Разработка урока по ОБЖ в 10 классе
Оценка 4.6

Разработка урока по ОБЖ в 10 классе

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
ОБЗР
10 кл
10.09.2018
Разработка урока по ОБЖ в 10 классе
Данный материал может быть использован на уроках ОБЖ в 10 классе. Это конспект урока, позволяющий учителю грамотно выстроить урок и добиться поставленных целей и задач. Целевая аудитория - учащиеся 10-х классов. Материал предназначен для общеобразовательной школы. Соответствует программе преподавания ОБЖ в средней школе.Разработка урока по ОБЖ
Автономное пребывание человека в природе (2).docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан Разработка урока по ОБЖ в 10 классе на тему: «Автономное пребывание человека в природной среде» Учитель ОБЖ  Камбулов Алексей Владимирович Бугульма, 2018 Цели: 1) Познакомить учащихся с причинами попадания человека в условия  вынужденной автономии, с факторами, способствующими развитию  или возникновению экстремальных ситуаций. 2) Изучить меры профилактики и подготовки к безопасному поведению,  а также правила поведения в условиях вынужденной автономии. 3) Воспитать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность,  а также чувство уважения и заботы по отношению к природе. 4) Закрепить знания полученные в предыдущих курсах ОБЖ. Учебные вопросы: 1. Причины попадания человека в условия вынужденной автономии. 2. Меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях  автономного существования. 3. Правила поведения в условиях вынужденной автономии. Учебный вопрос № 1: Причины попадания человека в условия вынужденной  автономии.  Автономное существование ­ наиболее опасная экстремальная или аварийная  ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природной  средой, обычно возникает неожиданно и вынужденно, причём помощь извне  проблематична. Акклиматизация ­ процесс приспособления организма человека к новым  климатогеографическим условиям.  В основе акклиматизации лежит выработка организмом приспособительных реакций,  направленных на поддержание его нормальной жизнедеятельности в новых условиях  окружающей среды. Выживание ­ активная деятельность, направленная на сохранение жизни,  здоровья и работоспособности в экстремальных условиях с использованием  для этого всего, что дает окружающая среда и собственные теоретические  знания и практический опыт. Причины:  1. ЧС природного характера: стихийные бедствия, (землетрясения,  наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары).  2. Экстремальные ситуации: резкое изменение природных условий  (резкое похолодание, ливень, метель, пурга, снегопад, мороз, засуха и т.д.). Потеря ориентировки на местности (во время похода, экспедиции).  3. Аварийные ситуации на транспорте в условиях природной среды. Факторы, способствующие развитию экстремальных ситуаций:  А) Климатогеографические особенности района:  температура и влажность воздуха, солнечная радиация, осадки, давление атмосферы,  ветер, ураган), а также: рельеф местности, водоисточники, флора и фауна,  фотопериодика (полярная ночь, полярный день), колебания магнитного поля Земли.  Б) Психо­физиологические факторы:  страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, голод, заболевание и травмы. Учебный вопрос № 2: Меры профилактики и подготовка к безопасному  поведению в условиях автономного существования.  Факторы, способствующие выживанию:  А) психофизические качества человека (психическая устойчивость, физическая  подготовленность, обученность действиям при выживании);  Б) одежда, водно­пищевой запас, подручные средства, используемые для различных  целей, аварийно­спасательное снаряжение, устройства для сигнализации и связи. В автономном существовании человек столкнётся с ситуациями:  А) резкого изменения теплового режима;  Б) акклиматизации и реакклиматизации;  В) изменения режима питания, питьевого режима. А) Резкое изменения теплового режима:  Все живые организмы делятся на две группы: пойкилотермные ("разнотермные") и  гомойотермные ("одинаковотеплые").  Пойкилотермность ­ фактор, снижающий выживаемость, т.к. жизненная активность  организмов зависит от изменений температуры среды. Гомойотермность ­ фактор,  повышающий выживаемость. Человек относится к гомойотермным организмам с температурой тела в пределах  36,4°С ­ 37,5°С, её повышение вызывает состояние перегрева (гипертермии), а  понижение ­ переохлаждение (гипотермия). Физиологическая система терморегуляции  у человека включает в себя регулирование теплообразованием и теплоотдачей.  