Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.
Оценка 4.8

Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
религиоведение
5 кл
28.01.2018
Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.
Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе. Тема урока: «Культурное наследие христианской Руси». Модуль «Религия и культура» На изучение данной темы отводится 2 часа. Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси. Задачи урока: • актуализировать и расширить знания, понятия и представления учащихся о значении христианства в развитии культуры нашей страны; • создавать условия для развития представлений школьника о том, как религия способствует укреплению семьи и общества; • активизировать интерес учащихся к предмету.
конспект урока Культурное наследие христианкой Руси.docx
«Духовно­нравственная культура народов России» Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».                                    Автор:  Ермилова Ксения Александровна Учитель истории и обществознания МБОУ «Стрелецкая СОШ» 1 2017 А) Пояснительная записка Ф.И.О. учителя: Ермилова Ксения Александровна ОУ: МБОУ «Стрелецкая СОШ» Конспект урока ОДНК в 5 классе. Тема урока: «Культурное наследие христианской Руси». Модуль «Религия и культура» На изучение данной темы отводится 2 часа. Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси. Задачи урока:  актуализировать и расширить знания, понятия и представления учащихся о значении  христианства в развитии культуры нашей страны;  создавать условия для развития представлений школьника о том, как религия  способствует укреплению семьи и общества;  активизировать интерес учащихся к предмету.  Тип урока: открытие новых материалов.  Технология обучения: традиционная. Планируемые результаты предметные личностные метапредметные Встраивать этические  понятия в свою систему  Выступать перед знакомой  аудиторией (сверстников,  Оформлять свои мысли в устной и  письменной речи: составлять  знаний, оперировать ими в  рассуждениях. родителей, педагогов) с  сообщениями, используя  монологические высказывания и  небольшие повествовательные тексты  с элементами рассуждения. иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации,  отдельные слайды, таблицы,  графики, схемы). Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная. 2 Б) Ожидаемые учебные результаты.  Предметные: ученики научатся давать определение христианства , понимать причины  принятия православия, оценивать значение принятия христианства на Руси и делать   вывод о вкладе религии в развитие материальной и духовной культуры общества.  Метапредметные: ученики смогут проанализировать учебные задачи и провести анализ  исторического события.  Личностные: ученики смогут задуматься о смысле учебной деятельности, как  источнике получения новых знаний и умений самостоятельно решать возникающие  проблемные вопросы. В) Конспект урока. Тема: «Культурное наследие христианской Руси». Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси. Задачи урока:  актуализировать и расширить знания, понятия и представления учащихся о значении христианства в развитии культуры нашей страны;  создавать   условия   для   развития   представлений   школьника   том,   как   религия способствует укреплению семьи и общества;  активизировать интерес учащихся к предмету. Планируемые результаты личностные предметные метапредметные Выступать   перед   знакомой Встраивать этические понятия Оформлять   свои   мысли   в   устной   и аудиторией   (сверстников, родителей,   педагогов)   с в   свою   систему   знаний, оперировать в ими     письменной составлять монологические   высказывания   и речи:     сообщениями, иллюстративный   используя ряд   рассуждениях. небольшие   повествовательные  тексты с элементами рассуждения. (плакаты, презентации,     макеты, отдельные 3 слайды,   таблицы,   графики, схемы). Тип урока: открытие новых материалов. Технология обучения: традиционная Материально­дидактическое оснащение урока: 1. Мультимедийная презентация к уроку. 2. Раздаточный материал: тексты, иллюстрации. 3.   Н.Ф.Виноградова,   В.И.Власенкова,   А.В.   Поляков   «Основы   духовно­нравственной культуры   народов   России»,   5   класс,   учебник   для   учащихся   общеобразовательных учреждений. Ход урока. 1. Постановка учебной задачи. 