Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +1
4 кл
10.06.2017
«Кризис социальный имеет под собой духовную основу».
Святейший патриарх Кирилл
Предмет «Основы православной культуры» направлен на укрепление духовного здоровья детей, должен способствовать возникновению у младших школьников интереса к своему внутреннему миру, формировать умение анализировать собственные поступки и осуществлять правильный выбор.
Новый предмет призван обеспечить развитие у учащихся толерантной рефлексии, а также является прекрасной «площадкой» по формированию и овладению обучающимися универсальных учебных действий.
Соблюдение любых правил, хоть дома, хоть в школе, в обществе… кажется бессмысленным и становится трудно выполнимым, если ребенок, да и взрослый человек, не понимает, зачем это надо, не знает цели. И тогда, нравственные правила, вместо того, чтобы приносить удовлетворение и мир в душе, становятся тем, что мешает получать « удовольствие». В большинстве случаев, понятие «удовольствие» у современного человека ассоциируется,в первую очередь, с материальными благами, а духовно-нравственные ценности уходят на второй план.
Сегодня стремление к добру и добрым поступкам вдруг оборачивается чем-то совершенно неожиданным? Когда на месте предполагавшегося добра вдруг оказывается… живость с рогами? (МОРАЛЬ – МАРАЛ) В сознании детей происходит подмена понятий, поэтому возникает острая необходимость в уроках нравственности, которые призваны дать младшим школьникам правильные жизненные ориентиры, основанные на христианской морали.
Важно привить детям понимание того, что нельзя прожить эту жизнь попусту, гоняясь за временными удовольствиями. Главное богатство человека, которое у него никто не в силах отнять, это сделанное им добро. Зачастую, дети совершают хорошие поступки, ожидая какое-либо вознаграждение. Они не ценят добро само по себе, возможно потому, что не имеют отчетливого понимания, что ,на самом деле, является добром. Поэтому тема «Добро и зло» является «красной нитью», связующей практически все занятия по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Материал, представленный в сценарии проекта «Добро и зло», я готовила для учеников 4-го класса по предмету « Основы православной культуры», но хочу заметить, что успешно его использовала на занятиях по духовно-нравственному воспитанию во внеурочной деятельности в 1-3 классах.
Данному уроку, конечно, предшествовала подготовка, которая осуществлялась на уроках ОПК, литературного чтения, русского языка и была незаметной для учащихся. В результате информации набралось настолько много, что оказалось невозможным «переработать» ее в рамках одного урока. Даже тот объем заданий, который я использовала, может показаться избыточным. «Мерилом» здесь могут быть только ваши ученики, т.е. аудитория.Самоанализ урока
Представленный урок является комбинированным по формам подачи и работы с материалом, что позволило осуществить матапредметные связи. Я смело назвала его уроком « открытых мыслей» и старалась создать благоприятный психологический климат и обеспечить психологический комфорт всем обучающимся. Неслучайно предложила провести это занятие за «круглым столом», нацеливая учащихся на совместную деятельность.
Название урока «Малая конференция» и разделение класса на «делегации» способствовали установлению партнерских взаимоотношений сначала в группах, а затем во всем коллективе.
Задание из приложения 2 определило настрой учащихся на весь урок. Ребята мобилизовали все свои силы и очень старались соответствовать своим «ролям». Напротив, работа над текстом стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» показалась учащимся легкой, но именно это задание дало возможность каждому почувствовать себя успешным.
В результате поставленные цели были достигнуты, задачи решены, планируемые результаты сформированы. А именно:
- личностные – проявление доброжелательности, уважения, доверия друг к другу; стремление совершать добрые дела; выстраивать взаимодействие с партнерами - совместная постановка учебных задач, планирование общих способов работы, контроль и взаимопомощь;
- метапредметные – умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свое мнение;
- предметные – осознание необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле; понимание роли духовно-нравственного самовоспитания как необходимости противостояния злу.
Представленный мною материал к этому уроку направлен на расширение образовательного кругозора учащихся, а также на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностей, на воспитание честного, порядочного, достойного гражданина.
