Конспект урока
Тема: “Неопределённая форма глагола”
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель: Знакомство учащихся с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам,
формирование УУД.
Этап
Цели
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Ход урока:
1.Мотивация к
учебной деятельности
по
1.организовать
актуализацию
требований к ученику со стороны
учебной деятельности («надо»);
деятельность
2.организовать
установке
учащихся
содержательных рамок урока
(«могу»);
3.
создать условия для
возникновения у ученика
потребности
внутренней
включения
учебную
деятельность («хочу»).
в
СЛАЙД 2.
Ребята, какой у нас будет
урок?
Почему вы так решили?
Урок русского языка
К нам пришёл человечек по
имени Пкчаг – Пиши красиво,
чисто, аккуратно, грамотно.
Личностные УУД:
внутренняя позиция
школьника
Чем мы будем заниматься на
уроке?
Человечек Пкчаг принёс нам
новое правило и телеграмму.
Срочно приезжайте.
Хочу
сообщить вам о себе много
нового и интересного.
На телеграмме нет подписи,
но есть адрес:
остров
Глаголов. Прочитайте её.
Вы согласны отправиться в
путешествие? Итак, в путь.
Нас ждёт остров Глаголов.
СЛАЙД 3. Перед вами остров Глаголов.
Расскажите всё, что вы знаете
о жителях этого острова?
маленький,
читал,
А вот и жители этого острова.
(Выглянул, верит, прилетит,
думать,
везти,
плывём,
ответит,
одиннадцать, испечь, строить,
рисую, пели, ходьба, стричь,
посмотрит, нести.)
Проверь, все ли они живут
на острове Глаголов?
Злой волшебник заколдовал
их, и они не могут попасть в
свои домики. Помогите им.
Глаголы – это …
Нет, маленький – это имя
прилагательное, одиннадцать –
это имя числительное, ходьба –
это имя существительное.
Личностные УУД:
смыслообразование
Регулятивные УУД:
волевая саморегуляция
Познавательные УУД:
произвольное и
осознанное построение
речевого высказывания в
устной и письменной
речи; структурирование
знаний
Дети выполняют задание.
Проверка задания. СЛАЙД 3.
Коммуникативные
УУД: учет разных
мнений
2.Актуализация и
фиксирование
индивидуального
затруднения
и
1. актуализировать знания о
предлогах
приставках,
достаточных для построения
нового знания;
2.зафиксировать
актуализированные знания в речи;
3.зафиксировать
актуализированные знания в виде
схемы;
4.
организовать обобщение
актуализированных знаний в виде
рассказа;
5.организовать
актуализацию
мыслительных
операций,
достаточных для построения
нового знания: анализа, синтеза,
классификации;
6. мотивировать к пробному
учебному действию;
7.организовать самостоятельное
выполнение пробного учебного
действия;
8.организовать
фиксацию
индивидуальных затруднений в
выполнении учащимися пробного
учебного действия или в его
обосновании.
3.Выявление места и
причины затруднения
1. организовать фиксацию места,
где возникло затруднение;
2.организовать выявление и
фиксацию учащимися причины
затруднения – незнания правила
для разграничения предлогов и
Каким глаголам вы не смогли
помочь?
Думать, везти, испечь, строить,
стричь, нести.
Почему у нас получились
разные ответы?
Мы не смогли правильно
определить время глаголов , т.к.
эти глаголы отвечают на вопрос
СЛАЙД 4. приставок;
3. на этой основе организовать
выявление и фиксацию во
внешней
причины
затруднения – тех конкретных
знаний,
которых
недостаёт для решения задачи.
умений,
речи
что делать?, а во временных
вопросах такого нет
В чём наше затруднение?
Мы не знаем, что это за глаголы
4.Построение проекта
выхода из
затруднения
учащиеся уточняют и
1.учащиеся ставят цель проекта;
2.
согласовывают тему урока;
3. учащиеся определяют средства
(алгоритм, модели или учебник);
4. учащиеся формулируют шаги,
которые необходимо сделать для
реализации поставленной цели.
Какова цель проекта?
Узнать, что это за форма глагола
и ее отличительные черты.
Регулятивные УУД:
планирование
Значит, что нам надо сделать?
Как чаще всего мы выводим
правило?
вывести правило
Обычно правило выводим на
основе сравнения и наблюдения.
Значит, будем сравнивать и
наблюдать.
Познавательные УУД:
постановка
познавательной цели
5.Реализация проекта
выхода из
затруднения
проекта
реализацию
в
1.организовать
построенного
соответствии с планом.
2. организовать фиксацию нового
способа действия в речи.
3. организовать фиксацию нового
способа действий в знаках.
4.
преодоления затруднения.
5. организовать уточнение общего
характера нового знания.
организовать
фиксацию
СЛАЙД 5.
Оказывается, эти глаголы
жители другого домика.
(появляется домик) Домика,
который называется
“Неопределённая форма”.
(появляется заголовок)
(появляются часы)
Посмотрите на часы. Можно
ли по ним определить время?
нет времени, дети пробуют
определить время глаголов
(появляется маска)
переводе с др. русского –
Маска в
нет лица,
определить лицо
дети пробуют
Личностные УУД:
осознание
ответственности за
общее дело.
Регулятивные УУД:
познавательная
инициатива.
Познавательные УУД:
поиск необходимой
информации
Коммуникативные УУД: учет разных
мнений
“личина” (лицо). Определить
лицо у глаголов.
(появляются числа)
Определите число этих
глаголов?
(появляются мальчик с
девочкой) Что ещё мы можем
определить у некоторых
глаголов? (род) Определите
его.
Прочитайте ещё раз эти
глаголы. На какие вопросы
они отвечают?
