Разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Природа в опасности. Охрана природы"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
07.05.2018
Задачи урока:
1. познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу, к чему приводит неразумное использование природных богатств;
2. воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю и учить правильному поведению в природе.
3. работать над развитием внимания, логического мышления, речи, умением анализировать и делать выводы.Разработка урока "Природа в опасности"
Природа в опасности.docx
Тема урока: «Природа в опасности. Охрана природы».
Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.
Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в
природе.
Задачи урока:
1. познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу, к чему приводит
неразумное использование природных богатств;
2. воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к
родному краю и учить правильному поведению в природе.
3. работать над развитием внимания, логического мышления,
речи, умением анализировать и делать выводы.
Оборудование:
1. Компьютер, видеопроектор, экран.
2. Презентация к уроку.
3. Дмитриева Н. Я. ,Казаков А. Н. Окружающий мир: учебник для 4
класса. – Самара : изд. «Учебная литература», 2008.
Ход урока:
I.
Организация класса.
Поздоровалось с людьми солнце на рассвете
«С добрым утром!» - говорит и большим, и детям.
Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.
Лишь хороший человек всё на свете сможет.
У:
-Пусть эти стихи балаковской поэтессы Т. Юриной станут девизом нашего урока.
- Я думаю, что тогда наш урок будет проходить в атмосфере доброжелательности и
взаимопомощи. И у нас сегодня всё получится.
II.
Постановка проблемы. Объявление темы.
У:
- Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам. Он – свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
И не губи его святынь.
( Во время чтения друг друга сменяют видеофрагменты: чистое небо, льющаяся вода,
родник, леса, животные и птицы, играет музыка «Живи родник»)
(Вдруг всё исчезает. Музыку сменяет набатный колокольный звон. На экране
появляется земной шар и закрывающие его картинки: дым из труб завода, выжженные
леса, загрязнённые реки, свалки, смог над городом, рыбы в реке с нефтью)
У:
- Но что это? Почему так тревожно бьёт колокол? Что случилось? Кто взывает о
спасении и кричит нам «SOS» - «помогите»?
(Ответы детей)
У:
-Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни людских бед,
когда человеческому голосу не под силу было выкрикнуть боль. А сегодня колокола
звонят, чтобы пробудить ото сна всех нас, живущих на Земле.
- Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? (Ответы детей)
Почему эта тема так важна для нас сегодня? (Ответы детей)
- А по чьей вине страдает природа? Кто может спасти её?
-Природа Земли больна, она гибнет. И спасти её можем только мы сами.
- Ребята, а, как по-вашему, лично от каждого из вас зависит спасение природы? Какой
вклад в дело охраны природы можете внести вы? (Ответы детей)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы… (Тим Собакин)
- Сегодня на уроке мы создадим свой проект, посвящённый охране природы. В этом
проекте мы покажем, как может защищать природу любой ребёнок. Это станет не
только призывом к людям, но и инструкцией для всех, кто хочет реальными делами
помочь делу сохранения природы.
А называться наш проект будет «Помогая природе, помогаем себе.» Знакомство с новым материалом.
III.
У:
- К работе над проектом нам нужно подготовиться.
-А начнём мы это с небольшого путешествия в прошлое.
- Как вы думаете, нова ли проблема охраны природы? (Ответы детей)
Рассказ учителя. (Слайды по теме)
- Во все времена людей волновали вопросы охраны природы. Так, Ярослав Мудрый ещё
в 11 веке законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.
Указ Петра l , изданный в 1718 году, предписывал «преслушников, которые дубовый
лес рубили и впредь рубить будут, наказывать батогами, посылать в каторжные
работы». Этим же указом Пётр l потребовал построить очистные сооружения в
Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих
улицах
Согласно другому указу об охране водоёмов «… если кто осквернит Неву отбросами,
тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…»
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к учебнику. (с. 62-63)
- Прочитайте 1 и 2 абзацы статьи, выберите информацию, касающуюся охраны
природы на Руси в разные исторические времена.
После чтения статьи дети отвечают на вопросы (на экране):
1. Кто издал указ о том, что всё «подземельное» принадлежит государству? ( Что
Пётр l подразумевал под словом «подземельное»? Что запрещалось этим
указом?)
2. Что сделал Пётр l для охраны рек и лесов? ( От чего спас Пётр l этим указом реки
и леса?)
3. Какие территории в Древнерусском государстве считались заповедными?
- Как мы видим, вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно
остро стоят они в век научно – технического прогресса.
Тревожные факты!!!
За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше
кислорода, чем всё человечество за предыдущие 2 – 3 миллиона лет.
Леса – «лёгкие планеты» - вырубаются быстрее, чем вырастают. Ежегодно
площадь лесов уменьшается на 2 процента ( это 20 га за сутки)
Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле только 2
процента.
Мусор заполонил планету настолько, что, если его не уничтожать, то через 10-15
лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 метров.
От загрязнения воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека
уменьшается численность растений и животных.
Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно 1
вид растений.
- О том, что предпринимают люди всего мира, обеспокоенные состоянием природы на
Земле, мы узнаем на странице 63 учебника. Чтение вслух детьми.
У: 1963 год – это год учреждения … Красной книги.
Разговор о Красной и Чёрной книгах.
- Что это за книга? (Красная книга, в неё занесены редкие и исчезающие виды
животных и растений.) Почему она красного цвета? (Ответы детей) Красная книга – это
сигнал всем нам о тех растениях и животных, которые срочно нужно спасать.
- Существует и Чёрная книга, её ещё называют Книгой Памяти. Если Красная книга –
сигнал тревоги и призыв к действию, то Чёрная – предостережение человеку и
напоминание о тех неповторимых созданиях природы, которых уже не вернуть.
В неё занесены виды, навсегда исчезнувшие с лица Земли. В исчезновении
большинства из них прямо или косвенно виноват человек. Отсчёт этого списка ведётся
с 1600 года. "Черный список" публикуется в Красной книге (списке видов, находящихся
под угрозой исчезновения) на первых ее страницах. Все виды имеют некий статус
уязвимости. "Черный список" - это так называемый "статус ноль". Это - список
пополняемый и несокращаемый.
Как сообщает Всемирный союз охраны природы, за последние 500 лет вымерло 844
вида животных и растений. Но этот «черный список» далеко неполон. В недавно
опубликованном отчете говорится, что нынешнее вымирание животных является
самым крупным со времен исчезновения динозавров.
Заповедники.
Одним из реальных дел, которые направлены на сохранение исчезающих видов
растений и животных, является создание заповедников и национальных парков.
-- Что такое заповедники? Это территории, на которых ведётся большая научная,
природоохранная работа, а всякая хозяйственная деятельность(добыча полезных
ископаемых, сбор грибов, ягод, рыбная ловля, охота) запрещена. Туристы не имеют
права заходить на территорию заповедников, чтобы не нарушать естественную жизнь
природного сообщества.
- Посмотрите на карту Российской Федерации. Красным цветом на ней показаны
существующие в нашей стране заповедники. Зелёным и синим цветом отмечены
заказники и национальные парки. Главное отличие заказников и национальных парков
от заповедников в том, что в них разрешены посещения для туристов, но только по
указанным тропинкам и дорогам. В них горожане могут познакомиться с нетронутыми
уголками природы, с жизнью населяющих их животных.
Карта поволжского региона.
- А какие заповедники и есть в приволжском регионе?
- А есть ли заповедники в Саратовской области? Нет. В Саратовской области есть
Хвалынский национальный парк. В 2009 году Хвалынскому национальному парку
исполняется 15 лет. Создание мини-проектов.
- Чем национальный парк отличается от заповедника? ( Ответы детей)
Как в любом подобном месте, там надо вести себя так, чтобы не нарушать привычной
для обитателей парка жизни. По дороге нам встречаются знаки. А что они обозначают? (Предупреждающий знак «Дикие животные»,запрещающий знак «Въезд запрещён»,
информационно- указательный знак «Место отдыха»)
- Сейчас мы много говорили о том, как взрослые люди пытаются сохранить природу. Но
ведь мы с вами тоже не должны оставаться в стороне от общего дела. От вас зависит
очень многое уже сейчас. Пусть наш проект и станет вкладом в большое дело охраны
природы.
- Приступим же к его созданию. Для этого мы разделимся на 3 группы, каждая группа
будет выполнять свой мини-проект.
- Что вы видите на рисунке? (Обычный городской двор)
1 группа мини-проект «Преобрази свой двор»
У:
- На доске вы видите самый обычный городской двор. Нравится ли он вам? Почему? Вот
именно поэтому задача вашей группы – преобразить этот двор, сделать его
привлекательным. А всё необходимое для этого у вас есть
2 группа мини-проект «Правила поведения в лесу в знаках»
У:
- Задача вашей группы внимательно прочитать рассказ, найти в нём ошибки, которые
совершили дети, находясь в лесу. А после этого изобразить эти правила с помощью
знаков.
3 группа мини-проект «Стань природе другом» (стихи)
У:
- Ребята, а у вашей группы самый творческий проект. Вы умеете сочинять стихи?
Оказывается, это не так сложно, если знать, о чём будешь писать. Тем более, что
рифмы уже готовы. А тема вашего стихотворения: береги природу.
IV.
V.
- Домашнее задание сегодня у вас будет необычным. Я приготовила вам конверт с
адресом Национального Хвалынского парка и вопросы викторины, на которые вам
нужно будет ответить. Затем вы вложите их в этот конверт и отправите по этому
адресу. И это тоже будет вашим посильным вкладом в дело охраны природы.
VI.
22 апреля был объявлен Всемирным днём Земли. В этот день множество отрезков
материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено и по всей нашей
стране. Из кусков составили флаг Земли – драматический символ, призывающий людей
относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660
квадратных метров.
Нам тоже небезразлична судьба планеты, поэтому я приготовила вам небольшой
подарок: такой же флаг, только в миниатюре. Пусть этот флаг символизирует наше
единство в заботе о будущем планеты и веру в то, что люди обязательно найдут способ
помочь природе земли.
Представление детьми итогов своей работы
Домашнее задание.
Итог урока. Когда зеленеет под солнцем трава
И кружатся в небе весёлые птицы-
Находятся сами для песен слова
И хочется счастьем со всеми делиться!
Разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Природа в опасности. Охрана природы"
Разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Природа в опасности. Охрана природы"
Разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Природа в опасности. Охрана природы"
Разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Природа в опасности. Охрана природы"
Разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Природа в опасности. Охрана природы"
Разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Природа в опасности. Охрана природы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.