Разработка урока по окружающему миру на тему "Такие разные праздники" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Уроки окружающего мира очень необходимы учащимся в современном мире. Благодаря этим урокам дети знакомятся с природой разных природных зон, народами, населяющими Россию. Получают знания из истории развития человечества. с самого начала и до нынешнего времени. А также с народными и государственными праздниками России.Разработка урока по окружающему миру
Иконка файла материала Такие разные праздники.docx
Тема:  Такие разные праздники Цель: сформировать представление о праздниках в России, их различиях и особенностях. Формируемые   УУД:  познавательные   —  осознавать   познавательную   задачу,   читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное;  коммуникативные  — участвовать   в   общей   беседе,   соблюдая   правила   речевого   поведения;  регулятивные  — принимать   и   сохранять   учебную   задачу,   планировать   в   сотрудничестве   с   учителем   и одноклассниками   необходимые   действия;  личностные  —   осознавать   себя   как индивидуальность и одновременно членом общества, признавать для себя общепринятые морально­этические нормы. Оборудование:  электронное   приложение   к   учебнику,   на   доске   даты   праздников, дополнительная литература о праздниках. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний 1. Блицопрос •   Что изображено на Государственном гербе России? •   Как выглядит Государственный флаг Российской Федерации? •   Что вам известно о Знамени Победы? •   Что вы знаете о Государственном гимне России? 2. Сообщения учащихся —  Какие символы для своего класса или своей семьи вы придумали? (Ученики показывают свою работу и комментируют.) III. Самоопределение к деятельности (На доске даты праздников: 1 сентября, 8 Марта, 9 Мая, 23 февраля.) —   Посмотрите на доску. Как назвать одним словом то, что записано на доске?  (Это праздники.) —  О чем мы сегодня поговорим на уроке? (Наверное, о праздниках.) —  Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Такие разные праздники».) —   Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?  (Расширить знания по данной теме.) —  Что вам известно по данной теме? (Ответы детей.) —  Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. (Учитель записывает вопросы на доске.) IV. Открытие нового знания 1. Беседа —  А что такое праздник? (Торжество в честь какого­либо события.) —  Назовите зимний праздник, который все с радостью ждут. (Новый год.) —  Вспомните, кто из русских царей ввел новый календарь, и этот праздник стали отмечать 1 января. (Петр I.) —  А когда его отмечали до Петра I? (В Древней Руси — 1 марта, затем 1 сентября.) —   Узнайте что­то новое об этом празднике на с. 177 учебника. (Ученики читают текст, делятся новой информацией.) —  Какую песенку всегда исполняют у новогодней елки? («В лесу родилась елочка...».) —   А что стало с этой красавицей после праздника? (Лесная красавица превращается в мусор.) —  И сколько елочек каждый год так погибает? (Очень много.) —   Так как же встречать Новый год без елки? Нарушать многолетнюю традицию и указ самого Петра I? (Многие семьи обзавелись искусственными елками.) —  А как вы украшаете елку? (Покупаем игрушки, делаем их сами.)—   А из  чего  можно  сделать  игрушки?  (Из  грецких  орехов,  цветной  бумаги,  фольги, ниток.) (Учитель   рассказывает   о   том,   как   празднуют   Новый   год   в   различных   странах.   См. дополнительный материал к уроку.) —  А какие новогодние традиции существуют в России? (Украшают елку, приходит Дед Мороз со Снегурочкой, за праздничным столом в 12 ч ночи люди поздравляют друг друга, дарят подарки, вокруг елки водят хороводы. Устраивают бал­маскарад и т. д.) —   Какой праздник наш народ отмечает  в феврале?  (23 февраля — День защитника Отечества.) —  А как мы отмечаем этот праздник? (Проводим «рыцарские турниры», мужские игры на свежем воздухе, военно­исторические викторины и т. д.) 2. Сообщения учащихся 23 февраля. Этот праздник в разные годы имел разные названия. Сегодня это День защитника Отечества. Он дает повод поздравить всех ныне живущих воинов и почтить память героев прошлых сражений. Воины, защитники Отечества есть в каждой семье. Историки и политики спорят о характере той или иной войны, а народ просто любит воина. Кто главный герой русских былин? Богатырь. О ком сложено множество сказок, пословиц, поговорок? О нем — русском солдате, который воюет отлично, «дымом греется, шилом бреется», а при случае и кашу из топора сварит — пальчики оближешь! День защитника Отечества ­ праздник всенародный. Дома и на работе, в школе — везде в этот день звучат поздравления, адресованные всем, кто когда­то служил, служит сейчас   или   будет   служить   делу   защиты   Отечества.   И   пусть   девочки   поздравляют мальчишек­одноклассников с пока еще не заслуженным ими праздником. Придет время, потребуют обязательства — встанут и они в ряды защитников Отечества. А в  этот день они  могут показать свою силу, ловкость,  выносливость. В школе можно   провести   спортивный   праздник   или   военную   игру.   Ловкость,   смелость,   умение ориентироваться на местности, принимать решения в самых сложных ситуациях еще ни одному мужчине не помешали. 