Работа на тему «Добро и зло» была продолжена на следующем занятии. Ребята поделились своими размышлениями на тему: «Зачем творить добро?». Результатом совместной деятельности был выпуск стенгазет: «Спешите делать добро», «Золотое правило этики».
Планирую продолжать работу по духовно-нравственному развитию младших школьников и осуществить следующие проекты:
- «В гостях у самовара»;
- «Семейные традиции в дни празднования Пасхи»;
- Экскурсия «По Радонежской земле».
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
1. А. В. Кураев. Основы православной культуры 4-5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011;
2. Основы религиозных культур и светской этики. Методическое пособие. Серия «Современная школа». Коллектив авторов, Москва ООО «Планета» 2013;
3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Электронное приложение к учебнику А. В. Кураева « Основы православной культуры» ЗАО «Образование – Медиа», ОАО «Издательство «Просвещение» 2012;
4. www.chistylist.ru ;
5. b-treck.ru;
6. http://nsportal.ru\osnovy-pravosavnoi-kultury;
7. Использовала собственные наработки и опыт коллег.
Добро и зло.docx
Сценарий открытого урока по предмету
«Основы православной культуры»
в 4 классе на тему «Добро и зло»
Предисловие
«Кризис социальный имеет под собой духовную основу».
Святейший патриарх Кирилл
Предмет «Основы православной культуры» направлен на укрепление духовного здоровья детей, должен
способствовать возникновению у младших школьников интереса к своему внутреннему миру, формировать умение
анализировать собственные поступки и осуществлять правильный выбор.
Новый предмет призван обеспечить развитие у учащихся толерантной рефлексии, а также является прекрасной
«площадкой» по формированию и овладению обучающимися универсальных учебных действий. Введение
Соблюдение любых правил, хоть дома, хоть в школе, в обществе… кажется бессмысленным и становится трудно
выполнимым, если ребенок, да и взрослый человек, не понимает, зачем это надо, не знает цели. И тогда, нравственные
правила, вместо того, чтобы приносить удовлетворение и мир в душе, становятся тем, что мешает получать «
удовольствие». В большинстве случаев, понятие «удовольствие» у современного человека ассоциируется,в первую
очередь, с материальными благами, а духовнонравственные ценности уходят на второй план.
Сегодня стремление к добру и добрым поступкам вдруг оборачивается чемто совершенно неожиданным? Когда на
месте предполагавшегося добра вдруг оказывается… живость с рогами? (МОРАЛЬ – МАРАЛ) В сознании детей
происходит подмена понятий, поэтому возникает острая необходимость в уроках нравственности, которые призваны
дать младшим школьникам правильные жизненные ориентиры, основанные на христианской морали.
Важно привить детям понимание того, что нельзя прожить эту жизнь попусту, гоняясь за временными удовольствиями.
Главное богатство человека, которое у него никто не в силах отнять, это сделанное им добро. Зачастую, дети совершают
хорошие поступки, ожидая какоелибо вознаграждение. Они не ценят добро само по себе, возможно потому, что не имеют
отчетливого понимания, что ,на самом деле, является добром. Поэтому тема «Добро и зло» является «красной нитью»,
связующей практически все занятия по духовнонравственному воспитанию младших школьников.
Материал, представленный в сценарии урока «Добро и зло», я готовила для учеников 4го класса по предмету « Основы
православной культуры», но хочу заметить, что успешно его использовала на занятиях по духовнонравственному
воспитанию во внеурочной деятельности в 13 классах.
Данному уроку, конечно, предшествовала подготовка, которая осуществлялась на уроках ОПК, литературного чтения,
русского языка и была незаметной для учащихся. В результате информации набралось настолько много, что оказалось
невозможным «переработать» ее в рамках одного урока. Даже тот объем заданий, который я использовала, может
показаться избыточным. «Мерилом» здесь могут быть только ваши ученики, т.е. аудитория. Цели и задачи
Тип урока
Планируемые
результаты
Основные понятия
Глава 1
формирование этических и культурных ценностей у школьника;
создать условия для формирования четкого представления обучающимися о понятии добра
и зла;
формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;
развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
воспитывать добропорядочность, уважение к другому Человеку, неравнодушное отношение
к окружающему миру;
способствовать усвоению «золотого правила этики», как условие оценивания собственных
поступков;
организовать совместную деятельность учащихся, направленную на активизацию
интеллектуальных действий, духовнонравственного самовоспитания как необходимости
противостояния злу.
