Разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Лабораторные работы
docx
биология
8 кл
13.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Публикация является частью публикации:
урок Пищеварение в ротовой полости.docx

Тема урока : «Пищеварение в ротовой полости»

8 класс

Цели урока

a)      Образовательная: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в них; сформировать знания о строении и значении зубов, знать правила чистки зубов и уход за ними.

b)      Развивающая: развивать умения учащихся ставить цель к уроку, определять значение и топографию органов пищеварения, работать с анатомическими схемами и таблицами, делать выводы, применять имеющиеся знания при решении конкретных задач; работать с источниками информации, публично выступать; оценивать для себя значение полученной информации.

c)      Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свой организм; умение вести правильный образ жизни; соблюдать правила личной гигиены.

Оборудование: презентация «Пищеварение в ротовой полости», таблицы «Пищеварительная система», скелет головы, зубная щетка, зубная нить, оборудование для лабораторной работы «Действие слюны на крахмал», раздаточный дидактический материал, компьютер, мультимедиапроектор.

Тип урока: комбинированный.

План урока.

1.      Организационный момент.

2.      Проверка домашнего задания.

3.      Мотивация учебной деятельности.

4.      Активно- познавательная деятельность (восприятие нового материала)

5.      Закрепление полученных знаний.

6.      Контрольно – оценочный этап.

7.      Информирование о домашнем задании.

8.      Рефлексия

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический

 Педагогические технологии: технология группового обучения, технология критического мышления, информационно-коммуникативная.

 

Этапы работы

Содержание этапов

1. Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой.

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные.

1.Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность класса к уроку. Знакомство

2.Инструкция (Что на столах и что нужно для работы)

 3.Учитель напоминает учащимся о том, что на этом уроке они продолжат изучение темы «Пищеварение»

Мы сегодня продолжим изучать пищеварительную систему и  процессы связанные с пищеварением

 

3. Учитель создает проблемную ситуацию, используя вопросы беседы с учащимися.



2. Активизация знаний учащихся (Подготовка к восприятию нового материала)

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: повторить раннее изученный материал, уметь четко давать определения  основным терминам

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: подготовить учащихся к восприятию нового материала. Проверить степень усвоения предыдущего материала..

 

Вопросы беседы с учащимися: Начало презентации слайд 1.2.3.4.

1Что это такое? (Продукты питания )

2.Что такое продукты питания? 

3.Какие бывают продукты питания по происхождению.?

4. Из чего они состоят? ( Питательные вещества)  Что такое питательные вещества? ( жиры, белки, углеводы, витамины, мин. соли  и вода.)

5.Каково значение пищи и питательных веществ в организме?

6. Почему вещества пригодные для пищи молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь вызывают гибель человека.

7. Что происходит с пищей в пищеварительной системе?( пища и питательные вещества расщепляются до более простых веществ и всасываются в кровь)

8. Под действием чего происходит переваривание?

9. Что такое ферменты?( биокатализаторы)

10 На какие более простые в-ва расщепляются жиры, белки и углеводы.

11. Каково строение пищеварительной системы? ( Пищеварительный канал и пищеварительные железы)

10. Определите функции пищеварительной системы ( механическая, химическая обработка и всасывание)

11. Что такое пищеварение?

Сегодня  мы поговорим о процессах пищеварения, которые происходят в начальном отделе пищеварительного тракта. Помогите мне сформулировать тему урока. Слайд 5

«Пищеварение в ротовой полости».

 

3. Изучение учебного материала.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: четко, последовательно излагать материал, указывая основные особенности пищеварения в ротовой полости.

Цель, которую хочет достичь учитель: добиться знаний по темам и умения анализировать, отвечать на вопросы и делать выводы.

Формы и методы изложения (представления) нового учебного материала: словесные, наглядные.

Задачи: добиться от обучающихся восприятия и осознания новых знаний.

Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: поиск информации и представления классу в виде презентации.

Формы контроля уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому материалу: воспроизведение при опоре на изложенный материал.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: развитие познавательного интереса, формирование чувства ответственности

1. Целеполагание.

