Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Слизневская основная общеобразовательная школа
Методическая разработка урока
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль Светская этика)
ТЕМА:
«Род и семья –
исток нравственных отношений»
Выполнила: учитель
начальных классов
Кладова Светлана
Николаевна с. Слизнево
2015 год
Тема: «Род и семья – исток нравственных отношений»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
Обучающие
Развивающие
Раскрыть понятия «род», «семья», «родословная»;
познакомить с терминами ближайшего родства;
представить образ семьи как важнейшую нравственную ценность в
жизни каждого человека.
Развивать речь, внимание, мышление, память;
формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;
способствовать формированию понимания значимости семейного
воспитания для становления личности;
способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к
окружающей действительности, к своей семье.
Воспитательные
Воспитывать любовь и уважение к своей семье;
воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к
окружающему миру;
формирование у учащихся стремления помогать семье во всем;
пробуждение в ребенке чувства ответственности за семью.
Планируемые результаты
дать начальные представления об этических нормах
взаимоотношений в семье;
сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему
поколению;
научить различать степени родства.
Ресурсы:
Интернет, мультимедийное оборудование для презентации, учебник
«Основы светской этики», рабочая тетрадь к учебнику, раздаточный
материал – ромашки, карточки для индивидуальной работы. I. Организационный момент.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Но не только я рада вас видеть.
Посмотрите, как ласково улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в
ответ! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло
стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и
приятными, прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и
пожелайте успехов ему сегодня.
II. Актуализация знаний.
Кто загадку отгадает,
Тот своих родных узнает:
Ктото маму, ктото папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думатьто не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна… (Семья!)
III. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач урока.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Предположения детей).
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое род, семья, родословная. Рассмотрим,
какую роль играет семья в жизни каждого человека.
IV. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке я вам задавала творческое задание: подобрать стихи о семье и
нарисовать к ним рисунки. (Дети выходят к доске по очереди, вывешивают рисунок,
рассказывают стихотворение).
Давайте придумаем название для нашей выставки рисунков. (Дети предлагают
названия, учитель записывает наиболее подходящее на доске).
V. Постановка проблемы. Зачем человеку семья? (Высказывания детей.)
VI. Получение новых знаний.
1. Семья.
Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева его корни,
начало реки ручек. А истоки человека это семья, где он родился, его род. Так что
же такое семья?
Давайте посмотрим, какое определение дается в словаре Ожегова С. И.:
Семья это группа живущих вместе близких родственников.
Семья это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу
свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие
человеческие качества. В семье есть особый порядок, при котором старшие, более
опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим.
Запишите определение семьи в рабочую тетрадь.
Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом,
обычаями, традициями.
Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее.
С древних времен существовали заповеди семьи:
*свято храни честь своей семьи;
*почитай отца и мать;
*люби свою семью;
*будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей
семьи;
*старайся каждого понять и если надо простить.
А какие правила, заповеди соблюдаются в вашей семье? (помогать друг другу, жить
в любви, уважать друг друга, слушаться старших, не ссориться, помогать по
хозяйству и т.д.)
Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та где любят друг
друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья – живой
организм, где все решается сообща, где держат общий совет.
Чтение сказки «Лепесток». (Презентация)
Анализ содержания сказки. 2. Петр и Феврония.
Покровители семьи и брака – князь Муромский Петр и простая девушка
Феврония. Их брак многие века является образцом христианского супружества. В их
жизни воплощаются черты, которые традиционные религии России всегда связывали
с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность,
совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан.
Символично, что Всероссийский день семьи, любви и верности впервые отмечался
в 2008 году, который был объявлен годом семьи.
Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома
(Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии,
покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.
Идеал супружеской любви Святые Петр и Феврония, благодаря их
неординарному житию, воспевающему "союз любви, мудрый брак", известны всему
миру. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" была любимым чтением русских
людей от царей до простолюдинов, а ныне это произведение называют "жемчужиной
древнерусской литературы.
До преклонных лет Пётр и Феврония правили Муромским княжеством, а перед
смертью удалились в разные монастыри и приняли там постриг (монашество). Они
умолили бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в
специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Они
скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым
хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела
расносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом.
Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества
Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.
Пётр и Феврония были прославлены в лике святых на церковном соборе 1547
года. Сегодня их святым мощам можно поклониться в Троицком монастыре города
Мурома.
8 июля День семьи, любви и верности. Символом этого праздника является
ромашка. Не зря наш класс украшает букет ромашек.
3. Физкультминутка.
А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну
ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова
встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки.
Когда было легче удержаться на одной ноге?
Почему в паре легче, как думаете?
Что вам помогло? Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.
4. Род.
Прочитайте в учебнике на стр. 38 первый абзац и скажите, что такое род?
(Дети читают, отвечают).
Найдите значение слова «род» в словаре.
(Находят, читают).
Запишите определение в рабочую тетрадь.
Род это люди, которые считают себя потомками общего предка. В русском
языке РОД – корень самых главных понятий в жизни человека. Подберите
однокоренные слова с корнем –род (Ответы детей: родители, рождать, родные,
родина, природа, родник, плодородие).
В далеком прошлом люди жили родами. Они помнили о происхождении от одного
предка. Но объединяло их не только родство, а еще и помощь друг другу в борьбе за
жизнь в дикой природе. О детях заботились сообща, всем родом и жили все вместе в
одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.
5. Родословная.
У каждого из вас есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый
шаг, пошли в детский сад, школу. У вас есть не только своя истории, но и история
вашей семьи. В прошлом вашей семьи можно найти много интересного и полезного.
Семейная история, подругому, (договаривают дети) … родословная.
Родословная слово о роде. Ваши непосредственные родственники: родители,
бабушки и дедушки – это семья. Прабабушки и прапрабабушки и прапрадедушки –
это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей. На протяжении
столетия живут одновременно 3 поколения: в начале века начинается жизнь деда, а в
конце века живёт внук. На протяжении 200 лет сменяются 6 человеческих
поколений, а на протяжении 1000лет – 30. Все родственники могут быть занесены в
генеалогическое древо. Можно составить родословное древо такое как, например, у
А.С. Пушкина.
Найдите значение слова «Родословная в толковом словаре и запишите в тетрадь.
Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий
происхождение и степени родства.
6. Рассказ учеников об истории возникновения их фамилий.
Род и семья – это первые объединения людей. Они возникли много тысяч лет назад и
попрежнему имеют большое значение для человека. Давнымдавно возникли разные
символы рода, например, фамилии.
Возникновением фамилий связано огромное число легенд и преданий.
Вывод: Фамилия — это наследственное имя семьи, а часто и ее живая история. VII. Этап применения новых знаний.
Работа в рабочей тетради.
Задание 4.
Укажи последовательность родственных связей в семье
ВНУ
К
МАТ
Ь
БАБУШК
А
ПРАВНУ
К
ПРАБАБУШ
КА
Работа в рабочей тетради.
Задание 5.
СЫ
Н
Соедините друг с другом соответствующие понятия в столбиках.
Прабабушка
Прадедушка
Бабушка
Дедушка
Дядя
Тетя
Двоюродный брат
Двоюродная сестра
Проверка по слайду.
VIII. Итог урока.
Продолжите предложение:
Папин брат
Сын твоей тети
Мама твоего дедушки
Дочь твоего дяди
Дедушка твоего отца
Мама твоей мамы
Мамин папа
Мамина сестра
Сегодня на уроке я узнал … я научился … мне понравилось … я запомнил …
Ребята, а хорошо ли вы запомнили заповеди семьи? Давайте проверим.
(Учитель раздает ромашки и напечатанные фразы, среди которых есть заповеди
семьи).
Выберите заповеди семьи и наклейте их на лепестки ромашек.
IX. Домашнее задание. Составить родословное древо по образцу.
(Показать образец: слайд из дополнительной презентации, раздать детям).
X. Рефлексия.
Все вокруг нас удивительно устроено. Посмотри вокруг, и ты увидишь, как
прекрасна наша Земля и небо. Оглянись и обрати внимание на людей, которые рядом
с тобой. Это твои друзья, одноклассники. Вместе вы познаёте науки и отдыхаете. Но
где бы ты ни был, чем бы ты не занимался, самыми дорогими и близкими для тебя
остаются твои родные, твоя СЕМЬЯ.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На это милой всем земле?
Ромашки возьмите домой на память, можете подарить их своим родным, вместе
прочитать заповеди семьи. Давайте подарим ромашки нашим гостям на память о
нашей встрече. (Дети дарят ромашки).
Если вы будете соблюдать заповеди, которые написаны на лепестках, ваши ромашки
никогда не завянут.
А еще мы подарим всем песню о семье.
(Дети под музыку исполняют песню). Закончить наш урок мне хочется стихотворными строчками
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Прочитай стихотворение, найди и подчеркни строчки, поясняющие, что значит
для автора семья.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
10. Итог урока:
Попробуйте своими словами объяснить смысл выражения:
Род и семья исток нравственных отношений.
Что вы можете рассказать о роде и семье членам вашей семьи, вашим друзьям?
Какие вопросы им зададите?
Зачем человеку семья?
Какие заповеди семьи запомнили?
Что вам особенно запомнилось из прочитанного и сказанного на уроке?
Кто из вас заинтересовался происхождением вашей фамилии?
11. Домашнее задание. Составьте вместе с родителями свою родословную (задание
4, стр.5 рабочей тетради).
Придумайте и изобразите герб своей семьи. Попытайтесь дома узнать, как появилась
ваша фамилия.
12. Рефлексия. (Звучит музыка в исполнении «ИньЯн» «Гимн семьи») Сегодня на уроке все хорошо поработали, всем большое спасибо. (Раздаются
ромашки.) Нарисуйте в середине ромашки смайлик, соответствующий вашему
настроению на уроке.
Работа в рабочей тетради. (Задание 2, стр.4 рабочей тетради)
Восстанови высказывания известных людей о семье
Любовь, к, основа, родителям, добродетелей, всех
(Цицерон)
______________________________________________________
Нет, святее, и, любви, бескорыстнее, ничего, матери
(В.Г. Белинский)
______________________________________________________
храни честь своей семьи;
почитай отца и мать;
люби свою семью;
будь внимательным и чутким
старайся каждого понять
Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"
Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"
Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"
Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"
Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"
Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"
Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"
Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"
Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"
Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"
Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.