Урок открытых мыслей (комбинированный).
усвоение понятий добра и зла, как основополагающих в этике, умение ими пользоваться;
развитие познавательного интереса к предмету, творческих способностей;
доброжелательное и уважительное отношение друг к другу;
осознание обучающимися того, что библейские заповеди указывают человеку, что нужно и
что не нужно ему делать для того, чтобы жить в ладу со своей совестью, испытывая духовную
радость.
Добро, зло, раскаяние, милосердие, «золотое правило этики». Метапредметные
связи
Организация
пространства
Ресурсы
Литературное чтение, окружающий мир, музыка, русский язык.
Фронтальная работа, работа в парах, в группах, беседа, словарная работа, работа с
пословицами, рассказ учителя, коллективное исполнение песни, чтение стихотворений
подготовленными учащимися, размышления учащихся на тему «Зачем творить добро».
Учебник «Основы православной культуры» 45 А.Кураева; толковый словарь русского языка
С. И. Ожегова; карточки с пословицами, стихотворение «Что такое хорошо и что такое
плохо» (в качестве раздаточного материала); заготовленные учителем «опорные слова» для
работы у доски; конверты с заданиями «Продолжи мысль», «Как поступить в данной
ситуации?»; таблицы (для работы в парах); музыка , подобранная учителем к уроку ;
мультфильм «Просто так»; телевизор с DVD проигрывателем; МР3 проигрыватель, плакаты
«Спешите делать добро», «Золотое правило этики». Глава 2
Ход урока
Этап урока
1. 1.Организационный
момент и
самоопределение к
деятельности
Деятельность педагога
Итак, друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Скорей начнем урок.
Деятельность обучающихся
Сегодня нам предстоит интересная
работа и провести ее предлагаю за
«круглым столом».
Как вы понимаете это выражение?
А что значит работать сообща?
Чтобы работать всем вместе.
советоваться;
прислушиваться друг к другу;
не перебивать;
быть доброжелательным; уметь отстоять свою
точку зрения. А что вам, ребята, поможет в этом?
Дружба.
Чтобы настроиться на успешную
деятельность, давайте исполним гимн
нашего класса.
Учащиеся исполняют песню «Дорога Добра».
(Текст песни смотреть в Приложении 1)
Что еще вам понадобится?
Знания.
2. 2.Актуализация опорных
знаний и подготовка
учащихся к открытию
нового
С учащимися заранее была проведена
работа по обогащению словарного запаса
с использованием толковых словарей.
Ребята познакомились с такими
понятиями как: делегация, конференция,
философия, филология, теология
(богословие).
Задание. Соотнесите понятие и его
определение, соедините стрелками
(работа по таблице).
Молодцы! С этим заданием вы
справились. «Малую конференцию», а
именно так называется форма проведения
нашего сегодняшнего урока, разрешите
считать открытой. Мы условно
разделимся на делегации «философов»,
Работа в парах.
(Содержание таблицы смотреть в Приложении
2.) «филологов», «теологовбогословов».
Группам обучающихся раздаются
таблички с соответствующими
названиями: «Философы», «Филологи»,
«Теологибогословы».
3. 3.Постановка учебной
задачи. Формулировка
темы урока
В чем заключается смысл прочитанного
стихотворения?
От кого (чего) зависит, кто из них
победит?
Итак, давайте определим тему
сегодняшней конференции.
Вступительное слово. Подготовленный ученик
рассказывает стихотворение Ю. Шмидта:
«Добро и зло».
Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло…
(Текст стихотворения смотреть в Приложении
3).
В том, что добро и зло ведут постоянную
борьбу между собой.
Человек сам решает, как ему поступать, каким
быть: добрым или злым.
Добро и зло.
Учащиеся вывешивают на классную доску
таблички: Каковы ваши цели и ожидания?
Определить, что такое добро, а что зло?
«ДОБРО» «ЗЛО»
Будем размышлять, о том, почему
нужно стремиться к добру и избегать зла?
Ответы на эти и подобные вопросы мы
будем искать не только сегодня на уроке,
но и всю жизнь.
Что я могу сделать, чтобы мир стал добрее?
4. 4.Работа над новым
материалом
Задание. Дать определения понятиям:
«добро», «зло».
Словарная работа.
Философы используют толковый словарь С. И.
Ожегова:
«ДОБРО» все положительное, хорошее, то,
что полезно людям и обществу, способствует
его сохранению; то, что предотвращает вражду;
«ЗЛО» нечто дурное, вредное, беда,
несчастье, неприятность, досада, злость. Оно
уродует личность, отношения между людьми,
побуждает совершать плохие поступки,
разжигает вражду.
Филологи работают со «Словарем синонимов
антонимов», со
«Словарем пословиц поговорок»
Теологи находят ответ в учебнике «Основы православной культуры» 45 А. В. Кураева:
в православии «ДОБРО» это то, что
способствует росту души человека, помогает
другим людям, радует Бога;
«ЗЛО» это то, что удаляет от добрых целей;
ЗЛО=ГРЕХ – недоброе чувство, мысль или дело.
Ответы представителей разных делегаций.
Беседа по новым понятиям.
Что общего вы нашли в справочной
литературе о понятиях «добро» и «зло»?
Вывод: «Добро – все хорошее, что делает
человек, а зло – это все плохое, что есть на
свете».
Фронтальная работа.
Составьте слова с общим корнем
«добро».
Добро, доброта, доброжелательность,
добродушный, добросовестный,
добропорядочный, добродетель…
Назовите словаантонимы.
«Добро зло», «Хорошо плохо», «Радость –
горе»…
Добро, хорошо, отзывчивость, забота, Подобрать к слову «добро», слова
близкие по смыслу.
милосердие…
5.
5.Первичное закрепление.
Систематизация
Добро многогранно. Предлагаю поискать
варианты доброго и дурного поведения в
стихотворении В. В. Маяковского «Что
такое хорошо и что такое плохо». (Текст
стихотворения в Приложении 4)
Прослушивание произведения в
аудиозаписи.
Работа у доски
Задание. Прочитать четверостишие,
охарактеризовать поступок героя,
подобрать соответствующее слово и
добавить на доску в нужный столбик.
Учащиеся добавляют на доску таблички со
словами:
«ХОРОШО» «ПЛОХО»
Коллективная работа.
Ученики «по цепочке» зачитывают
четверостишия и выполняют задание. Например:
« Если сын чернее ночи,
грязь лежит
на рожице,
ясно,
это
плохо очень
для ребячьей
кожицы».
Слово – характеристика – «грязнуля»
добавляется в столбик со словами «ЗЛО»
«ПЛОХО»
«ГРЯЗНУЛЯ» и т. д.
На этом этапе важно понимать, что перед
классом поставлена общая задача и чтобы
достичь цели необходимо помогать друг другу.
Так происходит объединение отдельных групп в
коллектив.
(Результат совместной деятельности – в
Приложении 4). 6.Включение нового
знания в систему знаний
Как вы думаете, что в общении друг с
другом помогает делать отношения
добрее и искреннее?
Ребята выдвигают свои версии.
И, конечно же, это
добрые слова.
Какие?
Дружно за руки возьмемся и друг другу
улыбнемся!
Ответы детей: «спасибо», «доброго здоровья»,
«здравствуйте»…
Физкультминутка.
(Все встают в круг).
Под мелодию песни «Поделись, улыбкою
своей», ребята по кругу передают «цветок»
(можно взять мягкую игрушку «сердечко» и т. п.
с какимнибудь добрым пожеланием).
Хочется, чтобы каждый новый день вы
начинали с улыбки и не стеснялись
улыбаться самому себе, маме, папе,
одноклассникам, учительнице, просто
прохожим.
