Открытый урок биологии
1. Общие сведения:
· класс 7-А
· количество учащихся 28
· дата 02.12.2016
· Ф.И.О. учителя Спицын Николай Вадимович
2. Тема урока: Тип моллюски или мягкотелые. Класс головоногие моллюски
3. Цели урока:
· обучающая: формирование знаний о внешнем и внутреннем строении, образе жизни животных класса Головоногие моллюски на примере кальмаров, каракатиц, осьминогов, их биосферном и практическом значении;
· развивающая: развитие познавательных интересов, формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ и выводы в процессе наблюдений за живыми организмами;
· воспитательная: воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, культуры поведения в природе, привитие чувства прекрасного.
4. Тип урока - комбинированный
5. Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, компьютеры
6. Структура урока
1. Приветствие, мотивация учебной деятельности.
Здравствуйте ребята, сегодня у нас присутствуют гости, мы рады приветствовать их на нашем открытом уроке и приглашаем стать его активными участниками. Займите свои места.
- В начале урока я хочу предложить вам несколько фотографий. Назовите животных, которые на них изображены.
- Кальмар, каракатица, осьминог, наутилус.
- Где они обитают?
- В морях и океанах.
- А как они связаны с материалом предыдущих 2-х уроков?
- Мы изучали тип Моллюски или мягкотелые, классы брюхоногих и двустворчатых моллюсков. (Мы изучали строение моллюсков и их приспособление к среде обитания).
- Кальмары, каракатицы, осьминоги, наутилусы также относятся к типу моллюски, только к классу головоногие.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?
- Мы будем изучать внутреннее и внешнее строение головоногих моллюсков и особенности их обитания в природе.
- Совершенно верно. Запишите в тетрадях число и тему урока «Тип моллюски или мягкотелые. Класс головоногие моллюски».
Наша цель: на примере кальмаров, каракатиц, осьминогов изучить внешнее и внутреннее строение, образ жизни головоногих моллюсков, их биосферное и практическое значение. Речь пойдет о самых крупных, а главное, самых умных моллюсках.
II. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, что вообще знаем о моллюсках?
1. Электронный тест по теме домашнего задания (индивидуальный машинный контроль).
- С электронным тестом в течение 7 минут поработают (6 уч-ся), займите свои места за компьютерами. При регистрации укажите свою фамилию и класс, по окончании работы компьютер выставит вам оценку.
2. Фронтальная беседа (с опорой на наглядные схемы и рисунки, представленные на сайте учителя).
- С остальными мы побеседуем по теме домашнего задания.
- Скажите, какое место занимают моллюски в системе органического мира?
- Они относятся к царству Животные, подцарству Многоклеточные, типу Моллюски, а тип подразделяется на классы Брюхоногих, Двустворчатых и Головоногих моллюсков.
- Мир моллюсков поражает разнообразием, их более 130 тыс. видов. Покажите на рисунках представителей брюхоногих и двустворчатых моллюсков. В чем их основное отличие? В чем сходство?
- 1-й уч-ся: У брюхоногих раковина спирально закрученная, у двустворчатых – состоит из двух створок. И те, и другие являются мягкотелыми.
- Какова среда обитания брюхоногих и двустворчатых моллюсков?
- Брюхоногие обитают в прибрежной зоне и глубинах океанов и морей, в пресных водоемах, на суше, в каменистых пустынях и пещерах. Двустворчатые – в пресноводных и морских глубинах.
- Пользуясь рисунками на слайде, назовите особенности внешнего строения прудовика и беззубки. (2-й уч-ся). Что такое мантия, мантийная полость? Расскажите, как питаются эти животные. Что такое терка? Кто такие фильтраторы?
- В чем отличия в образе дыхания брюхоногих и двустворчатых моллюсков?
- Кровеносная и выделительная системы прудовика и беззубки устроены одинаково. Назовите их особенности, пользуясь рисунками.
- В чем отличия процесса размножения моллюсков данных классов?
- Итак, мы на основе сравнения повторили два класса моллюсков. А теперь речь пойдет о самых крупных, а главное, самых умных - Головоногих моллюсках.
- Внимание, проблемный вопрос нашего урока! Почему головоногих называют «приматами моря»?
III. Усвоение нового материала.
1. Видеоролик.
- Итак, погружаемся в тему. Посмотрите видеоролик, в котором дается общая характеристика головоногих, и дайте ответ на вопрос: Что представляют собой головоногие и почему имеют такое научное название?
- Это исключительно морские животные-хищники, которые получили свое название благодаря особенностям внешнего строения: их щупальца-руки, расположенные вокруг ротового отверстия – это видоизмененная нога их предков, которая со временем изменила свое положение.
- Где обитают эти животные, чем питаются?
- Есть ли у них раковина, как у других моллюсков?
- Да вы абсолютно правы, рассмотрим особенности внешнего строения головоногих и способ их жизнедеятельности.
- Кратко рассмотрим особенности внутреннего строения головоногих.
IV. Первичное закрепление новых знаний.
- Из всего сказанного об этих удивительных животных давайте выделим главное.
- Как движутся головоногие? Чем питаются? Как дышат? Каково кровообращение? В чем особенности нервной системы? Какие органы чувств у них развиты? Какие приспособления к среде обитания головоногих вы могли бы назвать?
- Молодцы, ребята. Скажите, имея запас полученных знаний, можем ли мы ответить на проблемный вопрос нашего урока? Почему же головоногих называют «приматами моря»?
- Высокое развитие нервной системы (головной мозг) и органов чувств (глаза, осязательные и вкусовые клетки) обеспечивает активность передвижения, множество приспособительных реакций защиты от врагов.
- А сейчас, пользуясь подсказками-рисунками, сформулируйте, в чем состоит значение головоногих моллюсков в природе и жизни человека?
- Подводя итоги изучения типа Моллюски, обобщим особенности изученных 3-х классов моллюсков. Ваша задача собрать пазл-таблицу «Сравнительная характеристика типов моллюсков» по схеме:
1. Представители классов Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие (1 б).
2. Среда обитания(1 б).
3. Внешнее строение(1 б).
4. Особенности жизнедеятельности (2 б).
Работаете в парах 1,5 минуты.
- Проверим, что у вас получилось (1 ряд, охарактеризуйте Брюхоногих, 2 - Двустворчатых, 3 - Головоногих). Выставьте себе оценку на полях в тетради. Поднимите руки, у кого «5».
V. Итоги урока.
- Итак, ребята, что мы изучали сегодня на уроке?
- Класс Головоногих, их строение, образ жизни, значение в природе и жизни человека, обобщили знания обо всех представителях типа Моллюски.
- Что вас больше всего впечатлило на уроке?
- Разнообразие видов, размеры, внешнее строение, способ передвижения, приспособительные реакции к среде обитания морских моллюсков.
VI. Сообщение домашнего задания, мотивация, инструктаж о его выполнении.
- Домой: выучить параграф 43, для желающих: выполнить л/р на сайте дистанционного обучения «Изучение строения моллюсков».
VII. Оценивание учащихся.
- Оценку «5» получают… Молодцы, замечаний не было.
- Оценку «4»… Были некоторые неточности.
- Оценку «3»… Нужно готовиться лучше.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.