Разработка урока по теме "Изучение колебаний математического маятника"
Оценка 4.6

Разработка урока по теме "Изучение колебаний математического маятника"

Оценка 4.6
Видео +3
doc
математика +1
9 кл
12.03.2018
Разработка урока по теме "Изучение колебаний математического маятника"
Разработка урока.doc
Тема урока Предмет Класс Автор урока  Организационная информация «Изучение колебаний  математического маятника» физика 9 класс Котова   Любовь   Александровна, учитель физики и математики Образовательное учреждение МОУ   Болтинская   СОШ,  Рыбинский район, Ярославской области Методическая информация Тип урока  Цели урока  (образовательные, воспитательные)   развивающие, Задачи урока Используемые педагогические технологии, методы и приемы Время реализации урока  Знания,   умения,   навыки   и   качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Необходимое оборудование и материалы Урок «открытия нового знания» Образовательные:   создать   условия   для   изучения законов колебаний математического маятника. Развивающие: создать условия для  ­ развития у обучающихся умения анализировать,  систематизировать и обобщать знания, полученные  экспериментальным путем,  ­ формирования у обучающихся самостоятельности  мышления Воспитательные: способствовать воспитанию чувства  ответственности за общий результат при работе в  группах, взаимопомощи и взаимовыручки. 1) Экспериментальным путем установить законы  колебаний математического маятника. 2) Вывести формулу периода колебаний  математического маятника. 3) При помощи компьютерного эксперимента  определить изменение  периода колебаний с  изменением ускорения свободного падения. В   ходе   урока   используются   различные   методы обучения:   проблемный,   эвристическо­поисковый. Осуществляется   фронтальная,   индивидуальная   и работа учащихся в парах. 40 минут В   процессе   урока   учащиеся   выдвигают   гипотезы   и самостоятельно проверяют их в процессе выполнения лабораторных   и   компьютерных   экспериментов. Форма активизирует познавательную   деятельность   учащихся,   формирует навыки   самостоятельной   работы   над   поставленной проблемой. Компьютерный   класс,   мультимедиапроектор.   Для выполнения   лабораторных   экспериментов:   штатив, нить,   набор   грузов   различной   массы,   линейка измерительная,   секундомер.   Обязательно   наличие программы «Живая физика». проведения     урока   Ход и содержание урока,  деятельность учителя и учеников. Подробное описание всех этапов урока. Оргмомент (позитивный настрой учащихся Добрый день! На прошлом уроке мы начали изучать на работу на уроке) одну из интереснейших тем в физике  «Механические колебания», сегодня нам предстоит выступить в роли экспериментаторов и определить законы колебаний  на примере одной из простейших колебательных  систем. Но, чтобы эксперименты увенчались успехом, вам понадобятся те знания, которые вы приобрели на  прошлом уроке. Фронтальный   вопрос   с   использованием компьютерной презентации (проводится с целью   выявления   непонимания   в пройденном   материале,   а   также   для подготовки   к   восприятию   нового материала) Актуализация знаний: 1. Какие колебания называются свободными? 2. Перечислите характеристики колебательного  движения. (смещение, амплитуда, период,  частота)  3. Что такое смещение? 4. что называется амплитудой? 5. Что такое период? 6. Что называется частотой колебаний? 7. Какова связь между периодом и частотой  колебаний? 8. Какие колебания называются  гармоническими? 9. Укажите, в каких точках будет расположен  маятник через время: Т/8,Т/4, Т/2, 3Т/4, Т,  5Т/4?     простейших   колебательных Посмотрите на рисунки (презентация, слайд № 6  ) и ответьте на вопрос: Любое ли тело может совершать колебательные   движения?   Что   для   этого необходимо?   Приведите   примеры   колебательных систем   уже   известных   вам   из   предыдущего   опыта (колебания   маятника   в   часах,   груза   на   пружине, молекул   или   атомов   в   узлах   кристаллической решетки).  Сегодня мы с вами остановимся на одной из систем­ математическом   маятнике.   Не   хватит   пальцев   на руках,   если   начать   пересчитывать   "профессии" маятника. И сейчас их число только увеличивается. Так, если раньше с маятником или лозой (рамкой) в руках искали воду ­ во все времена, и успешно, ­ то сейчас ещё ведут поиск затонувших кораблей и мест скопления   рыбы.   Ищут   людей   в   завалах   шахт,   при землетрясениях   и   в   снежных   обвалах,   ищут   ­   и находят!   А   месторождения   ископаемых   открывают таким  странным  образом  и  до сих   пор. Немало  их открыл, геолого­ минералогических наук Н.