Давайте жить и следовать правилам
доброты и тогда каждый из вас будет необыкновенно красив и привлекателен,
потому, что доброта украшает человека.
Доброта – это самое ценное
нравственное качество русского народа.
Большое количество пословиц и
поговорок о доброте создала народная
мудрость.
Каждая «делегация получает конверт с
заданием «Собери пословицу».
На обратной стороне конверта дана
Самостоятельная работа в группах
Работа с половицами осуществляется между
учениками в каждой группе. Надо восстановить
пословицу и встать парами. Например: «За
добро…», «…добром платят» или «Делаешь
добро …», «…делай до конца». проблемная ситуация: «Чтобы вы
сделали, если…»
Например: «Девочка разбила мамину любимую
чашку, а обвинила кошку?»
(Полный вариант заданий для
самостоятельной работы смотреть в
Приложении 5).
Обсуждение выполненных заданий
«Одна из характеристик доброго
человека – умение прощать…» (монахиня
Нина Крыгина).
Очень важно уберечься от осуждения.
7.Обобщение и
закрепление
В обсуждении участвуют все члены команды, а
ответственность за вынесенное решение берет на
себя один человек (к этому моменту, как
правило, такие ребята в группе определяются).
Важно, чтобы ребята совместно выбрали
«доверенное лицо».
Вывод: необходимо свою ошибку исправить
делом:
украл – верни, пожадничал – подари, сказал злое
слово – попроси прощения, сломал – наберись
сил сказать правду.
Работа с учебником.
«Основы православной культуры» 45 А В.
Кураева стр. 4647. – рубрика «Это интересно»
Уберечься от осуждения помогает память о
своих собственных ошибках и недостатках.
Неосуждение – это проявление милосердия к
человеку.
Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но
человек и его дурной поступок(грех) не одно и
то же.
В православии есть правило: «Люби Научиться быть добрым сложно. Дорога
к добру нелегка, поэтому важно
осознавать свои действия и их
результаты.
грешника и ненавидь грех». А «любить
грешника» означает «помочь ему избавиться от
греха».
Анкетирование.
Подумай и ответь.
Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие
люди?
1. В спорах и беседах______
2. При встречах______
( Содержание анкеты смотреть в Приложении
5)
Не делай другим того, чего ты не хотел бы для
себя.
У православных христиан это правило
называют «золотым правилом этики».
Христос сказал: «Итак, во всем, как хотите,
чтобы с вами поступали люди, так
поступайте и вы с ними».
Какое правило можно сформулировать?
Как оно называется в православии?
На доску помещается плакат «Золотое
правило этики».
Если мы будем следовать этому
правилу, то мир обязательно станет
добрее.
Беседа по вопросам:
Все ли вопросы мы разобрали на уроке?
Всем понятно, что такое добро?
Какие есть наиболее распространенные
проявления зла?
Почему нужно стремиться к добру и
8. Итог занятия.
Рефлексия избегать зла?
Что вы можете сделать, чтобы наш мир
стал добрее?
Что делает человека добрым или злым?
Попробуем составить правила доброты.
Учащимся раздаются «ромашки», на
лепестках которых, они записывают
примеры намеченных для себя добрых
дел.
Рассказ учителя.
«Спешите делать добро» это
изречение выбито на памятнике Ф. П.
Гаазу (17801853),«святому доктору»
Москвы, посвятившему свою жизнь
ПОМНИ:
Попробуй не наступать, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
«Ромашка добрых дел»
Приведу примеры из детских работ:
покормить птиц;
помочь маме;
посадить цветы под окном;
поиграть с первоклассниками на перемене;
заступиться за девочек, за маленьких;
помогать пенсионерам;
подготовить концерт и многое др.
Заключительное слово. Подготовленные
ученики читают стихотворения на тему:
«Спешите делать добрые дела».
( Смотреть в Приложении 3) служению добру. Средства, накопленные
врачебной практикой, он расходует на
оказание помощи несчастным.
Ф. П. Гааз был одним из первых врачей,
привлекших женщин к уходу за больными.
Друзья, кем бы вы ни были в будущем –
врачом, философом, филологом,
продавцом, теологом, учителем и т. д. –
помните, что самая главная в жизни
профессия – БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!
Звучит песня «Быть человеком»
Просмотр начала мультфильма «Просто
так».
Письменно ответьте на вопрос «Зачем
творить добро?»
Подобрать иллюстрации на тему
«Спешите делать добро»
Заключение
Самоанализ урока
9. Рекомендуемое
домашнее задание
Работы учащихся смотреть в Приложении 6
Представленный урок является комбинированным по формам подачи и работы с материалом, что позволило
осуществить матапредметные связи. Я смело назвала его уроком « открытых мыслей» и старалась создать благоприятный
психологический климат и обеспечить психологический комфорт всем обучающимся. Неслучайно предложила провести
это занятие за «круглым столом», нацеливая учащихся на совместную деятельность. Название урока «Малая конференция» и разделение класса на «делегации» способствовали установлению партнерских
взаимоотношений сначала в группах, а затем во всем коллективе.
Задание из приложения 2 определило настрой учащихся на весь урок. Ребята мобилизовали все свои силы и очень
старались соответствовать своим «ролям». Напротив, работа над текстом стихотворения В.В. Маяковского «Что такое
хорошо и что такое плохо» показалась учащимся легкой, но именно это задание дало возможность каждому
почувствовать себя успешным.
В результате поставленные цели были достигнуты, задачи решены, планируемые результаты сформированы. А именно:
личностные – проявление доброжелательности, уважения, доверия друг к другу; стремление совершать добрые дела;
выстраивать взаимодействие с партнерами совместная постановка учебных задач, планирование общих способов
работы, контроль и взаимопомощь;
метапредметные – умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать
определение понятий, устанавливать причинноследственные связи, высказывать свое мнение;
предметные – осознание необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о
добре и зле; понимание роли духовнонравственного самовоспитания как необходимости противостояния злу.
Представленный мною материал к этому уроку направлен на расширение образовательного кругозора учащихся, а также
на развитие у школьников 1011 лет представлений о нравственных идеалах и ценностей, на воспитание честного,
порядочного, достойного гражданина.
Работа на тему «Добро и зло» была продолжена на следующем занятии. Ребята поделились своими размышлениями на
тему: «Зачем творить добро?». Результатом совместной деятельности был выпуск стенгазет: «Спешите делать добро»,
«Золотое правило этики».
Планирую продолжать работу по духовнонравственному развитию младших школьников и осуществить следующие
проекты:
«В гостях у самовара»;
«Семейные традиции в дни празднования Пасхи»;
Экскурсия «По Радонежской земле». Список использованной литературы и Интернетресурсов:
1. А. В. Кураев. Основы православной культуры 45 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва
«Просвещение» 2011;
2. Основы религиозных культур и светской этики. Методическое пособие. Серия «Современная школа». Коллектив
авторов, Москва ООО «Планета» 2013;
3. Основы духовнонравственной культуры народов России. Электронное приложение к учебнику А. В. Кураева «
Основы православной культуры» ЗАО «Образование – Медиа», ОАО «Издательство «Просвещение» 2012;
4. www.chistylist.ru ;
5. btreck.ru;
6. http://nsportal.ru\osnovypravosavnoikultury;
7. Использовала собственные наработки и опыт коллег.
Текст песни «Дорога добра»
Приложение 1
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Идти за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра.
(Куплет петь 2 раза)
Забудь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведет не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
(Куплет петь 2 раза)
Ах сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
(Куплет петь 2 раза)
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой, Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра. (Куплет петь 2 раза)
Делегация
Конференция
Специалист по богословию.
Приложение 2
Специалист по философии. Человек, который разумно, рассудительно,
глубокомысленно и спокойно относится ко всем явлениям жизни и ее
невзгодам. Богослов (теолог)
Богословие (теология)
Философия
Философ
Филолог
Специалист по филологии.
Группа делегатов, представляющих какоенибудь государство, коллектив.
