Разработка урока по теме: "Роль бактерий в природе и жизни человека"
Оценка 4.9

Разработка урока по теме: "Роль бактерий в природе и жизни человека"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
биология
5 кл
19.11.2018
Разработка урока по теме: "Роль бактерий в природе и жизни человека"
Тема: Роль бактерий в природе и жизни человека. Задачи: 1. Раскрыть роль сапрофитных бактерий в природе, медицине, с/х, промышленности. 2. Познакомить учащихся с разными способами хранения пищевых продуктов. 3. Познакомить учащихся с возбудителями болезней, с мерами предупреждения этих болез-ней. 4. Формирование научного мировоззрения (познаваемость причин заболевания), разоблаче-ние суеверий. 5. Гигиеническое воспитание. I. Организационный момент. II. Проверка знаний. 1. Понятийная разминка: бактерии, спора, автотрофы, гетеротрофы, кокки, бациллы, спирил-лы, вибрионы, паразиты, сапрофиты, цианобактерии. 2. Биологический диктант. 3. Рассказать, как и почему бактерии образуют споры.
бактерии1.doc
Урок № 9  Тема: Роль бактерий в природе и жизни человека. Задачи:  1. Раскрыть роль сапрофитных бактерий в природе, медицине, с/х, промышленности. 2. Познакомить учащихся с разными способами хранения пищевых продуктов.  3. Познакомить учащихся с возбудителями болезней, с мерами предупреждения этих болезней. 4. Формирование научного мировоззрения (познаваемость причин заболевания), разоблачение суеверий. 5. Гигиеническое воспитание. I. Организационный момент. II. Проверка знаний. 1. Понятийная   разминка:   бактерии,   спора,   автотрофы,   гетеротрофы,   кокки,   бациллы, спириллы, вибрионы, паразиты, сапрофиты, цианобактерии. 2. Биологический диктант. 3. Рассказать, как и почему бактерии образуют споры. III. Изучение нового материала. 1. Способы борьбы с бактериями Вопрос: Как можно уничтожить бактерии и их споры?     1.   Пар при температуре 1200С в течении20 минут. 2. Солнечные лучи. Стерилизация  (sterylis  –   бесплодный)   –   уничтожение   бактерий   кипячением,   при   помощи ультрафиолетовых лучей и химических веществ. Пастеризация – нагрев до 60 – 700С, давление 1 – 2 атм. Тиндализация = стерилизация, оставить на сутки, снова стерилизация. Запись в тетради (бактерии­сапрофиты портят продукты): Способы хранения пищевых продуктов: сушка вяление соление ­ ­ ­ ­ маринование ­ консервирование ­ квашение ­ пастеризация ­ стерилизация Внимание!    Консервные   банки   со   вздувшимися   крышками   (результат   жизнедеятельности гнилостных   бактерий,   попавших   в   банку   в   результате   неправильного консервирования). 2. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Задание: Прочитать текст на стр. 31­32 (до молочно­кислых бактерий). 1. Каково значение бактерий гниения? 2. Каково значение почвенных бактерий? 3. Составьте в тетради схему: растительный и  растительный и  животный опад животный опад бактерии гниения – санитары планеты перегной перегной почвенные бактерии перегной перегной (орг. вещества) (орг. вещества) минеральные  минеральные  соли соли Вывод (устно):  1. Бактерии гниения очищают планету. 2. Почвенные бактерии создают благоприятные условия для жизни растений. Бактерии Бактерии гниения Почвенные бактерии 1 2 Клубеньковые бактерии 3 4 Молочнокислые бактерии Значение Место обитания Опад   –>  перегной   (санитары планеты) Перегной   –>   минеральные   в­ва (удобрения) Усвоение N2 из почвы Створаживание молока Квашение овощей Силосование  Почва Почва Корни бобовых растений Молоко Овощи Сено Мы   рассмотрели   значение   сапрофитных   бактерий.   Интересно,   что   на   основе   этих   бактерий появилась новая отрасль промышленности – биотехнолония.  При этом используют бактерии  для получения лекарств и витаминов,  для борьбы с пластмассой (в Англии вывели бактерий­пожирателей) для очистки нефтеналивных танкеров (нефть перерабатывают в белки, которые идут на корм скоту). 3. Болезнетворные бактерии – бактерии­паразиты Бактерии­паразиты, поселяются в организме человека и вызывают заболевание. Используя  питательные вещества клеток человека, они быстро размножаются и выделяют ядовитые вещества  – токсины. Токсины – яды, выделяемые бактериями­паразитами. Токсикоз – отравление токсинами. Бактериологические войны: 1 гр. токсина убивает 8 млн. человек. 1991 г. – война в Персидском заливе. В Иране использовали оружие массового поражения.  Запрещено в мире. Задание: Из текста *94 выписать названия болезней, которые вызываются болезнетворными бактериями . (тиф, холера, бруцеллез, туберкуле, ангина, сап, сибирская язва, столбняк, чума) !!! Сообщение о чуме и карантине. 4. Способы распространения инфекции Запись в тетради: 1. При общении с больным (воздушно­капельная) 2. При употреблении пищи и воды (алиментарная) Зачитать: В 1892 году сильная эпидемия холеры вспыхнула в Гамбурге. Сначала она появилась среди   портовых   рабочих,   а   затем   распространилась   по   всему   городу.   Ежедневно регистрировали   до   1000   новых   случаев.   Главным   виновником   такого   быстрого распространения   инфекции   был   городской   водопровод:   вода   для   него   забиралась   из Эльбы, и не подвергалась никакой фильтрации. 3. Через различные предметы (контактная) Зачитать: В 1913 году купцы скупили по дешевой цене шкуры скота, павшего от заразной болезни  ­ сибирской   язвы.   Из   этих   шкур   выделывали   полушубки   для   солдат.   В   результате, сибирской язвой заразились и умерли не только люди, которые возделывали шкуры, но и солдаты. 5. Борьба с болезнетворными бактериями Если   заражаются   большое   количество   людей,   вспыхивает   эпидемия.   Нельзя   допускать распространения болезни. Меры предупреждения болезни: закрывать рот при кашле 1. 2. кипятить платки 3. осуществлять врачебный контроль над источником воды и продуктами питания 4. дезинфицировать помещения 5. делать предупредительные прививки (упомянуть о Дженнере – прививка от оспы)   6.   Вред   религиозных   обрядов   как   одного   из   путей   распространения   инфекционных заболеваний. !!! Сообщение. IV. Закрепление знаний. Беседа: 1. Почему люди болеют? 2. Почему в сырую погоду, а также в сырых, холодных и темных помещениях, и при плохом питании люди заболевают чаще, чем в сухую солнечную погоду и в хороших условиях? 3. Догадайтесь,  что такое бактерионосительство?  (возникает  в результате нелечения или самолечения, особенно желудочно­кишечных заболеваний) V. Д/з:  § 6, термины, вопросы на с.34­35.

Разработка урока по теме: "Роль бактерий в природе и жизни человека"

Разработка урока по теме: "Роль бактерий в природе и жизни человека"

Разработка урока по теме: "Роль бактерий в природе и жизни человека"

Разработка урока по теме: "Роль бактерий в природе и жизни человека"

Разработка урока по теме: "Роль бактерий в природе и жизни человека"

Разработка урока по теме: "Роль бактерий в природе и жизни человека"
Скачать файл