Итак, посмотрите на домик и
скажите, какие глаголы
называются глаголами
неопределённой формы?
А теперь проверьте, что
записано в правиле на
страницах учебника.
(появляются карточки на
стенах домика ТИ, ТЬ, ЧЬ)
Почему на стенках домика
появились карточки?
Какой же частью слова
являются эти сочетания,
узнайте из сообщения?
нет числа
нет рода
что делать? что сделать?
дети говорят правило
сверяют с учебником
Потому что все глаголы
неопределённой
формы
оканчиваются на ТИ, ТЬ, ЧЬ
дети читают правило Это или суффикс, в основу не
входит
Это часть корня
23 человека проговаривают
правило
Что вы узнали о сочетаниях
ТИ, ТЬ?
Что вы узнали о сочетании
ЧЬ?
Расскажите всё, что
запомнили о жителях домика
под названием неопределённая
форма?
В своих тетрадях
неопределённую форму
глагола мы будем сокращённо
писать так: Н.ф.
Физкультминутка
СЛАЙД 6.
6.Первичное
закрепление с
проговариванием во
внешней речи
Зафиксировать новое учебное
содержание во внешней речи.
Какой следующий шаг нашей
работы?
Повторить знания, проговаривая
правило
Регулятивные УУД:
волевая саморегуляция
Познавательные УУД:
использование общих
приемов решения задач,
построение речевых
высказываний.
Замените каждое
словосочетание глаголом в
неопределённой форме
Лить слёзы
Глотать воду
Витать в облаках
Говорить неправду
Бить баклуши
Повесить нос
Держать язык за зубами
плакать
пить
мечтать
лгать
бездельничать
грустить
молчать
Выполняем упражнение из
учебника по нахождению
ОБРАЗЕЦ РАССУЖДЕНИЙ:
плавать, глагол отвечает на 7.Самостоятельная
работа с
самопроверкой
1. организовать самостоятельное
выполнение учащимися типовых
заданий на новый способ
действия;
2.
организовать соотнесение
работы с подробным образцом
для самопроверки;
3. по результатам выполнения
работы
самостоятельной
организовать
рефлексию
деятельности.
Регулятивные УУД:
познавательная
инициатива
Осуществление
самоконтроля;
глаголов в неопределённой
форме с комментированием.
вопрос что делать?, значит это
глагол стоит в н.ф., суффикс –
ть и т.д.
СЛАЙД 7.
Какой следующий этап урока?
Проверить знания
самостоятельно.
Проверка
самостоятельной
работы:
живешь–жить(+),
ползешь ползти(+), бережешь
беречь(+), глядишь глядеть(+),
спишь спать(+) , растешь
расти(+), печешь печь(+).
Выполним самостоятельную
работу.
живешь …, ползешь…,
бережешь…,
глядишь…,
спишь…, растешь…, печешь
….
Поставьте глагол в н.ф.,
выделите суффиксы.
Будьте внимательнее и не
торопитесь.
Поднимите рука, кто не
испытывал затруднений. У
кого 7 плюсов поставьте за
самостоятельную работу 5.
Кто испытал затруднения? В
чем? Какова причина?
СЛАЙД 8,9.
8.Включение в
систему знаний.
1. организовать выявление типов
заданий, где используется новый
способ действия;
У жителей острова Глаголов
праздник. Посмотрите, какие
воздушные шары летают над
Все глаголы в неопределённой
форме
Познавательные УУД:
построение речевых
высказываний, выведение островом. Прочитайте.
Что вы можете сказать про
эти глаголы?
Почему?
(появляются пословицы)
следствий
в
Вставьте
пословицы
подходящие по смыслу
глаголы.
Что надо сделать, чтобы
грамотно записать эти
пословицы?
От неопределённой формы
образовать временные формы
глагола
Запишите пословицы и
определите у глаголов время и
число.
Выполнение задания
Проверка задания
СЛАЙД 10.
С какой новой формой
Неопределенной..
глагола познакомились?
Формулируют правило
Какие теперь отличительные
черты неопределенной формы
глагола знаем.Что нового вы
узнали,
путешествуя по
острову Глаголов?
Какая была тема урока?
Неопределенная форма глагола.
Какая была цель?
отличать
Научиться
неопределенную форму глагола.
Кто достиг этой цели?
Где мы можем
Дома.
Личностные УУД:
внутренняя позиция
школьника
Познвательные УУД:
рефлексия способов и
условий действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности
9.Рефлексия учебной
деятельности
1.зафиксировать
новое
содержание, изученное на уроке;
2.оценить
собственную
деятельность на уроке;
3.оценить учебную деятельность
класса;
4. зафиксировать неразрешённые
затруднения как направления
будущей учебной деятельности;
5. организовать обсуждение и
запись домашнего задания. поупражняться?
СЛАЙД 11.
Домашнее задание.
Запиши 10 глаголов
неопределённой формы и
составь с ними несколько
предложений.
Давайте попрощаемся с
жителями этого острова и
вместе с человечком Пкчаг.
Оцените свою работу на
уроке. Подойдите к человечку
и подарите ему свои
магнитики.
Тот, кто хорошо поработал
на уроке и усвоил правило –
зелёный магнитик;
Тот, кто чутьчуть
сомневается в своих знаниях –
жёлтый магнитик;
Тот, кому чтото было
непонятно на уроке – красный
магнитик.
Я за работу на уроке
поставила вам такие оценки…
Разработка урока по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола" (3 класс)
Разработка урока по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола" (3 класс)
Разработка урока по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола" (3 класс)
Разработка урока по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола" (3 класс)
Разработка урока по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола" (3 класс)
Разработка урока по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола" (3 класс)
Разработка урока по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола" (3 класс)
Разработка урока по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.