Совокупность наук, изучающих духовную культуру народа, выраженную в
языке и литературном творчестве.
Большое собрание, совещание представителей какихнибудь государств,
организаций, групп.
Учение о какойнибудь религии.
Филолог
Наука о наиболее общих, законах развития природы, общества и
мышлении.
* * *
Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Приложение 3 Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо Зло, оно лишь затаилось,
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться,
Никто из них не может победить.
Менялись их доверенные лица,
Добро и Зло – их некем заменить.
Юрий Шмидт
* * *
Спешите делать добрые дела,
Пока еще не склевана рябина,
Пока береста совести бела
Спешите делать добрые дела.
В колесах дружбы так привычны палки, В больницах так медлительны каталки,
А цель просвета так порой мала,
А ложь святая столько гнезд свила.
Спешите делать добрые дела.
* * *
Люди! Я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Дружат пусть под светлым небосводом
И сосед с соседом, и народ с народом.
И живут, как братья, без войны и злости,
В гости приглашайте, приходите в гости!
Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей, и для подруг.
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать.
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применять сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять. С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет.
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.
Приложение 4
Стихотворение В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
Что такое хорошо
и что такое
плохо?
У меня
секретов нет,
слушайте, детишки,
Папы этого
ответ
помещаю
в книжке.
Если ветер
крыши рвет,
если
град загрохал,
Каждый знает –
это вот
для прогулок
плохо.
(«ПЛОХО»)
Дождь покапал
и прошел.
Солнце
в целом свете.
Это –
очень хорошо и большим
и детям.
(«ХОРОШО»)
Если
Сын
чернее ночи,
грязь лежит
на рожице,
Ясно –
Это
плохо очень
для ребячьей кожицы.
(«ГРЯЗНУЛЯ»)
Если
Мальчик
любит мыло
и зубной порошок,
Этот мальчик
очень милый,
поступает хорошо.
(«ЧИСТОПЛОТНЫЙ»)
Если бьет
дрянной драчун
слабого мальчишку,
Я такого
не хочу
даже вставить в книжку.
(«ДРАЧУН»)
Этот вот кричит:
Не трожь
тех,
кто меньше ростом! –
Этот мальчик
так хорош,
загляденье просто!
(«ЗАЩИТНИК СЛАБЫХ»)
Если ты
порвал подряд
книжицу
и мячик,
Октябрята говорят:
плоховатый мальчик.
(«ХУЛИГАН»)
Если мальчик
любит труд,
тычет
в книжку
пальчик,
Про такого
пишут тут:
он
хороший мальчик.
(«ТРУДОЛЮБИВЫЙ») От вороны
Карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
просто трус.
Это
очень плохо.
(«ТРУС»)
Этот,
хоть и сам с вершок,
спорит
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни
пригодиться.
(«СМЕЛЫЙ»)
Этот
в грязь полез
и рад,
что грязна рубаха.
Про такого
говорят:
он плохой,
неряха.
(«НЕРЯХА»)
Этот чистит валенки,
моет
сам
галоши.
Он
хотя и маленький,
но вполне хороший.
(«АККУРАТНЫЙ»)
Помни
это
каждый сын.
Знай
любой ребенок:
Вырастит
из сына
свин,
если сын –
свиненок.
Мальчик
радостный пошел
, и решила кроха:
«Буду
делать хорошо,
и не буду
плохо». Добро
Хорошо
Грязнуля
Драчун
Хулиган
Трус
Неряха
На доске получилась запись:
Зло
Плохо
Чистоплотный
Защитник слабых
Трудолюбивый
Смелый
Аккуратный
Приложение 5
Худо тому, кто добра не делает никому.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Пословицы Делаешь добро – делай до конца.
За добро добром платят.
Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Доброе слово лечит, злое калечит.
Добрые умирают да дела их живут.
Живи добрее, будешь всем милее.
Подумайте и ответьте, что вы сделали бы если:
приятель в компании беззастенчиво врет;
Проблемная ситуация
девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку;
мальчишки играли в футбол и разбили окно;
расстроенная подруга плачет;
брат (сестра) надел(а) твою любимую куртку, которой ты очень дорожишь.
