Разработка урока по ОРКСЭ Тема "Праздники и календари"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
29.08.2018
Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
Класс: 4 «Г»
Учитель: Белова Ю.В.
Тип урока: открытие нового знания
Тема: « Праздники в религиях мира»
Цели:
Обучающие: формирование представлений о праздниках в религиях мира.
Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету;
развитие коммуникативных навыков и культуры выражения мысли;
развитие логического мышления, воображения, эмоциональной сферы;
развитие творческих способностей;
Воспитывающие: формирование положительного отношения к религиозным праздником в разных народов;
формирование навыков доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки;
воспитание толерантного отношения к окружающему миру.
Ожидаемые результаты: учащихся познакомятся с основными религиозными праздниками; закрепят умения работать с текстом; учащиеся смогут делать выводы; усвоят умения обобщать и систематизировать.
Задачи:
1. Дать представление о многообразии праздников в религиях мира.
2.Расширить знания о праздниках в религиях мира.
3. Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира.
Основные термины и понятия: Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Рождество. Пасха. Троица.
Оборудование:
• мультимедийная презентация
• тексты
• листы бумаги А5
• Разноцветные полоски
Урок.doc
Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
Класс: 4 «Г»
Учитель: Белова Ю.В.
Тип урока: открытие нового знания
Тема: « Праздники в религиях мира»
Цели:
Обучающие: формирование представлений о праздниках в религиях мира.
Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету;
развитие коммуникативных навыков и культуры выражения мысли;
развитие логического мышления, воображения, эмоциональной сферы;
развитие творческих способностей;
Воспитывающие: формирование положительного отношения к религиозным
праздником в разных народов;
формирование навыков доброжелательности, уважения к другому Человеку,
адекватной самооценки;
воспитание толерантного отношения к окружающему миру.
Ожидаемые результаты:
учащихся познакомятся с основными
религиозными праздниками; закрепят умения работать с текстом; учащиеся
смогут делать выводы; усвоят умения обобщать и систематизировать.
Задачи:
1. Дать представление о многообразии праздников в религиях мира.
2.Расширить знания о праздниках в религиях мира.
3. Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов
мира.
Основные термины и понятия: Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука.
Рождество. Пасха. Троица.
Оборудование:
• мультимедийная презентация
• тексты
• листы бумаги А5
• Разноцветные полоски Здравствуйте, ребята, садитесь. Мы продолжаем с вами знакомиться с курсом
«Основы религиозных культур и светской этики»
и для того чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока я
предлагаю вам следующее задание. На слайде представлены слова, если вы
поставите их в нужном порядке, посмотрите на заглавные буквы, то
сможете сформулировать тему.
На слайде 1 затем Слайд 2 слова: радость, подарки, застолье, игры, друзья,
настроение, азарт, конфетти.
Совершенно верно. Это праздник. Сегодня мы будем вести разговор о
праздниках, но в рамках нашего предмета догадайтесь о каких праздниках
пойдет речь? Совершенно верно, о религиозных!
Слайд 3 Тема урока: Праздники в религиях мира.
Слайд 4 А сейчас я предлагаю вам сыграть со мной в игру «Верите ли
вы, что…»
1) В каждой религии свои праздники?
2) Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха?
3) Иудеи в праздник Песах ставят на стол горькие травы?
4) В праздник Шавуот можно кушать только молочные продукты?
5) Символ пасхи – крашеные яйца?
6) На праздник Суккот иудеи строят шалаши и живут в них несколько
дней?
7) Одни христиане отмечают Рождество 25 декабря, а другие 7 января?
В каких вопросах вы точно не сомневаетесь и считаете, что правильно
ответили?
Почему вы уверены в правильности ответов?
А в каких вопросах сомневаетесь?
Тогда сформулируйте, пожалуйста, цель урока.
(Цель прописываем на доске).Узнать о праздниках в разных религиях.
Слайд 5 Праздники иудаизма.
Главный праздник иудаизма – Песах. В этот день верующие вспоминают об
освобождении народа из рабства и приход в Землю Обетованную.
Ребята, скажите, а из какого плена бежали иудеи? (из египетского)
Слайд 6 Празднование Песаха продолжается 7 дней. В этом году Песах
продлится с 15 по 21 марта. В течение праздника запрещено есть квасной
хлеб. Вместо него едят мацу – хлебцы, приготовленные без дрожжей.
А почему именно бездрожжевой хлеб? В Библии сказано, что когда евреи
бежали из рабства в спешке не успели заквасить тесто, поэтому напекли
пресных лепешек.
Слайд 7 Праздник начинается с застолья. Все блюда на столе имеют
символическое значение: горькая зелень напоминает о горечи рабства, блюдо из тертых яблок, фиников, орехов и вина цветом напоминает глину, из
которой евреи делали кирпичи для египетских домов.
Слайд 8 Чезез 50 дней после Песаха (4 июня) наступает Шавуот – праздник,
отмечаемый в память о даровании иудеям Богом Десяти заповедей.
А кому Бог передал заповеди? (Моисею)
А что это были за заповеди? (скрижали – каменные таблички, на которых
были написаны эти заповеди)
Где состоялось это событие? (На горе Синай)
Когда Моисей молился в одиночестве.
Слайд 9 В этот день по традиции синагоги украшаются цветами и зелеными
ветвями.
Т.к. праздник связан с дарованием Торы, то обучение детей иудейским
традициям обычно начинается именно в Шавуот.
Кто изображен на слайде? (Моисей)
Ребят, а давайте с вами вспомним, что такое синагога? (Это священные
здания для иудеев. «Дом собраний»)
Слайд 10 Во время праздника принято употреблять в пищу молочные
продукты и воздерживаться от мясного.
По традиции к праздничному столу подают блюдо из молока и меда и
творожные ватрушки.
Слайд 11 Праздник Суккот выражает связь еврейского народа со своей
страной, со своим историческим прошлым. Если все прочие праздники
отмечаются дома, в кругу семьи, то в Суккот евреи покидают дома и живут в
шалашах, специально построенных для этого дня на улице, под открытым
небом.
Давайте подумаем, а почему иудеи в этот праздник живут в шалашах? С
чем это может быть связано? (Во время странствий по Синайской
пустыне евреи жили в шалашах.)
Слайд 12 Шалаш сукку строится в память о странствиях еврейского
народа в пустыне.
Вот как выглядит строительство шалашей – сукков и украшение их цветами и
зелеными ветвями.
Кстати, а сколько лет иудет скитались по Синайской пустыне? (сорок
лет)
Слайд 13 Х нука
честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы евреев в
восстании против царя Антиоха.
В этом году Ханука будет длиться с 17 по 24 декабря.
Как называется подсвечник изображенный на слайде? (Минора)
Слайд 16 Ребята, а какие православные праздники вы знаете?
(Двунадесятые непереходящие праздники
7 января — Рождество Христово
это еврейский праздник свечей, которые зажигают в
аа 19 января — Крещение Господне (Святое Богоявление)
15 февраля — Сретение Господне
7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы
19 августа — Преображение Господне
28 августа — Успение Пресвятой Богородицы
21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы
27 сентября — Воздвижение Креста Господня
4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы
Двунадесятые переходящие праздники в 2014 году
13 апреля — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
29 мая — Вознесение Господне
8 июня — День Святой Троицы (Пятидесятница)
Великие праздники с постоянной датой
14 января — Обрезание Господне
7 июля — Рождество Иоанна Предтечи
12 июля — Праздник Святых первоверховных апостолов Петра и Павла
11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи
14 октября — Покров Пресвятой Богородицы
Православные праздники христиан связаны с событиями жизни Иисуса Христа
– это Рождество (день рождения Иисуса) и Воскресение Христово –
Пасха.
Кто такой Иисус Христос? (Это Сын Божий)
Слайд 17 Великий христианский праздник, установленный в воспоминание
рождения Иисуса Христа.
В настоящее время почти все христиане (за исключением Армянской Церкви)
празднуют его 25 декабря (в соответствии с принятым в той или иной общине
календарным стилем; в большинстве приходов Русской Православной Церкви
это 7 января по новому стилю).
Верующие готовятся к этому празднику соблюдая многодневный пост.
Скажите, а где родился Иисус Христос? (В Вифлееме, в хлеву, который
использовался для содержания скота)
Кто были родители Иисуса? (Мать – Дева Мария, отец – Иосиф, был
плотником)
Что такое пост? (Пост это воздержание от сытной и вкусной пищи,
развлечений, увеселений)
Как называется пост перед рождеством? (Рождественский)
Слайд 18 Воскресение Христова (Пасха) — самый большой и светлый
христианский праздник. Пасхе предшествует пост. По всей России Пасху
отмечают как день великой радости (20 апреля). Пасхальная служба
начинается в ночь с субботы на воскресенье.
Как называется пост перед Пасхой? (Великий пост) и начинается он
после…? (Масленицы)
Перед 19 слайдом А кто мне скажет, что является символом Пасхи?
(Яйцо, кулич, паска)
Что такое Паска? (блюдо из творога в виде усечённой пирамидки). А как вы думаете, почему именно кулич? С чем он ассоциируется? (С
телом, плотью Господа)
Слайд 19 На стол ставят крашеные яйца, кулич и пасху (паску) – сладкое
блюдо из творога с изюмом. Красное яйцо символизирует мир, обагренный
кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Кулич
ассоциируется с телом Господним, к которому должны причащаться
верующие.
Слайд 20 В день Вознесения Христос взошел на небо и сел по правую
сторону Бога Отца. Ученикам он велел ожидать прихода Учителя т.е. Святого
Духа.
Это совершилось в день Пятидесятницы.
Этот день считается днем
рождения Христианской церкви. На Руси этот праздник стали называть
Троицей.
Почему Троица? (в сороковой день после пасхи отмечается праздник
Вознесение в этот день Христос взошёл на небо и сел по правую сторону
Бога Отца. А своим ученикам он велел не уходить из Иерусалима, пока не
придет к ним Учитель, т.е. Святой Дух. Это свершилось на 50й день после
Пасхи).
Ну а сейчас на доске сводная таблица, которую мы сейчас должны будем
заполнить:
Название
праздника
Песах
Название религии Событие, с которым связан
Иудаизм
Шавуот
Ханука
Суккот
Рождество
Христианство
Пасха
Троица
данный праздник
Освобождение еврейского народа
из египетского рабства
Праздник дарования еврейскому
народу Десяти заповедей на горе
Синай
Праздник свечей у евреев
Во время сорокалетнего
странствия евреи жили в
шалашах
День рождения Иисуса Христа
Светлое Христово Воскресенье
Праздник, прославляющий Бога
отца, Сына и Святого Духа
Итак, давайте вернемся к нашей игре «Верите ли вы, что ..» Изменились ли ваши ответы в конце урока? Почему? На все ли вопросы мы
нашли ответы?
В заключении давайте сочиним синквейн.
1 строка – существительное, выражающее главную тему.
2 строка два прилагательных, выражающие главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым
словом).
Домашнее задание Рассказать родителям о религиозных праздниках
других народов;
Разработка урока по ОРКСЭ Тема "Праздники и календари"
Разработка урока по ОРКСЭ Тема "Праздники и календари"
Разработка урока по ОРКСЭ Тема "Праздники и календари"
Разработка урока по ОРКСЭ Тема "Праздники и календари"
Разработка урока по ОРКСЭ Тема "Праздники и календари"
Разработка урока по ОРКСЭ Тема "Праздники и календари"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.