Уроки окружающего мира очень необходимы учащимся в современном мире. Благодаря этим урокам дети знакомятся с природой разных природных зон, народами, населяющими Россию. Получают знания из истории развития человечества. с самого начала и до нынешнего времени. А также с народными и государственными праздниками России.Разработка урока по окружающему миру
Тема: Такие разные праздники
Цель: сформировать представление о праздниках в России, их различиях и особенностях.
Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать,
извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные —
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные —
принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками необходимые действия;
личностные — осознавать себя как
индивидуальность и одновременно членом общества, признавать для себя общепринятые
моральноэтические нормы.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, на доске даты праздников,
дополнительная литература о праздниках.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Блицопрос
• Что изображено на Государственном гербе России?
• Как выглядит Государственный флаг Российской Федерации?
• Что вам известно о Знамени Победы?
• Что вы знаете о Государственном гимне России?
2. Сообщения учащихся
— Какие символы для своего класса или своей семьи вы придумали?
(Ученики показывают свою работу и комментируют.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске даты праздников: 1 сентября, 8 Марта, 9 Мая, 23 февраля.)
— Посмотрите на доску. Как назвать одним словом то, что записано на доске? (Это
праздники.)
— О чем мы сегодня поговорим на уроке? (Наверное, о праздниках.)
— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Такие разные праздники».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Расширить знания по
данной теме.)
— Что вам известно по данной теме? (Ответы детей.)
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
1. Беседа
— А что такое праздник? (Торжество в честь какоголибо события.)
— Назовите зимний праздник, который все с радостью ждут. (Новый год.)
— Вспомните, кто из русских царей ввел новый календарь, и этот праздник стали отмечать
1 января. (Петр I.)
— А когда его отмечали до Петра I? (В Древней Руси — 1 марта, затем 1 сентября.)
— Узнайте чтото новое об этом празднике на с. 177 учебника. (Ученики читают текст,
делятся новой информацией.)
— Какую песенку всегда исполняют у новогодней елки? («В лесу родилась елочка...».)
— А что стало с этой красавицей после праздника? (Лесная красавица превращается в
мусор.)
— И сколько елочек каждый год так погибает? (Очень много.)
— Так как же встречать Новый год без елки? Нарушать многолетнюю традицию и указ
самого Петра I? (Многие семьи обзавелись искусственными елками.)
— А как вы украшаете елку? (Покупаем игрушки, делаем их сами.)— А из чего можно сделать игрушки? (Из грецких орехов, цветной бумаги, фольги,
ниток.)
(Учитель рассказывает о том, как празднуют Новый год в различных странах. См.
дополнительный материал к уроку.)
— А какие новогодние традиции существуют в России? (Украшают елку, приходит Дед
Мороз со Снегурочкой, за праздничным столом в 12 ч ночи люди поздравляют друг
друга, дарят подарки, вокруг елки водят хороводы. Устраивают балмаскарад и т. д.)
— Какой праздник наш народ отмечает в феврале? (23 февраля — День защитника
Отечества.)
— А как мы отмечаем этот праздник? (Проводим «рыцарские турниры», мужские игры
на свежем воздухе, военноисторические викторины и т. д.)
2. Сообщения учащихся
23 февраля. Этот праздник в разные годы имел разные названия. Сегодня это День
защитника Отечества. Он дает повод поздравить всех ныне живущих воинов и почтить
память героев прошлых сражений. Воины, защитники Отечества есть в каждой семье.
Историки и политики спорят о характере той или иной войны, а народ просто любит
воина. Кто главный герой русских былин? Богатырь.
О ком сложено множество сказок, пословиц, поговорок? О нем — русском солдате,
который воюет отлично, «дымом греется, шилом бреется», а при случае и кашу из топора
сварит — пальчики оближешь!
День защитника Отечества праздник всенародный. Дома и на работе, в школе —
везде в этот день звучат поздравления, адресованные всем, кто когдато служил, служит
сейчас или будет служить делу защиты Отечества. И пусть девочки поздравляют
мальчишекодноклассников с пока еще не заслуженным ими праздником. Придет время,
потребуют обязательства — встанут и они в ряды защитников Отечества.
А в этот день они могут показать свою силу, ловкость, выносливость. В школе
можно провести спортивный праздник или военную игру. Ловкость, смелость, умение
ориентироваться на местности, принимать решения в самых сложных ситуациях еще ни
одному мужчине не помешали.
8 Марта. Этот праздник придумала в 1910 г. немецкая революционерка Клара
Цеткин, борясь за равноправие женщин.
Этот праздник давнымдавно потерял свою политическую окраску, и отмечаем мы
его как праздник весны, любви, красоты. Женщины в этот день както особенно веселы,
красивы, нарядны. Мужчины — галантны и мужественны. На улицах и в домах много
цветов.
