1. Класс: 5
Картасхема урока биологи
Как классифицируют организмы
2. Тема и номер урока в теме: Мир биологии. 5ый урок, по планированию 18 часов.
3. Базовый учебник: А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский. Введение в биологию: учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений: линия «Ракурс». М.: ООО «Русское словоучебник», 2012. 128 с.
4. Цель урока: формирование представления о принципах классификации организмов.
5. Тип урока: урок изучения нового материала
6. Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная
7. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, овощи и фрукты разного
цвета, игрушки животных одного цвета, наборы иллюстраций с представителями всех царств живой природы.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
I.Этап мотивации
Организационный
момент
Цели учителя:
1) включить учащихся в
учебную деятельность;
2) вызвать интерес к теме
урока
Ребята, мы с вами сегодня
работаем по группам. Давайте
вспомним правила работы в
группе.
Показывает фрагмент
мультфильма
«Мистер
беспорядок». Ребята, а что такое
порядок? (слайд 1).
Тогда,
давайте наведём порядок в
Называют правила работы в
группе.
Смотрят фрагмент мультфильма.
Слушают учителя. Отвечают на
вопрос.
Разбирают предложенные
объекты по группам.
Отвечают на вопрос
Л.: смыслообразование.
Р.: умение работать в
группе.
П.: умение анализировать
информацию.корзинках на ваших столах.
А почему вы так распределили?
Можно ли распределить по
другому? По какому принципу они
оказались в одной группе?
учителя.
Цели для учащихся:
1) осознать и принять тему
урока;
2) воспринимать речь учителя
на слух и поддерживать
беседу по предложенной
ситуации.
Методы: словесные, проблемно
поисковые.
Критерии достижения цели:
желание участвовать в беседе,
умении
правильно строить
высказывание
II.Актуализация учебно
познавательной
деятельности учащихся.
Цели учителя:
1) актуализировать знания
учащихся по теме
“Классификация организмов ”;
2) стимулировать учащихся на
формулирование темы и цели
урока.
Цели для учащихся:
1) вспомнить материал о
особенностях строения растений,
животных, грибов, бактерий;
2) понять и сформулировать тему и
цель урока.
Слушают учителя.
Ребята, мы с вами изучаем биологию,
науку, в которой тоже на определённом
этапе возникла необходимость навести
порядок. Потому что долгий период
времени биология была описательной
наукой. Учёные открывали новые виды
растений и животных, делали их
описание и давали названия.
И
получилось так, что один и тот же
организм на разных территориях стали
называть поразному. Например, (слайд
2) сурок степной, он же байбак. К XVIII
веку накопилось много научной
информации, работать с ней было
сложно. Как вы думаете, что нужно
сделать, что бы облегчить изучение
живых организмов? Правильно, навести
порядок, т.е. распределить организмы
по группам. Какие вопросы мы будем
П.: самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели;
анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогия;
извлечение необходимой
информации из текста;
Р.: целеполагание и
планирование.
К.: аргументация своего
мнения;
учёт разных мнений.Методы: метод подводящего к
теме диалога.
Критерий достижения цели:
ученики дают правильные ответы на
вопросы по ранее изученному
материалу; самостоятельно
формулируют тему и цель урока.
Впервые
обсуждать сегодня на уроке?
Сформулируйте тему урока. (Слайд 3)
Запишите тему урока в тетради.
Классификация – это деление
живых организмов на группы.
(слайд 3)
Вы сегодня делили объекты на
группы, т.е. классифицировали, по
их общим признакам. А как
можно классифицировать живые
организмы?
Таким образом, цель нашего
урока?
попытался
распределить живые организмы по
группам шведский учёный К.Линней в
XVIII веке. (слайд 4) Он является
основоположником науки систематики
– науки о классификации живых
организмов.
У вас на столе лежат иллюстрации
разных живых организмов.
Распределите их по группам.
текст
Проанализируйте
«Многообразие
живых
организмов» (Приложение 1) и
найдите
признаки
организмов каждой группы.
Сколько групп живых организмов
общие
Высказывают свои
предположения.
Формулируют тему урока.
Записывают тему урока в
тетради.
Высказывают свои
предположения.
