Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
религиоведение
5 кл
28.01.2018
Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.
Тема урока: «Культурное наследие христианской Руси».
Модуль «Религия и культура»
На изучение данной темы отводится 2 часа.
Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси.
Задачи урока:
• актуализировать и расширить знания, понятия и представления учащихся о значении христианства в развитии культуры нашей страны;
• создавать условия для развития представлений школьника о том, как религия способствует укреплению семьи и общества;
• активизировать интерес учащихся к предмету.
«Духовнонравственная культура народов России»
Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».
Автор:
Ермилова Ксения Александровна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Стрелецкая СОШ»
1 2017
А) Пояснительная записка
Ф.И.О. учителя: Ермилова Ксения Александровна
ОУ: МБОУ «Стрелецкая СОШ»
Конспект урока ОДНК в 5 классе.
Тема урока: «Культурное наследие христианской Руси».
Модуль «Религия и культура»
На изучение данной темы отводится 2 часа.
Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси.
Задачи урока:
актуализировать и расширить знания, понятия и представления учащихся о значении
христианства в развитии культуры нашей страны;
создавать условия для развития представлений школьника о том, как религия
способствует укреплению семьи и общества;
активизировать интерес учащихся к предмету.
Тип урока: открытие новых материалов.
Технология обучения: традиционная.
Планируемые результаты
предметные
личностные
метапредметные
Встраивать этические
понятия в свою систему
Выступать перед знакомой
аудиторией (сверстников,
Оформлять свои мысли в устной и
письменной речи: составлять
знаний, оперировать ими в
рассуждениях.
родителей, педагогов) с
сообщениями, используя
монологические высказывания и
небольшие повествовательные тексты
с элементами рассуждения.
иллюстративный ряд (плакаты,
макеты, презентации,
отдельные слайды, таблицы,
графики, схемы).
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.
2 Б) Ожидаемые учебные результаты.
Предметные: ученики научатся давать определение христианства , понимать причины
принятия православия, оценивать значение принятия христианства на Руси и делать
вывод о вкладе религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Метапредметные: ученики смогут проанализировать учебные задачи и провести анализ
исторического события.
Личностные: ученики смогут задуматься о смысле учебной деятельности, как
источнике получения новых знаний и умений самостоятельно решать возникающие
проблемные вопросы.
В) Конспект урока.
Тема: «Культурное наследие христианской Руси».
Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской
Руси.
Задачи урока:
актуализировать и расширить знания, понятия и представления учащихся о значении
христианства в развитии культуры нашей страны;
создавать условия для развития представлений школьника том, как религия
способствует укреплению семьи и общества;
активизировать интерес учащихся к предмету.
Планируемые результаты
личностные
предметные
метапредметные
Выступать перед знакомой
Встраивать этические понятия
Оформлять свои мысли в устной и
аудиторией (сверстников,
родителей,
педагогов) с
в свою систему знаний,
оперировать
в
ими
письменной
составлять
монологические высказывания и
речи:
сообщениями,
иллюстративный
используя
ряд
рассуждениях.
небольшие повествовательные тексты
с элементами рассуждения.
(плакаты,
презентации,
макеты,
отдельные
3 слайды, таблицы, графики,
схемы).
Тип урока: открытие новых материалов.
Технология обучения: традиционная
Материальнодидактическое оснащение урока:
1. Мультимедийная презентация к уроку.
2. Раздаточный материал: тексты, иллюстрации.
3.
Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенкова, А.В. Поляков «Основы духовнонравственной
культуры народов России», 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений.
Ход урока.
1. Постановка учебной задачи. 5 мин
Перед уроком осуществляется эмоциональный настрой учащихся: сначала звучит шелест
дождя, затем щебет птиц и веселый перезвон церковных колоколов.
Учитель: Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы поведем разговор, за окном
весна, природа напомнила о себе солнцем и щебетанием птиц, представьте как зазвучал
перезвон церковных колоколов?
Вы правы, тема нашего урока «Культурное наследие христианской Руси» (Слайд № 1,2).
2. Основной этап урока.27 мин.
Вопросы учителя: Что такое культура? (Это не только произведения искусства, но и
идеи, быт, тип хозяйства, язык…)
Какие слои в русской культуре мы можем выделить? (Духовную и материальную,
светскую и религиозную, христианскую и языческую) (Слайд № 3).
Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла
христианство?». Чтобы ответить на эти вопросы давайте обратимся к тексту учебника.
4 1. Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?» (стр.85).
(Слайд № 4,5,6).
Вы узнали, что именно в 988 году, христианство пришло на Русь. (Слайд № 7). Это
произошло во времена правления Великого князя Владимира Красное Солнышко – внука
княгини Ольги.
Как пришел к христианской вере князь Владимир? (Слайд № 8,9).
Рассказ учителя. Много людей приходило к князю: всякий хвалил свою веру. После
всех пришел грекхристианин. Долго разговаривал он с Владимиром, рассказывал об
Едином Боге и о Сыне Его, Христе Спасителе, пострадавшем, чтобы спасти людей.
Рассказал грек князю и о том, что все христиане и все добрые люди пойдут на том свете
в Царствие Небесное, а все язычники, все злые люди будут жестоко наказаны. И показал
князю картину, где было нарисовано, как Бог накажет злых людей после их смерти.
Задумался Владимир. Позвал он к себе свою дружину и рассказал своим воинам
все, что услышал сам от разных людей. Дружина сказала: "Выбери, князь, лучших людей
и пошли их в разные страны. Пусть они посмотрят, как другие народы молятся своим
богам, и расскажут нам, какая вера лучше".
Владимир так и сделал. Побывали послы в разных странах и рассказали князю, где
что видели. Больше всего понравилось им в греческой церкви: "Когда пришли мы в
греческую церковь, — сказали послы, — то уже и не знали мы сами, где стоим: на земле,
или на небе, так нам было хорошо. На самом деле с греками живет Истинный Бог. Не
можем мы забыть такой красоты и не хотим другой веры, кроме греческой".
Тогда дружина ещё сказала Владимиру: "Ведь и бабушка твоя, Ольга, приняла
греческую веру. И вера эта должна быть хорошей, потому что твоя бабушка была умнее
всех людей и не переняла бы чегонибудь худого".
Послушался Владимир своей дружины и захотел креститься в греческую веру. Но не
стал он просить у греков, чтобы его крестили в новую веру; боялся Владимир, что потом
греки станут гордиться перед ним.
Пошёл он в греческую землю с большим войском и послал сказать греческим царям:
"Отдайте мне в жёны сестру вашу, Анну, а то буду воевать с вами".
Греческие цари ответили: "Не можем мы этого сделать, потому что сестра наша
христианка, а ты язычник. Крестись в нашу веру, тогда получишь в жёны Анну и сам
спасёшься".
5 "Я готов креститься, — сказал Владимир, мне нравится ваша вера. Пусть придёт ко
мне ваша сестра, а с нею отпустите священников, которые бы крестили меня".
Горько плакала царевна Анна, идя к русским: она боялась Владимира, потому что
раньше он был сердитым человеком. Но чтобы сделать доброе дело — обратить целый
народ к вере в Истинного Бога, решилась Анна стать женой Владимира. Когда Анна
приехала к Владимиру, он лежал больной. У него болели глаза, так что он ничего не мог
видеть, Анна сказала ему: "Крестись, князь, скорее, и ты будешь здоров".
Князь согласился, и греческие священники окрестили его. В тот же день он стал
видеть и совсем скоро поправился. Тогда Владимир сказал: "Теперь я узнал Истинного
Бога!"
Но это было лишь начало. Предстояло еще крестить всю Русь.
Ребята познакомьтесь с документом и ответьте на предложенные вопросы.
Учащиеся изучают документ и обсуждают его содержание, отвечая на вопросы:
Где и как крестили киевлян?
Как поступил князь Владимир с языческими идолами?
Охотно ли расставались киевляне со старой верой?
Документ. (Обстоятельства крещения киевлян).
Владимир…повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал
привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12
мужей колотить его железами. Делалось это не потому, что дерево чтонибудь чувствует, но
для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездие от
людей. Велик ты, Господи, и чудны дела твои! Вчера еще был чтим людьми, а сегодня
поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не
приняли они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И пристави Владимир
людей, к нему сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет
пороги, только тогда оставьте его». Они исполнили, что им было приказано. И когда пустили
Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то
пор.
Перунья
Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь
отмель,
зовется
как
она
до
сих
то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью
пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и
бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на
6 Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по
грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы,
стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле повсюду стольких спасенных душ.
Задание классу: используя репродукцию картины Васнецова, составьте
рассказ «Как происходил обряд крещения Руси».
Учитель: Итак, в памяти народа князь Владимир остался славным и мудрым правителем.
В преданиях его называли Владимиром Красное Солнышко. Крещение Руси имело огромное
значение. Христианство способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры,
расширению связей с Византией. При церквах и монастырях появились школы и библиотеки,
первые из которых были открыты по инициативе самого князя Владимира. Здесь же трудились
первые русские летописцы, переписчики и переводчики известных церковных и светских
сочинений, художникииконописцы.
Принятие христианства способствовало улучшению международного положения Руси.
Владимир установил добрососедские отношения с королями Чехии, Польши, Венгрии.
Обращение в христианство в сильной степени повлияло на самого Владимира. С этого
времени уходит в прошлое его безнравственная жизнь, жестокость. Он становится более
терпимым к людям, щедрым, милостивым. Известны его частые раздачи денег нищим,
бесплатные пиры для народа на своем дворе. Если люди по болезни не могли прийти к нему за
стол, он приказывал возить пищу по городу и предлагать ее всем нуждающимся. Такой же
порядок он ввел и в других городах и землях Руси. Это принесло Владимиру любовь и славу
народа. В дальнейшем церковь почитала его как русского апостола — первокрестителя и
объявила его святым.
