log 81
2
3
log 32
2
log lg10
2
4
log 3
2
4
lg 7
10
log
4
25
2
5
f
log 49
1
7
log 2
8
log
0,2
log
3
5
3
log 2
5
1
5
log 3
9
log 2
64
log 9
3 3
1
2
3
4
5
6
7
8
log
4
1,5
2
9
3
lg 0,001 10
1
11
2
log
0,5
3
7
lg10
2log
0,3
0,3
0,3
log
2
7
7
12
c
d
f
Графический диктант. На приз Непера (продолжительность 3 мин).
У: Для дальнейшей работы вам необходимо вспомнить свойства
логарифмической функции. Перед вами лежит «графический диктант»,
необходимо установить истинные или ложные эти высказывания.
Дети выполняют диктант. СЛАЙД 34.
По окончании работы над
диктантом, учитель демонстрирует заранее приготовленные ответы. СЛАЙД
5.
У: «Взаимопроверка». Сравните результаты и оцените.
Пары обмениваются карточками и проверяют работу взаимопроверкой.
Немного об изобретателе логарифмов и создателе логарифмических таблиц.
У: Ребята, вы знаете, кому принадлежит термин «логарифм»?
СЛАЙД 6. Джон Непер – шотландец. В 16 лет отправился на
континент, где в течение пяти лет в различных университетах Европы
изучал математику и другие науки. Затем он серьезно занимался
астрономией и математикой. К идее логарифмических вычислений Непер
пришел еще в 80х годах XVI в., однако опубликовал свои таблицы только в
1614г., после 25летних вычислений! Они вышли под названием “Описание
чудесных логарифмических таблиц”. Неперу принадлежит и сам термин
“логарифм”, который он переводит как “искусственное число”. Таблицы и
идеи Непера быстро нашли распространение.
III.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному
усвоению нового материала (продолжительность 1 мин).
1. Сообщение темы изучения нового материала.
У: Запишите число и тему урока «Логарифмические уравнения и
методы их решения». СЛАЙД 7.
2. Формулировка цели урока:
У: На уроке вы познакомитесь с понятием потенцирования, будете
учиться решать логарифмические уравнения и правильно подбирать
методы их решения.
IV. Этап усвоения новых знаний (продолжительность 9 мин).
Дать учащимся конкретное представление об изучаемых уравнениях, их
видах и методах решения. Добиться усвоения учащимися изученных методов.
Развивать умение самостоятельно конструировать свои знания, умение
ориентироваться в образовательном пространстве 1. Организация внимания, процесса восприятия.
У: Записываем первый метод «Решение логарифмических уравнений на
основании определения логарифма». Для начала вспомним определение
логарифма.
(Логарифмом числа b по основанию а, где b>0, a>0, a≠1, называется
показатель степени, в которую нужно возвести основание а, чтобы получить
число b).
2. Рассматривается метод решения логарифмических уравнений на
основании определения логарифма. СЛАЙД 89.
Решение логарифмического уравнения на интерактивной доске
3. Рассматривается метод потенцирования. СЛАЙД 1012.
log 3
2
x
)1
2
У: Записываем второй метод «Решение логарифмических уравнений
методом потенцирования». Для начала дадим определение действию
потенцирования.
Определение: потенцирование действие, обратное логарифмированию
и заключающееся в нахождении числа по данному логарифму.
Метод основан на теореме, запишите.
Решение логарифмического уравнения на интерактивной доске
log
2
3(
x
)6
log
2(
x
)3
2
4. Первичное обобщение. СЛАЙД 13.
У: Запомни! Логарифм и ОДЗ вместе трудятся везде.
5. Рассматривается метод введения новой переменной. СЛАЙД 1415.
У: Записываем третий метод «Решение логарифмических уравнений
методом введения новой переменной». Какие уравнения решаются
методом введения новой переменной?
(биквадратное, иррациональное, тригонометрическое, показательное
уравнения).
У: Ребята, помните притчу «используйте свой потенциал», может
ктото из вас решит данное уравнение?
Решение логарифмического уравнения на интерактивной доске
lg 2
x
lg4
x
03 У: Итак, предлагаю выделить изученный материал в алгоритм
решения логарифмического уравнения. Алгоритм и обобщённый материал
предлагаю в виде буклета, сравните. Он поможет вам справиться с
работой.
Физкультминутка СЛАЙД 16.
V. Этап закрепления новых знаний (продолжительность 8 мин).
У: Откройте задачник на странице стр.150151, № 44.4(в), 44.5(б),
44.6(б.)
Есть желающие решить уравнение?
Закрепление на основе применения полученных знаний на практике, при
выполнении заданий. СЛАЙД 18.
У: Перед вами три уравнения, выберите одно из уравнений и решите его.
Решить уравнения: Ответы:
1. х1 =105; х2 = 0,1
2. х =1
3. х1 = 6; х2 = 1
У: Самопроверка. Оцените результат.
Поднимите руку, кто решил уравнение на основании определения
логарифма?
Кто решил уравнение методом потенцирования?
Кто решил уравнение методом введения новой переменной?
Почему вы выбрали именно это уравнение?
Вывод: важно выбрать правильный метод решения.
VI. Этап информирования учащихся о домашнем задании, подведения
итогов (продолжительность 3 мин).
У: Домашнее задание: §44, №44.1(а), 44.4(а), 44.6(а), творческое
задание лежит у вас на столе. Выяснить в чём ошибка доказательства и
решения. СЛАЙД 1922.
“Логарифмическая комедия” 2>3 Рецензирование (найди ошибку).
Рефлексия СЛАЙД 23.
У: За что вы можете себя похвалить?
За что вы можете похвалить одноклассников?
За что вы можете похвалить учителя?
СЛАЙД 23. Оцените нашу совместную работу смайликом.
Отлично Хорошо Удовлетворительно
СЛАЙД 24
У: “Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись – радовать глаз,
Поэзия пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни
людей,
а математика способна достичь всех этих целей”.
Так сказал американский математик Морис Клайн.
СЛАЙД 25. Спасибо за работу!
Разработка урока по математике «Построение углов с помощью транспортира» (5 класс)
Разработка урока по математике «Построение углов с помощью транспортира» (5 класс)
Разработка урока по математике «Построение углов с помощью транспортира» (5 класс)
Разработка урока по математике «Построение углов с помощью транспортира» (5 класс)
Разработка урока по математике «Построение углов с помощью транспортира» (5 класс)
Разработка урока по математике «Построение углов с помощью транспортира» (5 класс)
Разработка урока по математике «Построение углов с помощью транспортира» (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.