9 Мая. «Это радость со слезами на глазах», — сказал о Дне Победы поэт. И
действительно, в этот день радость и скорбь — рядом. Нет в России семьи, которую война
обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на
полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А еще поздравляют тех
воинов Великой Отечественной, которые живут сегодня. А их становится все меньше, и
самым молодым солдатам последнего военного призыва уже за семьдесят лет. И у многих
ветеранов растут не только внуки, но и правнуки.
Тогда они выстояли. А те, кого не взяли на фронт, ковали победу в тылу. Женщины,
заменив ушедших мужчин, строили танки и самолеты, пахали и сеяли, а еще растили детей,
спасали будущее страны. Вот почему День Победы действительно всенародный праздник.
В этот день принято бывать на местах боев, у памятников воинской славы, на
могилах погибших воинов. Традиционно здесь проводятся возложения венков и цветов,
митинги, торжественные прохождения воинских частей. Ветераны встречаются со своими
однополчанами, проводят свои, ветеранские, парады и шествия.1 июня. Миллионы людей отмечают ежегодно Международный день защиты детей.
Мирное счастливое детство — неустанная забота всех людей доброй воли, их обязанность
по отношению к человеческой цивилизации. В этот день проводятся праздники и
фестивали, выставки детского рисунка, детского технического творчества, разнообразные
спортивные состязания.
V. Первичное закрепление Работа по учебнику
— Прочитаем о других праздниках на с. 175, 178.
— Все ли праздники сегодня вспомнили? (Нет.)
— Какие еще вы знаете праздники?
VI. Физкультминутка
VII. Включение нового знания в систему знаний
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Приведите примеры государственных праздников. (12 июня — День независимости
России, 22 августа — День Государственного флага, 12 декабря —День Конституции.)
— Приведите примеры школьных праздников. (День знаний, последний звонок, прощание
с букварем.)
— Приведите примеры семейных праздников. (Дни рождения, свадьбы и т. д.)
— Приведите примеры профессиональных праздников. (Праздники отмечают врачи,
строители, работники печати, учителя и др.)
(Записать, выполняя задание 1 на с. 64.)
— Чем отличаются от семейных, школьных, профессиональных народные праздники? (Их
отмечает весь народ.)
— Какие праздники среди них можно выделить? (Государственные.)
— Что мы чествуем в эти дни? (Наше государство, его исторические традиции,
символы.)
— Назовите эти праздники. Назовите еще знаменательные даты в нашем календаре.
Конкурс «Кто больше?»
(Двое желающих по очереди называют праздники и их даты. Кто последний назовет, тот и
победил.)
(Ученики высказывают свое мнение по вопросам рубрики «Обсудим!» на с. 178 учебника.)
2. Работа с CD
(Просмотр презентации.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какова была цель урока?
— Какие знания мы открыли?
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)
IX. Рефлексия
— Где могут пригодиться в жизни новые знания?
— Что показалось наиболее интересным?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 175—179 учебника.
2. Выполнить задания 2, 3 на с. 65 рабочей тетради.
Дополнительный материал
Новый год в разных странахЯпония. Утром 1 января все жители городов и сел выходят на улицы встречать
восход солнца. С первыми солнечными лучами японцы поздравляют друг друга с
наступившим годом и обмениваются подарками.
Вьетнам. Здесь Новый год встречают ночью. С наступлением сумерек вьетнамцы
разводят костры в парках, садах или на улицах, у костров собираются несколько семей. На
углях готовят особые лакомства из риса. В эту ночь забывают все ссоры, прощают все
обиды.
Монголия. Новый год в этой стране совпадает с праздником скотоводства, поэтому
для него характерны спортивные состязания, проверки на ловкость и смелость. Так же как
и народы Европы, монголы встречают Новый год у елки, к ним тоже приходит Дед Мороз,
но в одежде скотовода.
Болгария. Когда люди собираются у праздничного стола, во всех домах на три
минуты гасят свет. Эти минуты называют минутами новогодних поцелуев, тайну которых
сохраняет темнота.
Румыния. В новогодние пироги принято класть различные маленькие сюрпризы —
мелкие деньги, фарфоровые фигурки, колечки, стручки горького перца. Если найдешь в
пироге кольцо, то, по старинному поверью, это означает, что новый год принесет тебе
много счастья.
Бирма. Новый год наступает в самое жаркое время года, поэтому его приход
отмечается фестивалем воды. На улицах городов и сел люди при встрече поливают друг
друга водой из разной посуды. При этом никто не обижается: ведь обливание водой —
своего рода пожелание счастья в новом году.