Высказывают свои
предположения, что
организмы можно
классифицировать по общим
признакам. Формулируют
цель урока.
Работают в группах.
Выполняют задание учителя.к
у вас получилось? По каким
признакам вы отнесли эти
организмы
растениям?
Животным? Грибам? Бактериям?
Ребята,
сейчас мы с вами
выделили самые большие группы,
на которые делят живые
организмы.
Она называется
царство.
(слайд 5)
Живых организмов очень много.
Например,
к царству Растения
относится 350 тыс. видов организмов
(слайд 6), а к царству Животные более
1,5 млн. видов (слайд 7).
Как вы думаете, а можно ли организмы
одного царства ещё разделить на
группы? А по какому принципу?
Царство делится и на другие группы,
каждая из которых имеет своё название,
но мы их будем изучать в 6,7,8,9 и 11
классах. Поэтому вы их все хорошо
запомните. (слайд ) Сегодня мы
обсуждаем только две систематические
категории: большую – царство, и
маленькую – вид. Чтобы понять, что
такое вид, я попрошу вас выполнить
следующие задание.
Организует работу с гербарием по
группам. Каждая группа выполняет
Отвечают на вопросы.
Слушают учителя.
Высказывают
предположения.
свои
П.: установление
причинноследственных
связей;
выведение следствий.
Р.: коррекция
деятельности.
К.: выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью;
аргументация своего
мнения и позиции;
планирование учебного
сотрудничества со
сверстниками.
III. Изучение нового
материала
Цели учителя:
создать условия для
самостоятельной работы с
гербарием растений по
группам;
активизировать учащихся на
установление принципа
классификации организмов;
в ходе групповой работы
дать определение понятию
«вид».
Цели для учащихся:
анализировать результаты
работы с гербарием;
устанавливать причинно
следственные связи междустроением организма и его
принадлежностью к
определённому виду
организмов;
давать определение понятию
«вид».
Методы: проблемнопоисковый.
Критерий достижения целей:
учащиеся умеют выполнить
предложенное задание;
давать определение понятию
«вид».
свое задание и отчитывается перед
Каждая группа должна
классом.
классифицировать
предложенные
растения.
Сколько групп у вас получилось?
(Должно получиться две группы).
В каждой группе у вас оказались
одинаковые организмы. Эти организмы
образуют вид. Это и есть самая
маленькая категория в систематике.
Попытайтесь дать определение понятию
«вид». Что бы вам было проще,
предлагаю такой факт: все люди на
нашей планете относятся к одному виду
– человек разумный. (слайд 8).
Проверяет работу групп.
Выполняют задания учителя
Работают по группам
Отвечают на вопросы
учителя.
Пытаются дать определение
понятию «вид».
IV. Практическая
Как думаете понятия «вид» и «особь»
одинаковые или нет?
Отвечают на вопросы.
П.: построение логической
рассуждений,
цепидеятельность
Закрепление учебного материала
Определите, сколько видов и сколько
особей представлено в таблице. (слайд
9) (Приложение 2)
Выполняют задание учителя.
доказательство.
К.:
выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью.
Цели учителя:
учить на практических
примерах выявлять функции
скелета, определять типы
соединения костей.
Цели для учащихся:
уметь объяснять функции
скелета, строение, состав и
соединения костей.
Методы: проблемнопоисковый.
Критерий достижения целей:
правильно отвечают на вопросы,
правильно заполняют таблицу.
V. Рефлексия (итог урока)
Цели учителя:
Цели для учащихся:
анализ, оценка успешности
достижения цели урока.
комментировать домашнее
задание (разъяснить
методику выполнения,
объем)
понять алгоритм выполнения
домашнего задания;
осознать значимость
полученных знаний и уметь
объяснять значение
классификации организмов в
Обсуждают.
Л.: адекватное понимание
причин успеха/неуспеха в
учебной деятельности.
Ребята, вот Крош считает, что
порядок – это скучно. а вы как
думаете? Для чего нужно
классифицировать организмы?
Вы смогли установить принцип
классификации организмов, дать
определение понятию «вид»,
поэтому оценки за урок…
Домашнее задание: прочитать текст п. 5,
ответить на вопросы.биологии.
Критерии оценивания: