Тема урока : «Пищеварение в ротовой полости»
8 класс
Цели урока:
a) Образовательная: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в них; сформировать знания о строении и значении зубов, знать правила чистки зубов и уход за ними.
b) Развивающая: развивать умения учащихся ставить цель к уроку, определять значение и топографию органов пищеварения, работать с анатомическими схемами и таблицами, делать выводы, применять имеющиеся знания при решении конкретных задач; работать с источниками информации, публично выступать; оценивать для себя значение полученной информации.
c) Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свой организм; умение вести правильный образ жизни; соблюдать правила личной гигиены.
Оборудование: презентация «Пищеварение в ротовой полости», таблицы «Пищеварительная система», скелет головы, зубная щетка, зубная нить, оборудование для лабораторной работы «Действие слюны на крахмал», раздаточный дидактический материал, компьютер, мультимедиапроектор.
Тип урока: комбинированный.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивация учебной деятельности.
4. Активно- познавательная деятельность (восприятие нового материала)
5. Закрепление полученных знаний.
6. Контрольно – оценочный этап.
7. Информирование о домашнем задании.
8. Рефлексия
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический
Педагогические технологии: технология группового обучения, технология критического мышления, информационно-коммуникативная.
Этапы работы |
Содержание этапов |
||||||||||
1. Организационный момент. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: создать положительный эмоциональный настрой. Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные. |
1.Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность класса к уроку. Знакомство 2.Инструкция (Что на столах и что нужно для работы) 3.Учитель напоминает учащимся о том, что на этом уроке они продолжат изучение темы «Пищеварение» Мы сегодня продолжим изучать пищеварительную систему и процессы связанные с пищеварением
3. Учитель создает проблемную ситуацию, используя вопросы беседы с учащимися.
|
||||||||||
2. Активизация знаний учащихся (Подготовка к восприятию нового материала) Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: повторить раннее изученный материал, уметь четко давать определения основным терминам Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: подготовить учащихся к восприятию нового материала. Проверить степень усвоения предыдущего материала..
|
Вопросы беседы с учащимися: Начало презентации слайд 1.2.3.4. 1Что это такое? (Продукты питания ) 2.Что такое продукты питания? 3.Какие бывают продукты питания по происхождению.? 4. Из чего они состоят? ( Питательные вещества) Что такое питательные вещества? ( жиры, белки, углеводы, витамины, мин. соли и вода.) 5.Каково значение пищи и питательных веществ в организме? 6. Почему вещества пригодные для пищи молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь вызывают гибель человека. 7. Что происходит с пищей в пищеварительной системе?( пища и питательные вещества расщепляются до более простых веществ и всасываются в кровь) 8. Под действием чего происходит переваривание? 9. Что такое ферменты?( биокатализаторы) 10 На какие более простые в-ва расщепляются жиры, белки и углеводы. 11. Каково строение пищеварительной системы? ( Пищеварительный канал и пищеварительные железы) 10. Определите функции пищеварительной системы ( механическая, химическая обработка и всасывание) 11. Что такое пищеварение? Сегодня мы поговорим о процессах пищеварения, которые происходят в начальном отделе пищеварительного тракта. Помогите мне сформулировать тему урока. Слайд 5 «Пищеварение в ротовой полости».
|
||||||||||
3. Изучение учебного материала. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: четко, последовательно излагать материал, указывая основные особенности пищеварения в ротовой полости. Цель, которую хочет достичь учитель: добиться знаний по темам и умения анализировать, отвечать на вопросы и делать выводы. Формы и методы изложения (представления) нового учебного материала: словесные, наглядные. Задачи: добиться от обучающихся восприятия и осознания новых знаний. Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: поиск информации и представления классу в виде презентации. Формы контроля уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому материалу: воспроизведение при опоре на изложенный материал. Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: развитие познавательного интереса, формирование чувства ответственности |
1. Целеполагание. Какова цель нашего урока? Слайд • Исследовать процессы пищеварения в ротовой полости. • Раскрыть роль ферментов в этих процессах • Сформировать знания о значении и строении зубов • Усвоить правила ухода за зубами Учитель: Многие считают, что основную роль в процессе переваривания пищи играет желудок и кишечник. Проблема: «Почему ротовую полость считают важным отделом пищеварения»? Познакомимся со строением ротовой полости и ее органами. Вопрос Что входит в состав ротовой полости? ( Язык. зубы, слюнные железы) Вход в ротовую полость отграничивают губы, полость выстлана слизистым эпителием
Групповое задание №1 Изучение органов ротовой полости. «ЯЗЫК» Вопросы 1. Какое строение имеет язык? 2. Какие функции выполняет язык? 3. Какую роль он играет для детенышей млекопитающих и человека? II Групповое задание №2 « Изучение слюнных желез» 1.Изучить в параграфе 31 раздел «Механическая и химическая обработка пищи» 2.Используйте дополнительный материал 3. Ответьте на вопросы а) Какой состав имеет слюна? Где образуется слюна? б) Какие функции выполняет слюна? в) Как называются, где расположены слюнные железы у человека? Слюна состоит на 99,5% из воды и сухого остатка 0,5% (минеральные соли и органические вещества).
Выполнение лабораторной работы: «Пищеварительное действие слюны» Вывод Крахмал расщепляется под влиянием содержащегося в слюне фермента амилазы. Действие амилазы проявляется только в слабощелочной среде при температуре 37-38оС. Слюна выделяется, когда в рот попадает пища – это безусловный слюноотделительный рефлекс. Также слюна выделяется, когда мы голодны и видим еду или думаем о ней – это условный слюноотделительный рефлекс ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ Групповое задание 3. Изучение строения зубов Ознакомьтесь с материалом учебника стр.162 «Строение зубов» Ответьте на вопросы 1.Каково строение зуба? 2.Как дифференцированы зубы человека? 3. Сколько зубов у человека? 4. В каком возрасте происходит смена зубов? Особенности молочных зубов Вклеить в тетрадь карточку «Строение зуба» и подписать его составные части Заболевания зубов Стоматология. Стома по-гречески – рот, логия – наука. Врачи стоматологи занимаются лечением зубов, полости рта челюстей, а также протезированием зубов. Больные зубы – это такое мучение, что сколько существует человек, столько он их пытается и лечить. КАРИЕС (гниль, гниение) - повреждается эмаль, дентин ПУЛЬПИТ – воспаление пульпы (зубной мякоти) ПАРОДОНТОЗ – поражение околозубной ткани Самостоятельная работа по составлению «Правил ухода за ротовой полостью. Прочитать раздел « Уход за зубами» Используя вопросы составить «Правила гигиены и ухода за зубами.» Глотание Процесс глотания – перехода из ротовой полости в глотку и пищевод. Гортань закрывается надгортанником. Пищевод, перистальтически сокращаясь, транспортирует пищу в полость желудка. Слизистая пищевода выделяет слизь, облегчающую проскальзывание по нему пищевого комка Регуляция пищеварения (рассказ учителя). Безусловный слюноотделительный рефлекс (при раздражении механических, химических и температурных рецепторов); Слюна выделяется, когда в рот попадает пища – это безусловный слюноотделительный рефлекс. Также слюна выделяется, когда мы голодны и видим еду или думаем о ней – это условный слюноотделительный рефлекс, он образуется в ответ на зрительные, обонятельные и слуховые раздражители. Центр слюноотделения находится в продолговатом мозге. Возбуждение идет к нему от рецепторов, находящихся в слизистой ротовой полости и языка в центр слюноотделения Иван Петрович Павлов Иван Петрович Павлов русский физиолог. Родился 27 сентября 1849 г. в Рязани, бывшей в те годы глухой провинцией, в семье священника. В 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена королем Швеции российскому ученому, академику Ивану Петровичу Павлову, - он стал первым российским Нобелевским лауреатом |
||||||||||
Закрепление учебного материала. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: уметь анализировать, отвечать на вопросы текста учебника. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверить глубину понимания изученного материала. Задачи: установить степень усвоения обучающимися изученного материала, устранить обнаруженные пробелы. Формы и методы достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала: практические, групповой деятельности. |
1. Дайте обоснование народной мудрости « Кто хорошо жует, тот долго живет» ОТВЕТ Тщательное пережевывание пищи способствует более полному перевариванию и усвоению пищи. 2. Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. ОТВЕТ Это связано с выделением слюны. Виновный человек не мог съесть сухой рис потому что не выделялось достаточно слюны. Нельзя быть полностью уверенным, что этот человек виновен. Поскольку в состоянии нервного напряжения секреция слюны замедляется, во рту пересыхает. 3.Плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Почему они так поступали? ОТВЕТ Человек с больными зубами не может нормально пережевывать пищу, как правило у него страдают и другие органы пищеварительной системы, поэтому он плохой работник. 4. Какое значение имеет кулинарная обработка пищи? ОТВЕТ . Пищу варят, жарят, пекут - это делает ее вкуснее и доступнее для переваривания. 5.Какую роль в эволюции человека сыграло употребление термически обработанной пищи? ОТВЕТ Употребление в пищу древними людьми термически обработанного мяса привело к изменению строения зубной системы. Зубы стали менее массивными. Пища лучше переваривалась и усваивалась организмом. Заключительный тест Выберите правильные ответы и постройте фразу 1. Реакция слюны кислая. ЖЕЛ- 2. Пищи при помощи языка опробуется БУДЬ- 3. Кариес –это заболевание десен -ЛА 4. Эмаль самое твердое вещество в организме -ТЕ 5. У взрослого человека 34 зуба -ЕМ 6. Крахмал расщепляется под действием лизоцима НЕ 7. Пища в ротовой полости частично обеззараживается ЗДО- 8. Реакция слюны слабощелочная -РО- 9. Крахмал расщепляется под действием амилазы -ВЫ 10. Выделение слюны зависит от воли человека БОЛ 11. Выделение слюны происходит рефлекторно И 12. Зуб – это не живой орган, пропитанный солями кальция -ЕТЬ 13. У взрослого человека 32 зуба СЧА 14. Нельзя есть слишком холодную или горячую пищу - СТЛ- 15. Ферменты – это лекарства -ИВЫ
Впишите фразу в рамку
|
||||||||||
6. Задание на дом. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися при выполнении домашнего задания: закрепить умение и знания по данной теме. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверить умение самостоятельно применять изученный материал. Задачи: разъяснить методику выполнения домашнего задания. |
Учитель формулирует домашнее задание и разъясняет учащимся методику его выполнения Составьте тест из 5-6 вопросов по теме урока Оформите несколько кадров «рекламного ролика» по темам: - Сохранение зубов; Гигиена ротовой полости; Альтернативная реклама (как нельзя делать)
|
||||||||||
5. Рефлексия. Цель: самооценка результатов деятельности обучающимися |
Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Пригодятся ли эти знания в жизни? Подумайте вместе с соседом и выразите свои впечатления об уроке одним словом
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.