Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"
Оценка 4.9

Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
20.02.2017
Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"
Презентация к уроку "Род и семья-исток нравственных отношений"
Конспект урока ОРКСЭ.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Слизневская основная общеобразовательная школа Методическая разработка урока  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Светская этика) ТЕМА: «Род и семья –  исток нравственных отношений» Выполнила: учитель  начальных классов Кладова Светлана Николаевна с. Слизнево 2015 год       Тема: «Род и семья – исток нравственных отношений» Тип урока: урок изучения  и первичного закрепления новых знаний. Цель:  формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности. Задачи:  Обучающие  Развивающие   Раскрыть понятия «род»,  «семья», «родословная»;    познакомить с терминами ближайшего родства;  представить образ семьи как важнейшую нравственную ценность в  жизни каждого человека.  Развивать речь, внимание, мышление, память;  формировать уважительное отношение к родителям, окружающим; способствовать формированию  понимания значимости семейного    воспитания для становления личности;  способствовать  развитию позитивного отношения к жизни, к   окружающей действительности, к своей семье. Воспитательные   Воспитывать любовь и уважение к своей семье;   воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к  окружающему миру;  формирование у учащихся стремления помогать семье во всем;   пробуждение в ребенке чувства ответственности за семью. Планируемые результаты  дать начальные представления об этических нормах  взаимоотношений в семье;  сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему  поколению;  научить различать степени родства. Ресурсы: Интернет, мультимедийное оборудование для презентации, учебник  «Основы светской этики», рабочая тетрадь к учебнику, раздаточный  материал – ромашки, карточки для индивидуальной работы. I. Организационный момент. Ход урока: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Но не только я рада вас видеть.  Посмотрите, как ласково улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в  ответ! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло  стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и  приятными,  прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и  пожелайте успехов ему сегодня. II. Актуализация знаний. Кто загадку отгадает, Тот своих родных узнает: Кто­то маму, кто­то папу, Кто сестренку или брата, А узнать вам деда с бабой — Вовсе думать­то не надо! Все родные, с кем живете, Даже дядя или тетя, Непременно вам друзья, Вместе вы — одна…    (Семья!) III. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач урока.   ­ Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Предположения детей). ­ Сегодня на уроке мы узнаем, что такое род, семья, родословная. Рассмотрим,  какую роль играет семья в жизни каждого человека. IV. Проверка домашнего задания. ­ На прошлом уроке я вам задавала творческое задание: подобрать стихи о семье и  нарисовать к ним рисунки. (Дети выходят к доске по очереди, вывешивают рисунок,  рассказывают стихотворение). ­ Давайте придумаем название для нашей выставки рисунков. (Дети предлагают  названия, учитель записывает наиболее подходящее на доске). V. Постановка проблемы. ­ Зачем человеку семья? (Высказывания детей.) VI. Получение новых знаний. 1. Семья. ­ Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева ­ его корни,  начало реки ­ ручек. А истоки человека ­ это семья, где он родился, его род. Так что  же такое семья?  Давайте посмотрим, какое определение дается в словаре Ожегова С. И.: Семья ­ это группа  живущих вместе близких родственников. ­ Семья­ это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу  свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие  человеческие качества. В семье есть особый порядок, при котором старшие, более  опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим. ­ Запишите определение семьи в рабочую тетрадь. Семьи все разные. А чем они отличаются?   Конечно, своими привычками, укладом,  обычаями, традициями.  Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. С древних времен  существовали заповеди семьи:  *свято храни честь своей семьи;  *почитай отца и мать; *люби свою семью; *будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей  семьи; *старайся каждого понять и если надо ­ простить.  ­ А какие правила, заповеди соблюдаются в вашей семье? (помогать друг другу, жить  в любви, уважать друг друга, слушаться старших, не ссориться, помогать по  хозяйству и т.д.) ­ Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та где любят друг  друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья – живой  организм, где все решается сообща, где держат общий совет. Чтение сказки «Лепесток». (Презентация) Анализ содержания сказки. 2. Петр и Феврония. Покровители   семьи   и   брака   –   князь   Муромский   Петр   и   простая   девушка Феврония. Их брак многие века является образцом христианского супружества.  В их жизни воплощаются черты, которые традиционные религии России всегда связывали с   идеалом   супружества,   а   именно:   благочестие,   взаимная   любовь   и   верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан. Символично, что Всероссийский день семьи, любви и верности впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Идея   праздника   возникла   несколько   лет   назад   у   жителей   города   Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля. Идеал   супружеской   любви   Святые   Петр   и   Феврония,   благодаря   их неординарному житию, воспевающему "союз любви, мудрый брак", известны всему миру. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" была любимым чтением русских людей от царей до простолюдинов, а ныне это произведение называют "жемчужиной древнерусской литературы. До преклонных лет Пётр и Феврония правили Муромским княжеством, а перед смертью удалились в разные монастыри и приняли там постриг (монашество). Они умолили бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально   приготовленном   гробу   с   тонкой   перегородкой   посередине.   Они скончались   в   один   день   и   час,   каждый   в   своей   келье.   Люди   сочли   нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела расносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так   и   похоронили   святых   супругов   вместе   около   соборной   церкви   Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление. Пётр и Феврония были прославлены в лике святых на церковном соборе 1547 года. Сегодня их святым мощам можно поклониться в Троицком монастыре города Мурома. 8 июля ­ День семьи, любви и верности. Символом этого праздника является  ромашка. Не зря наш класс украшает букет ромашек. 3. Физкультминутка. ­ А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну  ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова  встаньте на одну ногу, но в парах  возьмитесь за руки. ­ Когда было легче удержаться на одной ноге?  ­ Почему в паре легче, как думаете? ­ Что вам помогло? ­ Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье. 4. Род. ­ Прочитайте в учебнике на стр. 38 первый  абзац и скажите, что такое род? (Дети читают, отвечают). ­ Найдите значение слова «род» в словаре. (Находят, читают). ­ Запишите определение в рабочую тетрадь.       ­  Род­ это люди, которые считают себя потомками общего предка. В русском  языке РОД – корень самых главных понятий  в жизни человека. Подберите  однокоренные слова с корнем  –род­  (Ответы детей: родители, рождать, родные,  родина, природа, родник, плодородие). В далеком прошлом люди жили родами. Они помнили о происхождении от одного  предка. Но объединяло их не только родство, а еще и помощь друг другу в борьбе за  жизнь  в дикой природе. О детях заботились сообща, всем родом и жили все вместе в  одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.    5. Родословная. У каждого из вас есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый  шаг, пошли в детский сад, школу. У вас есть не только своя истории, но и история   вашей семьи. В прошлом вашей семьи можно найти много интересного и полезного. ­ Семейная история, по­другому,  (договаривают дети) …      родословная.  Родословная ­ слово о роде. Ваши непосредственные родственники: родители,  бабушки и  дедушки – это семья. Прабабушки и прапрабабушки и прапрадедушки –  это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей. На протяжении  столетия живут одновременно 3 поколения: в начале века начинается жизнь деда, а в  конце века живёт внук. На протяжении 200 лет сменяются 6 человеческих  поколений, а на протяжении 1000лет – 30. Все родственники могут быть занесены в  генеалогическое древо.  Можно составить родословное древо такое как, например, у  А.С. Пушкина. ­ Найдите значение слова «Родословная в толковом словаре и запишите в тетрадь.         Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий  происхождение и степени родства. 6. Рассказ учеников об истории возникновения их фамилий.  Род и семья – это первые объединения людей. Они возникли много тысяч лет назад и по­прежнему имеют большое значение для человека.  Давным­давно возникли разные  символы рода, например, фамилии. Возникновением фамилий связано огромное число легенд и преданий. Вывод: Фамилия — это наследственное имя семьи, а часто и ее живая история. VII. Этап применения новых знаний. Работа в рабочей тетради. Задание 4.  Укажи последовательность родственных связей в семье ВНУ К МАТ Ь БАБУШК А ПРАВНУ К ПРАБАБУШ КА Работа в рабочей тетради. Задание 5.  СЫ Н Соедините друг с другом соответствующие понятия в столбиках. Прабабушка Прадедушка Бабушка Дедушка Дядя Тетя Двоюродный брат Двоюродная сестра                                                Проверка по слайду. VIII. Итог урока. ­ Продолжите предложение:  Папин брат  Сын твоей тети  Мама твоего дедушки Дочь твоего дяди   Дедушка твоего отца Мама твоей мамы  Мамин папа  Мамина сестра Сегодня на уроке  я узнал …  я научился … мне понравилось …  я запомнил … ­ Ребята, а хорошо ли вы запомнили заповеди семьи? Давайте проверим. (Учитель раздает ромашки и напечатанные фразы, среди которых есть заповеди  семьи). ­ Выберите заповеди семьи и наклейте их на лепестки ромашек. IX. Домашнее задание. Составить родословное древо по образцу. (Показать образец: слайд из дополнительной презентации, раздать детям). X. Рефлексия. ­    Все   вокруг   нас   удивительно   устроено.   Посмотри   вокруг,   и   ты   увидишь,   как прекрасна наша Земля и небо. Оглянись и обрати внимание на людей, которые рядом с тобой. Это твои друзья, одноклассники. Вместе вы познаёте науки и отдыхаете. Но где бы ты ни был, чем бы ты не занимался, самыми дорогими и близкими для тебя остаются твои родные, твоя СЕМЬЯ. Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром! Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На это милой всем земле? ­ Ромашки возьмите домой на память, можете подарить их своим родным, вместе прочитать заповеди семьи. Давайте подарим ромашки нашим гостям на память о нашей встрече. (Дети дарят ромашки). ­ Если вы будете соблюдать заповеди, которые написаны на лепестках, ваши ромашки никогда не завянут. ­ А еще мы подарим всем песню о семье. (Дети под музыку исполняют песню). Закончить наш урок мне хочется стихотворными строчками Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! Прочитай стихотворение, найди и подчеркни строчки, поясняющие, что значит для автора семья. Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! 10. Итог урока: ­Попробуйте своими словами объяснить смысл выражения: Род и семья­ исток нравственных отношений. ­Что вы можете рассказать о роде и семье членам вашей семьи, вашим друзьям?  Какие вопросы им зададите? ­ Зачем человеку семья? ­ Какие заповеди семьи запомнили? ­ Что вам особенно запомнилось из прочитанного и сказанного на уроке? ­ Кто из вас заинтересовался происхождением вашей фамилии? 11. Домашнее задание. Составьте вместе с родителями свою родословную (задание  4, стр.5 рабочей тетради). Придумайте и изобразите герб  своей семьи. Попытайтесь дома узнать, как появилась ваша фамилия.  12. Рефлексия. (Звучит музыка в исполнении  «Инь­Ян» «Гимн семьи») Сегодня на уроке все хорошо поработали, всем большое спасибо. (Раздаются  ромашки.) Нарисуйте в середине ромашки смайлик, соответствующий вашему  настроению на уроке. Работа в рабочей тетради. (Задание 2, стр.4 рабочей тетради) Восстанови высказывания известных людей о семье Любовь,  к,  основа,  родителям,  добродетелей, всех                                                                                             (Цицерон) ______________________________________________________ Нет,  святее,  и,  любви,  бескорыстнее,  ничего,  матери                                                                                       (В.Г. Белинский) ______________________________________________________ храни честь своей семьи;  почитай отца и мать; люби свою семью; будь внимательным и чутким старайся каждого понять

Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"

Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"

Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"

Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"

Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"

Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"

Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"

Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"

Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"

Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"

Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"

Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"

Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"

Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"

Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"

Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"

Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"

Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"

Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"

Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"

Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"

Разработка урока по ОРКСЭ "Род и семья-исток нравственных отношений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2017