Теплообразование происходит в скелетных мышцах в результате сложных химических  реакций при усвоении пищи. Следует помнить, что при незначительном охлаждении  начинается непроизвольная микровибрация мышц, которая в дальнейшем переходит в  длительную синхронную активность отдельных мышечных волокон  (терморегуляционный тонус), а при боле сильном охлаждении возникает холодовая  дрожь. При этом теплообразование повышается в 3­5 раз, при произвольной мышечной  активность (ходьба, бег) теплообразование может увеличиваться в 10­20 раз.  Физическая терморегуляция играет более существенную роль, чем химическая в обеспечении постоянства температуры тела. При понижении температуры среды  теплоотдача уменьшается, при повышении температуры среды ­ увеличивается. Теплоотдача происходит четырьмя способами:  1. Кондукцией (кондукция (проведение) ­ прямая передача тепла от тела к твердой  среде.  Максимальная теплоотдача ­ в положении лёжа.  2. Конвекцией ­ теплоотдача посредством течения воздуха или воды по границам  тела.  Чем ниже температура среды и сильнее ветер, тем выше конвекция.  3. Излучением (излучение (радиация) ­ отдача тепла в виде инфракрасных лучей.  4. Испарением ­ влага с кожных покровов и слизистых оболочек верхних дыхательных  путей (потение) охлаждаясь усиливает теплоотдачу тела человека. Человеческий организм не способен самостоятельно поддерживать температуру своего тела на необходимом уровне в условиях охлаждения.  Под влиянием охлаждения снижается уровень обменных процессов, ослабляется  деятельность центральной нервной системы ­ всё это приводит к ослаблению  организма, способствует обострению имеющихся заболеваний или возникновению  новых. Регулирование теплового режима достигается несколькими способами:  а) оптимальным чередованием состояния активности и покоя;  б) оборудованием простейших временных укрытий из природных и подручных  материалов;  в) организацией рационального питания;  г) организацией внешних источников тепла (костров). Типы костров:  I. По предназначению:  1. Дымовые ­ разводят для подачи сигнала бедствия, а также, чтобы отогнать комаров и мошкару;  2. Жаровые ­ для приготовления пищи, для обогрева, для просушки вещей;  3. Пламенные ­ для освещения места привала, для кипячения воды, для подогревания  пищи.  II. По их устройству:  1. "Шалаш" ­ пламенный  2. "Колодец" ­ пламенный (в сырую погоду)  3. "Звёздный" ­ пламенно­жаровой  4. "Нодья" ­ жаровой  5. "Очаг" ­ пламенный Б) Акклиматизация и реакклиматизация:  Акклиматизация в горной местности:  Факторы, отрицательно влияющие на организм: снижение концентрации кислорода в  воздухе, понижение барометрического давления, а также высокая интенсивность  ультрафиолетового излучения солнца.  Акклиматизация в жарком климате:  Факторы, отрицательно влияющие на организм: высокая температура воздуха,  значительная интенсивность солнечной радиации, высокая (или низкая) влажность  атмосферного воздуха, резкие колебания температуры окружающей среды в течение  суток.  Характерное патологическое состояние: тепловое истощение, тепловой удар, тепловые судороги (при большой потере минеральных солей).  Акклиматизация в условиях Крайнего Севера:  Факторы, отрицательно влияющие на организм: низкая температура окружающей среды (в зимние месяцы до ­ 60°С), нарушение светового режима (полярный день, полярная  ночь), ультрафиолетовая недостаточность. В этих условиях происходит резкое  изменение реактивности организма. Появляются чрезмерная утомляемость, сонливость в дневные часы, понижение аппетита, иногда одышка. Нарушение светового режима  может привести к бессоннице и невротическим состояниям.  Реакклиматизация ­ повторное приспособление к ранее привычным условиям после  временного пребывания в другой климатогеографической среде. В) Изменения режима питания, питьевого режима:  Пищевой состав рациона зависит от условий, в которых находится человек. В условиях автономного существования необходим строгий учёт продуктов питания и  распределение их на небольшие порции.  Вода. В идеальных условиях человек может обходиться без воды в течение 14 суток. Учебный вопрос № 3: Правила поведения в условиях вынужденной автономии.  Окружающая среда ­ увеличивает или сокращает сроки автономного существования,  способствует или препятствует успеху выживания. Везде своя специфика выживания.  Порядок действий:  1) устранить непосредственную угрозу для жизни (покинуть транспортное средство,  выйти из очага пожара и т.