Разработка урока по ОРКСЭ "Защита Отечества"4 класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
классное руководство
4 кл
13.02.2017
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры».
Класс - 4 класс.
Тема урока: «Защита Отечества. Святые защитники Родины. Когда война бывает справедливой».
В разработке урока изложены цель. задачи, планируемые результаты, формы, методы, основные этапы урока, а также имеется приложение. Урок разработан в соответствии ФГОС.разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры».
Класс - 4 класс.
Защита Отечества.docx
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», модуль
«Основы православной культуры».
Класс (возраст детей) 4 класс, 1011 лет;
Тема урока: «Защита Отечества. Святые защитники Родины. Когда война
бывает справедливой».
Цель урока:
Воспитание патриотического чувства к своему Отечеству на примере
конкретных исторических событий и личностей; формирование понимания
христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на
которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.
Базовый учебник Кураев А.В. «Основы духовнонравственной культуры
народов России. Основы православной культуры», Просвещение, 2012.
Задачи урока:
Обучающая: познакомить с отношением православных людей к воинскому
долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми.
Развивающая: усвоить, какие действия допустимы для православного воина на
войне, какие – нет.
Воспитывающая: осознать, что, христианское отношение к врагам не отменяет
священной обязанности защищать Церковь, Родину и семью.
Планируемы результаты:
Предметные:
Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает
справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные
народы.
Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать,
какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве.
Метапредметные:
Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану, умение
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, формирование
умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, готовность слушать собеседника,
вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину; воспитание доверия и уважения к истории и
культуре всех народов; развитие самостоятельности и личной ответственности
за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация к уроку.
Тип урока: изучение новых знаний
Оборудование:
Учебник:
Кураев А.В. Основы духовнонравственной культуры народов России. Основы
религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 45
классы: учеб. для общеобразоват.учреждений с прил. на электронном носителе –
М.: Просвещение, 2012.
Листы с пословицами и поговорками.
Раздаточный материал (биографии).
Мультимедийная презентация.
ПК, проектор.
1.
2.
3.
4.
5.
Формы работы учащихся: репродуктивный, частичнопоисковый.
Метод проблемного изложения материала.
Место проведения: учебный кабинет.
Ключевые понятия урока: защита Родины, справедливая война,
несправедливая война.
I. Организационный момент:
Ход урока:
Самоопределение к деятельности.
Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина».
Что вам сейчас представилось? (ответы детей)
Это все можно назвать одним словом – Родина.
Подберите к слову «родина» синонимы.
Родина, Отчизна, Отечество, Россия, Русь.
II. Актуализация знаний:
Слайд
Работа в парах (учащиеся получают карточки с заданием по рядам) Приложение 1
Прочитайте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они
подобраны.
• Отчизне послужим в бою за честь и свободу свою.
• За правое дело сражайся смело.
• У вражеских генералов длинные ноги, да не нашли к Москве дороги.
• Народ и армия – одна семья.
• Всякому мила своя сторона.
• Нет обороны – заклюют и вороны.
• Принял присягу – от нее ни шагу.
Проверка выполнения задания.
Предположите, как звучит тема сегодняшнего урока.
(Ответы учащихся)
«Защита Отечества»
III. Объявление темы и цели урока:
Тема урока «Защита Отечества».
Работа со словарём.
Вспомните, что обозначает слово Отечество. Прочтите определение по
словарю В. Даля, К.Д. Ушинского.
Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля
народа, к коему кто, по рождению, языку и вере, принадлежит. (В. Даль)
Отечество – земля наших отцов и дедов. (К.Д. Ушинский)
О защите своего Отечества говорится в Конституции:
Статья 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью
гражданина...
[Конституция РФ] [Глава 2] [Статья 59]
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской
Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с
федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или
вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее
альтернативной гражданской службой.
Как вы понимаете этот закон?
IV. Работа над новой темой:
1. Работа с понятиями: “справедливая и несправедливая война”.