5 мин          Перед уроком осуществляется эмоциональный настрой учащихся: сначала звучит шелест дождя, затем щебет птиц и веселый перезвон церковных колоколов.          Учитель: Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы поведем разговор, за окном весна, природа напомнила о себе солнцем и   щебетанием птиц,   представьте как зазвучал перезвон церковных колоколов? Вы правы, тема нашего урока «Культурное наследие христианской Руси» (Слайд № 1,2). 2. Основной этап урока.27 мин.          Вопросы учителя: Что такое культура? (Это не только произведения искусства, но и идеи, быт, тип хозяйства, язык…)                Какие слои в русской культуре мы можем выделить? (Духовную и материальную, светскую и религиозную, христианскую и языческую) (Слайд № 3). Обсуждение  вопросов: «Что мы знаем о  христианской вере? Когда Древняя Русь  приняла христианство?». Чтобы ответить на эти вопросы давайте обратимся к тексту учебника. 4 1. Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?» (стр.85). (Слайд № 4,5,6).           Вы  узнали, что именно в 988 году, христианство пришло на Русь. (Слайд № 7). Это произошло  во  времена  правления  Великого  князя  Владимира  Красное  Солнышко  – внука княгини Ольги.          Как пришел к христианской вере князь Владимир? (Слайд № 8,9).      Рассказ учителя. Много людей приходило к князю: всякий хвалил свою веру. После всех   пришел   грек­христианин.   Долго   разговаривал   он   с   Владимиром,   рассказывал   об Едином   Боге   и   о   Сыне   Его,   Христе   Спасителе,   пострадавшем,   чтобы   спасти   людей. Рассказал грек князю и о том, что все христиане и все добрые люди пойдут на том свете в Царствие Небесное, а все язычники, все злые люди будут жестоко наказаны. И показал князю картину, где было нарисовано, как Бог накажет злых людей после их смерти.            Задумался  Владимир.   Позвал  он  к себе   свою  дружину   и  рассказал  своим   воинам все, что услышал сам от разных людей. Дружина сказала: "Выбери, князь, лучших людей и   пошли   их   в   разные   страны.   Пусть   они   посмотрят,   как   другие   народы   молятся   своим богам, и расскажут нам, какая вера лучше".        Владимир так и сделал. Побывали послы в разных странах и рассказали князю, где что   видели.   Больше   всего   понравилось   им   в   греческой   церкви:   "Когда   пришли   мы   в греческую церковь, — сказали послы, — то уже и не знали мы сами, где стоим: на земле, или   на   небе,   так   нам   было   хорошо.   На   самом   деле   с   греками   живет   Истинный   Бог.   Не можем мы забыть такой красоты и не хотим другой веры, кроме греческой".       Тогда   дружина   ещё   сказала   Владимиру:   "Ведь   и   бабушка   твоя,   Ольга,   приняла греческую веру. И вера эта должна быть хорошей, потому что твоя бабушка была умнее всех людей и не переняла бы чего­нибудь худого".    Послушался Владимир своей дружины и захотел креститься в греческую веру. Но не стал он просить у греков, чтобы его крестили в новую веру; боялся Владимир, что потом греки станут гордиться перед ним.     Пошёл он в греческую землю с большим войском и послал сказать греческим царям: "Отдайте мне в жёны сестру вашу, Анну, а то буду воевать с вами". Греческие   цари   ответили:   "Не   можем   мы   этого   сделать,   потому   что   сестра   наша христианка,   а   ты   язычник.   Крестись   в   нашу   веру,   тогда   получишь   в   жёны   Анну   и   сам спасёшься". 5 "Я   готов   креститься,   —  сказал   Владимир,­   мне   нравится   ваша   вера.   Пусть   придёт   ко мне ваша сестра, а с нею отпустите священников, которые бы крестили меня". Горько   плакала   царевна   Анна,   идя   к   русским:   она   боялась   Владимира,   потому   что раньше   он   был   сердитым   человеком.   Но   чтобы   сделать   доброе   дело   —   обратить   целый народ   к   вере   в   Истинного   Бога,   решилась   Анна   стать   женой   Владимира.   Когда   Анна приехала к Владимиру, он лежал больной. У него болели глаза, так что он ничего не мог видеть, Анна сказала ему: "Крестись, князь, скорее, и ты будешь здоров". Князь   согласился,   и   греческие   священники   окрестили   его.   В   тот   же   день   он   стал видеть   и   совсем   скоро   поправился.   Тогда   Владимир   сказал:   "Теперь   я   узнал   Истинного Бога!" Но это было лишь начало. Предстояло еще крестить всю Русь.  Ребята познакомьтесь с документом и ответьте на предложенные вопросы.   