Учебный диалог: («Обсудим вместе»). Как вы считаете, какую роль стала играть
христианская вера и образование в Древней Руси с принятием христианства? (Слайд № 10).
Ребята, основой любой древней культуры является письменность. Вместе с крещением из
Византии и Болгарии стали приезжать церковные деятели и переводчики, на Русь пришла
письменность. Славянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу. Название
глаголица происходит от слова глаголати говорить. Вторая азбука была названа кириллицей
по имени одного из братьев Кирилла и Мефодия славянских просветителей, живших в IX
веке на территории нынешней Болгарии, составителей первого славянского алфавита. Со
временем стали открываться школы при монастырях и храмах, была создана первая на Руси
7 библиотека. В 1037 году в нижнем пределе Софийского собора в Киеве Ярослав Мудрый
заложил на хранение книги. Так была основана первая государственная библиотека.
Вопрос классу: Каковы свидетельства того, что православная церковь способствовала
развитию образования? Используя информацию учебника приведите 4 доказательства. (Слайд
№ 1114).
В летописи помещена замечательная похвала книгам: «Великая польза бывает человеку
от учения книжного. Книгами ведь мы наставляемся и учимся, а пути покаяния, мудрость и
воздержание обретаем от книжных словес. Это ведь реки, наполняющие вселенную, это
источник мудрости». Киевская Русь пользовалась наследием античного мира и византийской
учености. В этом отношении она не уступала Западу.
Задание: Прочитай отрывок из летописи, в котором рассказывается о князе Ярославе
Мудром. Выдели главную мысль этого текста. (стр.89 в учебнике)
Задание классу: Подготовьте совместный ответ на вопросы: «Какова польза от «учения
книжного»?», «Можно ли книги заменить другими средствами обучения?».
А теперь поработаем в группах. Задание 1 группе: познакомиться с просветителем Перми –
Стефаном. Задание 2 группе: Работая с текстом, ответить на вопрос: «Что такое берестяные
грамоты? Где впервые они были обнаружены?».
Грамотными были многие. Археологи обнаружили более 1000 грамот, написанных на
бересте купцами, ремесленниками, посадским людом. Самые древние берестяные грамоты
созданы в середине XI века. Ученые нашли такие грамоты в Новгороде, Пскове, Смоленске и
других городах. Буквы на бересте писали не чернилами, а процарапывали острым шильцем.
Благодаря особенностям сырой почвы эти тексты сохранились, пролежав в земле не одно
столетие.
Учитель: Перед Вами иллюстрации храмов (слайд 1518). Посмотрите, какие
замечательные купола, арки, колокола. Почему церкви и храмы имеют такие формы? На что
похожи купола церкви?
Опираясь на материал учебника назовите основные правила возведения храмов на Руси?
Давай подытожим все вышесказанное и сделаем вывод, что же менялось в жизни людей после
принятия христианства.
8 Молодцы! Давайте с вами запишем значение принятия христианства на Руси (Слайд №
20).
Укрепление власти князя
Создание церковной организации
Развитие просвещения и культуры
Смягчение нравов
3. Закрепление изученного. 5 мин.
Наш урок подходит к концу. Сейчас я предлагаю вам выполнить синквейн на тему нашего
сегодняшнего урока.
Синквейн – 5 строк
1строка существительное
2строка 2прилагательных
3строка3глагола совершенного вида
4строка 4слова – предложение из 4 слов, отражающее ваше отношение к теме
5строкаслово синоним первого
Предполагаемый ответ:
Вера
Православная, христианская
Верить, исповедоваться, делать добро
Вера помогает человеку жить
Убеждения
Ребята, давайте ответим на вопросы викторины! (Слайд № 2124).
4. Подведение итогов. 3 мин. (Слайд № 25).
Что на уроке было главным?
Что было интересным?
Что нового узнали?
Чему научились?
Вспомни работу своих одноклассников на уроке. Кто из них заслуживает высокой оценки?
Почему?
9 5.Домашнее задание. Создать презентацию по темам:
1.Биография братьев Кирилла и Мефодия.
2.Какой была славянская кириллица?
3.Какое значение имела деятельность Кирилла и Мефодия для развития культуры
Древней Руси?
Список литературы:
1. Дополнительное образование в области христианской культуры, этики и морали
экспериментальная программа для общеобразовательных и внешкольных учреждений Вып.№2
М Издво МГАП «Мир книги», 1993 72с.
2. Бородина А. В. Основы православной культуры : пособие для учителей / А. В. Бородина.
изд. 3е, испр. М.: Основы православной культуры, 2007. 261 с. (История религиозной
культуры).
3. Лопатина А. А. Христианство в притчах, легендах, рассказах и творчестве художников / А.
Лопатина, М. Скребцова. М.: АмритаРусь, 2010. 216 с. (История
и культура мировых религий).
4. Виноградова Н.Ф. Основы духовнонравственной культуры России. Методическое пособие.
"ВЕНТАНАГРАФ", 2016.
10
Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.
Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.
Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.
Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.
Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.
Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.
Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.
Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.
Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.
Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.