Анкета
Подумай и ответь.
Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди? 1 В беседах и спорах_______________________________________
2 При встрече_____________________________________________
3 За глаза_________________________________________________
4 В трудной ситуации_______________________________________
5 В болезни_______________________________________________
6 В играх__________________________________________________
7 Когда я ошибаюсь________________________________________
8 Когда у меня чтото получается_____________________________
9 Чтобы мои товарищи______________________________________
10 Чтобы___________________________________________________
Руководствуйся своими пожеланиями в общении с другими людьми.
Приложение 6
Зачем творить добро? Творить добро нужно, чтобы люди были добрыми. Если злом отвечать на зло, то на земле будет одно зло, а если
добром отвечать на зло, то может быть все будет в порядке. Как ты хочешь, чтобы к тебе люди относились, так и ты с
ними поступай. Делать добро нужно просто так. То, что ты одолжил одному, может вернуться через другого.
Матросова Настя
Я делаю добро своим родителям, друзьям, другим людям потому, что я люблю, когда меня хвалят. Чтобы с вами
поступали люди хорошо, так поступайте и вы с ними. То, что ты одолжил одному, может вернуться через другого.
Ляшенкова Настя
Зачем творить добро?
Творить добро надо затем, чтобы человек улыбался и радовался. Человек, когда творит добро, он получает половину
бессмертия.
Зачем творить добро?
Дмитриев Андрей
Зачем творить добро?
Первая причина – благодарность за подвиг Христа. Господь всех нас спас. Он взял все грехи на себя, его распяли.
Теперь, когда мы творим добро, мы получаем для себя пользу. Когда я делаю добро, я делаю его самому Господу. И
оскорбление, которое человек сказал, человекБог тоже взял на свой счет.
Будыка Лиза
Добро творят для духовной свободы и для самого себя. Добро можно творить по разному. Например: помогать маме по
дому, выносить мусор, поливать цветы. Я считаю, если творить добро, ты чувствуешь, что тебе приятно.
Седов Иван
Зачем творить добро?
Зачем творить добро? Когда ты другому делаешь добро, тебе тоже делают. Люди должны помогать друг другу. Люди творят добро, потому,
что они сами добрые. Если тебя обидят, не надо отвечать злом на зло. Просто прости и научи другого быть добрым. Без
добра нет и жизни на Земле.
Чернова Ксения
Бог считает, сколько добрых и злых дел человек сделал, если больше добрых, чем злых, то он отправляется в рай, а если
злых больше, чем добрых, то он отправляется в ад. Если мы делаем комуто добро, то мы делаем хорошо и Богу.
Смеричинская Катя
Зачем творить добро?
Творить добро надо за тем, чтобы помогать людям. Если мы или другие люди не будут творить добро, помогать людям,
то просто не будет дружного мира. Если мы не будем помогать другому учиться, то человек не будет грамотным. Если
мы не будем помогать старым, то им будет тяжело жить. Вот почему надо творить добро. Просто, чтобы получить
хорошее настроение! Надо помогать людям!
Зачем делать добро?
Рыжкова Аня
Я люблю помогать маме, папе, бабушке. Меня это радует и это интересно.
Зачем делать добро?
Москаленко Дима
Без добра не было бы жизни. Чтобы в рай войти, надо хорошие поступки совершать, а если будешь плохие поступки
делать, то попадешь в ад.
Михалюк Валентин
Зачем творить добро? Зачем делать добро?
Если бы люди не творили добро, то в мире было только зло. Надо попытаться быть хорошим, а не злым! Когда, к
примеру ,у тебя взяли игрушку или машинку, не надо орать и обзываться. Надо просто сказать: «Отдай, мне пожалуйста
игрушку». Я творю добро так: помогаю бабушке полоть грядки, для мамы собираю цветы, папуле помогаю мыть посуду,
дедушке помогаю во всем. Надо чтобы всем было приятно. Добро – это то, что приятно и вам и родным!
Демьянчук Ирина
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Разработка урока по "Основам православной культуры" на тему "Добро и зло"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.