Учащиеся изучают документ и обсуждают его содержание, отвечая на вопросы: Где и как крестили киевлян?   Как поступил князь Владимир с языческими идолами?  Охотно ли расставались киевляне со старой верой?  Документ. (Обстоятельства крещения киевлян). Владимир…повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его железами. Делалось это не потому, что дерево что­нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездие от людей.   Велик   ты,   Господи,   и   чудны   дела   твои!   Вчера   еще   был   чтим   людьми,   а   сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли  они  святого  крещения.  И  притащив,   кинули   его  в  Днепр.  И  пристави   Владимир людей, к нему сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то   пор. Перунья Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь отмель, зовется как   она   до       сих   то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на 6 Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле повсюду стольких спасенных душ.               Задание   классу:   используя   репродукцию   картины   Васнецова,   составьте рассказ «Как происходил обряд крещения Руси».         Учитель: Итак, в памяти народа князь Владимир остался славным и мудрым правителем. В преданиях его называли Владимиром Красное Солнышко. Крещение Руси имело огромное значение. Христианство   способствовало   развитию   грамотности,   книжного   дела,   культуры, расширению связей с Византией. При церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе самого князя Владимира. Здесь же трудились первые   русские   летописцы, переписчики   и   переводчики   известных   церковных   и   светских сочинений, художники­иконописцы.          Принятие христианства способствовало улучшению международного положения Руси. Владимир установил добрососедские отношения с королями Чехии, Польши, Венгрии.          Обращение в христианство в сильной степени повлияло на самого Владимира. С этого времени   уходит   в   прошлое   его   безнравственная   жизнь,   жестокость.   Он становится   более терпимым   к   людям,   щедрым,   милостивым.   Известны   его   частые   раздачи   денег   нищим, бесплатные пиры для народа на своем дворе. Если люди по болезни не могли прийти к нему за стол, он приказывал возить пищу по городу и предлагать ее всем нуждающимся. Такой же порядок он ввел и в других городах и землях Руси. Это принесло Владимиру любовь и славу народа. В дальнейшем церковь почитала его как русского апостола — первокрестителя и объявила его святым. Учебный   диалог:  («Обсудим   вместе»).   Как   вы   считаете,   какую   роль   стала   играть христианская вера и образование в Древней Руси с принятием христианства? (Слайд № 10).         Ребята, основой любой древней культуры является письменность. Вместе с крещением из Византии и Болгарии стали приезжать церковные деятели и переводчики, на Русь пришла письменность. Славянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу. Название глаголица происходит от слова глаголати ­ говорить. Вторая азбука была названа кириллицей по имени одного из братьев Кирилла и Мефодия­ славянских просветителей, живших в IX веке   на   территории   нынешней   Болгарии,   составителей   первого   славянского   алфавита.   Со временем стали открываться школы при монастырях и храмах, была создана первая на Руси 7 библиотека. В 1037 году в нижнем пределе Софийского собора в Киеве Ярослав Мудрый заложил на хранение книги. Так была основана первая государственная библиотека.           Вопрос классу: Каковы свидетельства того, что православная церковь  способствовала развитию образования? Используя информацию учебника приведите 4 доказательства. (Слайд № 11­14).           В летописи помещена замечательная похвала книгам: «Великая польза бывает человеку от учения книжного. Книгами ведь мы наставляемся и учимся, а пути покаяния, мудрость и воздержание   обретаем   от   книжных   словес.   Это   ведь   реки,   наполняющие   вселенную,   это источник мудрости». Киевская Русь пользовалась наследием античного мира и византийской учености. В этом отношении она не уступала Западу.              