Разработка урока по теме "Специализация труда. Производительность" (7 класс, экономика. обществознание)
Оценка 5
Работа в классе
doc
обществознание
Детсад—7 кл
23.01.2017
Разработка урока по теме "Специализация труда. Производительность" (Производство книг "Книжная фабрика"). Урок предназначен для обучающихся 7 класса при изучении Главы 4 "Как организуется производство благ" по учебнику И.В. Липсица "Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности". Класс делится на группы по 5-6 человек, ученики принимают участие в упражнении, моделирующий процесс производства (в данном случае учащиеся организуют работу книжной фабрики и будут заниматься производством книг).Урок экономики в 7 классе по теме "Специализация труда. Производительность"
Урок экономики в 7 классе.doc
Учитель экономики Свиридова Т.Ю.
Урок экономики в 7 классе.
Тема урока:
«Специализация труда. Производительность»
Производство книг «Книжная фабрика»
Описание урока
Урок целесообразно провести в 7 классе при изучении Главы 4 «Как
организуется производство благ», учебника И. В. Липсица
«Экономика: история и современная организация хозяйственной
деятельности».
Работая в малых группах (класс делится на группы по 56 чел.), ученики
принимают участие в упражнении, моделирующем процесс производства (в
данном случае учащиеся организуют работу книжной фабрики и будут
заниматься производством книг), и определяют влияние на
производительность труда специализации, разделения труда и инвестиций в
человеческий капитал и капитальные ресурсы.
Для урока потребуются: листы формата А4, ручки, скрепки.
Цель урока:
Определить, в чем состоит ценность специализации труда
Задачи:
Объяснить, каким образом разделение труда и специализация способствуют
увеличению производительности;
Определить производительность труда.
Экономические термины и понятия
Разделение труда – специализация людей и их групп на выполнении
определенного вида работ.
Общественное разделение труда – разделение труда, связанное с
появлением отдельных отраслей народного хозяйства.
Специализация – сосредоточение определенного вида деятельности в руках
того человека или хозяйственной организации, которые справляются с ней
лучше других. Основные этапы развития общественного разделения труда:
отделение скотоводства от земледелия;
выделение ремесла как самостоятельной отрасли;
возникновение купечества и т.д.
Процедура проведения занятия
1. Разделите класс на команды, состоящие из 4 – 5 учеников каждая.
Пусть ученики организуют для работы общее пространство. Попросите
учеников придумать названия своим книжным фабрикам.
2. Скажите ученикам, что они будут производить книги. Покажите, как
сделать книгу, попутно объясняя процесс производства.
3. Скажите ученикам, что у них будет 5 минут на то, чтобы произвести
столько книг, сколько они смогут. Проинформируйте их, что вы или
выбранные ученики выступят в качестве контролеров, и будут
инспектировать все законченные книги. Книги, не соответствующие
стандартам, будут отвергнуты и ликвидированы. Будут засчитываться
только завершенные книги, прошедшие контроль.
4. Раздайте бумагу, скрепки и по 1 ручке на каждую книжную фабрику.
Дайте каждому ученику время попрактиковаться, сделав по одной
книге.
Раунд 1. 1. Проинформируйте учеников, что в Раунде 1 каждый работник на
фабрике производит книги. Каждый производитель делает всю книгу
один. Все они совместно пользуются материалами и капитальными
ресурсами.
2. Предоставьте ученикам рабочим 5 минут на производство книг.
Проверьте завершенные книги, уничтожьте брак и незавершенные книги.
3. Выдайте на каждую книжную фабрику по экземпляру Упражнение 1.
разберите столбец с примерами. Затем дайте группам задание подсчитать
результаты Раунда 1 для своей фабрики.
4. Спросите учеников: «Как иначе вы можете организовать процесс
производства?
(Скорее всего, ученики предложат использовать специализацию и разделение
труда.)
Раунд 2.
1. Разрешите ученикам внедрить разделение труда и специализацию. Дайте
им время обсудить, как можно разбить производство книги на серию
стадий, и пусть каждый член группы специализируется на одной или 2
отдельных стадиях. Укажите, что в качестве специалиста каждый
ученик всего лишь выполняет часть производственного процесса.
2. Повторить операцию 2 (Раунда 1).
3. Занести подсчеты в колонку Раунд 2, если производительность
компаний от Раунда 1 к Раунду 2 не увеличилась, повторите Раунд 2.
Раунд 3.
1. Теперь разрешите компаниям приобрести новые капитальные ресурсы:
столько дополнительных ручек, сколько им хочется. Каждая
дополнительная ручка стоит 0,50 рублей, укажите, что ручки – это
капитальные ресурсы фабрики, и, покупая их, фабрика тем самым
делают инвестиции в физический капитал.
2. Повторите операцию 2. (Раунда 1).
3. После того, как ученики завершат заполнение таблицы. Обсудите
следующие моменты:
Объясните, что определение производительности таково: это отношение колва произведенных единиц продукции к колву использованных ресурсов.
(ст. 10) в данном случае подсчитывается производительность труда, т.е.
объем производства в расчете на каждого работника в течение (5 мин.).
колво книг, произведенных за это время, делиться на колво работников
компании. Укажите на то, что с ростом производительности значение этого
показателя увеличивается.
Что происходило с производительностью от Раунда 1 к Раунду 2? И т.д.
В большинстве случаев производительность должна увеличиваться от Раунда
1 к Раунду 2 благодаря специализации и разделения труда. Однако иногда
этого не происходит изза отсутствия навыков, плохого кооперирования
между работниками или неопытности. К Раунду 3 компания должна заметить
увеличение производительности по мере того, как специалисты приобрели
больше практики, а компании улучшили процесс конвейера.
Что произошло с качеством книг от Раунда 1 к Раунду 2?
Как правило, меньше книг будет отвергаться, и в целом качество улучшится.
Каково было воздействие инвестирования в дополнительные
капитальные ресурсы (ручки) в Раунде 3 на производительность?
Инвестирование в капитал должно было увеличить производительность.
Каково было влияние увеличения производительности на средние
затраты (ст.9)?
Сред. затраты должны были уменьшиться. Почему это важно? Более низкие
средние затраты означают, что производители могут более эффективно
конкурировать с другими книжными фабриками. Что позволяет им остаться в
бизнесе и, возможно, зарабатывать более высокую прибыль.
Каковы преимущества и недостатки специализации и разделения труда?
Ответы будут разными, но в них должно быть упомянуто следующее.
Преимущества:
специалисты становятся весьма квалифицированными в выполнении одной
стадии производственного процесса;
качество продукции улучшается;
рост производительности.
Недостатки:
однообразие,
некоторые работники могут потерять свое место работы вследствие роста
производительности.
Заключение
Обсудите следующее: 1. В чем состоит ценность специализации труда, почему она стала
важнейшим камнем в фундаменте хозяйственной жизни общества?
Специализация позволяет каждому человеку находить ту сферу
деятельности, тот вид работ, ту профессию. Где его способности проявятся
наиболее полно, а труд будет наименее тягостен.
Специализация позволяет людям добиваться все большей умелости в
осуществлении избранной для себя деятельности. А это дает возможность
изготавливать блага или оказывать услуги со все более высоким уровнем
качества.
Рост умелости позволяет людям тратить на изготовление благ все меньшее
количество времени и избегать его потерь при переключении с одного вида
работ на другой.
Специализация оказалась главным способом повышения производительности
всех ресурсов (факторов производства)
2. Что такое производительность труда?
Объем производства в расчете на одного работника.
3. Каким образом специализация, разделение труда и инвестирование
в капитал влияют на производительность?
Производительность увеличивается.
4. Чем выгодно фирме увеличение производительности?
Увеличение производительности способствует уменьшению затрат на
производство единицы продукции, а качество продукции, как правило,
повышается.
5. Почему увеличение производительности важно как для отдельных
людей, так и для экономики в целом?
Увеличение производительности способствует росту потребления и уровня
доходов – другими словами, повышению уровня жизни. Упражнение 1.
Данные по производительности
Пример
Раунд 1 Раунд 2
Раунд 3
1.Число работников
2. Зарплата
3. Арендная плата
(за столы)
4. Капитальные ресурсы
(количество ручек)
5. Инвестиции в капитальные
ресурсы
(0,.50 за каждую ручку)
6.Число принятых книг
7. Стоимость материалов
(0,25 на одну принятую книгу)
8. Общие затраты на производство
принятых книг
(заработная плата (ст.2) + арендная
плата (ст.3) + инвестиции в
капитальные ресурсы (ст.5)+
стоимость материалов (ст.8))
4
4.00
2.00
1
0,50
4
1
7.50 9. Средние затраты на одну
принятую книгу
(общие затраты (ст.8) / число
принятых книг (ст.6))
10. Производительность: Объем
производства в расчете на одного
работника за 5 минут
(число принятых книг (ст.6) /число
работников (ст.1))
1.88
1
Разработка урока по теме "Специализация труда. Производительность" (7 класс, экономика. обществознание)
Разработка урока по теме "Специализация труда. Производительность" (7 класс, экономика. обществознание)
Разработка урока по теме "Специализация труда. Производительность" (7 класс, экономика. обществознание)
Разработка урока по теме "Специализация труда. Производительность" (7 класс, экономика. обществознание)
Разработка урока по теме "Специализация труда. Производительность" (7 класс, экономика. обществознание)
Разработка урока по теме "Специализация труда. Производительность" (7 класс, экономика. обществознание)
Разработка урока по теме "Специализация труда. Производительность" (7 класс, экономика. обществознание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.