Испокон веков на Руси православные люди бережно относились к родной земле,
оберегали её, хранили границы и православную веру, которая в самые лихие
времена давала силы выстоять и перенести самые тяжёлые испытания.
Как вы думаете, как можно назвать такую войну? (Учебник стр. 89)
Какова цель справедливой войны?
Если есть справедливая война, то есть и какая?
Какова цель несправедливой войны?
Не раз мирный труд людей и тихая жизнь РусиРоссии нарушалась военными
грозами.
А как, повашему, является ли война злом? Почему?
(Ответы детей)
Учитель:
Христос учил прощать. Можно простить свою обиду, а если обижают сестренку,
маму, Родину?
Христос говорил: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит
суду». Значит и гнев бывает напрасным, а бывает уместным, а война
справедливой и несправедливой. Давайте попробуем разобраться, когда война
бывает справедливой? (Ответы учащихся)
Давайте вспомним уроки, на которых мы изучали историю нашей Родины,
знакомились с событиями далеких и не очень далеких времен.
Слайды
Вспомните исторические события, фамилии известных воинов полководцев,
связанные с датами:
1240г. – иллюстрация (князь Александр в Невской
битве одержал победу над шведами)
1242г. – иллюстрация (битва на Чудском озере, Ледовое
побоище)
1380г. – иллюстрация (князь Дмитрий Донской
Куликовская битва) 1812г. – иллюстрация (М.И. Кутузов Отечественная
война 1812 года)
1941г. – иллюстрация (Великая Отечественная война)
2. Работа в группах.
На партах у вас лежат биографии этих замечательных людей, а также
используйте учебник. Подготовьте сообщения в течение 5 минут и кратко
расскажите о них.
Группа 1. Александр Невский: Учебник стр. 91
Какой князь изображён на этом портрете? За что князя Александра прозвали
Невским? Где мы можем прочитать о его жизни?
В 1240 году королю шведскому вздумалось завоевать Ладогу, и даже Новгород.
Для того он отправил на реку Неву множество судов со шведами и норвежцами
под начальством зятя своего Биргера. Биргер, привыкший к победам, велел
гордо сказать князю новгородскому: “Иди сражаться со мною, если смеешь; я
уже в земле твоей!” Александр не устрашился, не показал послам шведским
досады, а спокойно отвечал им, что готов к сражению. Тотчас велел он
небольшому войску своему собраться; сам же пошёл в Софийскую церковь и
там усердно помолился Богу, прося святой его помощи. Усердная молитва
имеет чудесную силу над душой христианина: Александр, который не мог в
такое короткое время ожидать помощи от отца своего, не мог даже собрать всё
войско своё, вышел с улыбкой на лице к своей верной дружине и весело сказал:
“Нас немного, и враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!”
Надежда Александра на небесную помощь перешла и в сердца его воинов. Они
приблизились к берегам Невы, где стояли шведы, дружно бросились на
многочисленных врагов и одержали полную победу. Эта славная победа,
одержанная в то время, когда бедные предки наши терпели столько горя и
унижения от злых татар, обрадовала унылые сердца их и доставила храброму
Александру название Невского.
Объясните, как вы понимаете слова: “Бог не в силе, а в правде?”
После этой битвы Александр Невский произнёс ещё одну историческую фразу.
Какую?
Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет. Как вы понимаете эти слова?
Но сила христианского духа Александра Невского проявилась не только
славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии. Его
называли “миротворцем”. Что обозначает это слово? Почему его так называли?
(Учебник стр. 91).
Александр Невский после смерти был тоже причислен к лику святых, в нашей
стране много храмов построено в честь Св. Александра Невского, в том числе в
нашем посёлке Опарино (слайд). В СанктПетербурге находится Александро
Невская Лавра, где хранятся “мощи” Александра Невского. В России был
учреждён орден Александра Невского.
Группа 2. Дмитрий Донской: Учебник стр. 8990.
Дмитрий Иванович стал великим князем московским в 1359 году в
девятилетнем возрасте, после смерти своего отца. По его завещанию
наставником и воспитателем Дмитрия стал митрополит Алексий. Большое
влияние на великого князя Дмитрия Ивановича оказал и настоятель Троицкого
монастыря Сергий Радонежский, с которым у него сложились близкие и
доверительные отношения. Именно к Сергию Радонежскому за благословением
перед Куликовской битвой пришел Дмитрий Иванович. Князь Дмитрий был
глубоко верующим человеком и всегда поддерживал православные храмы и
святые обители. В годы его княжения были открыты монастыри в Москве,
Серпухове, Коломне и других местах Московского княжества.
8 сентября 1380 года – главное событие в биографии Дмитрия Донского. В этот
на Куликовом поле, на берегу Непрядвы и Дона объединенное русское воинство
под предводительством Дмитрия Ивановича разгромило войско Мамаевой орды.
Князь Дмитрий сам сражался на поле брани и, согласно «Сказанию о Мамаевом
побоище», был ранен. Вскоре после битвы великого князя московского прозвали
Донским.
К кому за благословлением отправился Дмитрий Донской?
Почему Сергий Радонежский не сразу дал своё благословление?
Он не только благословил на битву, но и предсказал Дмитрию Донскому победу
и дал двух монахов.
Рассматривание картины В. Васнецова “Поединок Пересвета с Челубеем”
Пересвет и Ослябя были причислены к лику святых. На месте сражения
Дмитрий Донской построил монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в память всех воинов, погибших в битве. Христианское
благочестие сочеталось в Дмитрии Донском с мудростью правителя. После
смерти он тоже был причислен к лику святых.
Группа 3. Ф.Ф.Ушаков. Учебник стр. 91
Служению родине он отдавался полностью. Назначенный однажды на очень
престижную должность командира имперской яхты, он отказался от нее и
добился своего перевода на военный корабль. Придворная жизнь не имела для
Ушакова никакого интереса.
Свое мужество и превосходную тактику Ушаков показал в первом же сражении
у острова Фидониси. Флот Турции вдвое превосходил русский, и молодой
капитан, командовавший авангардом, пошел на смелый шаг – неожиданно для
турок произвел атаку на их флагманский корабль, приказав своим кораблям
обойти авангард турок, чтобы их флагман оказался под ударом с обеих сторон.
В конце трехчасового боя турки не выдержали и покинули район сражения.
Подвиг Ушакова был оценен самым высоким образом – он получил звание
контрадмирала и Севастопольский флот в свое подчинение.Через год, в
Керченском сражении, Ушаков еще раз доказал свои способности великолепного
морского тактика. Его смелые действия и неординарные решения сорвали планы
турецкого флота по захвату Крыма.
При императоре Павле I Ушаков получил назначение командующего
Средиземноморским флотом и задание поддержать действия антифранцузской
коалиции на море. В 1799 году стал адмиралом.
Выйдя в 1807 г. в отставку, он посвятил себя благотворительности и Церкви.
Ушаков внёс значительный вклад в строительство русского военноморского
флота и разработку его передовой тактики. Сам он не знал поражений. В духе
почитавшегося им Суворова флотоводец отказался от всех диктуемых линейной
тактикой манёвров и построений эскадры, не направленных непосредственно на
полный разгром неприятеля с наименьшими потерями с целью скорейшего
завершения войны.
Умер 14 октября 1817 года.
В августе 2001 г. адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков был канонизирован в лике
праведных святых и стал небесным покровителем военных моряков.
За что Фёдора Ушакова причислили к лику святых?
3.Работа в тетрадях.
Воиныхристиане не боялись смертельной угрозы, так как верили, что их душа
бессмертна. Но даже на войне христианский воин должен оставаться человеком.
И на смену законам войны должны прийти законы милосердия и справедливости. Поработайте в рабочих тетрадях задание 2 и сформулируйте законы
справедливости и милосердия (смотри приложение №2).
V. Закрепление
Давайте подведем итог.