Задание: Прочитай отрывок из летописи, в котором рассказывается о князе Ярославе Мудром. Выдели главную мысль этого текста. (стр.89 в учебнике) Задание   классу:   Подготовьте   совместный   ответ   на   вопросы:   «Какова   польза   от   «учения книжного»?», «Можно ли книги заменить другими средствами обучения?». А теперь поработаем в группах. Задание 1 группе: познакомиться с просветителем Перми – Стефаном. Задание 2 группе: Работая с текстом, ответить на вопрос: «Что такое берестяные грамоты?  Где впервые они были обнаружены?».           Грамотными были многие. Археологи обнаружили более 1000 грамот, написанных на бересте купцами, ремесленниками, посадским людом. Самые древние берестяные грамоты созданы в середине  XI века. Ученые нашли такие грамоты в Новгороде, Пскове, Смоленске и других городах. Буквы на бересте писали не чернилами, а процарапывали острым шильцем. Благодаря особенностям сырой почвы эти тексты сохранились, пролежав в земле не одно столетие.                      Учитель:   Перед   Вами   иллюстрации   храмов   (слайд   15­18).   Посмотрите,   какие замечательные купола, арки, колокола. Почему церкви и храмы имеют такие формы? На что похожи купола церкви? Опираясь на материал учебника назовите основные правила возведения храмов на Руси? Давай подытожим все вышесказанное и сделаем вывод, что же  менялось в жизни людей после принятия христианства.   8 Молодцы! Давайте с вами запишем    значение принятия христианства на Руси  (Слайд № 20).  Укрепление власти князя  Создание церковной организации  Развитие просвещения и культуры  Смягчение нравов 3. Закрепление изученного. 5 мин. Наш урок подходит к концу. Сейчас я предлагаю вам выполнить синквейн на тему нашего сегодняшнего урока. Синквейн – 5 строк 1строка ­ существительное 2строка ­ 2прилагательных 3строка­3глагола совершенного вида 4строка ­ 4слова – предложение из 4 слов, отражающее ваше отношение к теме 5строка­слово синоним первого Предполагаемый ответ: Вера Православная, христианская Верить, исповедоваться, делать добро Вера помогает человеку жить Убеждения Ребята, давайте ответим на вопросы викторины! (Слайд № 21­24). 4. Подведение итогов. 3 мин. (Слайд № 25). Что на уроке было главным?  Что было интересным?  Что нового узнали?  Чему научились? Вспомни работу своих одноклассников на уроке. Кто из них заслуживает высокой оценки? Почему? 9 5.Домашнее задание. Создать презентацию по темам:       1.Биография братьев Кирилла и Мефодия. 2.Какой была славянская кириллица?                3.Какое значение имела деятельность Кирилла и Мефодия для развития культуры Древней Руси?  Список литературы: 1.   Дополнительное   образование   в   области   христианской   культуры,   этики   и   морали экспериментальная программа для общеобразовательных и внешкольных учреждений Вып.№2 ­ М Изд­во МГАП «Мир книги», 1993 ­ 72с. 2. Бородина А. В. Основы православной культуры : пособие для учителей / А. В. Бородина. ­ изд. 3­е, испр. ­ М.: Основы православной культуры, 2007. ­ 261 с. ­ (История религиозной культуры). 3. Лопатина А. А. Христианство в притчах, легендах, рассказах и творчестве художников / А. Лопатина,   М.   Скребцова.   ­   М.:   Амрита­Русь,   2010.   ­   216   с.   ­   (История и культура мировых религий). 4. Виноградова Н.Ф. Основы духовно­нравственной культуры России. Методическое пособие.  "ВЕНТАНА­ГРАФ", 2016. 10

Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.

Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.

Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.

Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.

Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.

Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.

Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.

Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.

Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.

Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.

Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.

Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.

Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.

Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.

Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.

Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.

Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.

Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.

Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.

Разработка урока по теме: «Культурное наследие христианской Руси».Конспект урока ОДНК в 5 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2018