Какова цель нашего урока? Слайд

      Исследовать процессы пищеварения в ротовой полости.

      Раскрыть роль ферментов в этих процессах

      Сформировать знания о значении и строении зубов

      Усвоить правила ухода за зубами

Учитель: Многие считают, что основную роль в процессе переваривания пищи играет желудок и кишечник.

Проблема: «Почему ротовую полость считают важным отделом пищеварения»?

Познакомимся со строением ротовой полости и ее органами.

Вопрос Что входит в состав ротовой полости?

( Язык. зубы, слюнные железы) Вход в ротовую полость отграничивают губы, полость выстлана слизистым  эпителием

 

 Групповое задание №1   Изучение органов ротовой полости.

«ЯЗЫК»

Вопросы

1.      Какое строение имеет язык?

2.      Какие функции выполняет язык?

3.      Какую роль он играет для детенышей млекопитающих и человека?

 II Групповое задание №2 « Изучение слюнных желез»

1.Изучить в параграфе  31  раздел

 «Механическая и химическая обработка пищи»

2.Используйте дополнительный материал

3. Ответьте на вопросы

 а) Какой состав имеет слюна? Где образуется слюна?

б)   Какие функции выполняет слюна?

в)  Как называются, где расположены  слюнные железы у человека?

Слюна состоит на 99,5% из воды и  сухого остатка 0,5% (минеральные соли и органические вещества).

 Состав слюны

(слюнные железы выделяют около 200 различных веществ)

ферменты и вещества

функция

Лизоцим

обеззараживающее вещество (растворяет микроорганизмы, вызывая их гибель)

Муцин

сложный белок, придающий слюне вязкость и клейкость, способствующий смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчающий его проглатывание.

 

Амилаза

Гидролитические ферменты, расщепляющие крахмал

Выполнение лабораторной работы:

 «Пищеварительное действие слюны»

 Вывод Крахмал расщепляется под влиянием содержащегося в слюне фермента амилазы. Действие амилазы проявляется только в слабощелочной среде при температуре 37-38оС.

Слюна выделяется, когда в рот попадает пища – это безусловный слюноотделительный рефлекс. Также слюна выделяется, когда мы голодны и видим еду или думаем о ней – это условный слюноотделительный рефлекс

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

 Групповое задание 3.     Изучение строения зубов

 Ознакомьтесь с материалом учебника стр.162  «Строение зубов»

 Ответьте на вопросы

1.Каково строение зуба?

2.Как дифференцированы зубы человека?

3. Сколько зубов у человека?

4. В каком возрасте происходит смена зубов? Особенности молочных зубов

 Вклеить в тетрадь карточку «Строение зуба» и подписать его составные части

Заболевания зубов

Стоматология.  Стома по-гречески – рот, логия – наука. Врачи стоматологи занимаются лечением зубов, полости рта челюстей, а также протезированием зубов. Больные зубы – это такое мучение, что сколько существует человек, столько он их пытается и лечить.

КАРИЕС (гниль, гниение) - повреждается эмаль, дентин

ПУЛЬПИТ – воспаление пульпы (зубной мякоти)

ПАРОДОНТОЗ – поражение околозубной ткани

Самостоятельная работа по составлению

«Правил  ухода за ротовой полостью.

Прочитать раздел « Уход за зубами» Используя вопросы составить  «Правила гигиены и ухода за зубами.»

Глотание

Процесс глотания – перехода из ротовой полости в глотку и пищевод. Гортань закрывается надгортанником. Пищевод, перистальтически сокращаясь, транспортирует пищу в полость желудка. Слизистая пищевода выделяет слизь, облегчающую проскальзывание по нему пищевого комка

Регуляция пищеварения (рассказ учителя). Безусловный слюноотделительный рефлекс (при раздражении механических, химических и температурных рецепторов); Слюна выделяется, когда в рот попадает пища – это безусловный слюноотделительный рефлекс.  Также слюна выделяется, когда мы голодны и видим еду или думаем о ней – это условный слюноотделительный рефлекс, он образуется  в ответ на зрительные, обонятельные и слуховые раздражители. Центр слюноотделения находится в продолговатом мозге. Возбуждение идет к нему от рецепторов, находящихся в слизистой ротовой полости и языка в центр слюноотделения

Иван Петрович Павлов

Иван Петрович Павлов русский физиолог. Родился 27 сентября 1849 г. в Рязани, бывшей в те годы глухой провинцией, в семье священника.  В 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена королем Швеции российскому ученому, академику Ивану Петровичу Павлову, - он стал первым российским Нобелевским лауреатом

Закрепление учебного материала.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: уметь анализировать, отвечать на вопросы текста учебника.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверить глубину понимания изученного материала.

Задачи: установить степень усвоения обучающимися изученного материала, устранить обнаруженные пробелы.

Формы и методы достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала: практические, групповой деятельности.

1. Дайте обоснование народной мудрости « Кто хорошо жует,  тот долго живет»

ОТВЕТ Тщательное пережевывание пищи способствует более полному перевариванию и усвоению пищи.

2. Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен.

ОТВЕТ  Это связано с выделением слюны. Виновный человек не мог съесть сухой рис потому что не выделялось достаточно слюны. Нельзя быть полностью уверенным, что этот человек виновен. Поскольку в  состоянии нервного напряжения секреция слюны замедляется, во рту пересыхает.

3.Плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Почему они так поступали?

ОТВЕТ Человек с больными зубами не может нормально пережевывать пищу, как правило у него страдают и другие органы пищеварительной системы, поэтому он плохой работник.

4. Какое значение имеет кулинарная обработка пищи?

ОТВЕТ . Пищу варят, жарят, пекут - это делает ее вкуснее и доступнее для переваривания.

5.Какую роль в эволюции человека сыграло употребление термически обработанной пищи?

 ОТВЕТ Употребление в пищу древними людьми термически обработанного мяса привело к изменению строения зубной системы. Зубы стали менее массивными. Пища лучше переваривалась и

усваивалась организмом.

Заключительный тест

                        Выберите правильные ответы и постройте фразу

1.      Реакция слюны кислая.                                                            ЖЕЛ-

2.      Пищи при помощи языка опробуется                                     БУДЬ-

3.      Кариес –это заболевание десен                                               -ЛА                         

4.      Эмаль самое твердое вещество в организме                          -ТЕ         

5.      У взрослого человека   34 зуба                                                -ЕМ                        

6.      Крахмал расщепляется под действием лизоцима                   НЕ

7.      Пища  в ротовой полости частично обеззараживается          ЗДО-

8.      Реакция слюны слабощелочная                                               -РО-

9.      Крахмал расщепляется под действием амилазы                    -ВЫ 

10.  Выделение слюны зависит от воли человека                         БОЛ

11.  Выделение слюны происходит рефлекторно                          И

12.  Зуб – это не живой орган, пропитанный солями кальция     -ЕТЬ

13.  У взрослого человека 32 зуба                                                    СЧА

14.  Нельзя есть слишком холодную или горячую пищу            - СТЛ-   

15.  Ферменты – это лекарства                                                       -ИВЫ

 

Впишите фразу в рамку

 

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ!

 

 

 

6. Задание на дом.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися при выполнении домашнего задания: закрепить умение и знания по данной теме.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверить умение самостоятельно применять изученный материал.

Задачи: разъяснить методику выполнения домашнего задания.

Учитель формулирует домашнее задание и разъясняет учащимся методику его выполнения

Составьте тест из 5-6 вопросов по теме урока

Оформите несколько кадров  «рекламного ролика» по темам:

- Сохранение зубов;

Гигиена ротовой полости;

Альтернативная реклама (как нельзя делать)

 

 

5. Рефлексия.

Цель: самооценка результатов деятельности обучающимися

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Пригодятся ли эти знания в жизни?

Подумайте вместе с соседом и выразите свои впечатления об уроке одним словом

 

 


 

скачать по прямой ссылке
Похожие публикации: