Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" на тему "Дружба" 4 класс
Оценка 5

Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" на тему "Дружба" 4 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
29.08.2019
Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" на тему "Дружба" 4 класс
Данный урок разработан по ОРКСЭ модуль "Светская этика" на тему "Дружба" с использованием кейс-метода. Данный метод позволяет задействовать детей в интересную и увлекательную работу. Материалом они обеспечены. Основываясь, на жизненный опыт и знания, могут самостоятельно прийти к выводу и ответить на вопрос "Что такое дружба?"
ОРКСЭ урок.docx
МБОУ­СОШ № 2 города Аркадака Саратовской области                Тема урока: Дружба Подготовила  и провела  учитель начальных классов Курышова Н.В. 1 2018­2019 учебный год Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей  нравственной ценности Задачи:   Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь  дружбу, общаться в коллективе.   Рассмотрение роли друга в жизни каждого из нас.   Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.   Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.   Умение выделить проблему и аргументировать свое решение.  Планируемый результат: обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг»,  «дружба», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при  решении различных проблем; принять самостоятельное решение; закрепить навыки  работы в группе.  Учебное оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал, мультимедийная презентация.  Ход урока  I. Организационный момент. 1 мин.  Итак, друзья, внимание –  Ведь прозвенел звонок.  Садитесь поудобнее, Начнем скорей урок!  II. Определение темы урока. 1 мин.  А чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам послушать следующую сценку: Сценка: «Урок дружбы». Ведущий: Жили – были два воробья: Чик и Чирик. Но однажды Чику пришла посылка от  бабушки: целый ящик пшена, но Чик об этом не сказал ни слова своему приятелю. Чик: Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется. Ведущий: Склевал он все зернышки, но когда он нес ящик,  из него на землю высыпались  несколько зёрнышек. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал их и полетел к своему приятелю Чику. Чирик: Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек зерна. Давай их поровну поделим и  склюём. Чик: Не надо! Зачем! Ты их нашёл, ты их и ешь! Чирик: Но мы же с тобой друзья! А друзья должны делить всё пополам. Разве не так? Ведущий: Чику стало стыдно очень! Ведь он сам склевал все зёрнышки и не поделился с  другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказался от подарка приятеля ­ значит  обидеть его. Он взял пять зёрнышек. Чик: Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки и за урок…. (дружбы!) Учитель: ­ Как вы думаете, какова тема нашего урока? (если дети затрудняются ответить, нужно задать наводящие вопросы: ­ О чем или о ком говорится в рассказе? Что говорится?) 2 ­ О чем мы сегодня будем говорить? (Дружбе) ­ Сегодня наш урок  посвящен такому знакомому и понятному для всех чувству, как дружба!  Откройте тетради, запишите число,  тема урока – «Дружба». Слово «дружба» вам хорошо знакомо, оно часто встречается в повседневной жизни. Где вы сталкивались с этим словом в городе? (пл.Дружбы, ул.Дружбы, магазины и пр.)  Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего? 1. 2. 3. 4. 5. Что такое дружба? Между кем она может быть? Как найти друга и не потерять его? Есть ли законы в дружбе? Каким должен быть друг? Сравним со слайдом  Учитель: Я хотела бы начать наш урок со сказки.  Жила­была девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет, волшебнику: ­Помогите мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь. Подумал волшебник и сказал: ­Приходи ко мне  завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет… Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. ­Вот,   выбирай,­   сказал   волшебник.     Одну   зовут   Радость,   другую   –   Доброта,   третью   – Красота, четвёртую печаль, пятую – Дружба. ­Они все прекрасны, ­ сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать… ­ Твоя правда, ­ ответил волшебник, они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой.  Задумалась Любовь. Вопрос детям: А кого выбрали бы вы? Почему? Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку. Вопрос детям: Почему Любовь выбрала Дружбу? ­Как думаете, что такое «дружба»? ( Мозговой штурм). Ребята, подумайте над таким  вопросом: что такое дружба? Я предлагаю написать своё определение дружбы ­ Напишите на листе­ смайле, что вы понимаете под словом “дружба”? (прием ТРКМ ­  “Корзина идей”)  Дружба – это  ... быть добрым ..... отношения .... забота .... привязанность друг к другу ..... любовь .... преданность и т.д. ?   Учитель : Поработаем в группах и найдем точное объяснение того, что такое дружба. Работа в группах. 3 1 Группа: Используя толковый словарь, объясните значение этого слова.  (Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности,  общности интересов. СЛАЙД  понятно.  ЗАПИШИТЕ то, Значение дружбы, которое вам более  2 Группа: Подберите однокоренные слова к слову «дружба». 3 Группа: Подберите к слову «дружба» слова, подходящие по смыслу, получите  словосочетания.  4 Группа:  Соберите пословицы про дружбу. «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью» « Взаимное доверие ­ основа дружбы».  « Старый друг, лучше новых двух». «Настоящая дружба не знает зависти». ( Поясняется смысл этих пословиц учащимися.)  ­Чему же учат нас эти пословицы, по каким правилам строится дружба? Анализ результатов работы в группах. III. Актуализация знаний. 3 мин.  – Прочитайте слова: товарищ, приятель, друг. Слайд 2. ­ Что объединяет эти слова?Дружба,  ­ Чем они отличаются друг от друга ТОВАРИЩ   Товарищи с детства, по школе. Т. по оружию, боевой т.       ­ Тот, кто связан с кем­л. общей профессией, местом работы; коллега.  Приятель­человек, с которым приятно общаться, но душу никогда не откроешь и ничего  лишнего не скажешь...  Друг – это тот, кто связан с кем­нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью).  ФИЗМИНУТКА «Барбарики» – Что вы здесь видите? (Показ белого листа с точкой посередине) Притча о черной точке  «Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в  середине которого стояла черная точка. "Что вы здесь видите?", – спросил старец. "Точку", – ответил один. "Чёрную точку", – подтвердил другой. "Жирную чёрную точку", – уточнил третий. И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал. "Скажи нам, о чём ты так горько плачешь?", – удивились ученики. "Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую чёрную точку, и никто из  них не заметил чистого белого листа... Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о  достоинствах" – В чем мудрость этой притчи? 4 цветок «Дружбы».  У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе.  ­ честность  ­ враньё  ­ доброта  ­ верность  ­ грубость  ­ вежливость  ­ предательство  ­отзывчивость  ­ драчливость  ­ справедливость  ­ задиристость;  ­ сострадание.  ­ жадность  ­ уважение  ­ Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок.  ­ Вам нравится? А с чего начинается дружба? С улыбок Песня звучит ­ От ваших улыбок даже светлее стало в классе и теплее у всех на душе.  ВИДЕО отрывки ­ Кто может быть другом? Мама, учитель, игрушка….  ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ДРУЖБЫ     СЛАЙД Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми. Это могут быть  родственные  отношения   между   родителями   и   детьми,   братьями   и   сестрами, служебные  отношения,  отношения   между   учителями   и   учениками,   между одноклассниками,  соседские   отношения  и   др.   С   моральной   точки   зрения   все   эти отношения   должны   быть   добродетельными,   строится   на   основе   взаимопомощи   и взаимоуважения. Отличительные черты дружбы. 1 Отличительная черта ­  избирательность. Как вы поняли?  2 Отличительная черта ­ доверительность 3 отличительная черта – бескорыстность.  4 черта­ взаимные симпатии и общности интересов Работа с кейсом. 7 мин.  ­ Прочитайте текст и заполните таблицу. Работаем в команде  ­ Вам необходимо обозначить проблему и сформулировать гипотезу.  ­ Запишите проблему и гипотезы на карточке.  «Давным­давно в школах не было столовых, и дети носили завтрак с собой. Витя  потерял завтрак. На большой перемене одноклассники Коля, Миша и Володя  достали свои завтраки и стали есть, а Витя стоял в сторонке.  — Почему ты не ешь? — спросил его Коля. — Завтрак потерял…»  5 ­ Какая проблема обозначена в этом тексте? (Проблема:Витя остался без завтрака.)  ­ Как могли бы повести себя Витины одноклассники? Предложите возможные варианты  поведения (положительные и отрицательные). (Учащиеся формулируют гипотезы).  1. Коля не обратил внимание на Витю и продолжал есть.  2. Миша спросил: «В чем дело?» Но не поделился с Витей.  3. Володя предложил Вите половину своего завтрака.  ­ Оцените поведение одноклассников Вити по шкале хорошо­средне­плохо.  ­ Кто оказался настоящим другом? ­ Как бы вы повели себя в подобной ситуации?  Для чего нужны друзья?  Чтобы не быть одиноким.   Каждый ли человек может быть другом?  Нет. Другом может быть человек бескорыстный, у которого нет стремления к личной  выгоде, наживе.   Может ли дружба распасться? По каким причинам?  Да. Если не помогают друг другу, если не приходят на помощь, когда из зовут, если не  делятся всем лучшим, что у них есть  ­ Сформулируйте, каким должен быть настоящий друг.  (Настоящий друг первым придет тебе на помощь. Друг никогда не подведет тебя в трудной ситуации и не предаст. Он всегда тебя поймет.)  ­ Объясните смысл поговорки: «С кем поведешься, от того и наберешься». (Ответы  учащихся).  Окружающие люди оказывают большое влияние на человека, изменяя его. Человек сам  волен менять себя, и что все зависит от того, как он решит, кем он хочет быть.  Есть очень справедливая испанская поговорка: «Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу  тебе, кто ты».  ­ Какие друзья опасны и почему?  ­ Как следует относиться к ним? Китайская мудрость гласит: «Человек должен выбирать себе в друзья тех, кто лучше  него. Знакомых в мире всегда достаточно, а вот настоящих друзей очень мало».  