Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс
Оценка 5

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
02.09.2017
Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс
задание для группы 5
Публикация является частью публикации:
ЛИШАЙНИКИ.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4» МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ И ХИМИИ БИОЛОГИЯ г. Губкинский          ВЫПОЛНИЛА: Гончарова М.И. учитель биологии  высшей квалификационной  категории Лишайники — симбиотические организмы. Многообразие и распространение лишайников 2017 Цели. Предметные результаты:  – формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельности лишайников;  – формировать умение характеризовать роль лишайников в природе;  – формировать умение понимать смысл биологических терминов: лишайник.  Метапредметные и личностные результаты: Регулятивные УУД 1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель  учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии  оценки. 3. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. 4. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять  ошибки самостоятельно.  Познавательные УУД 1. Сформировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную,  подтекстовую, концептуальную информацию.  Коммуникативные УУД 1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА Этап урока № 1. Организационный  момент 2. Актуализация   знаний Деятельность учителя Проверка готовности к уроку,  создание благоприятного  психологического климата. Приветствует учащихся,  проверяет готовность к  совместной деятельности. Сегодня на уроке мы с вами  совершим сказочное  путешествие и познакомимся с представителем,  а с каким вы  узнаете, если правильно  отгадаете кроссворд.  Деятельность ученика Учащиеся рассаживаются по группам, заранее  сформированным учителем. Приветствуют  учителя. Определяют руководителя группы.  Озвучивают правила работы в группах Разгадывание кроссворда, отработка  понятий, повторение домашнего  задания (кроссворд на экране). Время 1 мин. 6мин. Вопросы: 1. Голосеменное растение  из символов Нового  года. 2. Тесное сожительство  двух живых организмов  полезное как одному,  так и другому. 3. Организмы, питающиеся  органическими  веществами других  живых организмов. 4. Тонкие белые нити,  образующие тело гриба. 5. Как называется тело  низших растений. 6. Низшие растения,  живущие в основном в  воде. слайды № 1, 2 3. Проблемная  Определение темы урока,  Ученики определяют тему урока и  4 мин. ситуация постановка цели и задач урока, осознание и принятие их  учащимися. формулируют цели урока, записывают тему  урока, выдвигают гипотезы. ­ Высказывают предположения Грибы и водоросли. Учитель: Что мы  понимаем под симбиозом? Приведите примеры  симбиотических организмов. Учитель: Ребята, как вы  думаете, существует ли в  природе организм, состоящий  из самостоятельных  организмов? "О какой группе растений  пойдёт речь?"  Древняя легенда рассказывает,  как однажды много дней толпа  народа брела по пустыне, по  колено, утопая в сыпучем  песке. Все припасы, взятые с  собой, были съедены. Люди  падали от изнеможения и истощения на горячий песок. Утром, когда солнце стало  накалять песок, неожиданно  поднялся ветер. И вдруг  путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер  поднимал их кверху, и  казалось, что они падают с  неба. ­ Манна, манна! С неба падает  манна! Все бросились собирать ее:  брали пригоршнями серые  комочки, ели их сухими,  варили кашу и пекли лепешки. В легенде рассказывается,  "манна" упала с неба. Многие  читатели представляли себе  эту манну манной крупой,  которая, как известно,  получается из размолотой  твердой пшеницы. (Ответы детей различны) Слайды № 3, 4 Тема урока: Лишайники? Лишайники! 4. Совместное  открытие знаний. Давайте подумаем и  сформулируем тему урока. Слайд № 5 Лишайники…(на экране) Слайд № 5  Диалог Незнайки и биолога  слайд   – Какой вопрос (проблему)  будем обсуждать на уроке?  (Чем лишайники отличаются  от изученных нами живых  организмов?)  Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске.   Слайды № 6­7 2. «Свыклась водоросль с  грибом, зацепилась за кору и  пришлася ко двору».  «Удивительное дело – как  дружны зелёный с белым! Друг за друга  отвечают и друг друга  выручают».  – О каких организмах идёт  речь?  – Что можно узнать о  лишайниках?  3 мин. 10 мин. 1 мин. 7 мин. Ответы учащихся: Чем лишайники отличаются  от изученных нами живых организмов?  Версии школьников. Работа фронтальная (Лихенология – наука о  лишайниках) слайд №  8.  Учитель: Предложите  гипотезу о строении  лишайника, его питании и  размножении.    – Что у лишайника в строении  – от гриба, а что – от  водоросли?  Слайд № 9 Мы должны ответить на  вопросы. – Что представляет  собой лишайник, как  питается и размножается .     Просмотр видео  (слайды №  10 ­12, размножение  лишайников) Просмотр видео   Работа учащихся в группах 1 группа «Любознатели» – строение лишайника, Учитель: Ваша задача  построить схему строения,  способ питания и размножения лишайника. 