разработка урока по ОРКСЭ "Защита Отечества"4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры». Класс - 4 класс. Тема урока: «Защита Отечества. Святые защитники Родины. Когда война бывает справедливой». В разработке урока изложены цель. задачи, планируемые результаты, формы, методы, основные этапы урока, а также имеется приложение. Урок разработан в соответствии ФГОС.разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры». Класс - 4 класс.
Иконка файла материала Защита Отечества.docx
Учебный предмет ­ «Основы религиозных культур и светской этики», модуль ­  «Основы православной культуры». Класс (возраст детей) ­ 4 класс, 10­11 лет; Тема   урока:   «Защита   Отечества.   Святые   защитники   Родины.   Когда   война бывает справедливой». Цель урока: Воспитание   патриотического   чувства   к   своему   Отечеству   на   примере конкретных   исторических   событий   и   личностей;   формирование   понимания христианского   взгляда  на войну  как  объективное  зло  современного  мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости. Базовый   учебник  ­  Кураев   А.В.   «Основы   духовно­нравственной   культуры народов России. Основы православной культуры», Просвещение, 2012. Задачи урока: Обучающая: познакомить с отношением православных людей к воинскому  долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми. Развивающая: усвоить, какие действия допустимы для православного воина на  войне, какие – нет. Воспитывающая: осознать, что, христианское отношение к врагам не отменяет  священной обязанности защищать Церковь, Родину и семью. Планируемы результаты: Предметные: Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает  справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные  народы. Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать,  какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве. Метапредметные:  Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану, умение  осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, формирование  умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: выражение своих мыслей, готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и  права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и  аргументировать свою точку зрения и оценку событий.Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности,  чувства гордости за свою Родину; воспитание доверия и уважения к истории и  культуре всех народов; развитие самостоятельности и личной ответственности  за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной  справедливости и свободе. Оборудование: мультимедийная установка, презентация к уроку. Тип урока: изучение новых знаний Оборудование: Учебник: Кураев А.В. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы  религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4­5  классы: учеб. для общеобразоват.учреждений с прил. на электронном носителе – М.: Просвещение, 2012. Листы с пословицами и поговорками. Раздаточный материал (биографии). Мультимедийная презентация. ПК, проектор. 1. 2. 3. 4. 5. Формы работы учащихся: репродуктивный, частично­поисковый. Метод проблемного изложения материала. Место проведения: учебный кабинет. Ключевые понятия урока: защита Родины, справедливая война,  несправедливая война. I. Организационный момент: Ход урока: Самоопределение к деятельности. Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина». ­ Что вам сейчас представилось? (ответы детей) ­ Это все можно назвать одним словом – Родина. ­ Подберите к слову «родина» синонимы. ­ Родина, Отчизна, Отечество, Россия, Русь. II. Актуализация знаний: Слайд   Работа в парах (учащиеся получают  карточки с заданием по рядам)Приложение 1   ­ Прочитайте  пословицы, попробуйте определить тему, на которую они  подобраны.  • Отчизне послужим в бою за честь и свободу свою.  • За правое дело сражайся смело.  • У вражеских генералов длинные ноги, да не нашли к Москве дороги.  • Народ и армия – одна семья.  • Всякому мила своя сторона.  • Нет обороны – заклюют и вороны.  • Принял присягу – от нее ни шагу.   Проверка выполнения задания. ­ Предположите, как звучит тема сегодняшнего урока. (Ответы учащихся) ­ «Защита Отечества» III. Объявление темы и цели урока: ­Тема урока «Защита Отечества».  Работа со словарём.  ­ Вспомните, что обозначает слово Отечество. Прочтите определение по  словарю В. Даля, К.Д. Ушинского.  Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля  народа, к коему кто, по рождению, языку и вере, принадлежит. (В. Даль) Отечество – земля наших отцов и дедов. (К.Д. Ушинский) О защите своего Отечества говорится в Конституции: Статья 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью  гражданина... [Конституция РФ] [Глава 2] [Статья 59]  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской  Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с  федеральным законом. 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или  вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иныхустановленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее  альтернативной гражданской службой. ­ Как вы понимаете этот закон? IV. Работа над новой темой: 1. Работа с понятиями: “справедливая и несправедливая война”. Испокон веков на Руси православные люди бережно относились к родной земле,  оберегали её, хранили границы и православную веру, которая в самые лихие  времена давала силы выстоять и перенести самые тяжёлые испытания. ­ Как вы думаете, как можно назвать такую войну? (Учебник стр. 89) ­ Какова цель справедливой войны?  ­ Если есть справедливая война, то есть и какая? ­ Какова цель несправедливой войны? Не раз мирный труд людей и тихая жизнь Руси­России нарушалась военными  грозами. ­А как, по­вашему, является ли война злом? Почему? (Ответы детей) Учитель:  Христос учил прощать. Можно простить свою обиду, а если обижают сестренку,  маму, Родину? Христос говорил: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит  суду». Значит и гнев бывает напрасным, а бывает уместным, а война  справедливой и несправедливой. Давайте попробуем разобраться, когда война  бывает справедливой? (Ответы учащихся) ­ Давайте вспомним уроки, на которых мы изучали историю нашей Родины,  знакомились с событиями далеких и не очень далеких времен.  Слайды    ­   Вспомните   исторические   события,   фамилии   известных   воинов   ­   полководцев, связанные с датами:   1240г.   –   иллюстрация     (князь   Александр   в   Невской битве одержал победу над шведами)  1242г. – иллюстрация (битва на Чудском озере, Ледовое побоище)   1380г.   –   иллюстрация   (князь   Дмитрий   Донской Куликовская битва)  1812г.   –   иллюстрация   (М.И.   Кутузов   Отечественная война 1812 года)  1941г. – иллюстрация (Великая Отечественная война) 2. Работа в группах. На партах у вас лежат биографии этих замечательных людей, а также  используйте учебник. Подготовьте сообщения в течение 5  минут и кратко  расскажите о них. Группа 1. Александр Невский: Учебник стр. 91 Какой князь изображён на этом портрете? За что князя Александра прозвали  Невским? Где мы можем прочитать о его жизни? В 1240 году королю шведскому вздумалось завоевать Ладогу, и даже Новгород.  Для того он отправил на реку Неву множество судов со шведами и норвежцами  под начальством зятя своего Биргера. Биргер, привыкший к победам, велел  гордо сказать князю новгородскому: “Иди сражаться со мною, если смеешь; я  уже в земле твоей!” Александр не устрашился, не показал послам шведским  досады, а спокойно отвечал им, что готов к сражению. Тотчас велел он  небольшому войску своему собраться; сам же пошёл в Софийскую церковь и  там усердно помолился Богу, прося святой его помощи. Усердная молитва  имеет чудесную силу над душой христианина: Александр, который не мог в  такое короткое время ожидать помощи от отца своего, не мог даже собрать всё  войско своё, вышел с улыбкой на лице к своей верной дружине и весело сказал:  “Нас немного, и враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!” Надежда Александра на небесную помощь перешла и в сердца его воинов. Они  приблизились к берегам Невы, где стояли шведы, дружно бросились на  многочисленных врагов и одержали полную победу. Эта славная победа,  одержанная в то время, когда бедные предки наши терпели столько горя и  унижения от злых татар, обрадовала унылые сердца их и доставила храброму  Александру название Невского. ­ Объясните, как вы понимаете слова: “Бог не в силе, а в правде?” После этой битвы Александр Невский произнёс ещё одну историческую фразу.  Какую?  Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет.­ Как вы понимаете эти слова?  Но сила христианского духа Александра Невского проявилась не только  славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии. Его  называли “миротворцем”. Что обозначает это слово? Почему его так называли?  (Учебник стр. 91). Александр Невский после смерти был тоже причислен к лику святых, в нашей стране много храмов построено в честь Св. Александра Невского, в том числе в нашем посёлке Опарино (слайд). В   Санкт­Петербурге находится Александро­ Невская   Лавра,   где   хранятся   “мощи”   Александра   Невского.   В   России   был учреждён орден Александра Невского. Группа 2. Дмитрий Донской: Учебник стр. 89­90. Дмитрий Иванович стал великим князем московским в 1359 году в  девятилетнем возрасте, после смерти своего отца. По его завещанию  наставником и воспитателем Дмитрия стал митрополит Алексий. Большое  влияние на великого князя Дмитрия Ивановича оказал и настоятель Троицкого  монастыря Сергий Радонежский, с которым у него сложились близкие и  доверительные отношения. Именно к Сергию Радонежскому за благословением  перед Куликовской битвой пришел Дмитрий Иванович. Князь Дмитрий был  глубоко верующим  человеком и всегда поддерживал православные храмы и  святые обители. В годы его княжения были открыты монастыри в Москве,  Серпухове, Коломне и других местах Московского княжества.  8  сентября 1380 года – главное событие в биографии Дмитрия Донского. В этот на Куликовом поле, на берегу Непрядвы и Дона объединенное русское воинство  под предводительством Дмитрия Ивановича разгромило войско Мамаевой орды. Князь Дмитрий сам сражался на поле брани и, согласно «Сказанию о Мамаевом  побоище», был ранен. Вскоре после битвы великого князя московского прозвали Донским.  ­ К кому за благословлением отправился Дмитрий Донской?   ­ Почему Сергий Радонежский не сразу дал своё благословление?  Он не только благословил на битву, но и предсказал Дмитрию Донскому победу  и дал двух монахов.  Рассматривание картины В. Васнецова “Поединок Пересвета с Челубеем” Пересвет   и   Ослябя   были   причислены   к   лику   святых.   На   месте   сражения Дмитрий   Донской   построил   монастырь   в   честь   Рождества   ПресвятойБогородицы   и   в   память   всех   воинов,   погибших   в   битве.   Христианское благочестие   сочеталось   в   Дмитрии   Донском   с   мудростью   правителя.   После смерти он тоже был причислен к лику святых.  Группа 3. Ф.Ф.Ушаков. Учебник стр. 91 Служению родине он отдавался полностью. Назначенный однажды на очень  престижную должность командира имперской яхты, он отказался от нее и  добился своего перевода на военный корабль. Придворная жизнь не имела для  Ушакова никакого интереса. Свое мужество и превосходную тактику Ушаков показал в первом же сражении  у острова Фидониси. Флот Турции вдвое превосходил русский, и молодой  капитан, командовавший авангардом, пошел на смелый шаг – неожиданно для  турок произвел атаку на их флагманский корабль, приказав своим кораблям  обойти авангард турок, чтобы их флагман оказался под ударом с обеих сторон.  В конце трехчасового боя турки не выдержали и покинули район сражения.  Подвиг Ушакова был оценен самым высоким образом – он получил звание  контр­адмирала и Севастопольский флот в свое подчинение.Через год, в  Керченском сражении, Ушаков еще раз доказал свои способности великолепного морского тактика. Его смелые действия и неординарные решения сорвали планы турецкого флота по захвату Крыма. При императоре Павле I Ушаков получил назначение командующего  Средиземноморским флотом и задание поддержать действия антифранцузской  коалиции на море. В 1799 году стал адмиралом. Выйдя в 1807 г. в отставку, он посвятил себя благотворительности и Церкви.  Ушаков внёс значительный вклад в строительство русского военно­морского  флота и разработку его передовой тактики. Сам он не знал поражений. В духе  почитавшегося им Суворова флотоводец отказался от всех диктуемых линейной тактикой манёвров и построений эскадры, не направленных непосредственно на  полный разгром неприятеля с наименьшими потерями с целью скорейшего  завершения войны. Умер 14 октября 1817 года.  В августе 2001 г. адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков был канонизирован в лике  праведных святых и стал небесным покровителем военных моряков. ­За что Фёдора Ушакова причислили к лику святых? 3.Работа в тетрадях.  Воины­христиане не боялись смертельной угрозы, так как верили, что их душа  бессмертна. Но даже на войне христианский воин должен оставаться человеком.  И на смену законам войны должны прийти законы милосердия и справедливости.Поработайте в  рабочих тетрадях задание  2  и сформулируйте законы  справедливости и милосердия (смотри приложение №2). V. Закрепление  Давайте подведем итог. ­ Какая война считается справедливой?  (оборонительная) Продолжите предложения:   ­ Цель справедливой войны: …(защитить свою семью, Родину и её святыни) ­ Цель несправедливой войны: … (захватить чужие земли, навязать свою веру) ­ Православный человек вправе взяться за оружие, … (если  надо защитить свою  Родину, семью и веру) ­ Христианский воин на войне должен оставаться … (человеком) ­ На войне должны действовать законы …  (милосердия и справедливости) ­ В чём они заключаются?  1. Нельзя добивать раненых.  2. Нельзя трогать безоружных.  3. Нельзя грабить местных жителей.  4. Если враг сдается или если война закончена ­ надо к недавнему недругу  отнестись уже просто как к человеку. VI. Рефлексия. Подведение итогов.  ­ Какова была тема нашего урока? О чём мы с вами говорили? Продолжите  предложения: Я уже знал… Я узнал… Мне осталось непонятно… VII. Задание на дом. Параграф 28, подготовить сообщение о подвиге в Великой Отечественной  войне (или ответить на вопросы учебника на стр. 91), в рабочих тетрадях  задания 1, 3 (Приложение 2)Используемый материал 1. http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/raznoe/2014/03/07/konspekt­uroka­ opk­zashchita­otechestva 2. http://www.svetoch­ opk.ru/load/prezentacii_polzovatelej/quot_svetoch_quot/urok_opk_28_z ashhita_otechestva/112­1­0­926 3. http://volna.org/pedagogika/zashchita_otiechiestva.htmlПриложение 1  Отчизне послужим в бою за честь и свободу свою.  За правое дело сражайся смело.  У вражеских генералов длинные ноги, да не нашли к Москве дороги.  Народ и армия – одна семья.  Всякому мила своя сторона.  Нет обороны – заклюют и вороны.  Принял присягу – от нее ни шагу.  Помни присягу свою: будь стойким в бою.  Враг боек, а наш народ стоек.  Солдата к славе ведут ученье и труд.  Русский солдат не знает преград.  Если по–русски скроен, то и один в поле воин.  Жить – Родине служить.  Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.  На чужой стороне и летом холодно.  Одна у человека мать, одна и Родина.  Береги землю любимую, как мать родимую.  Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.  Родина – мать, умей за неё постоять.Приложение 2 Задание 1. Закончи пословицы: 1. С другом по­братски, с врагом – _____________________. 2. После драки _____________________________________. 3. Важен тот пост, на который _________________________. 4. Командир без воли, что ____________________________. 5. Где тревога, туда _________________________________. Слова­подсказки:  птица без крыльев; ты поставлен; по­солдатски; и дорога; кулаками не машут. Задание 2. Подумай и напиши, как должен вести себя воин   со своими личными врагами? ______________________________________________ ____________________________________________________________________________  с врагами Отечества? _____________________________________________________ ___________________________________________________________________________  с детьми? ______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ с пленными? ____________________________________________________________  ___________________________________________________________________________ со стариками? _________________________________________________________ ____________________________________________________________________________  с командиром? __________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Задание 3. Догадайся, какие знаменитые битвы запечатлены на картинах? 1 2 3 4 1 __________________________________________________________________________ 2.__________________________________________________________________________ 3 __________________________________________________________________________ 4 __________________________________________________________________________