3.Чтение текста учителем.Слайд 7.3 мин.  Я прочитаю вам рассказ В. Осеевой «До первого дождя».  Вам необходимо внимательно выслушать и ответить на вопросы после прочтения.  «Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу  вместе. То Маша заходила за  Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.  ­ Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.  ­ Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.  6 В школе учительница сказала:  ­ Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это  случилось? Ведь вы же шли вместе?  ­ У Маши был плащ, а я шла в одном платье, ­ сказала Таня.  ­ Так вы могли бы укрыться одним плащом, ­ сказала учительница и, взглянув на Машу,  покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!  Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.»  ­ Почему учительница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?  ­ Почему покраснели Маша и Таня?  ­ Нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами, как и ваш друг?  Почему? (Ответы детей).  Действительно, народная мудрость учит нас: «Найти хорошего друга – это только  половина дела: нужно еще самому быть таким» Знай, мой друг, вражде и дружбе цену И судом поспешным не греши. Гнев на друга, может быть, мгновенный, Изливать покуда не спеши. Может, друг твой сам поторопился И тебя обидел невзначай. Провинился друг и повинился — Ты ему греха не поминай. Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей. На земле друзей не так уж много: Опасайтесь потерять друзей. 4. Рефлексия  а) Составление синквейна.  Дружба Сильная, сплочённая. Дружить, выручать, не предавать. Никогда не оставлять друга в беде. Верность. б) Самооценка и самоанализ. На ладошке  • большой – для меня это важно и интересно ... • указательный ­ я получил конкретные рекомендации... (написать какие) • средний ­ мне было трудно (или не понравилось)... • безымянный – некомфортно на уроке • мизинец ­ для меня было недостаточно... 7 – Давайте попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в команде, создайте правила  дружбы и запишите в свою тетрадь.  ­ Сравните свои правила с правилами на слайде. Какие правила вам захотелось добавить в  свой список?  Не ссориться   Помогать друг другу   Уступать друг другу   Защищать друга   Быть вежливым   Быть честным   Быть внимательным   Не жадничать   Не обижать друга   Прощать своего друга.  ­ Если вы будете эти правила соблюдать, то вас всегда будут окружать друзья, вы никогда  не будете одиноки. Ведь человек не может жить один, без друзей!  Вопрос учащимся. ­ Получены ли на уроке ответы на поставленные вопросы?      Что такое дружба?  Когда мы можем назвать дружбу настоящей?  Какими качествами должен обладать настоящий друг?  Нужно ли выбирать друзей?  Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?  Чтобы дружбу сохранить  9 июня отмечается неофициальный Международный день друзей. Международный день  друзей (InternationalFriendsDay) просто создан для того, чтобы, независимо от жизненных  обстоятельств и различных перипетий, мы напомнили своим друзьям о том, как они дороги  и важны для нас, и порадовали их.  VII. Домашнее задание. Подготовить проект (по выбору):   Рассказ о своем друге.   Сообщение о дружбе знаменитых людей.   Интервью, взятое у родителей (бабушек, дедушек), на тему «Истории о настоящей  дружбе».   ­ В конце урока хочу предложить вам стихотворение. Слайд 12  Настоящий друг везде  Верен – в счастье и беде;  Грусть твоя его тревожит,  Ты не спишь – он спать не может!  8  И во всем без дальних слов Он помочь тебе готов. (Уильям Шекспир) 9

Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" на тему "Дружба" 4 класс

Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" на тему "Дружба" 4 класс

Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" на тему "Дружба" 4 класс

Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" на тему "Дружба" 4 класс

Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" на тему "Дружба" 4 класс

Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" на тему "Дружба" 4 класс

Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" на тему "Дружба" 4 класс

Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" на тему "Дружба" 4 класс

Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" на тему "Дружба" 4 класс

Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" на тему "Дружба" 4 класс

Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" на тему "Дружба" 4 класс

Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" на тему "Дружба" 4 класс

Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" на тему "Дружба" 4 класс

Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" на тему "Дружба" 4 класс

Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" на тему "Дружба" 4 класс

Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" на тему "Дружба" 4 класс

Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" на тему "Дружба" 4 класс

Разработка урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" на тему "Дружба" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2019