разработка урока по русскому языку по теме "Глагол" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: Проектная задача. Тип проектной задачи: рефлексивная, предметная одновозрастная. Форма работы: Групповая. Тема: Обобщение изученного материала по теме «Глагол». Цель: Создать условия, в которых дети будут действовать способом кооперации при решении проектной задачи. Цель для учащихся: Выполняя задания, создать итоговый продукт – опору по теме «Глагол». Задачи: 1.Обобщить и закрепить знания по глаголу. 2.Формировать деятельность учащихся на основе внутренней мотивации, умение оценивать. 3.Воспитывать доверительные отношения, чувства взаимопомощи, поддержки. Оборудование: 1) Мультимедиа, 2) конверты с заданиями, 3) Экспертные листы.
Иконка файла материала проектная задача глагол.doc
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. 4 класс. Тип урока: Проектная задача. Тип проектной задачи: рефлексивная,  предметная одновозрастная.                                           Форма работы: Групповая. Тема: Обобщение изученного материала по теме «Глагол».  Цель: Создать условия, в которых дети будут действовать способом кооперации при        решении   проектной задачи.  Цель для учащихся: Выполняя задания, создать итоговый продукт – опору по теме     «Глагол».      Задачи:  1.Обобщить и закрепить знания по глаголу. 2.Формировать деятельность учащихся на основе внутренней мотивации, умение оценивать. 3.Воспитывать доверительные отношения, чувства взаимопомощи, поддержки.              Оборудование: 1) Мультимедиа, 2) конверты с заданиями, 3) Экспертные листы. I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Слайд№1) Ход урока: Как много яркого сиянья Прошло сквозь оконное стекло! Через какое расстоянье  До сердца солнышко дошло! Дошло! Сверкнуло! Озарило! Расцеловало! Обожгло! И все вокруг преобразило Как будто впрямь уже тепло! ­ Как вы думаете, почему я начала урок с этого стихотворения? (Оно такое светлое, радостное, доброе.) ­ Я желаю всем вам доброго дня. Пусть этот день, как и многие другие, несет нам радость  общения, радость познания нового. II. Включение в деятельность. Определение темы, целей. ­ Какие слова показывают действия солнца? 1­ Какой они части речи? ­ Всё ли мы изучили о глаголе?  ­ Зачем же опять будем говорить о глаголе? (Нам пригодятся знания в 5 классе и в  дальнейшем, т.к. без  глагола в речи не обойтись). – Какую цель мы поставим на уроке? (Обобщить и закрепить знания о глаголе) (слайд 2). ­  Как сформулируем тему? (Глагол) III. Этапы решения проектной задачи. 1.Определение способа работы.       ­ Вы сегодня работаете  в группах. В каждой группе свой эксперт, который будет  руководить вами, оценивать выполненные задания. В результате выполнения заданий  вы  создадите свой продукт  в любой форме ­ Обобщение  материала по теме «Глагол»,  который  публично представите.  Продукт  будет служить вам опорой в будущем на уроках. Вы должны  продемонстрировать умение работать вместе так, чтобы каждый из вас смог внести свой вклад  в результат вашей группы. Я тоже в своём экспертном листе отмечаю наблюдения и выставляю  баллы группам по 5­бальной системе. 2. Практическая работа в группах. ­ Итак, мы отправляемся в страну «Глаголия». Невидимые жители страны будут чинить  препятствия – проверять наши знания о глаголе. (слайд 3) Задание№1. «Глаголы ли…»? (слайд 4) ­  Обозначьте действия словами и докажите:  ­ Глаголы ли слова  «сидит»(1гр.),  «лежала»(2гр.),  «побегут»(3гр.)?  (Ученик:  На этот вопрос я могу ответить. Когда люди лежат они ничего не делают. Значит,   лежать – это не действие. Это не глагол. А бег и ходьба – это действия. Эти слова ­  глаголы. Учитель:    Ребята,  верно  ли это рассуждение?) ­ На слайде дан план, который поможет вам построить ответ.  (Слайд№5) 1) На какой вопрос отвечает. 2) Что обозначает. 3) Как изменяется. ­ Давайте послушаем ответы.  (Работа в группах)  (Сидит (что делает?)  обозначает действие, глагол ­ изменяется по временам,  лицам,  числам. Сижу,  сидишь,  сидит, сидим,  сидите, сидят. ; в  пр.в. ­ по родам – сидела,  сидел, сидело.) 2Задание№2.  «Три дорожки» (слайд №6)                                                                                        ­ На пути во дворец стоит частый лес, через который надо проложить три дорожки. Такими  дорожками должны стать три группы глаголов, взятые из текста.                                                ­ Определите в тексте три группы глаголов, которые приведут ко  дворцу,  назовите их.              Мы весной сажали сад,                                                                                                                     А Семен лежал у гряд.                                                                                                                  Вот мы яблоки едим,                                                                                                                     Но Семену не дадим.                                                                                                                             В  1 группу ­ глаголы прошедшего времени (сажали, лежал)   (слайд №7)                                        во 2 группу ­ глаголы настоящего времени   (едим)                                                                          В 3 группу ­ глаголы будущего времени (не дадим)                                                                          Задание№3.  «Одеть глаголы». (слайд №9)                                                                                    ­ У парадного входа дворца стоят глаголы в неопределённой форме: блестеть, сверкать,  сиять. Этим глаголам нужно надеть свою форму, чтобы пройти в нужный зал. Для каждого  слова определён свой зал. Вспомните,  как изменяются глаголы в настоящем,  будущем,  прошедшем времени. В какую одежду глаголы можно одеть?  Укажите все варианты.                 ­ Запишите глаголы во всех вариантах.                                                                                               Пример:                                                                                                                                                 1гр. ­ наст.вр. –, блещу, блестишь, блестит, блестим, блестите, блестят.                                  2гр. ­ буд.вр. – Засверкаю,  засверкаешь, засверкает,  засверкаем,  засверкаете,  засверкают.                                                                                                                                           3гр. ­ пр. вр – сияла, сиял, сияло, сияли.  Вывод: глаголы изменяются: Настоящее, будущее время ­  лицо, число.                                Прошедшее время – род, число.                                                                                                        ­ В какой форме первоначально были глаголы?  (в неопред. ф.)                                                      ­ Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы? (у них получились разные окончания) ­  Да, действительно, окончания разные.                                                                                                ­ С чем это связано? (Это связано с особенностями спряжения глаголов.  В зависимости от  окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения  и глаголы II  спряжения)                                                                                                                                             3­ Почему у глаголов настоящего и  будущего времени блестеть, сверкать, во 2­ м и 3­м лице  окончания разные, хотя по неопределённой форме их можно отнести к 1спр.)   Задание№4. Определить спряжение глаголов.  (слайд №10) ­ Вот мы и оказались в стране  «Глаголия». Нам нужно выполнить ещё несколько  заданий, чтобы всё узнать об этой стране.   Определить спряжение глаголов.                                                                                                         прогнать ­ 1гр.,   строите – 2гр.,   задержим – 3гр . Памятка: «Как действовать при написании гласной в личных окончаниях глаголов?»   (слайд №11) Задание№5. «Что же произойдёт с глаголами?» (слайд №12)                                                    ­ Загадочные человечки утверждают, что после окончания глаголов может быть еще не менее  важная часть слова. А вы как думаете, возможно, ли это?                                                                ­ Хотели глаголы погулять по стране,  вышли из дома, но на дороге стояли суффиксы –        ся­сь  ­ Что же произойдёт с глаголами?                                                                                      Записать только  с данным глаголом: веселит ­ 1гр., радуют – 2гр.,  удивлял – 3гр                 (Стали глаголы с возвратным значением). Вывод: К глаголу, после его окончания, приклеивается частичка ­ это значимая часть слова,  суффикс, который придает  такой смысл, которого без него у слова не было, т.е. возвращение  действия.                                                                                                                                                ­Какое грамматическое правило вспомнили? (Тся­ться)                                                                  Вывод: в конце глаголов, никогда не пишется – ца!   3.Создание продукта.                                                                                                                          ­ Создавая продукт, вы должны подвести итог всей проделанной работы.  Для этого у вас  имеются все необходимые материалы.  Подготовьте выступающего. 4. Демонстрация продуктов (выступление участников групп). IV. Рефлексия.                                                                                                                                      ­ Вы сегодня преодолели серьёзную научную работу.                                                                        ­ Эксперты, оцените  работу участников групп на уроке. (Эксперты на экспертных листках  записывали  оценку участников урока) 4VI Итог урока. Оценка работы групп учителем (сводная ведомость для учителя).                     ­ Мне хотелось бы услышать ваши впечатления от урока.                                                                ­ Нравится вам работать в такой форме?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         5

Посмотрите также