Разработка урока по теме "Как классифицирую организмы" (5 класс, биология)

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Как классифицируют организмы.docx
1. Класс: 5 Карта­схема урока биологи Как классифицируют организмы 2. Тема и номер урока в теме: Мир биологии. 5­ый урок, по планированию 18 часов. 3. Базовый   учебник:  А.А.   Плешаков,     Э.Л.   Введенский.   Введение   в   биологию:   учебник   для   5   класса общеобразовательных учреждений: линия «Ракурс». М.: ООО «Русское слово­учебник», 2012.­ 128 с. 4. Цель  урока: формирование представления о принципах классификации организмов.  5. Тип урока: урок изучения нового материала 6. Формы работы учащихся:   групповая, индивидуальная 7. Необходимое   техническое   оборудование:  компьютер,   мультимедийный   проектор,   овощи   и   фрукты   разного цвета, игрушки животных одного цвета, наборы иллюстраций с представителями всех царств живой природы. Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД I.Этап мотивации                              Организационный момент Цели учителя: 1) включить учащихся в  учебную деятельность;  2) вызвать интерес к теме  урока Ребята,   мы   с   вами   сегодня работаем   по   группам.   Давайте вспомним   правила   работы   в группе.   Показывает   фрагмент мультфильма «Мистер беспорядок». Ребята, а что такое порядок?   (слайд   1).   Тогда, давайте   наведём   порядок   в   Называют   правила   работы   в группе. Смотрят фрагмент мультфильма. Слушают   учителя.   Отвечают   на вопрос. Разбирают предложенные  объекты по группам. Отвечают на вопрос  Л.: смыслообразование. Р.: умение работать в  группе. П.: умение анализировать  информацию.корзинках на ваших столах. А   почему   вы   так   распределили? Можно   ли   распределить   по­ другому?  По   какому   принципу   они оказались в одной группе? учителя. Цели для учащихся:  1) осознать и принять тему  урока; 2) воспринимать речь учителя  на слух и поддерживать  беседу по предложенной  ситуации. Методы: словесные, проблемно­ поисковые. Критерии достижения цели: желание   участвовать   в   беседе, умении     правильно   строить высказывание II.Актуализация учебно­ познавательной деятельности учащихся. Цели учителя: 1) актуализировать знания  учащихся по теме  “Классификация организмов ”; 2) стимулировать учащихся на  формулирование темы и цели  урока. Цели для учащихся: 1) вспомнить материал о  особенностях строения растений, животных, грибов, бактерий; 2) понять и сформулировать тему и  цель урока. Слушают учителя. Ребята,   мы   с   вами   изучаем   биологию, науку, в которой тоже на определённом этапе возникла необходимость навести порядок.   Потому   что   долгий   период времени   биология   была   описательной наукой. Учёные открывали новые виды растений   и   животных,   делали   их описание   и   давали   названия.   И получилось   так,   что   один   и   тот   же организм на разных территориях стали называть по­разному. Например, (слайд 2) сурок степной, он же байбак. К XVIII веку   накопилось   много   научной информации,   работать   с   ней   было сложно.   Как   вы   думаете,   что   нужно сделать,   что   бы   облегчить   изучение живых организмов? Правильно, навести порядок,   т.е.   распределить   организмы по  группам.  Какие   вопросы   мы  будем П.: ­ самостоятельное  выделение и  формулирование  познавательной цели;  ­ анализ, синтез, сравнение,  обобщение, аналогия;  ­ извлечение необходимой  информации из текста; Р.: целеполагание и  планирование. К.: ­аргументация своего  мнения;  ­ учёт разных мнений.Методы: метод подводящего к  теме диалога. Критерий достижения цели:  ученики дают правильные ответы на вопросы по ранее изученному  материалу; самостоятельно  формулируют тему и цель урока. Впервые   обсуждать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Слайд 3) Запишите   тему   урока   в   тетради. Классификация   –   это   деление живых   организмов   на   группы. (слайд 3) Вы   сегодня   делили   объекты   на группы, т.е. классифицировали, по их   общим   признакам.   А   как можно   классифицировать   живые организмы? Таким   образом,   цель   нашего урока?  попытался распределить   живые   организмы   по группам   шведский   учёный   К.Линней   в XVIII  веке.   (слайд   4)   Он   является основоположником   науки   систематики –   науки   о   классификации   живых организмов.  У вас на столе лежат иллюстрации разных   живых   организмов. Распределите   их   по   группам. текст Проанализируйте «Многообразие живых организмов»   (Приложение   1)   и найдите признаки организмов   каждой   группы. Сколько групп живых организмов общие         Высказывают свои  предположения. Формулируют тему урока. Записывают   тему   урока   в тетради. Высказывают свои  предположения. Высказывают свои  предположения, что  организмы можно  классифицировать по общим признакам. Формулируют  цель урока. Работают в группах.  Выполняют задание учителя.к у   вас   получилось?   По   каким признакам   вы   отнесли   эти организмы   растениям? Животным?   Грибам?   Бактериям? Ребята,   сейчас   мы   с   вами выделили самые большие группы, на   которые   делят   живые организмы.   Она   называется царство. (слайд 5) Живых   организмов   очень   много. Например,   к   царству   Растения относится   350   тыс.   видов   организмов (слайд 6), а к царству Животные более 1,5 млн. видов (слайд 7).  Как вы думаете, а можно ли организмы одного   царства   ещё   разделить   на группы?   А   по   какому   принципу? Царство   делится   и   на   другие   группы, каждая из которых имеет своё название, но мы их будем изучать в 6,7,8,9 и 11 классах.   Поэтому   вы   их   все   хорошо запомните.   (слайд   )   Сегодня   мы обсуждаем только две систематические категории:   большую   –   царство,   и маленькую   –   вид.   Чтобы   понять,   что такое   вид,   я   попрошу   вас   выполнить следующие задание.  Организует   работу   с   гербарием   по группам.   Каждая   группа   выполняет Отвечают на вопросы. Слушают учителя. Высказывают предположения.   свои П.: ­ установление  причинно­следственных  связей; ­ выведение следствий. Р.: коррекция  деятельности. К.: ­ выражение своих  мыслей с достаточной  полнотой и точностью; ­ аргументация своего  мнения и позиции; ­ планирование учебного  сотрудничества со  сверстниками. III. Изучение нового  материала Цели учителя:    создать условия для  самостоятельной работы с  гербарием растений по  группам; активизировать учащихся на  установление принципа  классификации организмов; в ходе групповой работы  дать определение понятию  «вид». Цели для учащихся:   анализировать результаты  работы с гербарием; устанавливать причинно­ следственные связи междустроением организма и его  принадлежностью к  определённому виду  организмов; давать определение понятию  «вид».    Методы: проблемно­поисковый.  Критерий достижения целей:  учащиеся умеют выполнить  предложенное задание;  давать определение понятию  «вид».   свое   задание   и   отчитывается     перед   Каждая   группа   должна классом. классифицировать предложенные растения.  Сколько   групп   у   вас   получилось? (Должно получиться две группы).  В   каждой   группе   у   вас   оказались одинаковые организмы. Эти организмы образуют   вид.   Это   и   есть   самая маленькая   категория   в   систематике. Попытайтесь дать определение понятию «вид».   Что   бы   вам   было   проще, предлагаю   такой   факт:   все   люди   на нашей планете относятся к одному виду – человек разумный. (слайд 8). Проверяет работу групп. Выполняют задания учителя Работают по группам Отвечают   на   вопросы учителя.  Пытаются дать определение понятию «вид». IV.  Практическая Как думаете понятия «вид» и «особь» одинаковые или нет? Отвечают на вопросы. П.:­ построение логической рассуждений, цепидеятельность Закрепление учебного материала Определите,   сколько   видов   и   сколько особей представлено в таблице. (слайд 9) (Приложение 2) Выполняют задание учителя. доказательство. К.:­   выражение   своих мыслей   с   достаточной полнотой и точностью. Цели учителя: учить на практических  примерах выявлять функции  скелета, определять типы  соединения костей.  Цели для учащихся: уметь объяснять функции  скелета, строение, состав и  соединения костей.  Методы: проблемно­поисковый. Критерий достижения целей:  правильно отвечают на вопросы,  правильно заполняют таблицу. V. Рефлексия (итог урока) Цели учителя: Цели для учащихся: анализ, оценка успешности  достижения цели урока. комментировать домашнее  задание (разъяснить  методику выполнения,  объем) понять алгоритм выполнения домашнего задания; осознать значимость  полученных знаний и уметь  объяснять значение  классификации организмов в       Обсуждают. Л.: ­ адекватное понимание причин   успеха/неуспеха   в учебной деятельности. Ребята,   вот   Крош   считает,   что порядок   –   это   скучно.   а   вы   как думаете?   Для   чего   нужно классифицировать организмы?   Вы   смогли   установить   принцип классификации   организмов,   дать определение   понятию   «вид», поэтому оценки за урок… Домашнее задание: прочитать текст п. 5, ответить на вопросы.биологии. Критерии оценивания: