Данный материал может быть использован на уроках ОБЖ в 10 классе. Это конспект урока, позволяющий учителю грамотно выстроить урок и добиться поставленных целей и задач. Целевая аудитория - учащиеся 10-х классов. Материал предназначен для общеобразовательной школы. Соответствует программе преподавания ОБЖ в средней школе.Разработка урока по ОБЖ
Автономное пребывание человека в природе (2).docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7
Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Разработка урока по ОБЖ в 10 классе на тему: «Автономное пребывание
человека в природной среде»
Учитель ОБЖ
Камбулов Алексей Владимирович Бугульма, 2018
Цели:
1) Познакомить учащихся с причинами попадания человека в условия
вынужденной автономии, с факторами, способствующими развитию
или возникновению экстремальных ситуаций.
2) Изучить меры профилактики и подготовки к безопасному поведению,
а также правила поведения в условиях вынужденной автономии.
3) Воспитать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность,
а также чувство уважения и заботы по отношению к природе.
4) Закрепить знания полученные в предыдущих курсах ОБЖ.
Учебные вопросы:
1. Причины попадания человека в условия вынужденной автономии.
2. Меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях
автономного существования.
3. Правила поведения в условиях вынужденной автономии.
Учебный вопрос № 1: Причины попадания человека в условия вынужденной
автономии.
Автономное существование наиболее опасная экстремальная или аварийная
ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природной
средой, обычно возникает неожиданно и вынужденно, причём помощь извне
проблематична.
Акклиматизация процесс приспособления организма человека к новым
климатогеографическим условиям.
В основе акклиматизации лежит выработка организмом приспособительных реакций,
направленных на поддержание его нормальной жизнедеятельности в новых условиях
окружающей среды.
Выживание активная деятельность, направленная на сохранение жизни,
здоровья и работоспособности в экстремальных условиях с использованием
для этого всего, что дает окружающая среда и собственные теоретические
знания и практический опыт.
Причины:
1. ЧС природного характера: стихийные бедствия, (землетрясения,
наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары).
2. Экстремальные ситуации: резкое изменение природных условий
(резкое похолодание, ливень, метель, пурга, снегопад, мороз, засуха и т.д.). Потеря ориентировки на местности (во время похода, экспедиции).
3. Аварийные ситуации на транспорте в условиях природной среды.
Факторы, способствующие развитию экстремальных ситуаций:
А) Климатогеографические особенности района:
температура и влажность воздуха, солнечная радиация, осадки, давление атмосферы,
ветер, ураган), а также: рельеф местности, водоисточники, флора и фауна,
фотопериодика (полярная ночь, полярный день), колебания магнитного поля Земли.
Б) Психофизиологические факторы:
страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, голод, заболевание и травмы.
Учебный вопрос № 2: Меры профилактики и подготовка к безопасному
поведению в условиях автономного существования.
Факторы, способствующие выживанию:
А) психофизические качества человека (психическая устойчивость, физическая
подготовленность, обученность действиям при выживании);
Б) одежда, воднопищевой запас, подручные средства, используемые для различных
целей, аварийноспасательное снаряжение, устройства для сигнализации и связи.
В автономном существовании человек столкнётся с ситуациями:
А) резкого изменения теплового режима;
Б) акклиматизации и реакклиматизации;
В) изменения режима питания, питьевого режима.
А) Резкое изменения теплового режима:
Все живые организмы делятся на две группы: пойкилотермные ("разнотермные") и
гомойотермные ("одинаковотеплые").
Пойкилотермность фактор, снижающий выживаемость, т.к. жизненная активность
организмов зависит от изменений температуры среды. Гомойотермность фактор,
повышающий выживаемость.
Человек относится к гомойотермным организмам с температурой тела в пределах
36,4°С 37,5°С, её повышение вызывает состояние перегрева (гипертермии), а
понижение переохлаждение (гипотермия). Физиологическая система терморегуляции
у человека включает в себя регулирование теплообразованием и теплоотдачей.