8  Марта.  Этот   праздник   придумала   в   1910   г.   немецкая   революционерка   Клара Цеткин, борясь за равноправие женщин. Этот праздник давным­давно потерял свою политическую окраску, и отмечаем мы его как праздник весны, любви, красоты. Женщины в этот день как­то особенно веселы, красивы, нарядны. Мужчины  — галантны и  мужественны. На улицах и  в домах много цветов. 9  Мая.  «Это   радость   со   слезами   на   глазах»,   —   сказал   о   Дне   Победы   поэт.   И действительно, в этот день радость и скорбь — рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной, которые живут сегодня. А их становится все меньше, и самым молодым солдатам последнего военного призыва уже за семьдесят лет. И у многих ветеранов растут не только внуки, но и правнуки. Тогда они выстояли. А те, кого не взяли на фронт, ковали победу в тылу. Женщины, заменив ушедших мужчин, строили танки и самолеты, пахали и сеяли, а еще растили детей, спасали будущее страны. Вот почему День Победы действительно всенародный праздник. В   этот   день   принято   бывать   на   местах   боев,   у   памятников   воинской   славы,   на могилах погибших воинов. Традиционно здесь проводятся возложения венков и цветов, митинги, торжественные прохождения воинских частей. Ветераны встречаются со своими однополчанами, проводят свои, ветеранские, парады и шествия.1 июня. Миллионы людей отмечают ежегодно Международный день защиты детей. Мирное счастливое детство — неустанная забота всех людей доброй воли, их обязанность по   отношению   к   человеческой   цивилизации.   В   этот   день   проводятся   праздники   и фестивали, выставки детского рисунка, детского технического творчества, разнообразные спортивные состязания. V. Первичное закрепление Работа по учебнику — Прочитаем о других праздниках на с. 175, 178. —  Все ли праздники сегодня вспомнили? (Нет.) —  Какие еще вы знаете праздники? VI. Физкультминутка VII. Включение нового знания в систему знаний 1. Выполнение заданий в рабочей тетради —   Приведите примеры государственных праздников. (12 июня — День независимости России, 22 августа — День Государственного флага, 12 декабря —День Конституции.) —  Приведите примеры школьных праздников. (День знаний, последний звонок, прощание с букварем.) —  Приведите примеры семейных праздников. (Дни рождения, свадьбы и т. д.) —   Приведите   примеры   профессиональных   праздников.  (Праздники   отмечают   врачи, строители, работники печати, учителя и др.) (Записать, выполняя задание 1 на с. 64.) —  Чем отличаются от семейных, школьных, профессиональных народные праздники? (Их отмечает весь народ.) —  Какие праздники среди них можно выделить? (Государственные.) —     Что   мы   чествуем   в   эти   дни?  (Наше   государство,   его   исторические   традиции, символы.) —  Назовите эти праздники. Назовите еще знаменательные даты в нашем календаре. Конкурс «Кто больше?» (Двое желающих по очереди называют праздники и их даты. Кто последний назовет, тот и победил.) (Ученики высказывают свое мнение по вопросам рубрики «Обсудим!» на с. 178 учебника.) 2. Работа с CD (Просмотр презентации.) VIII. Подведение итогов урока —  Какова была цель урока? —  Какие знания мы открыли? —  На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? (Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.) IX. Рефлексия — Где могут пригодиться в жизни новые знания? —  Что показалось наиболее интересным? —  Что на уроке у вас хорошо получалось? —  Над чем еще надо поработать? —  Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.) Домашнее задание 1. Прочитать текст на с. 175—179 учебника. 2.  Выполнить задания 2, 3 на с. 65 рабочей тетради. Дополнительный материал  Новый год в разных странахЯпония.  Утром 1 января все жители городов и сел выходят на улицы встречать восход   солнца.   С   первыми   солнечными   лучами   японцы   поздравляют   друг   друга   с наступившим годом и обмениваются подарками. Вьетнам. Здесь Новый год встречают ночью. С наступлением сумерек вьетнамцы разводят костры в парках, садах или на улицах, у костров собираются несколько семей. На углях готовят особые лакомства из риса. В эту ночь забывают все ссоры, прощают все обиды. Монголия. Новый год в этой стране совпадает с праздником скотоводства, поэтому для него характерны спортивные состязания, проверки на ловкость и смелость. Так же как и народы Европы, монголы встречают Новый год у елки, к ним тоже приходит Дед Мороз, но в одежде скотовода. Болгария.  Когда люди  собираются  у праздничного  стола,  во всех  домах на три минуты гасят свет. Эти минуты называют минутами новогодних поцелуев, тайну которых сохраняет темнота. Румыния. В новогодние пироги принято класть различные маленькие сюрпризы — мелкие деньги, фарфоровые фигурки, колечки, стручки горького перца. Если найдешь в пироге кольцо, то, по старинному поверью, это означает, что новый год принесет тебе много счастья. Бирма.  Новый   год   наступает   в   самое   жаркое   время   года,   поэтому   его   приход отмечается фестивалем воды. На улицах городов и сел люди при встрече поливают друг друга водой из разной посуды. При этом никто не обижается: ведь обливание водой — своего рода пожелание счастья в новом году.