Какая война считается справедливой? (оборонительная)
Продолжите предложения:
Цель справедливой войны: …(защитить свою семью, Родину и её святыни)
Цель несправедливой войны: … (захватить чужие земли, навязать свою веру)
Православный человек вправе взяться за оружие, … (если надо защитить свою
Родину, семью и веру)
Христианский воин на войне должен оставаться … (человеком)
На войне должны действовать законы … (милосердия и справедливости)
В чём они заключаются?
1. Нельзя добивать раненых.
2. Нельзя трогать безоружных.
3. Нельзя грабить местных жителей.
4. Если враг сдается или если война закончена надо к недавнему недругу
отнестись уже просто как к человеку.
VI. Рефлексия. Подведение итогов.
Какова была тема нашего урока? О чём мы с вами говорили? Продолжите
предложения:
Я уже знал…
Я узнал…
Мне осталось непонятно…
VII. Задание на дом.
Параграф 28, подготовить сообщение о подвиге в Великой Отечественной
войне (или ответить на вопросы учебника на стр. 91), в рабочих тетрадях
задания 1, 3 (Приложение 2) Используемый материал
1. http://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2014/03/07/konspekturoka
opkzashchitaotechestva
2. http://www.svetoch
opk.ru/load/prezentacii_polzovatelej/quot_svetoch_quot/urok_opk_28_z
ashhita_otechestva/11210926
3. http://volna.org/pedagogika/zashchita_otiechiestva.html Приложение 1
Отчизне послужим в бою за честь и свободу свою.
За правое дело сражайся смело.
У вражеских генералов длинные ноги, да не нашли к Москве дороги.
Народ и армия – одна семья.
Всякому мила своя сторона.
Нет обороны – заклюют и вороны.
Принял присягу – от нее ни шагу.
Помни присягу свою: будь стойким в бою.
Враг боек, а наш народ стоек.
Солдата к славе ведут ученье и труд.
Русский солдат не знает преград.
Если по–русски скроен, то и один в поле воин.
Жить – Родине служить.
Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
На чужой стороне и летом холодно.
Одна у человека мать, одна и Родина.
Береги землю любимую, как мать родимую.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина – мать, умей за неё постоять. Приложение 2
Задание 1.
Закончи пословицы:
1. С другом побратски, с врагом – _____________________.
2. После драки _____________________________________.
3. Важен тот пост, на который _________________________.
4. Командир без воли, что ____________________________.
5. Где тревога, туда _________________________________.
Словаподсказки: птица без крыльев; ты поставлен; посолдатски; и дорога; кулаками не
машут.
Задание 2.
Подумай и напиши, как должен вести себя воин
со своими личными врагами? ______________________________________________
____________________________________________________________________________
с врагами Отечества? _____________________________________________________
___________________________________________________________________________
с детьми? ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
с пленными? ____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
со стариками? _________________________________________________________
____________________________________________________________________________
с командиром? __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 3.
Догадайся, какие знаменитые битвы запечатлены на картинах?
1
2
3
4
1 __________________________________________________________________________
2.__________________________________________________________________________
3 __________________________________________________________________________
4 __________________________________________________________________________
Разработка урока по ОРКСЭ "Защита Отечества"4 класс
Разработка урока по ОРКСЭ "Защита Отечества"4 класс
Разработка урока по ОРКСЭ "Защита Отечества"4 класс
Разработка урока по ОРКСЭ "Защита Отечества"4 класс
Разработка урока по ОРКСЭ "Защита Отечества"4 класс
Разработка урока по ОРКСЭ "Защита Отечества"4 класс
Разработка урока по ОРКСЭ "Защита Отечества"4 класс
Разработка урока по ОРКСЭ "Защита Отечества"4 класс
Разработка урока по ОРКСЭ "Защита Отечества"4 класс
Разработка урока по ОРКСЭ "Защита Отечества"4 класс
Разработка урока по ОРКСЭ "Защита Отечества"4 класс
Разработка урока по ОРКСЭ "Защита Отечества"4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.