Теплообразование происходит в скелетных мышцах в результате сложных химических
реакций при усвоении пищи. Следует помнить, что при незначительном охлаждении
начинается непроизвольная микровибрация мышц, которая в дальнейшем переходит в
длительную синхронную активность отдельных мышечных волокон
(терморегуляционный тонус), а при боле сильном охлаждении возникает холодовая
дрожь. При этом теплообразование повышается в 35 раз, при произвольной мышечной
активность (ходьба, бег) теплообразование может увеличиваться в 1020 раз.
Физическая терморегуляция играет более существенную роль, чем химическая в обеспечении постоянства температуры тела. При понижении температуры среды
теплоотдача уменьшается, при повышении температуры среды увеличивается.
Теплоотдача происходит четырьмя способами:
1. Кондукцией (кондукция (проведение) прямая передача тепла от тела к твердой
среде.
Максимальная теплоотдача в положении лёжа.
2. Конвекцией теплоотдача посредством течения воздуха или воды по границам
тела.
Чем ниже температура среды и сильнее ветер, тем выше конвекция.
3. Излучением (излучение (радиация) отдача тепла в виде инфракрасных лучей.
4. Испарением влага с кожных покровов и слизистых оболочек верхних дыхательных
путей (потение) охлаждаясь усиливает теплоотдачу тела человека.
Человеческий организм не способен самостоятельно поддерживать температуру своего
тела на необходимом уровне в условиях охлаждения.
Под влиянием охлаждения снижается уровень обменных процессов, ослабляется
деятельность центральной нервной системы всё это приводит к ослаблению
организма, способствует обострению имеющихся заболеваний или возникновению
новых.
Регулирование теплового режима достигается несколькими способами:
а) оптимальным чередованием состояния активности и покоя;
б) оборудованием простейших временных укрытий из природных и подручных
материалов;
в) организацией рационального питания;
г) организацией внешних источников тепла (костров).
Типы костров:
I. По предназначению:
1. Дымовые разводят для подачи сигнала бедствия, а также, чтобы отогнать комаров
и мошкару;
2. Жаровые для приготовления пищи, для обогрева, для просушки вещей;
3. Пламенные для освещения места привала, для кипячения воды, для подогревания
пищи.
II. По их устройству:
1. "Шалаш" пламенный
2. "Колодец" пламенный (в сырую погоду)
3. "Звёздный" пламенножаровой
4. "Нодья" жаровой
5. "Очаг" пламенный Б) Акклиматизация и реакклиматизация:
Акклиматизация в горной местности:
Факторы, отрицательно влияющие на организм: снижение концентрации кислорода в
воздухе, понижение барометрического давления, а также высокая интенсивность
ультрафиолетового излучения солнца.
Акклиматизация в жарком климате:
Факторы, отрицательно влияющие на организм: высокая температура воздуха,
значительная интенсивность солнечной радиации, высокая (или низкая) влажность
атмосферного воздуха, резкие колебания температуры окружающей среды в течение
суток.
Характерное патологическое состояние: тепловое истощение, тепловой удар, тепловые
судороги (при большой потере минеральных солей).
Акклиматизация в условиях Крайнего Севера:
Факторы, отрицательно влияющие на организм: низкая температура окружающей среды
(в зимние месяцы до 60°С), нарушение светового режима (полярный день, полярная
ночь), ультрафиолетовая недостаточность. В этих условиях происходит резкое
изменение реактивности организма. Появляются чрезмерная утомляемость, сонливость
в дневные часы, понижение аппетита, иногда одышка. Нарушение светового режима
может привести к бессоннице и невротическим состояниям.
Реакклиматизация повторное приспособление к ранее привычным условиям после
временного пребывания в другой климатогеографической среде.
В) Изменения режима питания, питьевого режима:
Пищевой состав рациона зависит от условий, в которых находится человек. В условиях
автономного существования необходим строгий учёт продуктов питания и
распределение их на небольшие порции.
Вода. В идеальных условиях человек может обходиться без воды в течение 14 суток.
Учебный вопрос № 3: Правила поведения в условиях вынужденной автономии.
Окружающая среда увеличивает или сокращает сроки автономного существования,
способствует или препятствует успеху выживания. Везде своя специфика выживания.
Порядок действий:
1) устранить непосредственную угрозу для жизни (покинуть транспортное средство,
выйти из очага пожара и т.д.)
2) в случае необходимости оказать себе первую медицинскую помощь;
3) дать оценку сложившейся ситуации;
4) выработать план дальнейших действий:
А) сориентироваться на местности;
Б) принять решение оставаться на месте или двигаться в поисках жилья;
В) соорудить временное укрытие;
Г) принять меры по обеспечению пищей и водой;
Д) принять меры к подаче сигналов бедствия. а) Сориентироваться на местности:
Ориентирование: по местным предметам, Солнцу и часам, звёздам, компасу, по
квартальным столбам (квартальные столбы: грань между двумя наименьшими
номерами всегда ориентирована на север).
б) Принять решение:
Оставаться на месте, если:
сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи
аварийной радиостанции;
место происшествия точно не определено, местность незнакомая и
труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного
покрова и т.п.);
направление на ближайший населённый пункт и расстояние до него не известно.
Уйти с места аварии, если:
точно известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние до
него невелико и состояние здоровья позволяет его преодолеть;
возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля,
наводнение и т.п.;
человек не может быть обнаружен спасателями на этом месте изза окружающей его
густой растительности;
в течение трёх суток нет связи и помощи (следует помнить, что приняв решение о
движении необходимо на месте первоначального местонахождения оставить ТУР (куча
камней с воткнутой веткой с тряпкой), с запиской, где указаны дата и направление
движения. В дальнейшем такие записки (на коре дерева, бересты и т.д.) следует
оставлять углём на месте каждого ночлега или большого привала.
в) Временное укрытие.
г) Обеспечение пищей и водой:
Дикорастущие растения, рыба, охота. Незнакомые ягоды, грибы, растения
воздержаться в приёме.
Нельзя употреблять растения, выделяющие на изломе млечный (похожий на молоко)
сок, косточки и семена плодов и ягод, грибы с неприятным запахом.
Косвенные признаки съедобности растения: плоды, поклёванные птицами;
множество косточек, обрывки кожуры у подножья плодовых деревьев; птичий помёт
на ветках и стволах; растения, обглоданные животными плоды обнаруженные в
гнёздах и норах.
Рыбалка: леска из шнурков, одежды. Крючок сережки, блесна пуговицы,
невидимки.
Вода фильтровать, кипятить (камни опускать в воду).
д) Подача сигналов бедствия:
с помощью радиостанции (азбука Морзе),
пиротехнические сигнальные средства, сигнальные костры (три костра, расположенных на прямой линии в 1015 метрах друг
от друга или в виде равностороннего треугольника),
с помощью сигнального зеркала (фольга, металл в центре отверстие для наведения на
самолёт, луч направляется вдоль горизонта. Световой зайчик обнаруживается на
расстоянии до 25км),
сигналы международного кода вытаптываются на снегу, выкладываются из камней,
веток, дёрна и др. подручных средств:
I нужен врач, серьёзные телесные повреждения
II нужны медикаменты
X не имеем возможности в передвижении
F нужна вода и пища
V требуется огнестрельное оружие и боеприпасы
LL все в порядке
Y да
N нет
Квадрат требуется карта и компас
Треугольник здесь можно приземлиться.
Задание на дом:
учебник ОБЖ §1.1.
Контрольные вопросы:
1. Какие качества помогают выживать людям, попавшим в беду?
2. В каких случаях принимают решение оставаться на месте аварии?
3. В каких случаях принимают решение об уходе с места аварии?
4. Способы (ориентирования) определения сторон горизонта.
5. Определить стороны горизонта по часам и солнцу.
6. Какими способами можно определить стороны горизонта по местным признакам?
7. Как определить направление на предмет по заданному азимуту?
8. Способы обеззараживания и очистки воды в полевых условиях.
9. Что может служить косвенным признаком съедобности растений?
Разработка урока по ОБЖ в 10 классе
Разработка урока по ОБЖ в 10 классе
Разработка урока по ОБЖ в 10 классе
Разработка урока по ОБЖ в 10 классе
Разработка урока по ОБЖ в 10 классе
Разработка урока по ОБЖ в 10 классе
Разработка урока по ОБЖ в 10 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.