Разработка урока по теме: «Виды неправильных пирамид».
Выполнил:
Королёва М.А., учитель математики средней школы № 3 г. Лысково.
Тип урока: уроклекция.
Учебник: Геометрия, 1011: учеб. для общеобразоват. учреждений:
базовый и профил. уровни/[Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.
Кадомцев и др.]. – 16е изд. – М.: Просвещение, 2014 год. – 256 с.
Учебная задача урока: В совместной деятельности с учащимися
выявить основные виды неправильных пирамид и соответствующие
им равносильные условия.
Диагностируемые цели: в результате урока ученик:
знает виды неправильных пирамид и их построение, свойства
площади боковой поверхности неправильных пирамид;
понимает какие свойства и почему присуще каждому виду
пирамид.
умеет определять вид неправильных пирамид, находить проекцию
вершины пирамиды на плоскость основания.
Методы обучения: метод эвристической беседы, частично
поисковый.
Средства обучения: мел, доска, учебник, ручки, тетради, канва
таблица, презентация, модели.
Форма работы: фронтальная.
Структура урока: I. Мотивационноориентировочный этап (10
мин);
II. Операциональнопознавательный этап (30 мин);
III. Рефлексивнооценочный этап (5 мин).
Ход урока.
I.
Мотивационно – ориентировочный этап.
Учитель: На пошлом уроке вы решали задачи на правильную
пирамиду. Сформулируйте определение правильной пирамиды.
Ученики: Правильной называется пирамида, в основание которой
лежит правильный многоугольник, а отрезок, соединяющий вершину
пирамиды с центром основания, является ее высотой.
Учитель:
Изобразим правильную треугольную пирамиду.
Сформулируйте шаги плана её построения для треугольной
пирамиды.
Ученики: 1. Построить основание пирамиды.
1. Найти точку пересечения медиан.
1 2. Построить перпендикуляр к основанию через эту точку.
3. Взять на этой прямой произвольную точку – вершина пирамиды.
4. Соединить эту точку с вершинами основания.
Учитель: Назовите основание пирамиды, боковые грани, боковые
ребра.
Ученики: Основанием является ⊿ АВС, боковые грани АДС,
ВДС, АДВ, боковые ребра АД, ВД , СД.
Учитель: что называется высотой пирамиды.
Ученики: перпендикуляр, проведенный из вершины пирамиды к
плоскости основания, называется высотой призмы ОД.
Учитель: Что называется апофемой? Изобразите ее на рисунке.
Ученики: Высота боковой грани правильной пирамиды, проведенная
из ее вершины, называется апофемой. ДМ – апофема.
Учитель: Вспомним свойства правильной пирамиды.
Ученики: Все боковые ребра правильной пирамиды равны:
АД=ВД=СД. Боковые грани являются равными равнобедренными
треугольниками: ⊿АДС=⊿ВДС=⊿АДВ.
Площадь боковой поверхности правильной пирамиды равна
половине произведения периметра основания на апофему, ребра
образуют равные углы с основанием и высотой.
Учитель: Докажите по данному рисунку равенство боковых ребер?
Ученики: Рассмотрим ⊿АОД, ⊿СОД и ⊿ВОД – прямоугольные:
1. ДО – общая сторона
2. АО=ВО=ОС – как радиусы описанной окружности основания.
Следовательно,
⊿АОД=⊿ВОД=⊿СОД (по двум катетам).
АД=ВД=СД.
Учитель: Что ещё следует из равенства этих же треугольников?
Ученики: ∠ ДАО=∠ДВО=∠ДСО.
2 Учитель: Докажите равно наклонность боковых граней к
основанию.
Ученики: ∠ДАО=∠ДВО=∠ДСО, то боковые грани равно
наклонены к основанию.
Учитель: Что мы знаем про апофемы?
Ученики: Апофемы опираются на радиус вписанной окружности и
равны между собой. Так же равны углы между апофемой и
плоскостью основания, и равны углы между апофемой и высотой.
Учитель: Какой можно сделать вывод из этого про боковые грани
правильной пирамиды и ее высотой ?
Ученики: Боковые грани правильной пирамиды образуют равные
углы с высотой.
Учитель: Мы имеем правильную пирамиду, и она обладает
некоторыми свойствами: боковые грани равно наклонены к
основанию, боковые грани образуют равные углы с высотой
правильной пирамиды.
Обратим внимание на задачи в учебнике. Какие пирамиды
рассматриваются в большинстве задач?
Ученики: В большинстве задач рассматриваются пирамиды, в
основание которых лежат неправильные многоугольники.
Учитель: Значит, нужно выявить свойства неправильных пирамид,
чтобы выяснить взаимное расположение их элементов, которые
будут необходимы при решение задач. Цель урока является
выявление видов неправильных пирамид и их свойств.
Содержательный этап.
Решим задачу: Дан треугольник АВС и точка Д вне плоскости этого
треугольника. Точка Д равноудалена от вершин А и В. Выяснить, в
какую точку плоскости АВС проектируется точка Д.
II.
3 Дано: ∆АВС; т.Д∉ (АВС). т.Д равноудалена от А и В.
Выяснить: в какую точку плоскости (АВС) проектируется т.Д.
Решение:
Допустим т.Н – проекция т.Д на (АВС). Следовательно
ДН⊥(АВС)
Рассмотрим ∆ДАН и ∆ДВН – прямоугольные:
1) АД=ВД;
2) НД – общая.
Следовательно ∆ДАН=∆ДВН по гипотенузе и катету.
Из равенства треугольников ∆ДАН=∆ДВН следует, что
АН=ВН. ∆АНВ – равнобедренный по определению и т.Н – вершина,
из которой выходит медиана и гипотенуза, то есть т.Н лежит на
серединном перпендикуляре к стороне АВ.
Ответ: проекция точки Д на плоскость треугольника АВС
принадлежит серединному перпендикуляру отрезка АВ.
Из равенства треугольников ДАН и ДВН можно выделить еще два
равенства:
∠ДАН=∠ДВН. Это углы между наклонными АД и ВД и
плоскостью (АВС).
∠АДН=∠ВДН. Это углы между наклонными АД и ВД и
перпендикуляром ДН.
Мы получили несколько условий:
1) Точка Д равноудалена от вершин А и В;
2) Точка Д проектируется на серединный перпендикуляр к отрезку АВ;
3) Наклонными АД и ВД равно наклонены к плоскости АВС;
4) Наклонными АД и ВД равно наклонены к перпендикуляру ДН.
4 В нашей задаче выполнялось первое условие, а мы доказали, что
выполняются следующие три.
Допустим, что выполняется, например, третье условие. Другие
условия будут выполняться, исходя из равенства треугольников
ДАН и ДВН. Получаем, что, если выполняется одно из данных
четырех условий, то выполняются и остальные условия. Такие
условия называются равносильными.
Если мы соединим точки Д и С, то получим тетраэдр ДАВС.
Допустим, что все боковые ребра тетраэдра равны. Из этого
выведем равносильные условия, опираясь на равносильные условия
предыдущей задачи.
Все три треугольника АДН, ВДН и СДН равны, а значит точка Н
лежит на пересечении серединных перпендикуляров к сторонам
треугольника АВС.
То есть точка Д проектируется в центр описанной окружности
основания.
Все боковые ребра равно наклонены к плоскости основания и к
высоте пирамиды.
Таким образом, получаем один из видов неправильных пирамид –
пирамида, вершина которой проектируется в центр описанной
окружности основания.
Вершина пирамиды проектируется в центр описанной окружности
основания тогда и только тогда, когда:
1) Высота пирамиды проходит через центр описанной окружности
основания;
2) Боковые ребра пирамиды равны;
3) Боковые ребра пирамиды равно наклонены к плоскости основания;
4) Боковые ребра пирамиды равно наклонены к высоте пирамиды.
Учитель: Решим задачу. Дан ⊿ АВС и точка Д вне плоскости этого
треугольника. Точка Д равноудалена от прямых АВ и АС. Выясните,
в какую точку плоскости АВС проектируется точка Д.
5 Дано: ⊿ АВС,
Д∉ (АВС),
d(Д, АВ) = d(Д, АС)
Выяснить, в какую точку плоскости АВС проектируется точка Д.
Решение.
Учитель: Что означает точка Д равноудалена от прямых АВ и АС?
Ученики: Проводится перпендикуляр из т. Д к АВ и АС ДК и
ДМ, тогда ДК = ДМ.
Учитель: Рассмотрим т. Н – проекция т. Д на плоскость АВС. Что
можно сказать про ⊿ ДНК и ⊿ ДНМ?
Ученики: ⊿ ДНК = ⊿ ДНМ (по гипотенузе и катету). Из равенства
треугольников следует, что НК = НМ.
Учитель: К какому множеству точек принадлежит точка Н?
Ученики: Биссектриса угла ВАС.
Учитель: Что еще можем сказать про НК и НМ?
Ученики: ДН – проекция, ДК – наклонная, ДН ⊥ КН, ДК ⊥ АВ, то
по теореме, обратной теореме о трех перпендикулярах, КН ⊥ АВ.
ДН – проекция, ДК – наклонная, ДН ⊥ КМ, ДМ ⊥ АВ, то по
теореме, обратной теореме о трех перпендикулярах, НМ ⊥ АС.
Учитель: Что можем сказать про ⊿ ДКА и ⊿ ДМА ?
Ученики: ⊿ ДКА и ⊿ ДМА прямоугольные:
1) ДК = ДМ
2) ДА – общая.
⊿ ДКА = ⊿ ДМА (по гипотенузе и катету). Из равенства
треугольников следует: ∠ДАК = ∠ДАМ.
Учитель: Исходя из этого, можно сделать вывод, что проекция
точки Д на плоскость АВС принадлежит биссектрисе ∠ ВАС. Но
это не полный вывод, который можно сделать по задаче. Из условия
задачи так же следует, что т. Д может проектироваться на
6 продолжение биссектрисы ∠ САВ , если ∠ДАВ = ∠ДАС >90° ,или
биссектрису одного из внешних углов ⊿ АВС при вершине А,
⊿ДКН=⊿ДМК, следовательно плоскости (ДАВ) и (ДАС) равно
наклонены к плоскости (АВС). ∠КДН=∠МДН, тогда получим, что
плоскости (ДАВ) и (ДАС) равно наклонены к перпендикуляру ДН.
Но в дальнейшем нас будет больше интересовать именно первый
случай, поэтому остановимся подробнее на нем.
Получаем следующие равносильные условия для пирамиды, вершина
которой проектируется в центр вписанной окружности основания:
1) т. Д равноудалена от прямых АВ и АС (∠ДАВ =
∠ДАС<90°);
2) т. Д проектируется на биссектрису ∠ САВ;
3) ∠ДАВС = ∠ДАСВ<90°;
4) (ДАВ) и (ДАС) равно наклонены к перпендикуляру ДН;
5) Наклонная ДА образует равные острые углы со сторонами
АВ и АС.
Вершина пирамиды проектируется в центр вписанной окружности
основания тогда и только тогда, когда :
1) Высота пирамиды проходит через центр вписанной окружности
основания;
2) Вершина пирамиды равноудалена от сторон основания;
3) Каждое боковое ребро пирамиды образует равные углы со
смежными сторонами основания;
4) Боковые грани пирамиды равно наклонены к основанию;
5) Боковые грани пирамиды равно наклонены к высоте пирамиды.
Такая пирамида обладает следующими свойствами:
1. Sбок.пов.=
1
2 Росн × h, где h – высота боковой грани, проведенная из
вершины пирамиды;
2. Sбок.пов =
Sосн
cosα , где α двугранный угол при основании
пирамиды.
III. Рефлексивнооценочный этап.
Учитель: Какие пирамиды мы изучили?
Ученики: Пирамида, вершина которой проектируется в центр
описанной и вписанной окружности основания.
Учитель: Какими свойствами обладает пирамида, вершина которой
проектируется в центр описанной окружности основания?
Ученики: Вершина пирамиды проектируется в центр описанной
окружности основания тогда и только тогда, когда:
7 1) Высота пирамиды проходит через центр описанной окружности
основания;
2) Боковые ребра пирамиды равны;
3) Боковые ребра пирамиды равно наклонены к плоскости основания;
4) Боковые ребра пирамиды равно наклонены к высоте пирамиды.
Учитель: Какими свойствами обладает пирамида, вершина которой
проектируется в центр вписанной окружности основания?
Ученики: Вершина пирамиды проектируется в центр вписанной
окружности основания тогда и только тогда, когда :
1) Высота пирамиды проходит через центр вписанной окружности
основания;
2) Вершина пирамиды равноудалена от сторон основания;
3) Каждое боковое ребро пирамиды образует равные углы со
смежными сторонами основания;
4) Боковые грани пирамиды равно наклонены к основанию;
5) Боковые грани пирамиды равно наклонены к высоте пирамиды.
Учитель: Как найти площадь боковой поверхности пирамиды,
вершина которой проектируется в центр вписанной окружности
основания?
Ученики: Sбок.пов.= Росн ×h, где h – высота боковой грани,
проведенная из вершины пирамиды;
Sбок.пов = Sосн
cosα , где α двугранный угол при основании
пирамиды.
Учитель: Домашнее задание.
Доказать свойства пирамиды, вершина которой проектируется в
центр вписанной окружности.
№250. Основанием пирамиды является равнобедренный треугольник
с углом 120о. боковые ребра образуют с ее высотой, равной 16 см,
углы в 45о. Найти площадь основания пирамиды.
8 Дано: ДАВС – пирамида, АВС равнобедренный треугольник (
∠В=120 о),
ДО – высота, ДО=16 см, ∠АДО=∠ВДО=∠СДО=45о(*)
Найти: Sосн.
Решение:
1. Из условия (*) следует, что вершина Д проектируется в центр
описанной окружности основания АВС.
2. Пусть R – радиус описанной окружности, тогда по теореме синусов
2R=
АВ
sin∠С , АВ = 2R sin∠С
3. Из ⊿ ДОC(прямоугольный) : CО=ДО, ДО=16 (см)=СО= R.
Cледовательно, АВ=16 (см)= ВС.
1
2 АВ×ВС×sin∠В
4. Sосн.=0,5 ×
5. Sосн.= 0,5×16 ×16 √3 × √3
Ответ: 64 √3 см2.
2 = 64 √3 (см2).
9 Канва – таблица.
Виды неправильных пирамид и их свойства
Вершина пирамиды проектируется в
центр вписанной окружности
основания
Вершина пирамиды проектируется в
центр описанной окружности основания
тогда и только тогда, когда:
Высота пирамиды проходит через
центр вписанной окружности
основания;
Вершина пирамиды равноудалена от
сторон основания;
Каждое боковое ребро пирамиды
образует равные углы со смежными
сторонами основания;
Боковые грани пирамиды
равнонаклонены к основанию;
Боковые грани пирамиды
равнонаклонены к высоте пирамиды.
Высота пирамиды проходит через центр
описанной окружности основания;
Боковые ребра пирамиды равны;
Боковые ребра пирамиды
равнонаклонены к плоскости основания;
Боковые ребра пирамиды
равнонаклонены к высоте пирамиды.
Свойства:
Sбок.пов.= Росн ×h, где h – высота
боковой грани, проведенная из
вершины пирамиды;
Sбок.пов = Sосн
двугранный угол при основании
пирамиды.
cosα , где α
10
Разработка урока по теме: "Виды неправильных пирамид"
Разработка урока по теме: "Виды неправильных пирамид"
Разработка урока по теме: "Виды неправильных пирамид"
Разработка урока по теме: "Виды неправильных пирамид"
Разработка урока по теме: "Виды неправильных пирамид"
Разработка урока по теме: "Виды неправильных пирамид"
Разработка урока по теме: "Виды неправильных пирамид"
Разработка урока по теме: "Виды неправильных пирамид"
Разработка урока по теме: "Виды неправильных пирамид"
Разработка урока по теме: "Виды неправильных пирамид"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.