Н.Сочеванов. А  знаменитый   экстрасенс   Ури   Геллер   свой   первый миллион   доллар   заработал,   летая   на   самолёте   на малой   высоте   над   непроходимыми   джунглями Бразилии, с маятником в руках. Он искал нефть, и нашёл её очень приличное количество.   к   примеру,   доктор «Открытие» знания. Экспериментально   –   исследовательская деятельность учащихся. нового Что же представляет собой математический  маятник? Дадим определение: математический  маятник – груз, подвешенный на невесомой и  нерастяжимой нити, размеры которой во много раз  больше размеров  груза. Как вы думаете, для чего необходимы указанные в  определении ограничения? От чего зависит период колебаний математического  маятника? (Обучающиеся выдвигают гипотезы: от массы груза,  длины нити, амплитуды колебаний)  Сегодня вы экспериментаторы, которым необходимо  установить зависимость периода колебаний  математического маятника.  ( Класс разбивается на пары). Далее в парах  обсуждается оборудование, необходимое для  проведения эксперимента, обсуждается план  действий (при затруднениях, учитель задает  наводящие вопросы, подводя учеников к  самостоятельному выбору порядка выполнения  лабораторного эксперимента). При выполнении  эксперимента ученики заносят данные опытов в  индивидуальные листы, анализируют полученные результаты и делают соответствующий вывод.  После выполнения экспериментального задания,  сопоставляя результаты и выводы каждой из  групп, делают общий вывод, который  фиксируется в индивидуальных листах в  специально отведенной строке. А как вы думаете, колебания математического  маятника будут одинаковыми на Земле, Марсе или  Луне? Мы, конечно, не космические  путешественники, и нам не удастся отправиться в  путешествие на Луну, но в ответе на данный вопрос  нам поможет компьютерный эксперимент. При  помощи компьютерной среды «Живая физика»  определим зависимость периода колебаний от места  нахождения. После компьютерного эксперимента заполняем  соответствующую строку  в индивидуальных листах.  Обобщая полученные результаты,  ученики  делают самостоятельно вывод о зависимости  периода колебаний математического маятника от  длины нити и местонахождения. Затем учитель   знакомит учащихся с формулой периода  колебаний математического маятника.  Ò 2 l g Анализ   и   практическая   значимость приобретенных знаний. Где используется данная зависимость? Устройство первых часов было основано на действии  математического маятника. Ход этих часов  регулировался длиной нити подвеса. С помощью  математического маятника очень просто измерить  ускорение свободного падения. Каким образом?  Выведите, пожалуйста, формулу для определения  l .  Значение  24 2 Ò ускорения свободного падения.  g  величины g меняется в зависимости от строения  земной коры, от присутствия в ней тех или иных  полезных ископаемых, поэтому геологи для разведки  залежей до сих пор используют прибор, основанный  на зависимости периода колебаний математического  маятника от значения g.  Закрепление Рефлексия деятельности на уроке Домашнее задание  (если это необходимо на уроке) Ссылки   на   использованные   интернет­ ресурсы  Учащимся   предлагается   выполнить   тест   (в приложенной презентации). Учащимся   предлагается   проанализировать   свое участие в уроке и оценить пополнен ли личный багаж знаний путем  расположения колобков на чаши весов со «Знаниями» и «Неведением». Прописано в индивидуальных листах. http://whymagic.ru/, http://www.mercantila.com/wall­ clock/movement­type­­quartz,  www  http  http  Диск «Библиотека наглядных пособий», Компьютерная среда «Живая физика».  .  ru ,   .  ru   /  physics  .  mywatch      ://   ilmat  ://   gym   .  narod    5  cheb    .  ru ,     /  content    2

Разработка урока по теме "Изучение колебаний математического маятника"

Разработка урока по теме "Изучение колебаний математического маятника"

Разработка урока по теме "Изучение колебаний математического маятника"

Разработка урока по теме "Изучение колебаний математического маятника"

Разработка урока по теме "Изучение колебаний математического маятника"

Разработка урока по теме "Изучение колебаний математического маятника"

Разработка урока по теме "Изучение колебаний математического маятника"

Разработка урока по теме "Изучение колебаний математического маятника"

Разработка урока по теме "Изучение колебаний математического маятника"

Разработка урока по теме "Изучение колебаний математического маятника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2018