д.)  2) в случае необходимости оказать себе первую медицинскую помощь;  3) дать оценку сложившейся ситуации;  4) выработать план дальнейших действий:  А) сориентироваться на местности;  Б) принять решение оставаться на месте или двигаться в поисках жилья;  В) соорудить временное укрытие;  Г) принять меры по обеспечению пищей и водой;  Д) принять меры к подаче сигналов бедствия. а) Сориентироваться на местности:  Ориентирование: по местным предметам, Солнцу и часам, звёздам, компасу, по  квартальным столбам (квартальные столбы: грань между двумя наименьшими  номерами ­ всегда ориентирована на север). б) Принять решение:  Оставаться на месте, если:  ­ сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи  аварийной радиостанции;  ­ место происшествия точно не определено, местность незнакомая и  труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного  покрова и т.п.);  ­ направление на ближайший населённый пункт и расстояние до него не известно.  Уйти с места аварии, если:  ­ точно известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние до  него невелико и состояние здоровья позволяет его преодолеть;  ­ возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля,  наводнение и т.п.;  ­ человек не может быть обнаружен спасателями на этом месте из­за окружающей его  густой растительности;  ­ в течение трёх суток нет связи и помощи (следует помнить, что приняв решение о  движении необходимо на месте первоначального местонахождения оставить ТУР (куча камней с воткнутой веткой с тряпкой), с запиской, где указаны дата и направление  движения. В дальнейшем такие записки (на коре дерева, бересты и т.д.) следует  оставлять углём на месте каждого ночлега или большого привала. в) Временное укрытие. г) Обеспечение пищей и водой:  Дикорастущие растения, рыба, охота. Незнакомые ягоды, грибы, растения ­  воздержаться в приёме.  Нельзя употреблять растения, выделяющие на изломе млечный (похожий на молоко)  сок, косточки и семена плодов и ягод, грибы с неприятным запахом.  Косвенные признаки съедобности растения: ­ плоды, поклёванные птицами; ­  множество косточек, обрывки кожуры у подножья плодовых деревьев; ­ птичий помёт  на ветках и стволах; ­ растения, обглоданные животными ­ плоды обнаруженные в  гнёздах и норах.  Рыбалка: леска ­ из шнурков, одежды. Крючок ­ сережки, блесна ­ пуговицы,  невидимки.  Вода ­ фильтровать, кипятить (камни опускать в воду). д) Подача сигналов бедствия:  ­ с помощью радиостанции (азбука Морзе),  ­ пиротехнические сигнальные средства, ­ сигнальные костры (три костра, расположенных на прямой линии в 10­15 метрах друг  от друга или в виде равностороннего треугольника),  ­ с помощью сигнального зеркала (фольга, металл в центре отверстие для наведения на  самолёт, луч направляется вдоль горизонта. Световой зайчик обнаруживается на  расстоянии до 25км),  ­ сигналы международного кода ­ вытаптываются на снегу, выкладываются из камней,  веток, дёрна и др. подручных средств:  I ­ нужен врач, серьёзные телесные повреждения  II ­ нужны медикаменты  X ­ не имеем возможности в передвижении  F ­ нужна вода и пища  V ­ требуется огнестрельное оружие и боеприпасы  LL ­ все в порядке  Y ­ да  N ­ нет  Квадрат ­ требуется карта и компас  Треугольник ­ здесь можно приземлиться. Задание на дом: учебник ОБЖ §1.1. Контрольные вопросы:  1. Какие качества помогают выживать людям, попавшим в беду?  2. В каких случаях принимают решение оставаться на месте аварии?  3. В каких случаях принимают решение об уходе с места аварии?  4. Способы (ориентирования) определения сторон горизонта.  5. Определить стороны горизонта по часам и солнцу.  6. Какими способами можно определить стороны горизонта по местным признакам?  7. Как определить направление на предмет по заданному азимуту?  8. Способы обеззараживания и очистки воды в полевых условиях.  9. Что может служить косвенным признаком съедобности растений?

Разработка урока по ОБЖ в 10 классе

Разработка урока по ОБЖ в 10 классе

Разработка урока по ОБЖ в 10 классе

Разработка урока по ОБЖ в 10 классе

Разработка урока по ОБЖ в 10 классе

Разработка урока по ОБЖ в 10 классе

Разработка урока по ОБЖ в 10 классе

Разработка урока по ОБЖ в 10 классе

Разработка урока по ОБЖ в 10 классе

Разработка урока по ОБЖ в 10 классе

Разработка урока по ОБЖ в 10 классе

Разработка урока по ОБЖ в 10 классе

Разработка урока по ОБЖ в 10 классе

Разработка урока по ОБЖ в 10 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.09.2018