Разработка урока по теме "Изучение природы. " (познание мира 4 класс)
Оценка 4.7

Разработка урока по теме "Изучение природы. " (познание мира 4 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
21.01.2017
Разработка урока по теме "Изучение природы. "  (познание мира  4 класс)
Тема урока: Изучение природы. Цель урока: учиться наблюдать, рассуждать, делать выводы. Задачи урока: 1. Дать учащимся не только теоретические знания о человеке, обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы. 2. Формирование у учеников основных методов исследо¬вания природы, углубление знаний, полученных ученика¬ми в 3-м классе. 3. Воспитывать любовь к знаниям. Тип урока: урок усвоения навыков и умений; Ход урока. 1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. – Что такое опыт? (Это то, что делает человек с целью доказательства.) – Что такое наблюдение? (Это рассматривание, изучение предметов и явлений.) 2. Сообщение темы и целей урока. 3. Актуализация знаний. Учитель напоминает ученикам о двух основных мето¬дах изучения природы — наблюдении и проведении опы¬тов, знакомых им с 3-го класса, в об особенностях каждо¬го из методов. Ученики сами должны привести примеры применения различных единиц измерения в наблюдении над природой. – Что нужно, чтоб поставить какой-либо опыт? (Необходимо специальное оборудование, инструменты, приборы.) – Что такое инструменты? (При помощи инструментов проводятся ручные работы.) – Что такое приборы? Для чего их придумали? (Приборы необходимы для измерения чего-либо, для нагревания или охлаждения, для увеличения или уменьшения изображения.) – Рассмотрите рисунки (на доске рисунки приборов). Что на рисунке является инструментами, а что – приборами? Приборы: термометр, телескоп, микроскоп, флюгер, кипятильник. Инструменты: молоток, пила, ножницы, тиски. – Для чего служат приборы и инструменты? Термометр – прибор для измерения температуры. Телескоп – астрономический оптический прибор для наблюдения небесных тел, светил. Микроскоп – оптический прибор с сильно увеличивающими стеклами для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом. Флюгер – прибор для измерения направления и скорости ветра с вращающейся на вертикальном стержне пластинкой, флажком. Кипятильник – прибор для кипячения воды. – Приборы бывают простые и сложные. Например, флюгер. Кто видел флюгер? Как он устроен? (Это металлический флажок, который свободно поворачивается под давлением ветра. Он показывает, куда дует ветер. Обычно его устанавливают на какой-то высокой точке. Если флюгер повернется в южную сторону, то это значит, что ветер северный, а если дует южный ветер, флюгер указывает на север.) – Важным прибором является термометр. – Расскажите, как устроен термометр. Ответ: – Термометр состоит из стеклянного шарика с длинной трубочкой, которая укреплена на дощечке. Шарик и часть трубочки наполнены ртутью или подкрашены спиртом. Из трубки удален воздух, и верхний конец ее запаян. – Какие термометры есть у вас дома? (Комнатный, уличный, водяной.) – Как вы используете термометры? (Измеряем температуру в комнате, на улице.) – Где находятся ваши термометры? (Комнатный в доме, уличный – за окном.) – Обратите внимание, в верхнем правом углу вы видите єС. Что это обозначает? (Это обозначает, что данную шкалу изобрел Цельсий. Она обозначается латинской буквой «Це».) – Как определили 0°? Как узнать температуру кипения? Ответ: – Чтобы нанести на дощечку градусы, опускают шарик термометра в тающий лед. От охлаждения ртуть сжимается и начинает быстро опускаться в трубочке, а затем останавливается. То место, где остановился верхний конец столбика ртути, отмечают на дощечке как температуру таяния льда. Потом держат термометр в парах кипящей воды. Ртуть от нагревания расширяется, начинает быстро подниматься в трубочке и, наконец, останавливается. То место, где остановился верхний конец столбика ртути, отмечают на дощечке черточкой и рядом с ней ставят число 100. Так обозначают температуру кипения воды. – Прочитайте: t –10° C, +3° C, –2° C, 0° C. – Запишите: 15° выше нуля, 30 градусов мороза, 4 градуса тепла. 1) Как изучают природу с помощью метода наблюде¬ния? 2) Какие имеются особенности в наблюдении за пред¬метами неживой и живой природы? 3) В чем заключается значение метода наблюдения? 4) В каких единицах измерения определяется время? 5) В каких единицах измеряются расстояния? 6) В каких единицах измеряется вес? 4. Знакомство с новой темой. – Большинство знаний вы получаете из личных наблюдений. Представьте, что вы впервые в витрине магазина увидели кактус и велосипед. – Что вам первое приходит в голову? (Думаете, для чего они нужны, какие у них свойства.) – Какие органы чувств вам потребовались? – Вы рассуждаете об их назначении и свойствах. Ваш личный опыт поможет сделать эти предположения. Чтоб их проверить, вы заходите в магазин. – Какие органы чувств вам помогут исследовать эти предметы? – Назовите примеры ваших горьких опытов, которые привели вас к определенным выводам. (Огонь жжется; осторожно обращаться с режущими предметами.) – В науке для проверки правильности какого-либо предположения используется научный опыт. – Давайте узнаем, при каких условиях происходит горение. (Для горения нужен воздух.) – Давайте рассуждать: как изолировать воздух от огня? Если огонь погаснет, то предположение верно, а если нет, – неверно. – Проделаем опыт. Возьмем три свечи, поставим их на тарелочки и зажжем. Одну свечу накроем стаканом, другую – банкой, а третью оставим открытой. – Понаблюдайте. Что произошло? (Свеча в стакане сразу погасла, в банке горит, но через некоторое время и она потухла. Открытая свеча не гаснет и будет гореть, пока вся не сгорит.) – Какой вывод можно сделать на основе ваших наблюдений? – Ваше рассуждение верно. – Огонь приносит много бед. Как возникают пожары? Как с ними справляются люди? – Какие правила обращения с огнем вы знаете? – Что не нужно делать, чтоб уберечь леса от пожаров? Работа в учебнике. Текст делят на несколько частей и читают его по плану, приведенному ниже: 1) Метод наблюдения за явлениями природы. Науч¬ные экспедиции. Экспедиции, организованные во второй половине XX века в Антарктиду и океаны. Первые шаги, сделанные в космос. 2) Изучение природных тел и явлений с помощью опы¬тов. Виды опытов. 3) Постоянное совершенствование методов и приборов для изучения природы. Значение методов изучения в по¬знании природы. Значение исследований природных тел и явлений для человека. Остановившись на таком методе исследования природы, как опыт, рассказать о его особенностях, привести соответствующие примеры, полнее раскрыть смысл метода. Особо остановиться на важности усовершенствования методов и приборов ис¬следования в раскрытии тайн предметов и явлений приро¬ды. В качестве примера рассказать об изобретении мик¬роскопа и телескопа, о том, какой переворот произошел в науке после применения их в целях познания мира. Справка для учителя: итальянский ученый Галилео Галилей (1564—1642) первым изобрел телескоп. Он в 1609 году, используя изобретенный им телескоп, начал наблю¬дение за небесными телами. Уже первые наблюдения в корне изменили представление ученых Древней Греции и Рима о строении Вселенной. Если невооруженным глазом можно увидеть на небе около 3000 звезд, то с помощью первого про¬стейшего телескопа было установлено, что количество их превышает в несколько раз это число. Галилей об¬наружил только в одном созвездии Плеяды более 40 не известных ранее звезд. Ученый, используя теле¬скоп, в результате последующих наблюдений открыл наличие гор на поверхности Луны, солнечные пятна, 4 спутника у Юпитера, кольца вокруг Сатурна. Теле¬скоп Галилея был усовершенствован впоследствии дру¬гими учеными. С помощью различных видов телескопа можно не только осуществлять прямые наблюдения за небесными телами, но и фотографировать их. Необходимо вспом-нить о радиоволнах, излучаемых из далеких глубин кос¬моса и т. д. Используя микроскоп, первые наблюдения за микро¬организмами осуществил голландский естествоиспытатель Антони Ван Левенгук (1632—1723). Первый микроскоп, который использовал Левенгук, увеличивал всего в не¬сколько сот раз. Несмотря на это, он увидел в одной капле воды огромное множество «зверушек», не улавливаемых простым глазом. Некоторые из них — длинные и извили¬стые, другие — плоские, третьи имеют хвост. А четвертые настолько малы, что, если бы составить цепь из десятков миллионов их, то невозможно получить крупинку, едва заметную глазом. 5. Закрепление изученного. – Ответьте на вопросы: 1. Что имеют в виду, когда говорят, что на улице жарко, холодно, тепло? а) Осадки; б) ветер; в) температуру воздуха. 2. Чем измеряют температуру воздуха? а) Линейкой; б) барометром; в) градусником. 3. Что обозначает одно маленькое деление шкалы термометра? а) Один градус; б) один сантиметр; в) один миллиметр. 4. От какой точки ведется отсчет температуры воздуха? а) От самого нижнего деления; б) от самого верхнего деления; в) от нулевой отметки. 5. Каким термометром измеряют температуру воздуха? а) Комнатным; б) медицинским; в) уличным. 6. Какое выражение вы считаете правильным? а) Природа – это все, что нас окружает; б) природа – это все, что сделано руками человека; в) природа – это все, что нас окружает, и не сделано руками человека. 6.. Итог урока. – Каждому человеку необходимо уметь наблюдать, рассуждать, оценивать события, не только ученым, но и нам. Необходимо уметь оценивать опасность. – Не всегда личный опыт безопасен. Прежде чем что-то проверить, выполнить, узнайте у взрослых, можете ли вы выполнить самостоятельно или необходима помощь взрослого. – Для чего нужен термометр? (Измерять температуру.) – Сколько градусов показывает термометр в тающем льде, в парах кипящей воды? (0º и 100 ºС.) – Каким термометром измеряют температуру тела человека? (Градусником.) – Какая нормальная температура тела? (36,6°.) – Что делать, если она выше? (Обратиться к врачу.) 7. Домашнее задание. Прочитать тему «Изучение природы», ответить на воп¬росы и выполнить задания, данные после текста. Ответить на вопросы Всезнай-ата стр. 9 8. Рефлексия
позн. мира.docx
Дата «___»________ 20__г                                                                                       Класс 4­«__» Познание мира 4­1­1­2 Тема урока: Изучение природы.  Цель  урока: учиться наблюдать, рассуждать, делать выводы. Задачи  урока:  1. Дать учащимся  не только теоретические знания  о человеке, обществе и природе, но и  развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и  явлений, делать определённые выводы. 2. Формирование у учеников основных методов исследования природы, углубление знаний, полученных учениками в 3­м классе. 3. Воспитывать любовь к знаниям. Тип урока: урок усвоения навыков и умений;   Ход урока. 1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. – Что такое опыт? (Это то, что делает человек с целью доказательства.) – Что такое наблюдение? (Это рассматривание, изучение предметов и явлений.) 2. Сообщение темы и целей урока. 3. Актуализация знаний. Учитель   напоминает   ученикам   о   двух   основных   методах   изучения   природы   — наблюдении  и  проведении  опытов, знакомых  им  с 3­го  класса,  в  об особенностях каждого из методов. Ученики сами должны привести примеры применения различных единиц измерения в наблюдении над природой. –   Что   нужно,   чтоб   поставить   какой­либо   опыт?  (Необходимо   специальное оборудование, инструменты, приборы.) –   Что   такое   инструменты?  (При   помощи   инструментов   проводятся   ручные работы.) – Что такое приборы? Для чего их придумали? (Приборы необходимы для измерения чего­либо,   для   нагревания   или   охлаждения,   для   увеличения   или   уменьшения изображения.) –   Рассмотрите   рисунки  (на   доске   рисунки   приборов).  Что   на   рисунке   является инструментами, а что – приборами? Приборы: термометр, телескоп, микроскоп, флюгер, кипятильник. Инструменты: молоток, пила, ножницы, тиски. – Для чего служат приборы и инструменты?  Термометр – прибор для измерения температуры. Телескоп  –   астрономический   оптический   прибор   для   наблюдения   небесных   тел, светил. Микроскоп  –   оптический   прибор   с   сильно   увеличивающими   стеклами   для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом. Флюгер  – прибор для измерения направления и скорости ветра с вращающейся на вертикальном стержне пластинкой, флажком.  Кипятильник – прибор для кипячения воды. – Приборы бывают простые и сложные. Например, флюгер. Кто видел флюгер? Как он устроен?  (Это металлический флажок, который   свободно поворачивается под давлением ветра. Он показывает, куда дует ветер. Обычно его устанавливают на какой­то   высокой   точке.   Если   флюгер   повернется   в   южную   сторону,   то   это значит, что ветер северный, а если дует южный ветер, флюгер указывает  на север.) – Важным прибором является термометр. – Расскажите, как устроен термометр. Ответ: –   Термометр  состоит   из   стеклянного   шарика   с   длинной   трубочкой,   которая укреплена на дощечке. Шарик и часть трубочки наполнены ртутью или подкрашены спиртом. Из трубки удален воздух, и верхний конец ее запаян. – Какие термометры есть у вас дома? (Комнатный, уличный, водяной.) – Как вы используете термометры? (Измеряем температуру в комнате, на улице.) – Где находятся ваши термометры? (Комнатный в доме, уличный – за окном.) – Обратите внимание, в верхнем правом углу вы видите єС. Что это обозначает? (Это обозначает,   что   данную   шкалу   изобрел   Цельсий.   Она   обозначается   латинской буквой «Це».) – Как определили 0°? Как узнать температуру кипения?  Ответ: – Чтобы нанести на дощечку градусы, опускают шарик термометра в тающий лед. От охлаждения   ртуть   сжимается   и   начинает   быстро   опускаться   в   трубочке,   а   затем останавливается. То место, где остановился верхний конец столбика ртути, отмечают на дощечке как температуру таяния льда. Потом держат термометр в парах кипящей воды. Ртуть от нагревания расширяется, начинает быстро подниматься в трубочке и, наконец, останавливается. То место, где остановился верхний конец столбика ртути, отмечают на дощечке черточкой и рядом с ней ставят число 100. Так обозначают температуру кипения воды. – Прочитайте: t –10° C,  +3° C,  –2° C,  0° C. – Запишите: 15° выше нуля, 30 градусов мороза, 4 градуса тепла. 1) Как изучают природу с помощью метода наблюдения? 2) Какие  имеются   особенности   в  наблюдении  за  предметами   неживой   и  живой природы? 3) В чем заключается значение метода наблюдения? 4) В каких единицах измерения определяется время? 5) В каких единицах измеряются расстояния? 6) В каких единицах измеряется вес? 4. Знакомство с новой темой. –   Большинство   знаний   вы   получаете   из   личных   наблюдений.   Представьте,   что   вы впервые в витрине магазина увидели кактус и велосипед. – Что вам первое приходит в голову?  (Думаете, для чего они нужны, какие у них свойства.) – Какие органы чувств вам потребовались? – Вы рассуждаете об их назначении и свойствах. Ваш личный опыт поможет сделать эти предположения. Чтоб их проверить, вы заходите в магазин.  – Какие органы чувств вам помогут исследовать эти предметы? – Назовите примеры ваших горьких опытов, которые привели вас к определенным выводам. (Огонь жжется; осторожно обращаться с режущими предметами.) –   В   науке   для   проверки   правильности   какого­либо   предположения   используется научный опыт. –  Давайте  узнаем,  при  каких  условиях  происходит  горение.  (Для горения  нужен воздух.) –   Давайте   рассуждать:   как   изолировать   воздух   от   огня?   Если   огонь   погаснет,   то предположение верно, а если нет, – неверно. – Проделаем  опыт.  Возьмем три свечи, поставим их на тарелочки и зажжем. Одну свечу накроем стаканом, другую – банкой, а третью оставим открытой. – Понаблюдайте. Что произошло? (Свеча в стакане сразу погасла, в банке горит, но через некоторое время и она потухла. Открытая свеча не гаснет и будет гореть, пока вся не сгорит.)  – Какой вывод можно сделать на основе ваших наблюдений? – Ваше рассуждение верно. – Огонь приносит много бед. Как возникают пожары? Как с ними справляются люди? – Какие правила обращения с огнем вы знаете?  – Что не нужно делать, чтоб уберечь леса от пожаров? Р а б о т а   в   у ч е б н и к е . Текст делят на несколько частей и читают его по плану, приведенному ниже: 1) Метод наблюдения за явлениями природы. Научные экспедиции. Экспедиции, организованные во второй половине XX века в Антарктиду и океаны. Первые шаги, сделанные в космос. 2) Изучение природных тел и явлений с помощью опытов. Виды опытов. 3) Постоянное   совершенствование   методов   и   приборов   для   изучения   природы. Значение методов изучения в познании природы. Значение исследований природных тел и явлений для человека. Остановившись на таком методе исследования природы, как опыт, рассказать о его особенностях, привести соответствующие примеры, полнее раскрыть смысл метода. Особо остановиться на важности усовершенствования  методов и приборов исследования в раскрытии тайн предметов и явлений природы. В  качестве примера рассказать об изобретении микроскопа и телескопа, о том, какой  переворот произошел в науке после применения их в целях познания мира. Справка   для   учителя:  итальянский   ученый   Галилео   Галилей   (1564—1642) первым  изобрел  телескоп.  Он  в 1609  году, используя  изобретенный  им  телескоп, начал наблюдение за небесными телами. Уже первые наблюдения в корне изменили представление ученых Древней Греции и Рима о строении Вселенной. Если   невооруженным   глазом   можно   увидеть   на   небе   около   3000   звезд,   то   с помощью   первого   простейшего   телескопа   было   установлено,   что   количество   их превышает в несколько раз это число. Галилей обнаружил только в одном созвездии Плеяды более 40 не известных ранее звезд. Ученый, используя телескоп, в результате последующих   наблюдений   открыл   наличие   гор   на   поверхности   Луны,   солнечные пятна,   4   спутника   у   Юпитера,   кольца   вокруг   Сатурна.   Телескоп   Галилея   был усовершенствован впоследствии другими учеными. С помощью различных видов телескопа можно не только осуществлять прямые наблюдения за небесными телами, но и фотографировать их. Необходимо вспомнить о радиоволнах, излучаемых из далеких глубин космоса и т. д. Используя микроскоп, первые наблюдения за микроорганизмами осуществил  голландский естествоиспытатель Антони Ван Левенгук (1632—1723). Первый  микроскоп, который использовал Левенгук, увеличивал всего в несколько сот раз.  Несмотря на это, он увидел в одной капле воды огромное множество «зверушек», не  улавливаемых простым глазом. Некоторые из них — длинные и извилистые, другие — плоские, третьи имеют хвост. А четвертые настолько малы, что, если бы составить  цепь из десятков миллионов их, то невозможно получить крупинку, едва заметную  глазом. 5. Закрепление изученного. – Ответьте на  в о п р о с ы : 1. Что имеют в виду, когда говорят, что на улице жарко, холодно, тепло? а) Осадки; б) ветер; в) температуру воздуха. 2. Чем измеряют температуру воздуха? а) Линейкой; б) барометром; в) градусником. 3. Что обозначает одно маленькое деление шкалы термометра? а) Один градус; б) один сантиметр; в) один миллиметр. 4. От какой точки ведется отсчет температуры воздуха? а) От самого нижнего деления; б) от самого верхнего деления; в) от нулевой отметки. 5. Каким термометром измеряют температуру воздуха?  а) Комнатным; б) медицинским; в) уличным. 6. Какое выражение вы считаете правильным? а) Природа – это все, что нас окружает; б) природа – это все, что сделано руками человека; в) природа – это все, что нас окружает, и не сделано руками человека. 6.. Итог урока. – Каждому человеку необходимо уметь наблюдать, рассуждать, оценивать события, не только ученым, но и нам. Необходимо уметь оценивать опасность. – Не всегда личный опыт безопасен. Прежде чем что­то проверить, выполнить, узнайте у   взрослых,   можете   ли   вы   выполнить   самостоятельно   или   необходима   помощь взрослого. – Для чего нужен термометр? (Измерять температуру.) – Сколько градусов показывает термометр в тающем льде, в парах кипящей воды? (0º и 100 ºС.) – Каким термометром измеряют температуру тела человека? (Градусником.) – Какая нормальная температура тела? (36,6°.) – Что делать, если она выше? (Обратиться к врачу.) 7. Домашнее задание. Прочитать тему «Изучение природы», ответить на вопросы и выполнить задания, данные после текста.  Ответить на вопросы Всезнай­ата стр. 9 8. Рефлексия

Разработка урока по теме "Изучение природы. " (познание мира 4 класс)

Разработка урока по теме "Изучение природы. "  (познание мира  4 класс)

Разработка урока по теме "Изучение природы. " (познание мира 4 класс)

Разработка урока по теме "Изучение природы. "  (познание мира  4 класс)

Разработка урока по теме "Изучение природы. " (познание мира 4 класс)

Разработка урока по теме "Изучение природы. "  (познание мира  4 класс)

Разработка урока по теме "Изучение природы. " (познание мира 4 класс)

Разработка урока по теме "Изучение природы. "  (познание мира  4 класс)

Разработка урока по теме "Изучение природы. " (познание мира 4 класс)

Разработка урока по теме "Изучение природы. "  (познание мира  4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2017