2 группа «Исследователи» – питание лишайника, 3 группа – «Ботаники» ­размножение и рост лишайника. Теперь проверим  ваши  предположения, работая в  группах:  4 группа – «Экологи» жизненные формы лишайников 5 группа «Практики» – значение лишайников  План работы в группе: 1 группа «Любознатели» – строение лишайника . 1) из каких организмов состоит? 2) что в строении от гриба, от водоросли? 3) восстановить на схеме строение лишайника. 2 группа «Исследователи» – питание лишайника  1) как происходит питание лишайника?  2) чем питается лишайник? 3) восстановить на схеме питание лишайника. 3 группа – «Ботаники» ­ размножение и рост лишайника. 1) как происходит размножение лишайника? 2) что представляет собой клубочек? 3) как расселяется лишайник? 4 группа – «Экологи» жизненные формы лишайников Составить фишбоун по данной теме. 5 группа «Практики» – значение лишайников Составить кластер по данной теме. Давайте подведем итог по  строению, размножению и  питанию лишайников,  (заслушивание ответов).  Слайды №  13 ­ 19,  документкамера Выполнение физкультминутки 2 мин. Общая характеристика лишайников  (фронтальная работа) ­ кластер Слайды №  22­23 6 Физкультминутка 7 Самостоятельное  применение  знаний. Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуть, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть Сговорились Клим с  Пахомом Жить совместно, общим  домом: Клим готовит соль, водицу, А Пахом зерно, мучицу. ­ Как вы, думаете, о чем  идет речь в этой загадке? Гриб всасывает своими  гифами воду и минеральные вещества. Водоросль создает  органические вещества. Таким образом, лишайники  представляют собой  автогетеротрофные  организмы. Слайд № 21 Общая характеристика  лишайников (фронтальная  работа) ­ кластер Слайды №  22­23 Учиель: предлагаю вам  выполнить тест “Лишайники” с помощью ноутбуков.  Выполнение теста (СЛАЙД  № 24)  Выполняют тест. Озвучивают результаты 5 мин. Какие отметки вам выставила  машина? “5” ­; “4” ­; “3” ­; “2” – Отложили ноутбуки. Учитель: сформулируйте  главную мысль урока. Ответы учеников 8.  9 Слайд № 25 – Почему ученый Тимирязев  назвал лишайники  “растениями – сфинксами”? (Загадочное существо, двойная природа – голова женщины,  туловище – льва). Двойная природа: водоросль и  гриб. Работа с тестом На ваших столах находятся  сигнальные карточки, я буду  вам зачитывать утверждение,  если оно верное, то  поднимаете красную, если  неверно, то синюю. 1. Вегетативное тело  лишайника представлено слоевищем или  талломом (красный) 2. Различают 2 основных типа слоевищ  лишайников (синий) 3. Наиболее простой тип  лишайника кустистый  (синий) 4. Автотрофный  компонент лишайника — гриб (синий) 5. Лишайники очень  чувствительны к чистоте воздуха (красный) 6. Лишайник – это  симбиотический  организм, состоящий из  гриба и бактерии  (красный). 7. Лишайники в природе  связывают атмосферный  азот (синий). 8. Лишайники растут  медленно (красный). 9. Манна небесная – это 10 . Объяснение  домашнего задания 11 .  Итоги урока.     Рефлексия. лишайник (красный). 10.Лишайники  произрастают в  местах с загрязнённым воздухом  (синий).                      § 19, ответить на вопросы. Творческое задание: придумать стихотворение  о лишайниках или составить кроссворд. Слайд № 26 Слайд № 27  я   Вас   попрошу закончить   следующие предложения:  ­ сегодня я узнал (а)…   было интересно…  было трудно… Записывают домашнее задание в дневниках и  тетрадях. 1 мин. Учащиеся высказывают свое мнение об уроке,  оценивают свою работу на уроке 2 мин. 12 Итог урока  меня удивило…  хотелось   бы   узнать больше Выставление оценок за урок включаю видео слайд № 28  Мы все должны любить  природу! И в ясный день, и в непогоду. Природа Севера нежна И человеку так важна. А все дымящие заводы Вредны для северной природы. Коль воздух свеж, и чист, и  ясен Он мхам, лишайникам  приятен. А, если задымлен и грязен, –  То для растений он опасен. И, если, друг, идешь ты в  сопки За сладкой ягодой морошкой, Ты будь заботливым и добрым, Внимательным и осторожным. И за твою, дружок, заботу Ответит тундра нам наградой Грибы, бруснику и чернику Природа подарить нам рада. Лишайники являются  неотъемлемой частью северной природы, ценной,  незаменимой, полезной и  красивой. И пока в сопках наш глаз будут радовать  разноцветные лишайники, мы  можем спокойно дышать  чистым свежим воздухом. Слайд № 29 Прокомментировать отрывок  К.Тимирязева из книги “Жизнь растений” (если останется  время). “Выступит ли из волн океана  водный утес, оторвется ли  обломок скалы, обнаружив  свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века  пролежавший под землей,  везде на голой бесплодной  поверхности первым  появляется лишайник,  разлагая горную породу,  превращая ее в плодоносную  почву. Он забирается далее  всех растений на север, выше  всех в горы; ему нипочем  зимняя стужа, летний зной,  медленно, но упорно  завоевывает он каждую пядь  земли, и только по его следам,  по проторенному пути  появляются сложные формы  жизни”.

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс

Разработка урока по теме "Лишайники" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2017